Мы провели экспертизу бюджетной сетевой углошлифовальной машины Hikoki G13SS2, публикуем отзывы.
Hikoki G13SS2
Одноручная углошлифовальная машина
Hikoki G13SS2 — простенькая на вид «болгарочка», что для Hikoki даже неожиданно. Стиль, получивший название «кроссовки», ввела в моду именно компания Hikoki ещё в те времена, когда носила имя Hitachi. Впрочем, мы ведь рассматриваем самую бюджетную линейку, и экономия на дизайне — это как раз хороший знак: значит, меньше риск, что сэкономили на чём-то реально важном.
G13SS2 — это УШМ малой мощности (600 Вт), без элементов дополнительной отделки и дизайнерских изысков — в корпусе только пластик, хотя и приятный на ощупь, нескользкий. Регулировка и снятие защитного кожуха — под крестовую отвёртку. Боковая рукоятка устанавливается под небольшим наклоном вперед (с точки зрения эргономики это разумно), положений рукоятки — два, противоположных друг другу. Кнопка включения — классическая, движкового типа, регулировки оборотов нет. Шнур очень эластичный, в пластиковой изоляции, длиной 1,9 м. Доступ к щёткам — простейший, как принято у малых «болгарок» — путём отворачивания одного самореза в торце и снятия «стакана» с рукоятки.
Разборка — стандартная для такого типа инструмента. Кожух (задний «стакан» чёрного цвета) снимается после отвинчивания одного самореза, редуктор крепится четырьмя саморезами под крестовую отвёртку. Кожух — с маркировкой «PP-GF30» (полипропилен с 30‑процентным наполнением стекловолокном). Нагрузка здесь невелика, так что выбор материала вполне разумный.
Выключатель пылезащищённый, разрывающий оба провода; на крепящие клеммы винты нанесено по капле герметика, он защищает открытые контакты от наноса токопроводящей пыли и замыкания. Шнур питания зафиксирован в корпусе металлической скобой от вырывания. Щётки — на разъёмах; щёткодержатели латунные, с улучшенным токоподводом и не боящиеся нагрева. Пружинки щёток — спиральные, качественные, мощные.
Статор не пылезащищённый, намотан аккуратно. Закреплён он по крайне упрощённой методике, без фиксации винтами или саморезами: просто зажат между корпусом и редуктором, когда инструмент в сборе. Со стороны редуктора статор прикрыт качественно выполненным диффузором из толстого пластика, обеспечивающим правильное распределение воздуха.
Задний подшипник ротора стоит в резиновом амортизаторе. Подшипник в металлической обойме; маркировка «NMB, Thailand» радует — это хороший производитель. Ротор с явно видимыми следами балансировки (пожалуй, даже многовато металла снято), но, как и статор, не бронирован и не защищён дополнительно от абразивного воздействия пыли. Передний подшипник — той же марки, но с пылезащитными пластиковыми крышками. Ведущая шестерня на валу ротора закреплена без шпонки, затяжкой гайки.
Корпус редуктора очень компактный. С одной стороны, это серьёзный «плюс» — инструментом можно будет подлезть даже в узкие места. С другой стороны, это затрудняет теплоотвод, хотя при мощности в 600 Вт и любительском применении проблем быть не должно.
Однозначный «плюс» — возможность поворота редуктора, в частности — под левшу. После извлечения фиксирующих саморезов редуктор можно поворачивать с шагом в 90 градусов. Единственное — требуется аккуратность в этом процессе, поскольку для поворота редуктор нужно слегка приподнять над корпусом.
Задняя опора вала шпинделя в корпусе редуктора — не подшипник, а втулка скольжения: самое экономное решение. Впрочем, она весьма толстая и имеет достаточную площадь опоры. Смазки вполне достаточно по объёму, хотя она густовата и при разборке ведущая шестерня была сухой — вся смазка отброшена центробежной силой на периферию. При работе смазка должна размягчаться и перетекать на пары трения — говорить о недостатке смазки явно преждевременно.
Внешний корпус редуктора (крышка) — пластиковый. Недорогое, но достаточно распространенное решение, встречающееся в том числе и у самых известных мировых брендов. Уплотнения в соединении «корпус редуктора–крышка» нет; его обеспечивает некоторая эластичность пластика, притягиваемого фиксирующими саморезами.
Ведомая шестерня шпинделя — косозубая, качественно обработанная (встречаются нередко и прямозубые, существенно более шумные). Передний подшипник — с маркировкой «608S NMB Singapore», пылезащищённый с пластиковыми крышками обоймы. Подшипник очень качественный — даже стоящий на одной опоре вал, вынутый из задней втулки, не имеет люфта!
Интересно, что, несмотря на наличие стопорного пружинного кольца (которое предполагает обычно скрывающуюся под ним шпоночную посадку), шестерня редуктора крепится на валу шпинделя без шпонки. Видимо, горячей посадкой и с разборкой в расчёте на использование пресса. Что об этом сказать? Может показаться, что цель такой сборки узла — удешевление. С одной стороны, это так: нет дополнительной детали — шпонки, нет и лишней операции на фрезеровку паза под неё. Но, с другой стороны, плотная посадка — не такая уж дешёвая операция в отличие от сборки на шпонке, где вал входит в шестерню достаточно свободно. И вдобавок бесшпоночное соединение — более прецизионное, не склонное к увеличению люфта со временем, когда шпонка и паз разбиваются.
Вывод такой: никаких изысков в конструкции нет, но и совсем уж досадных конструктивных «компромиссов», обусловленных экономией, тоже нет. При мощности 600 Вт на 125‑миллиметровый диск Hikoki G13SS2 — явно в гораздо большей степени отрезная машина, нежели шлифовальная.
Авторы: Евгений Балабас, Алексей Меснянкин, Артём Сальников
Статья опубликована в объединённом выпуске « Весна 2021» (№1’2021)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Май 2021 года