Мотобур представляет собой винтообразный бур (шнек) с приводом от мотора, как правило, двухтактного бензинового. К преимуществам шнекового бурения стоит отнести немалую скорость и фактически полное отсутствие вспомогательных работ. Кроме того, не возникает проблем с извлечением «отработанного» грунта — он в процессе углубления скважины автоматически выкидывается наверх, как по ленте транспортера. Подобная техника сделает аккуратные лунки заданной ширины и глубины даже в тяжелых для работы почвах, сэкономив вам время и силы.
Для работы с мотобурами обычно достаточно сил одного, иногда даже не очень опытного, пользователя, тем более что многие модели оснащены системами безопасности, блокирующими двигатель в случае застревания шнека или потери управления, а также предупреждающими его случайный запуск. Полную независимость от длины электрического шнура, несомненно, оценят владельцы габаритных земельных наделов, однако периодической дозаправки все равно не избежать. При выборе аппарата стоит помнить, что в технических характеристиках указан его вес с пустым топливным баком — заправленный будет чуть тяжелее.
Спектр задач, с которым может справиться тот или иной инструмент, зависит в первую очередь от мощности мотора. В компетенции самых младших машин рыхлый, «посадочный» грунт; для уплотненной или глинистой почвы стоит выбрать устройство помощнее. В критических случаях, когда почву хочется сравнить с хорошо схватившимся бетоном, на выручку придут профессиональные модели. Ресурс их двигателя рассчитан на весьма длительную работу в суровых условиях, а конструкция предусматривает управление двумя операторами — одному человеку это просто не под силу.
К слову, бензобуры эффективно применяют для отбора проб почвы. Упрощенный аналог этой процедуры может спасти от выбора неудачного садового участка (если, конечно, есть возможность захватить с собой такой инструмент). Несколько «пробных» заглублений в землю расскажут о ее свойствах гораздо больше, нежели самая задушевная беседа с самым красноречивым продавцом.
Для бурения лунок различной ширины используют сменные шнеки (стоит учесть, что комплектующие одной торговой марки вовсе не обязаны подходить к аппаратам другого производителя). Замену проводят специальным инструментом, поставляемым в комплекте, а некоторые аппараты оснащены быстросъемными соединениями. Еще буры имеют сменные наконечники и режущие кромки, их подтачивают или меняют по мере необходимости. Если шнек застрял, выручит обратный ход; к тому же он поможет извлечь инструмент из глубоких ям. Увеличить длину «сверла» и, соответственно, глубину бурения позволяют специальные стержни — «удлинители».
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
1. Отдельного внимания заслуживает вопрос безопасности. Несмотря на предусмотрительность производителей и различные предохраняющие системы, не стоит пренебрегать защитными аксессуарами — шлемом, очками, перчатками и наушниками. И от болтающейся длиннополой одежды, по вполне понятным причинам, лучше отказаться.
2. Чтобы бензобур долгие годы служил верой и правдой, его нужно заправлять смесью бензина марки не ниже Аи-92 (некоторые специалисты настоятельно рекомендуют не пользоваться 95-м) и масла для двухтактных двигателей, хранить в разобранном и смазанном виде, своевременно проводить техобслуживание — в общем, соблюдать традиционные «правила хорошего тона» по отношению к инструменту.
Автор: Алексей Меснянкин