Компрессоры (как и мини-электростанции), строго говоря, не являются инструментами — это источники энергии для работы инструментов и оборудования. Внешне большинство небольших моделей выглядит практически одинаково, могут отличаться особенностями исполнения различных элементов и другими мелочами.
Кратон AC‑280–40‑DD
Поршневой масляный одноцилиндровый компрессор с прямым приводом
«Кратон» AC‑280–40‑DD — модель с прямой передачей (оси двигателя и коленвала компрессорного блока соосны). Это вполне типичное исполнение для компрессоров с объёмом ресивера до 50 л. Стоит заметить, что обычно производители предлагают модели с ресиверами в 24, 50 и 100 (иногда и больше) литров. В этой линейке «Кратон» есть ещё и модели с ресиверами в 6 и 40 литров.
Модель относится к масляным — масло заливается в картер компрессорного блока, служит для смазки и охлаждения элементов шатунно-поршнвой группы и снижения утечек воздуха между поршнем и его гильзой. Для контроля уровня масла на крышке блока имеется небольшое прозрачное «окошко». Двигатель вращает вал компрессорного блока, сжимаемый воздух из блока направляется в ресивер. Для предотвращения «обратной» утечки воздуха при остановке машины и облегчения повторного старта двигателя в трубопровод встроен обратный клапан. Компрессор оборудован колёсами, опорами и рукояткой для перемещения, ресивер снабжён винтовой пробкой в нижней части. Её отворачивают для слива конденсата — водяного пара, выпадающего из воздуха при его сжатии. Управление включением-выключением при работе происходит в автоматическом режиме, посредством прессостата. Давление отключения — 8 бар, включение происходит при снижении давления до 6 бар. На случай сбоя в работе прессостата, если команда на выключение «не прошла», предусмотрен предохранительный клапан. Компрессор имеет редуктор и два манометра, один из которых указывает давление в ресивере, а другой — в выходной магистрали. Редуктор обеспечивает поддержание установленного давления на выходе независимо от текущего давления в ресивере: установив давление в выходной магистрали, к примеру в 5 бар, и проконтролировав его по манометру, можно быть уверенным, что на инструмент подаётся именно 5 бар, даже если в ресивере давление меняется от 6 до 8 бар. Подобные узлы и детали есть буквально на всех поршневых компрессорах.
Для подключения шланга на компрессор установлено быстроразъёмное соединение. Это можно считать особенностью исполнения, производители могут ставить разные типы соединителей, но они все стандартные, найти «ответную» часть к ним — не проблема.
А теперь несколько характерных особенностей данной модели. Начнём с того, что объём ресивера в 40 литров уже сам по себе «нетипичный». «Запас воздуха» в ресивере выходит больше, чем у моделей с ресивером в 24 литра, габариты — меньше, чем у 50‑литрового. Двигатель оборудован кнопкой защиты от перегрузки. Подобные предохранители на компрессоры небольшого объёма ставят далеко не всегда (вернее даже — редко). Интересно выполнена пробка отверстия для заливки масла — она совмещена с сапуном («отдушиной» для соединения полости картера с атмосферой). Чаще эту деталь делают куда проще — в виде «пробки с дыркой». Обращает на себя внимание и исполнение корпуса воздушного фильтра. Поступающий к поролоновому фильтрующему элементу воздух сначала проходит по кольцевому каналу между корпусом и крышкой корпуса. Такое исполнение снижает количество пыли, «долетающей» до фильтрующего элемента. Сам корпус разборный, крышка закреплена на «барашке», снять её и протереть кольцевой канал, убрав скопившуюся там пыль, — дело несложное.
Автор: Максим Грибоедов
Август 2016 г.