Тестируем гайковёрт Hikoki WR36DB. Это настоящий монстр, выдающий крутящий момент в 1050 Н*м на закручивание и 1650 Н*м на отворачивание. Во многом инструмент напоминает рассмотренные ранее винтовёрты Hikoki. Но одновременно и отличается от них. Так что, раз его невозможно сравнить с «аналогом» (ввиду отсутствия такового в линейке Hikoki) — рассмотрим его отдельно.
Hikoki WR36DB
Аккумуляторный ударный гайковёрт
Проблема многих компактных «полудюймовых» гайковёртов в том, что их заявленный крутящий момент не справляется с серьёзными задачами типа отворачивания колёсных болтов. Ибо конструктивно такие гайковёрты из «масс-сектора» мало отличаются по внутреннему устройству от винтовёртов в тех же габаритах — разный только шпиндель. Да и усилие на закручивание и откручивание у них одинаковое, хотя на откручивание оно должно быть заметно большим. Для сложных «гайковёртных» задач нужен крупный мотор и массивный ударный узел, развивающий высокую кинетическую энергию. А это можно реализовать, только увеличив вес и габариты инструмента (по сравнению с винтовёртом). Hikoki WR36DB — как раз из таких.
Озвучивать шаблонную фразу про сбалансированность в данном случае не стоит — этот «молот Тора» реально тяжёл и требует серьёзных усилий для удержания его в руке в течение продолжительного времени. Но это вовсе не недостаток — столь внушительная мощность при малой массе и «сбалансированных габаритах» недостижима.
Массивный и крупный корпус, объединяющий в себе планетарный редуктор и ударный механизм, прикручен к пластиковому шасси винтами под шестигранный ключ — саморезы «под отвёрточку» тут уже не прокатят (1).
Переключатель режимов расположен на подошве гайковёрта, на небольшой панели (2). Вторая кнопка рядом с ним — выбор режима подсветки. Этих режимов три: автоматическая подсветка, постоянная («фонарик») или выключенная совсем.
Выбор четырёх значений крутящего момента позволяет использовать инструмент в самом широком диапазоне работ. Кнопка на подошве переключает по кругу четыре режима, меняя скорость вращения и частоту ударов, зависящих от размерности крепежа, с которым работаешь,— от M12 до M30. Плюс внутри каждого из поддиапазонов скорость вращения и интенсивность «стука» можно регулировать, изменяя степень нажатия на пусковую клавишу.
Разбор и анализ конструкции: отзывы
Мощный гайковёрт в нашем случае — практически масштабированная модель винтовёртов, рассмотренных на предыдущих страницах. Укрупнённый двигатель, увеличенный редуктор, тяжёлый ударный механизм, сильнейшая пружина. Корпус изобилует рёбрами жёсткости, необходимыми при такой массе «начинки» (3).
Чтобы максимально усилить конструкцию, в ударном механизме вернулись к более традиционной двухкулачковой схеме (вместо трёхкулачковой в винтовёртах), а также установили две крупные шестерни вместо трёх в планетарном редукторе. Разобранный ударный механизм и отдельные его детали показаны на фотографиях 4–9 (включительно).
Единственное упрощение конструкции, которое нам удалось обнаружить, коснулось подшипника шпинделя. Вернее, его отсутствия — вместо подшипника в торце корпуса ударника установлена стальная втулка. Тем не менее она массивная, со значительной площадью контакта с валом, уплотнённая снаружи резиновой манжетой, а внутри имеющая солидную маслонакопительную канавку (10), (11).
Ротор двигателя — тоже увеличенная копия «винтовёртных» роторов — просто всё больше и массивнее: латунный антимагнитный наконечник, балансировка, развитая крыльчатка, более крупные пылезащищённые подшипники (12).
«Электроника» в размерах не увеличилась — просто усилились по току её элементы. Основной блок залит эластичным компаундом, защищены также все паяные соединения и точки вхождения проводов в контактную колодку и пусковую кнопку. В общем, здесь всё примерно так же, как и у винтовёртов. Элементы «электроники» — на фотографиях 13–16 (включительно).
Отдельного внимания заслуживает виброразвязка батарейного отсека, остро необходимая при таком крутящем моменте. Жёсткая установка батареи, как в большинстве шуруповёртов и винтовёртов, тут неприемлема — колебания инструмента и ударные нагрузки способны буквально выломать крепежи массивного аккумулятора. В Hikoki WR36DB слайдерный держатель батареи не отлит заодно с рукояткой, а выполнен в виде раздельных половинок, прикрученных к пятке рукояти через сложный резиновый амортизатор, напоминающий чётки,— эластичное кольцо с отформованными резиновыми шариками (17). А контактная колодка, в свою очередь, вставлена в эти раздельные половинки через собственную резиновую проставку в виде профильного кольца, напоминающего ленту для установки автомобильных стёкол.
В общем, Hikoki WR36DB спроектирован в полном соответствии с возлагаемыми на него задачами. Этот реально могучий инструмент едва ли кто-то будет держать в гараже для сезонного шиномонтажа личного авто (хотя с его помощью легко справиться с колёсами любых размеров), а вот профессиональное применение для него оптимально.
Результаты испытаний
Большинство массовых гайковёртов с питанием около 18 вольт весят без батареи порядка 1,2–1,3 кг. Этот же «бегемот» без аккумулятора тянет на три килограмма. Для испытания его возможностей мы сразу взяли «глухари» длиной 300 миллиметров. «Играть» с крепежом меньшего размера не имело смысла.
Эти «глухари» мы закручивали в плотное сосновое бревно диаметром около 400 мм. Естественно, без какого-либо предварительного засверливания. Нагрузка на гайковёрт и на аккумулятор была очень велика — на одном заряде батареи 36 В ёмкостью 2,5 А*ч удалось загнать ровно десять штук (напомним, что это «переключаемая» батарея, кото рая в инструменте 18,0 В работает как аккумулятор ёмкостью 5,0 А*ч.
Компактные полудюймовые гайковёрты с напряжением питания 18–20 вольт и крутящим моментом 300–320 Н*м на батареях сопоставимой ёмкости закручивали на наших тестах по 10–12 штук. Правда, повторимся, типовой «глухарь» у нас для таких тестов — длиной 250 мм, а для Hikoki WR36DB мы взяли 300-миллиметровые. Так что прирост производительности составил процентов 20, а с учётом особо плотной древесины — и все 50.
Но главное опять же — не это! В силу конструктивных особенностей (а попросту говоря, «лёгкости») многие модели гайковёртов с крутящим моментом 300–350 Н*м не способны открутить колёсные болты автомобиля, момент затяжки которых не превышает 80–120 ньютон-метров у седанов и кроссоверов малого класса, 120–160 — у среднего, и 170–200 — у крупных внедорожников.
А Hikoki WR36DB справляется с чем угодно! 1050 Н*м на закручивание и 1650 Н*м на отворачивание — едва ли не каждый в редакции «Потребителя» опробовал его в деле на своём авто — колёсные болты с лёгкостью вылетали как на «детском размере» VW Polo и Nissan Tiida, так и на вполне «взрослых» Kia Sorento и Mitsubishi L200. Такой аппарат способен «закрыть» подавляющее большинство силовых задач при ремонте и легкового, и грузового транспорта в условиях автосервиса. И на других промышленных и производственных предприятиях.
Тест провели Евгений Балабас, Любовь Балаболина, Алексей Меснянкин и Артём Сальников
Статья опубликована в объединённом выпуске « Лето 2021» (№3’2021)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.