Ручными разновидностями аккумуляторной садовой техники уже никого не удивить — они выпускаются многими компаниями. С «катаемыми» машинами сложнее. Им требуется много энергии, следовательно, нужны мощные и дорогие аккумуляторы. Буквально единственное исключение до недавних пор составляли газонокосилки: в силу специфики работы и относительно небольшой потребляемой энергии они выпускались и в аккумуляторном исполнении. Большинство таких косилок относятся к «системным»: аккумулятор съёмный, пригоден для питания целой линейки оборудования. Более мощные виды «катаемой» аккумуляторной садовой техники можно найти, если задаться такой целью. Но это скорее единичные экземпляры: время работы подобного устройства на одной зарядке будет исчисляться десятками минут. Для профессионального использования это маловато, а для работы в быту — дороговато. К тому же аккумуляторы на них — «свои», снять их и применить на другой технике не удастся. В общем, такие модели потому и относятся к разряду «экзотики», что круг потенциальных покупателей невелик.
В этом году компания Ryobi представила очередную новинку — аккумуляторный снегоуборщик, расширяющий линейку системного аккумуляторного инструмента Ryobi Lithium+ 36 V. Модель сама по себе интересная, к тому же есть основания предполагать, что интерес она будет вызывать не только у специалистов, но и у пользователей.
Ryobi RST36B51
Одноступенчатый аккумуляторный шнековый снегоуборщик
Почему снегоуборщик? А почему бы и нет!
Выпуск именно аккумуляторной снегоуборочной техники — явление вполне логичное. «Фронт работ» у многих пользователей исчисляется зачастую всего несколькими десятками квадратных метров: расчистка дорожек на участке, пространства перед гаражом или автомобильной площадкой, ну и самой этой площадки, если гаража нет. Для очистки больших территорий на рынке широко представлены мощные и дорогие модели с бензиновыми двигателями. Для таких работ они явно избыточны, тут удобнее одноступенчатые разновидности. Обычно они выпускаются в электрических версиях, но встречаются и аппараты с бензиновыми двигателями. Эти модели рассчитаны на уборку свежевыпавшего снега, но при постоянном проживании и даже частых приездах снег всё равно не успевает слежаться.
Недостаток электрического снегоуборщика — необходимость одновременно работать не только с ним, но и с удлинителем. Если речь идёт о расчистке протяжённой, да ещё и изогнутой дорожки — задача оказывается нетривиальной: разматывать и сматывать удлинитель каждый раз нужно целиком, при маневрировании не обойтись без помощника. Ещё желательно заранее организовать «наружную» розетку для подключения — не протягивать же провод каждый раз через приоткрытую дверь или форточку. С аккумуляторной техникой всё проще, вопрос лишь в достаточной для проведения работы ёмкости аккумулятора.
Говорить о продолжительности работы применительно к аккумуляторным снегоотбрасывателям не очень корректно. Заявления вроде «машина способна работать столько-то минут на одной зарядке батареи ёмкостью…» — это скорее «маркетинг». При этом не учитываются ни высота убираемого снежного покрова, ни плотность снега, ни, что немаловажно, температура как «за бортом», так и самой батареи. Эти «нюансы» могут изменять значения реального времени работы на одной зарядке на одной и той же площадке раза в два, а то и больше. Причём пользователю под силу изменить здесь только один из факторов — температуру, при которой заряжается батарея, а заодно и условия её хранения. Логично предположить, что зарядку будут проводить при комнатной температуре, внутри дома, а установку батареи — непосредственно перед началом работы. Съёмные аккумуляторы как раз и предоставляют эту возможность. «Промёрзнуть» за время использования батарея вряд ли сможет, время непрерывной работы — десятки минут, да и при её разряде выделяется тепло.
Так что для более или менее стандартных режимов работы (свежевыпавший снег, следовательно, мороза нет, несколько десятков квадратных метров автомобильной площадки с заездом на неё и несколько десятков метров дорожек) заряда одной батареи будет более чем достаточно, так что тут можно не беспокоиться. Да и подзарядиться недолго.
Сам «снежник»
Одноступенчатые «снежники» довольно чётко распределяются на две группы. Первая — простые модели без усложнений конструкции с минимальной стоимостью. Вторая — дорогие снегоотбрасыватели «повышенной комфортабельности» с более удобными регулировками, нередко ещё и с фарой. Собственно, отличить один тип от другого проще всего, посмотрев на рукоятку управления и устройства управления поворотом жёлоба и наклоном козырька.
Что представленная модель (1) относится ко второму типу — не удивительно. Аккумуляторная техника вместе с батареей и зарядным устройством стоит больше, чем электрическая, экономить «на мелочах» не имеет смысла. Самый простой резерв для экономии — создание «системных» линеек, в которых одна батарея будет применяться сразу на нескольких видах техники, то есть при покупке нескольких видов инструментов стоимость аккумулятора «разложится» на все приобретённые модели.
Снегоуборщик входит в линейку Ryobi Lithium+ 36 V, включающую в себя также газонокосилки, цепную пилу, косу, триммеры, кусторезы, воздуходувки разных типов. В общем, практически полный комплект мощного садового оборудования. Для питания инструментов предлагаются аккумуляторные батареи ёмкостью от 2,0 до 5,0 А*ч. Это литиево‑ионные аккумуляторы со встроенными блоком электроники и индикаторами заряда. Корпус батареи выполнен из высокопрочного пластика, имеет резиновые защитные накладки. Как и у литиево‑ионных аккумуляторов «инструментальной» системы Ryobi One+ с напряжением в 18,0 В, здесь применена запатентованная технология IntelliCell, которая позволяет индивидуально контролировать состояние каждой ячейки. Зарядных устройств тоже несколько видов: обычное и «для ускоренной зарядки».
Ширина корпуса снегоуборщика — 51 сантиметр, что позволяет разместить на нём сразу два гнезда для батарей (2). То, что находится справа от пользователя, используется как «рабочее» (3), второе — для запасной батареи. Отсеки сверху прикрываются полупрозрачными крышками.
Чтобы проверить заряд батареи, нужно поднять крышку и нажать кнопку на аккумуляторе (4).
Для перемещения модели используются колёса (5). Отдельный привод на них не нужен: при включении шнека тот сам «подталкивает» снегооуборщик вперёд. Рабочая частота вращения шнека снегоуборщика — 1800 об/мин.
Силовой каркас и рукоятка управления выполнены из металлических трубок, причём рукоятка не только складная, но и телескопическая (6, 7), в местах захвата обтянута мягким материалом. Ручка для поворота жёлоба вынесена к пользователю, состоит из изогнутой рукоятки и присоединённой к ней с помощью быстросьёмного шплинта прямой штанги. Сама штанга просто вставляется в отверстие на корпусе снегоуборщика, специальной фиксации не требует.
Рукоятку управления реально сложить буквально в три движения — откинув два пластмассовых зажима и нажав на саму ручку (8, 9).
Для фиксации в крайних положениях на ручке имеются отверстия. Ручку можно сложить и целиком — для этого внизу на ней имеются два шарнира с подпружиненными фиксаторами (10). Перед складыванием нужно снять рукоятку и штангу механизма поворота жёлоба и полностью сложить рукоятку управления.
В верхней части рукоятки управления, посередине, расположен блок управления с кнопкой защиты от случайного включения и двумя рычагами. Для «неслучайного» включения сначала нужно нажать кнопку, а затем выжать один из двух рычагов, при работе достаточно удерживать любой из них. «Менять руку» тоже допускается. Конструкция, в общем, известная, встречается на «дорогих» моделях электрических снегоуборщиков и некоторых других видах техники. Единственное отличие — на этом блоке нет вилки для подключения сетевого электрического кабеля. Он не нужен.
Наклон дефлектора регулируют, взявшись за его ручку и выжав клавишу в нижней части ручки (11, 12). Для переноски снегоуборщика используют отдельную рукоятку на его корпусе.
Для освещения рабочей зоны предназначены сразу две светодиодные фары, которые находятся с боковых сторон верхней части кожуха машины. Кстати, модель оборудована бесщёточным двигателем, об этом свидетельствует надпись Brushless на его боковинах (13) и перекладине на рукоятке управления. Это тоже логичное решение: ввиду особенностей конструкции и малого энергопотребления (а значит, и отдачи тепла) бесщёточный двигатель очень просто сделать полностью герметичным и не беспокоиться о том, что он «намокнет» и испортится.
При включении двигателя фары загораются автоматически (14) — энергии они потребляют немного и могут пригодиться не только в тёмное время. Днём включённые фары позволяют обратить внимание на пользователя на большом расстоянии — в частности, это важно, если работа ведётся на автомобильной дороге или рядом с ней.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2016»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель»
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь