Мы неоднократно писали о новинке, представленной в 2013 году московским предприятием ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют» — обновлённой версии хорошо известного многим загородным жителям мотоблока «Салют‑5». Конечно, это не первая модернизация, за более чем два десятка лет их было немало, но на этот раз количество изменений было настолько велико, что модель получила новое наименование — «Салют‑100». Примечание: наша редакция уже протестировала «Салют-100», по этой ссылке на нашем сайте вы можете прочитать результаты теста, отзывы и обзор характеристик.
У новинки обновился дизайн ряда элементов, расширена базовая комплектация (добавлены, в частности, щуп уровня масла редуктора, удлинители колёсных осей, третья пара фрез и диски для защиты растений: раньше их приходилось приобретать отдельно). Имеется и несколько технических отличий, от небольших до довольно серьёзных. Важнейшее из них — перенос рычага переключения передач «ближе к пользователю», на рулевую колонку.
Однако сейчас речь пойдёт не о «Салюте‑100», а как раз о прежних версиях, то есть именно о «Салюте‑5». Мотоблоки — техника сложная и тяжёлая, покупается не на один сезон, при должном уходе способна служить десятки лет. И провести небольшую модернизацию «Салюта‑5» — «перенести рычаг» — можно, воспользовавшись предлагаемым компанией «Салют» комплектом механизма переключения передач. Задача несложная, всё, что понадобится — несколько гаечных ключей, крестовая отвёртка, дрель или шуруповёрт и сверло по металлу диаметром 6 мм.
В качестве «подопытного образца» мы использовали мотоблок «Салют‑5» с двигателем Honda GC‑190 (1). Впрочем, марка мотора тут не важна, за время производства этих мотоблоков на них устанавливали множество двигателей разных производителей, да и отдельные элементы у мотоблоков разных лет выпуска немного отличаются друг от друга. Но конструкция вала, на котором установлена рукоятка переключения передач, принципиально не менялась.
Разница, если сравнить фото (1) и (18), вроде бы невелика, затраты времени тоже минимальны, часа времени на такую переделку более чем достаточно. Но управление мотоблоком становится гораздо удобнее — для переключения передач больше не надо тянуться к корпусу редуктора. Особенно преимущество такой конструкции заметно при использовании мотоблока в качестве транспортного средства или «тягловой силы» — совместно с различными видами прицепных тележек и пахотных модулей.
Комплект механизма переключения передач поставляется упакованным в картонную коробку, состоит из рычажного механизма с тросами, кронштейна, кулисы, необходимого крепежа и, разумеется, инструкции. Его установку на мотоблок можно разбить на три этапа: сборку самого комплекта, монтаж кронштейна и кулисы на редукторе и закрепление рычага переключения передач. Эти три операции допускается проводить в любом порядке.
Собираем комплект. Ввинчиваем в кронштейн регулируемые упоры оплётки тросов, их наконечники соединяем с кулисой с помощью штифтов и шплинтов. Правильное положение всех деталей друг относительно друга показано на фото (2) и (3). Эту работу можно выполнить и не подходя к мотоблоку, да и инструмент не нужен.
Ставим кронштейн и кулису. Снимаем ручку переключения передач (4). Ось, на которой она была установлена, имеет отверстие, через него проходил болт крепления ручки (5). Кронштейн крепится двумя «штатными» болтами, соединяющими половинки редуктора, но тут есть один нюанс. Как уже говорилось, «Салют‑5» выпускался много лет, на некоторых его разновидностях, включая эту, вынуть один из болтов не удаётся, он упирается в металлический кожух приводного шкива. В этом случае сначала придётся ещё немного разобрать мотоблок — снять шкив и кожух.
Снимаем пластиковый кожух, закрывающий ременную передачу. Он крепится всего двумя гайками (6). Отворачиваем болт крепления шкива (7), вынимаем шкив и шпонку, которая находится между валом и шкивом.
Отворачиваем один болт и две гайки, крепящие металлический кожух шкива (8). Левую гайку просто ослабляем, а кожух — поворачиваем вперёд. Доступ к болтам редуктора открыт (9). Отворачиваем их (10), снимаем и заворачиваем обратно, (заменяя один из болтов на более длинный из комплекта механизма), но уже вместе с кронштейном (11). Ставим на ось кулису (12), она крепится не только «клеммой», но и штифтом, который вставляется в отверстие оси и крепится пружинным шплинтом (13). После установки шплинта можно завернуть клеммное соединение.
Возвращаем на место и крепим металлический кожух, ставим шкив с надетыми ремнями. Тут есть маленькая хитрость, способная упростить эту часть работы.
Шпонку шкива допустимо поставить после его установки на ось (14), так гораздо удобнее. Далее закрываем ременную передачу пластмассовым кожухом.
Последняя часть монтажа — крепление на поперечине рулевой колонки самого механизма переключения передач. Для этого в ней нужно просверлить три отверстия.
«Классический» способ (разметить, накернить, просверлить) в данном случае тоже можно упростить. Ставим механизм под поперечину, выравниваем по её центру. Вниз он не «съедет», помешают выступы на корпусе. Берём дрель или шуруповёрт со сверлом «шестёркой» и сверлим первое отверстие из трёх, по центру (15). Даже накернивать не надо — в этом отверстии есть втулка, она и послужит направляющей.
Крепим механизм первым винтом с гайкой (16), повторяем процедуру второй и третий (17) раз. В двух остальных отверстиях втулок нет, но это уже неважно, ошибиться тут не удастся. Затем можно снять механизм и раззенковать отверстия, чтобы утопить крепёжные винты поглубже, но это необязательная операция — «для красоты».
Напоследок регулируем длину тросов управления, вращая упоры оплётки тросов на кронштейне, затягиваем контргайки — и мотоблок снова готов к работе.
Автор: Максим ГРИБОЕДОВ
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» серии «Потребитель» ЗИМА 2015 г. Архив pdf доступен по ссылке: https://master-forum.ru/category/magazine/