В марте 2013 года на выставке «Дача. Сад. Ландшафт. Малая механизация — 2013» московский ФГУП «НПЦ Газотурбостроения «Салют» представил новинку — полностью обновлённую модель хорошо известного в стране мотоблока «Салют-5», получившую новое название — «Салют-100». О технических особенностях и отличиях этой модели от предыдущей мы рассказывали в весеннем выпуске журнала. Летом было проведено совместное тестирование обеих моделей «в поле», рассказ о нём представлен в этом выпуске. Ну а о дальнейших планах завода в области выпуска модификаций модели «Салют-100» и дополнительного оборудования к нему нам рассказала начальник отдела ТНП ФГУП НПЦГ «Салют» Татьяна Суслова.
Примечание: наша редакция уже протестировала «Салют-100», по этой ссылке на нашем сайте вы можете прочитать результаты теста, отзывы и обзор характеристик.
Татьяна Николаевна, как известно, мотоблоки «Салют-5» собирались в России, производство «Салют-100» — в Китае. Чем вызвана такая «смена курса», ведь ранее «Салют» особенно акцентировался на том, что «Салют-5» выпускается в России, на оборонном заводе, с соответствующим уровнем качества?
Мотоблоки «Салют-5» производились более 20 лет. Конечно, если сравнить модели из первых выпусков и достаточно новые, можно найти отличия в особенностях исполнения некоторых деталей: любая техника со временем модернизируется, иногда разница невелика, иногда значительна.
Разумеется, каждое, даже небольшое изменение связано с переналадкой технологического процесса и дополнительными затратами, но без этого нельзя. Новая модель фактически является очень сильно модернизированным вариантом «Салют-5», основные узлы и технические особенности остались практически без изменений, но улучшений настолько много, что мотоблок даже получил новое наименование.
Цифра «100» в названии — в честь столетнего юбилея самого завода. С другой стороны, производство — это не только сборка отдельных деталей в готовую машину. Это ещё и конструкторские разработки, контроль качества, причём на всех этапах, от исходного сырья и заготовок до полностью собранной продукции, и, разумеется, экономический расчёт. Так вот, с точки зрения экономики дешевле оказалось переместить выпуск в Китай, на завод, имеющий значительный опыт в производстве мотоблоков, замечу высокого качества. В итоге стоимость выпуска оказалась ниже, чем у нас.
Подчеркну, перенесена только та часть производства, которая занимается выпуском готовой продукции. Мотоблоки производятся по «салютовским» чертежам, с использованием «салютовских» технологий и самое главное — с авторским контролем качества на всех стадиях. При таких условиях «схитрить» и удешевить производство за счёт снижения качества не удаётся. Это общемировая практика, которой пользуются практически все компании: при должном контроле китайская техника оказывается ничем не хуже, но значительно дешевле за счёт меньшей стоимости рабочей силы. И такие товары, конечно же, обходятся дешевле для покупателя, ведь при внешне одинаковых параметрах он смотрит в первую очередь на цену.
Каковы конкурентные преимущества «Салютов» в сравнении с примерно сходными предлагаемыми на рынке моделями?
Как «Салют-5», так и новая «сотка» имеют ряд особенностей, позволяющих считать их лучшими в своём классе. Прежде всего, можно отметить низкое расположение центра тяжести: это улучшает управление и увеличивает устойчивость мотоблока.
Пользователь при работе будет прилагать минимум усилий. Ещё одно важное преимущество — полностью шестерёнчатый редуктор. В сходных по весу мотоблоках других производителей практически повсеместно применяются более простые редукторы: шестерёнчато-цепные или даже полностью цепные, как на многих культиваторах. Но мотоблок — не культиватор, он эксплуатируется с более высокими нагрузками, и любая цепь рано или поздно вытянется, а может и оборваться. Шестерни способны передавать большие усилия, к тому же шестерёнчатый редуктор рассчитан «с хорошим запасом». Он может использоваться и с двигателями даже большей мощности, чем применяемые на большинстве моделей «Салютов» моторы мощностью 5–7 лошадиных сил. На «Салют-5» устанавливалось множество видов двигателей от лучших мировых производителей, с высокими потребительскими качествами и низкими значениями шума и вибрации.
На новую модель ставились и будут ставиться моторы аналогичного уровня. Если же говорить об отличиях, то самое заметное из них — перенос рычага переключения передач от редуктора на руль.
Конструкцию редуктора из-за этого менять не пришлось, просто на выходящий из него вал переключения передач вместо рычага закрепили кулису с двумя троса-ми, а рычаг расположили на рукоятке управления. Этот узел был разработан и запатентован «Салютом». В итоге оператору не нужно никуда наклоняться, чтобы переключить передачу, что и удобнее, и безопаснее. Небольшое изменение есть и в самом редукторе. Раньше оценить объём масла внутри редуктора можно было только полностью слив его. Теперь маслозаливное отверстие в корпусе редуктора немного перенесено, и можно проверить уровень масла специальным щупом, входящим в комплект поставки. Ещё одно отличие новинки от «Салют-5» — фрезы. Их ножи изготовлены из пружинной стали. Когда-то давно такие фрезы ставились на «Салют-5», но впоследствии от них отказались. Практически на всех культиваторах и мотоблоках сейчас применяются фрезы из обычной стали. Они обходятся дешевле. Но на фрезах при производстве «сотки» решили не экономить.
К тому же новая модель продаётся в самой богатой комплектации, если сравнивать с аналогами. В частности, туда входят три пары фрез (а не две сдвоенные, как на «Салют-5»), диски для защиты растений, колёса и втулки для расширения колеи. Это наиболее востребованное оборудование, которое рано или поздно покупает любой владелец мотоблока. Здесь же тратить время и средства на дополнительные покупки не нужно — всё уже есть. При этом розничная цена «пятёрки» и «сотки» практически одинакова.
За сезон, прошедший со времени начала выпуска «Салют-100», уже можно подвести некоторые промежуточные итоги. Насколько новинка пришлась по вкусу покупателям, каковы отзывы?
Первые продажи мотоблока «Салют-100» стартовали весной 2013 года. На сегодня продано несколько тысяч мотоблоков данной модели. Это вполне серьёзные результаты, учитывая настороженность большинства покупателей ко всему новому. Но сейчас можно сказать, что нареканий по качеству у пользователей нет, рекламаций тоже минимум — всего несколько случаев, то есть сотые доли процента от количества проданных моделей.
Ломаться в мотоблоке практически нечему, для его обслуживания не требуется дефицитных или дорогих деталей. Из запасных частей и расходных материалов нужны только свечи зажигания, масло для двигателя и приводные ремни.
Каковы планы на 2014 год? Какие новинки ожидают нас в этом сезоне?
Разумеется, планируется расширение ассортимента. Как я уже говорила, «Салют-5» выпускался с двигателями различных производителей, от недорогих китайских брендов до моторов промышленного класса. Дело в том, что итоговая стоимость мотоблока сильно зависит от типа двигателя, разница в цене между мотоблоками с разными двигателями может составлять до трети. Потребности у пользователей тоже разные. Если требуется нечастая работа — недорогой двигатель от китайского производителя будет служить много лет, а вот мотор профессиональной серии при таком применении просто не успеет выработать ресурс. И наоборот, для интенсивной всесезонной работы, больших её объёмов, применения мотоблока в комплекте с различными видами дополнительного оборудования предпочтительнее окажется мотор с более высоким ресурсом. Так что благодаря установке разных двигателей на одной платформе у пользователя появлялся выбор. Тем более что в самом мотоблоке ничего переделывать не нужно: размеры двигателей стандартизованы, поставить можно любой подходящего размера.
На сегодняшний день «Салют-100» выпускается в двух модификациях. Версия с китайским двигателем Lifan отличается невысокой ценой, эти мотоблоки как раз подходят для периодического применения. На новый «Салют-100» устанавливают обновлённую модификацию двигателя Lifan с улучшенными характеристиками и дизайном. Вторая версия «Салют-100» оборудована более дорогим Briggs&Stratton Vanguard, мотором даже не профессионального, а промышленного уровня.
К производству готовятся и новые модели. Появится модель с двигателем Briggs&Stratton I/C мощностью 6,5 л. с. Этот двигатель рассчитан на индустриальное и коммерческое использование, то есть тоже рассчитан на профессиональную работу, но стоит немного дешевле, чем Vanguard.
Недавно китайская корпорация Hwasdan (Chongqing Hwasdan Machinery Manufacturing Co., Ltd) разработала и выпустила новый двигатель мощностью 7,0 л. с. Этот мотор имеет невысокие уровни шума и вибрации (по этим показателям он один из лучших среди китайских аналогов) и тоже будет ставиться на «Салют-100». Стоит мотоблок с таким двигателем столько же, сколько с мотором Lifan, даже несмотря на то, что мощность и объём цилиндра у него выше. Также в новом сезоне добавится модель «Салют-100», оснащённая двигателем Kohler также мощностью 6,5 л. с. Этот мотоблок по стоимости займёт место между дорогими «американцами» и дешёвыми китайскими моторами.
Помимо этого, в 2013 году ФГУП НПЦГ «Салют» и ООО «Двигатели общего назначения», генеральный дистрибьютор компании Honda в России, провели специальное тестирование мотоблоков «Салют-100» с двигателями Honda. По результатам этого тестирования появилась возможность размещать на моделях «Салют-100» с моторами Honda GC-190 и GX-200 (мощностью 6,0 и 6,5 л. с.) надпись «Powered by Honda», что ещё раз подтверждает качество и самих мотоблоков. Эти две модификации будут собирать в России, на мощностях завода «Салют». В дальнейших планах предполагается установка на мотоблоки и других двигателей, включая дизельный.
Принципиальных изменений в конструкции самого мотоблока не планируется, улучшать в нём пока нечего. Дополнительное оборудование для обоимотоблоков одинаково, включает в себя все необходимые для эксплуатации устройства. Различные его виды выпускаются и «Салютом», и сторонними производителями. В планах есть выпуск комплекта, позволяющего использовать мотоблок для передвижения в зимний период, по снегу (такую технику называют мотобуксировщиками или мотособаками).
Ещё одна новинка, не относящаяся к «Салют-100»: в рамках постгарантийного сопровождения покупателям «Салют-5» будет опционально предлагаться комплект для переноса механизма переключения на руль, такой же, как использующийся на «Салют-100». Установить комплект несложно, а удобства в работе он добавит.
Напоследок стоит заметить, что, несмотря на перенос места выпуска «сотки», ФГУП НПЦГ «Салют» несёт все гарантийные и постгарантийные обязательства по обслуживанию данной модели как её производитель. Срок гарантии на мотоблок составляет 1 год.
Интервью подготовил Максим ГРИБОЕДОВ
Интервью опубликовано в выпуске журнала «GardenTools» ЗИМА 2013/2014 №17’2013