В рамках посещения выставки Spoga+Gafa — 2016 (Кёльн, Германия, 4–6 сентября 2016 г.) мы встретились с давним другом редакции — Артуром Пласконем, руководителем отдела продаж компании Ikra Mogatec по Восточной Европе и странам Балтии. Собственные бренды — Ikra, FlexoTrim и Tonino Lamborghini Tecnologia. Модельный ряд состоит из триммеров, бензо- и электрокос, цепных пил, газонокосилок, культиваторов, аэраторов, высоторезов и т. д., но наибольшую известность компания заслужила как производитель кусторезов (садовых ножниц) для стрижки живых изгородей. Выпускают их на заводе Mogatec, расположенном в Германии, в городе Дребах, неподалеку от Дрездена. Предприятие работает и как ОЕМ-производитель, выпуская садовую технику под разными торговыми марками на заказ. Mogatec занимает лидирующие позиции в Европе по производству ножевых систем и компонентов к кусторезам. Мы ездили на этот завод осенью 2013 года и публиковали в журнале и на сайте репортаж. В настоящее время Ikra Mogatec ведёт реструктуризацию своего бизнеса в России. Надеемся, что скоро нас ждут хорошие новости, а пока в Кёльне мы пообщались с Артуром на тему тенденций европейского рынка и задали несколько вопросов.
Артур, мы видим вокруг аккумуляторной темы буквально ажиотаж, особенно в Европе. Вы работаете в немецком офисе компании и знаете ситуацию изнутри. Это действительно так?
Рынок садовой техники стремительно меняется вследствие аккумуляторного бума. Фактически каждая компания, которая работает в садовом бизнесе, или уже представила аккумуляторную систему садовой техники, или стремится это сделать максимально быстро. Все друг друга только и спрашивают, какие аккумуляторные новинки ожидаются к следующему сезону?
Корень интереса в том, что европейское сообщество становится экологически ответственным. Все стараются идти за этой тенденцией. В своё время тренд начинался с продуктов питания, а дальше пошёл по всем направлениям жизни. В том числе распространился на садовую технику. Экологичность стала глобальной тенденцией. Причём в Германии эта ответственность поддерживается на уровне правительства страны. Например, немецкий покупатель электромобиля получает финансовую поддержку от государства в виде бонуса до четырёх тысяч евро. Данное решение было принято на уровне министерств транспорта, экономики и охраны окружающей среды Германии и вступило в силу с лета 2016 года. Цель — таким образом поддержать производителей электромобилей и увеличить продажи. Подобный шаг способствовал не только развитию сферы автомобилестроения, но и популяризации аккумуляторной техники как таковой во всех сегментах нашей жизни.
Кстати, некоторые потребители ошибочно полагают, что аккумуляторная «садовка» замещает исключительно электрическую. Нет! Я бы сказал иначе: она дополняет в той или иной степени «электрику» и призвана заменить бензомоторную технику. Потребителю важна «свобода действий», выраженная в независимости от электрического кабеля и обременительного сервиса бензотехники. Работая аккумуляторным оборудованием, мы достигаем гибкости в оперативном решении «садовой» задачи и менее шумной деятельности.
Все ожидают, что уже в ближайшем будущем рынок кардинально изменится. Например, аккумуляторный сегмент в Швеции достигает 60 % от общего числа представленной садовой техники.
Тенденция интересна ещё тем, что она ярко выражена не только в Западной, но и в Восточной Европе. Когда летом этого года я был на переговорах в Москве, то самым первым прозвучал вопрос о наличии в ассортименте нашей компании аккумуляторной садовой техники. Выяснилось, что в России и Украине данная тема тоже начинает развиваться. И летний выпуск «Потребителя» с большим количеством анонсов и тестов — серьёзное тому подтверждение. На самом деле я был сильно и позитивно удивлён, так как данная тенденция даже для Европы очень свежая.
Тогда следующий вопрос просто очевиден. Мы помним, что у Ikra Mogatec в 2013 году была довольно обширная программа аккумуляторной садовой техники. А как выглядит линейка сейчас?
На следующий год наша компания выводит на рынок аккумуляторную систему садовой техники напряжением 40 В с качественными фирменными батареями и новым дизайном.
Почему именно 40 В?
40 вольт — это то значение, которое призвано удовлетворить ожидания потенциального потребителя по ценовому фактору и производительности. Хорошо сбалансированная пропорция приемлемой цены и эффективности при работе аккумуляторной техникой 40 В позволяет компании Ikra Mogatec обосновать покупку. Те бренды, которые стремятся вывести на рынок аккумуляторы большей ёмкости и вольтажности, не обладают вескими аргументами для однозначности их покупки, — как правило, технология таких батарей сложная в производстве и дорогая в потреблении. Плюс веским аргументом — извините за тавтологию — является вес: практичность и удобство должны быть налицо!
В 2017 году мы выводим сразу целое семейство аккумуляторной техники бренда Ikra, совместимой с аккумулятором напряжением 40 В и ёмкостью 2,5 А*ч: кусторез, триммер, пилу, снегоотбрасыватель, воздуходувку и газонокосилки в нескольких модификациях. Так, одна из косилок в нашей линейке будет с металлической декой и с двумя аккумуляторами по 40 В. Рабочее напряжение при этом остаётся 40 В, но мы тем самым повышаем ёмкость до 5 А*ч, то есть машина функционирует на двух батареях. «Фишка» в том, что можно косить на одном аккумуляторе, а второй заряжать. А можно установить сразу два и работать в два раза дольше, а потом оба поставить заряжаться. Даже здесь есть свобода выбора! Не думаю, что у тех, кто использует газонокосилку, есть необходимость работать «в поле», по- этому вариант, когда одна батарея заряжается, а вторая работает, многим окажется предпочтительнее.
Подробный анонс всех моделей мы планируем сделать в ближайшее время на страницах «Потребителя» и его сайте www.master-forum.ru.
Много говорится об экологичности аккумуляторной техники. Но ведь есть проблема правильной утилизации аккумуляторов. Как её решают в Европе?
В Европе есть программы по утилизации аккумуляторов и центры сбора. Обычные батарейки можно утилизировать практически в любом супермаркете. Относительно аккумуляторов для садовой техники и инструментов не владею полностью ситуацией по всем странам Европы, но точно знаю, что Германия в этом плане очень активно развивается, центры сбора больших аккумуляторов есть в достаточном количестве. Инфраструктура продумана. Для утилизации немцу точно не потребуется ехать за 200–300 км.
У каждого аккумулятора есть инструкция, каким образом он должен быть утилизирован. Кроме того, через СМИ, а также через экологические организации и компании до немецкого потребителя доносится информация, касающаяся методов и пунктов утилизации. Я слышал, что в России аккумуляторы зачастую утилизируются ненадлежащим образом. В Германии такое практически невозможно. Конечно, есть исключения, но «среднестатистический» немец к экологии относится осень ответственно. И даже если кто-то недобросовестный выбросит батарею в мусорник, то нужно понимать, что в Германии весь мусор сортируется. И такой аккумулятор так или иначе будет найден и в конечном счёте утилизирован правильно.
Будем надеяться, что в России экологическая ответственность компаний и граждан будет расти, и с ростом продаж аккумуляторной техники появится и инфраструктура для утилизации батарей.
Интервью подготовили Любовь Балаболина, Алексей Меснянкин
Октябрь 2016 года