Эта достаточно мощная двухкиловаттная УШМ под 230‑й диск столь же проста, как и её вышеописанная 125‑миллиметроваяя «младшая сестра». Никакой резины в отделке — только жёсткий пластик. Никакой электроники внутри — ни плавного пуска, ни поддержания оборотов, ни автоотключения щёток, ни защит — только механическая предохранительная блокировка случайного запуска на пусковой клавише. Фиксации пусковой клавиши также нет. Боковая рукоятка может устанавливаться в трёх положениях — сверху и снизу от пусковой клавиши, а также соосно со шпинделем. Это стандартное явление. Регулировка и снятие защитного кожуха — ключом-шестигранником. А вот на материале корпуса не экономили: на пластиковых деталях видна маркировка «PA6‑GF30», что означает полиамид, армированный стекловолокном. Типичный полимер для хорошего инструмента. Шнур длиной 2,4 м, толстый, в мягкой резиновой изоляции, очень эластичный.
Мы провели экспертизу УШМ Hikoki G23ST, публикуем отзывы.
Hikoki G23ST
Двуручная углошлифовальная машина
Первое, что напрашивается на разборку, — щёточные крышки. Доступ к щёткам — путём снятия двух боковых накладок, удерживаемых крестовыми саморезами. Замена не требует даже частичного вскрытия корпуса, что хорошо. Работа алмазным отрезным диском по бетону оставила существенные пылевые следы внутри — лишнее напоминание о том, что данную УШМ (как и любой другой инструмент) надо регулярно чистить и продувать…
Щётки большие, толстые и, что важнее, длинные. Явно рассчитаны на весьма продолжительную эксплуатацию до первой замены.
Дальнейшая разборка — опять же достаточно типична для крупных УШМ: от корпуса (из зелёного пластика) с помощью крестовой отвёртки отделяем по симметричным половинкам рукоятку (из чёрного пластика). Затем после отворачивания четырёх винтов снимаем редуктор — его крепят к корпусу те же шурупы под крест. Передняя, шпиндельная крышка редуктора тут уже металлическая, легкосплавная. В УШМ такой мощности не применяются пластиковые крышки, как в 125‑х моделях. Крышку крепят винты под ключ-шестигранник.
Среди достоинств — опять же поворотный редуктор, причём достаточно только вывернуть четыре винта крепления редуктора к корпусу, и сразу можно его поворачивать. Небольшой осевой подъём редуктора, который сопряжён с риском выскакивания щёток (как у малой УШМ G13SS2), здесь не требуется.
Задний подшипник ротора двигателя — с маркировкой «SL 6002 2RZ»; к известным производителям эта маркировка не относится. Однако подшипник пылезащищённый, плюс имеется полноценное лабиринтное уплотнение. При этом он устанавливается в пластик корпуса как есть, без резинового демпфера. Но демпфер всё же наличествует — просто он находится в посадочном месте переднего подшипника.
Также следует отметить, что на роторе тут уже появляется бандаж — в виде наклеенной со стороны коллектора полоски синтетической ленточки. Правда, наклеена она неаккуратно и явно в процессе полимеризации компаунда сползла… Возможно, от ускоренной балансировки, не дожидаясь застывания клея. Хотя держится тем не менее…
Статор изготовлен технологично и аккуратно. Вдобавок он имеет необычную конструкцию — каждая из двух его обмоток зачем-то разделена на две чётко выраженные части. В принципе разъёмный статор — не новинка, и подобная технология иногда используется, но в весьма дорогих инструментах у некоторых производителей. Это позволяет при ремонте заменить одну половину сердечника с одной обмоткой, а не весь его целиком. В бюджетном инструменте такое не практикуется, и в случае Hikoki G23ST статор, хотя и выполнен разъёмным, но половинки его соединены точками сварки! То есть без рассверливания его не разобрать, и после ремонта (если, конечно, в сервис-центрах доступны для заказа половинки!) две части придётся сваривать между собой заново, поскольку соединение там должно быть точное и прочное. В общем, очень сомнительно, что это сделано из соображений удобства замены половинки. Не исключено, что это просто на автомате перешедшее в бюджетную УШМ наследие каких-то более дорогих моделей, в данном случае не несущее функциональной нагрузки. Как говорится, дешевле делать так, чем полностью менять отлаженную технологию производства.
К «минусам» стоит отнести, во‑первых, полную незащищённость обмотки статора от пыльно-песчаного «пескоструя», который непременно будет её «грызть», поскольку большие 230‑миллиметровые УШМ редко не используют для работы по камню… А во‑вторых, тот факт, что статор никак не крепится, кроме сжатия его между корпусом и редуктором. В маленькой «болгарке» сделано точно так же, но там этот момент можно игнорировать в силу её небольшой мощности и незначительных нагрузок. Тут же — два киловатта мощности и весьма силовые задачи. Из- за температур и вибраций статор может со временем «пробить себе дорожку» для осевого перемещения. Не факт, что это произойдет, а если и произойдёт, то не факт, что быстро — но такие риски есть. Закрепить статор болтами или саморезами через продольные отверстия в пакете пластин — более правильная практика, нежели просто вставить его в пазы, образованные рёбрами пластикового корпуса.
Косозубая ведомая шестерня массивная, солидная, фрезерованная (а не печёная из порошка, как часто бывает), выглядит дорого. Её внушительная толщина обеспечивает значительную массу, а масса этой шестерне важна для инерционного момента, который играет в работе инструмента не меньшую роль, чем крутящий момент двигателя.
Передний подшипник шпиндельного вала с маркировкой «LFB 6301 VV» — очень качественный, и, покачивая шпиндель в крышке, опирающийся только на этот подшипник, мы не ощущаем люфта, что великолепно!
Ведущая шестерня крепится на вал двигателя опять же бесшпоночным образом — на трении, обеспечиваемым затяжкой гайки. В мощной УШМ, не имеющей никаких электронных защит, эта посадка на трении уже может играть роль элемента защиты от ударного заклинивания.
Как и в 125‑миллиметровой УШМ, в мощной модели ведомая шестерня редуктора крепится на валу шпинделя без шпонки, горячей посадкой и не снимается без пресса. Хотя пружинное кольцо-фиксатор тут точно так же имеет место, но роль его явно вспомогательная, страховочная. Шестерня со шпиндельным валом образуют единый монолит, без малейших люфтов и без перспективы их появления в будущем.
Задняя опора вала шпинделя в корпусе редуктора — не подшипник, а втулка скольжения. Такое же бюджетное решение, как и в младшей «болгарке» этой же линейки. В редукторе много качественной смазки с оптимальной консистенцией, а его крышка уплотнена от запотевания маслом картонной прокладкой.
Интересная мелочь — проточка в одной из трёх резьб крепления боковой рукоятки в корпусе редуктора. А в глубине виднеется фетровая пробка. Эта проточка с пробкой образуют сапун, чтобы редуктор мог «дышать» при изменении наружной и внутренней температур и не давил смазку наружу. Не сказать, что это такая уж необходимая опция, но всё же «плюсик».
Подводим итоги. Hikoki G23ST — простой инструмент бюджетного класса, в котором производитель аккуратно сэкономил на всем, на чём можно было сэкономить, не перешагивая опасную черту. Безусловно, в 2021 году нам бы уже не хотелось видеть 230‑ю УШМ как минимум без плавного пуска, у неё почти наверняка придётся надставлять удлинителем шнур, и так далее. Это всё можно было бы предусмотреть, но с неизбежным переходом в иную ценовую категорию.
Экспертиза сетевой углошлифовальной машины Hikoki G13SS2
Авторы: Евгений Балабас, Алексей Меснянкин, Артём Сальников
Статья опубликована в объединённом выпуске « Весна 2021» (№1’2021)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Май 2021 года