Зачастую бюджетная техника компенсирует низкой ценой не слишком аккуратное качество изготовления и посредственные характеристики. Однако иногда в доступный сегмент шумно врываются весьма интересные модели, которые в своих свойствах, а также во множестве конструктивных и дизайнерских мелочей очень близки к лидерам рынка. Детально ознакомившись с генератором Redverg RD-IG2300H, мы считаем, что он – как раз один из таких!
«Чемоданчик» — стремительно набирающий популярность формат генераторов. Традиционная рамная конструкция неудобна в транспортировке и уже поэтому плохо подходит для той аудитории, кому нужно мобильное решение проблем с энергоснабжением: туристам и «аутдорщикам», дачникам, представителям малого бизнеса в сфере всевозможного ремонта и сервиса…
В прошлом году у нас был всесторонний тест двух главных конкурентов в этом сегменте — Yamaha EF2000iS на 1,6 кВт и Honda EU22i на 2,2 кВт. А годом ранее – тест Briggs&Stratton P2400 на 2,4 кВт. Практика наглядно демонстрирует, что подобные машины можно смело брать за эталон, ограненный бриллиант в своем сегменте. Эталон продуманности конструктива, эргономики, качества сборки и малошумности, которым можно и нужно пользоваться, как своего рода индикаторной шкалой при оценке других моделей.
Увы, бюджетным аналогам редко удается сколь-либо существенно приблизиться к лидерам, поскольку их разработчики вынуждены вжиматься в жесточайшие рамки экономии при расчете себестоимости. Тем не менее, порой на горизонте возникают модели, приятно удивляющие резким ростом уровня и подбирающиеся весьма близко к лучшим в классе. Некоторое время назад одним из таких стал «чемоданный» генератор Zongshen BQH2000 на 1,5 кВт, продемонстрировавший совершенно «некитайские» уровень сборки и качество работы. И вот еще один приятный сюрприз — Redverg RD-IG2300H на 2,3 кВт.
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Redverg RD-IG2300H
Бензиновая инверторная мини-электростанция
Внешний дизайн
Первое, что обращает на себя внимание в Redverg RD-IG2300H – это высокое качество корпусных деталей и их подгонки, несвойственное бюджетным моделям, отличный баланс на удобной рукоятке, оптимальный для мощности вес в 18,5 кг. Да и дизайн весьма приятный – современный, взрослый, в должной мере строгий, в должной мере броский. Понятно, что дизайн и качество сборки – не самое главное в генераторе, но во-первых, это действительно та самая «одёжка», по которой встречают технику, а во-вторых, хороший внешний вид укрепляет надежду на то, что и внутри всё сделано не хуже.
Приятный глазу дизайн немного портят (на наш субъективный взгляд) избыток наклеек на корпусе, белый фон которых и изобилие пустого места на них делает их похожими на кустарные «лейблы». Может, стоило бы сократить их количество, уменьшить размеры, а белый цвет заменить на оттенок желтого. Но при этом нельзя не признать, что информация на наклейках однозначно полезная. Так что жаловаться определенно грех!
Стальное «корыто» днища оснащено ножками несложной конструкции, которые, впрочем, отлично справляются с удержанием аппарата в силу изначально малого уровня вибрации даже при максимальной нагрузке. Во время тестирования генератор стоял, в том числе и на льду, не делая ни малейших попыток «уползать»!
Серьезное достоинство агрегата, которое недооценивают многие производители –индикатор уровня топлива. Мы все привыкли в режиме реального времени видеть остаток заряда наших гаджетов и автомобилей, и заглядывать внутрь топливного бака генератора через горловину, чтобы оценить уровень бензина, как на мопеде «Рига» – натуральное средневековье! В Redverg RD-IG2300H такой индикатор имеется: в виде поплавка, связанного с простейшей стрелочкой, наблюдаемой через прозрачное окошко в верхней части корпуса. Точность его невысока, но её более чем достаточно для удобной эксплуатации. Аналогичный «бензомер», кстати, имеется и у Yamaha EF2000iS.
Широкая горловина топливного бака удобна для заправки при отсутствии воронки, а «воротничок» вокруг горловины и сливной сток не позволят залить весь корпус генератора и направят излишки в одну сторону. Пробка бака имеет двухпозиционный рычажок, управляющий клапаном. В одном положении рычажка бак сообщается с атмосферой во время работы двигателя, а в другом – клапан надежно перекрывается, и генератор можно держать даже в жилом помещении – запаха нет!
На одной из боковых стенок расположены главные органы управления – трехпозиционный выключатель и рукоятка тросового стартера. Выполнено все очень достойно – вокруг рукоятки пуска установлено металлическое никелированное «жабо», чтобы тросик не резал пластик корпуса, а переключатель имеет четкие положения с тактильным откликом. Три положения переключателя – «Выкл», «Вкл» и «Закрыто», поскольку его ручка выполняет как коммутационную, так и механическую работу. «Выкл.» и «Вкл.» управляют зажиганием, коммутируя, как и у всей бензотехники, магнето на массу. А в положении «закрыто» рукоятка еще и тянет коротенький стальной тросик в оболочке, который управляет воздушной заслонкой, «подсосом».
Тут мы отметили небольшой косячок в «юзабилити», поскольку не все пользователи без инструкции поймут, что «закрыто» — это именно закрытое положение воздушной заслонки для пуска. Может, к примеру, возникнуть мнение, что «закрыто» — это транспортировочное положение рукоятки, в котором она управляет топливным краном, перекрывающим бензомагистраль. Разумно было бы третье положение ручки промаркировать либо словом «пуск», либо и вовсе традиционным символом «подсоса» — заслонкой, стоящей поперек трубы. Интересно, что в инструкции все возможные положения переключателя промаркированы именно пиктограммками, а в реальности – нет.
Панель подключения и контроля у RD-IG2300H весьма интересная! В первую очередь обращает на себя внимание цифровой индикатор с четырехзначным дисплеем и крошечной управляющей кнопочкой. После запуска на нем отображается выходное напряжение – самый главный параметр, но он показывает и другие параметры, их можно переключать по кругу с помощью кнопочки. Помимо вольтажа, индикатор отображает частоту напряжения в герцах, а также отработанные моточасы, что очень удобно для контроля интервалов замены масла. К слову, о расходах на регламентное ТО… Генератор – вещь недешевая, и жлобство на обслуживании может очень сильно ударить по кошельку. Всего лишь 350 мл моторного масла не разорят никого, а соблюдение регламентов замены обеспечит максимально длительный срок службы машины.
В инструкции регламент выглядит так – первая замена после 10 часов работы, последующие – после 100 часов работы. Думается, что в случае применения бюджетных полусинтетических (и тем более – минеральных!) масел этот интервал стоило бы подсократить.
Прочие органы управления и контроля – вполне обычного вида. Две розетки 220 В с качественными подпружиненными влагозащитными крышками, защищенная от брызг кнопка включения «эко-режима» (режима пониженных оборотов для тихой работы при малых нагрузках, автоматически отключаемого при повышении нагрузки), кнопка предохранителя-автомата и болт подключения заземления.
Интересно, что в Redverg RD-IG2300H отсутствует выход 12 В постоянного тока, который очень любят втыкать многие производители генераторов. На самом деле практический смысл этой опции крайне сомнителен, и востребованность ее – низкая. Потому что на деле такие 12 В достаточно трудно применять. Для нормальной зарядки автомобильных аккумуляторов нужно более высокое напряжение (15-18 В), а также функции автоматического регулирования тока и своевременного автоотключения, и это гораздо удобнее реализовать через 220-вольтовый выход и специализированное зарядное устройство. Так что если конструкторам RD-IG2300H удалось за счет лишения агрегата 12-вольтового выпрямителя и разъема что-то сэкономить и не накручивать цену – это скорее плюс, чем минус…
Внутреннее устройство
Снаружи вроде больше вопросов не осталось — пора заглянуть внутрь! Первое, что нужно знать пользователю – это расположение свечного лючка. Он тут находится сверху и прикрыт прочной крышкой с удобным поворотным запором. Свеча находится неглубоко и выкручивается без труда с помощью штатного инструмента – ключа-трубки (с резиновой втулкой для удержания свечи внутри!) и отвертки со сменными лезвиями, которая выполняет роль воротка.
Следующее, что легко снимается – крупная боковая крышка, противоположная той, на которой находятся пусковые рукоятка и переключатель. Крышка демонтируется с помощью крестовой отвертки, посредством откручивания пары винтов М5 с одной стороны – с другой стороны она вставляется двумя язычками в прорези корпуса.
Крышка изготовлена из качественного эластичного пластика, без заусенцев, проклеенная вибро- и термозащитной «пенкой», на шести точках фиксации: два «язычка», два винта и два «пистона», с усилием защелкивающиеся в резиновые втулки в корпусе. Фиксация качественная и грамотная, исключающая резонансы, дребезг и разбалтывание крепления со временем. Снятие этой панели необходимо для замены масла и замены или промывки воздушного фильтра.
Самое интересное, впрочем, под крышкой внутри – там мы увидели архитектуру, практически один в один повторяющую весьма достойную модель из протестированных нами ранее, а именно Zongshen BQH2000 (результаты теста этой модели читайте по ссылке).
Не исключено, что и та, и другая электростанции собираются на одном заводе, что на наш взгляд, является серьёзным аргументом в пользу обеих! Redverg RD-IG2300H помощнее, поскольку у него увеличенный объем двигателя, но визуально разницу в 19 «кубиков» (79 у Zongshen против 98 у Redverg) не видно.
Блок инвертора (радиатор в форме «корытца», в котором стоит плата преобразователя, залитая поверх полностью компаундом, закреплен изнутри корпуса на передней торцевой стенке – на которой смонтированы розетки.
Сменный элемент воздушного фильтра поролоновый, пригодный для промывки горячей водой с мылом. Крышка воздушного фильтра не имеет резинового уплотнителя и крепится на защелках – для ее снятия не нужен инструмент. Сперва такое решение показалось нам несолидным и упрощенным, но при внимательном рассмотрении мы поняли, что ошибаемся. Пластик крышки качественный и толстый, и входит крышка в корпус воздушного фильтра отлично, фиксируясь в лабиринтном стыке. Фиксаторы держат уверенно и надёжно, здесь и в самом деле не к чему придраться.
Маслозаливная горловина реализована удобно, «носик» позволяет аккуратно сливать масло с небольшим наклоном корпуса агрегата. Пробка – с развитыми упорами для пальцев.
Снимать пластиковую накладку торца корпуса, в котором расположен выход глушителя, пользователю рекомендуется через 100 моточасов работы для очистки от нагара (если он будет) сеточки-искрогасителя на выхлопном патрубке. После снятия пластиковой накладки искрогаситель демонтируется отворачиванием двух винтов:
Нам, впрочем, интересно иное – крышка отсека глушителя закреплена шестью винтами, у которых между шляпкой и резьбовой частью имеется цилиндрический участок с диаметром больше, чем диаметр резьбы. Такие винты одновременно выполняют роль дистанционных втулок и не позволяют перетянуть их, деформировав или сломав крышку! Такие мелочи выдают весьма серьезную культуру инжиниринга и производства. Сама же крышка имеет интегрированный резиновый уплотнитель сложного профиля, служащий для подавления шума и вибраций. В общем, все сделано очень достойно – куда ни глянь!
Еще одна такая же деталь, говорящая о весьма серьезном подходе – теплоотражающий фольгированный материал, которым выстлан изнутри пластиковый кожух, окружающий глушитель:
Результаты испытаний: нагрузка и перегрузка
Пора, наконец, перейти к главному – к проверке в работе. Но для начала нужно обозначить, что в характеристиках мощности генератора царит изрядный сумбур, затрудняющий понимание реальных характеристик. На картонной коробке написано огромными буквами «номинальная мощность – 2,2 кВт, максимальная – 2,3 кВт». В бумажной инструкции (и в её PDF-версии на сайте производителя) написано «номинальная мощность двигателя 2,6 кВт при 4800 об/мин» и «номинальная мощность генератора – 2,2 кВА, максимальная – 2,3 кВА».
На корпусе генератора мощность и вовсе нигде не указана, если не считать зашифрованной в индексе цифры «Redverg RD-IG2300H».
Так что не вполне понятно, в чем обозначена реальная мощность – в киловольт-амперах или киловаттах. Похоже, что здесь мы имеем дело с путаницей в маркировке, но обе цифры верны – по уточнённым у производителя данным, коэффициент мощности (он же – «косинус фи») у этого генератора равен единице. Это означает, что генератор отдаёт нагрузке всю мощность, а не только ту её часть, что называется активной (или полезной). Для очень большого количества генераторов «косинус фи» принимается за 0,8, и будь данный образец таковым, его номинальная/ максимальная мощность была бы равна 1,76/ 1,84 кВт соответственно. Производитель заявляет «единицу»… что же, проверим на практике. Если и вправду коэффициент мощности равен единице, то генератор должен тянуть нагрузку значительно выше, чем 1,84 кВт.
Мы подключаем к Redverg RD-IG2300H тарированную активную (без двигателей) нагрузку и начнем ее наращивать до ухода инвертора в защиту. Для этого у нас имеется магазин мощных ламп накаливания с номиналами 500, 300, 200 и 100 ваВттт. Такие лампы, вопреки медведевскому запрету 2011 года, до сих пор продаются, но называются не «лампами», а «нагревателями». Реальная их мощность даже выше заявленной, но у нас они все проверены ваттметром.
1. Подключаем три 500-ваттные лампы, которые на деле имеют мощность 542, 544 и 558 Вт, плюс одну стоваттную лампу, реально имеющую мощность 102 Вт. Итого – 1744 Вт. Если номинал составляет 1,76 кВт, то мы именно его и получили, причём с минимальной погрешностью.
Напряжение на холостом ходу, согласно встроенному вольтметру – 224 В (частота – 50 Гц), после подачи нагрузки оно провалилось до 204, затем быстро поднялось до 222 В. Стабильная ровная работа, уровень шума комфортный даже в «коробочке», образованной рядами гаражей, и еще более низкий – на природе, где звук равномерно уходит в атмосферу. Тембр работы приятный, низкочастотный, без режущих слух тонов.
2. Убираем «сотку» и подключаем еще одну «пятисотку» — 538 Вт! Нагрузка составляет уже 2182 Вт, это на 382 Вт больше максимальной выходной мощности генератора, если принять «максималку» за 1,8 кВт. Однако генератор продолжает ровно работать, показывая на индикаторе 220 В и 50 Гц! Индикатор перегрузки не горит! Похоже все же, что «косинус фи» здесь реально равен единице, что очень радует.
3. Продолжаем увеличивать нагрузку – подключаем еще одну лампу на 544 Вт. Суммарная нагрузка – уже 2726 Вт: перегрузка составляет 18 % от максималки. Но генератор работает – лишь начал мигать индикатор перегрузки. Пять минут, десять, пятнадцать… Работает!
4. И только после добавления еще одной лампы на 200 Вт индикатор перегрузки вспыхнул постоянным свечением, а через десять секунд генератор отключил инвертор и лампы погасли. Двигатель остался работать на ровных холостых оборотах, остывая.
Что еще можно проделать с помощью Redverg RD-IG2300H? Ну, например, поработать мощным инструментом вдали от розетки! Можно воспользоваться 230-миллиметровой «болгаркой» с потребляемой мощностью 1850 Вт – работает! И даже сварка «двойкой»… вот повторять такой опыт категорически не рекомендуем, все опрошенные нами специалисты в один голос говорят, что аппарат очень быстро выйдет из строя. Но тот факт, что он хотя бы кратковременно «тянет» даже сварку, говорит об очень высоком качестве.
Скажем честно — запас по мощности и перегрузочная способность Redverg RD-IG2300H искренне восхищают. Это может быть в первую очередь весьма полезно для использования высокопроизводительного электроинструмента, где на старте пиковые токи высоки. Плюс отметим даже вот что – генератор держал «овердоз» в 1/5 мощности не только при ступенчатом наращивании нагрузки, но и стабильно запускался с подключенной к нему нагрузкой 2726 Вт! Некоторые генераторы хотя и выдерживают изрядное превышение нагрузки при ее постепенном увеличении, но не могут с ней стартовать после выключения… Ну а те же Honda EU22i и Yamaha EF2000iS в наших тестах держали лишь 100-ваттную перегрузку, что для них составило лишь 4,5 и 6% от допустимого паспортом максимума.
Возможно, производитель просто слегка перестраховался, и реальная мощность генератора чуть выше заявленной – и именно этим объясняется высокая перегрузочная способность. Если так, то мы приветствуем подобное решение – наши пользователи ведь привыкли использовать любую технику на «полную катушку», на пределе и даже за пределами её возможностей. Воспрепятствовать этому кажется невыполнимой задачей, отказывать в гарантии по причине очевидной перегрузки – решение логичное, но потенциально чреватое негативом со стороны покупателей. Так что если производитель решил чуть добавить мощности, не особенно это афишируя – мы только приветствуем это решение. И в любом случае призываем не превышать указанные пределы допустимой эксплуатации. Запас (если он есть) нужен для того, чтобы генератор прослужил вам дольше, и не надо без острой необходимости сокращать срок службы качественной техники чрезмерно жёсткой эксплуатацией.
Тест провели Евгений Балабас и Алексей Меснянкин
Март 2022 года