Дача нередко начинается с целинного или пребывавшего долгое время в запустении надела. Такие участки, заросшие диким бурьяном, требуют производительной бензиновой мотокосы мощностью в две-три лошадиные силы, способной работать с леской большого диаметра и с режущим диском.
С помощью такой техники освобождают от бурьяна участок внутри, окультуривают заросшую кустарником территорию снаружи, при необходимости расчищают тропинки через лес, пятачки для парковки за забором и т. п. После чего бензиновая коса, сохранившая почти весь ресурс за счёт изрядного «запаса прочности», свойственного технике высокой мощности, переходит в режим эпизодической работы, подразумевающей периодические «набеги» на быстрорастущие деревца и всякий прочий борщевик. А для регулярной борьбы с невысокой и не слишком жёсткой травой на уже обжитом участке обычно приобретают ещё одну косу или триммер средней мощности – аккумуляторную или электрическую (если есть доступ «к розетке» поблизости от места работы). С такими лёгкими моделями запросто справляются даже те, кто обычно сторонится специфических «бензиновых ритуалов» (смешивания топлива с маслом, заправки и иного обслуживания). Такая стратегия оптимальна в большинстве случаев, а на дачных участках, которые либо ещё не подключены к электроснабжению, либо страдают от частых перебоев с электроэнергией, и вовсе единственно правильная.
«Потребитель» в очередной раз опробовал эту концепцию, протестировав последовательно две модели — бензиновую мотокосу Patriot PT555XT с двигателем мощностью в три лошадиные силы, и аккумуляторный Patriot TR340XL – триммер средней мощности с батареей напряжением 40 В. Мотокоса была брошена в бой, как сугубо мужская силовая машина, вариант «Янь», а триммер протестирован в качестве дамского варианта, лёгкого и очень простого в применении — «Инь». Публикуем отзывы.
Patriot PT555XT
Бензокоса
Patriot TR340XL
Аккумуляторный триммер
Patriot PT555XT
«Трёхлошадная» Patriot PT555XT — типичная мотокоса для работ на больших и сильно заросших площадях. Вал у столь мощной косилки, разумеется, цельный и кованый — штанга поставляется в узкой и длинной картонной упаковке, а двигатель — в отдельной коробке кубической формы.
Если это первый ваш бензиновый инструмент или вы отчаянный гуманитарий, то, безусловно, его сборку нужно начать с изучения инструкции. Технари и те, кто имел хотя бы небольшой опыт работы с подобной техникой, соберут её, как прилежный солдат свой «калаш», без подглядывания в бумажки и даже не задумываясь. Штанга с конусом центробежного сцепления прикручивается к двигателю четырьмя болтами «под шестигранник». Их невозможно потерять или перепутать — они имеют шейку тоньше, чем резьба, то есть не выпадают из отверстий в конусе сцепления, даже когда коса разобрана. Рукоятка велосипедного типа крепится к штанге скобой с двумя аналогичными болтами. Для перемещения рукоятки по штанге в удобное положение и последующей фиксации нужен ключ-шестигранник, а вот углы наклона рукояток регулируют без ключа — для этого имеется мощный маховичок, который затягивают рукой. Полный комплект инструментов: ключ для свечи и для косильных дисков, отвёртка, Г‑образные шестигранники (они, кстати, идут в наборе не россыпью, а в удобной сумочке на молнии). Собственно, 5–7 минут, включая заливку бака смесью бензина и масла, — и Patriot PT555XT готова к работе.
Тяжёлая в сравнении с «малолошадными», а тем более электрическими косами, Patriot PT555XT требует подвешивания на операторе — в комплект входит основательная «сбруя» рюкзачного типа с бедренным щитком и быстроразъёмным замком ремней.
Наша тестовая коса, ещё «не нюхавшая» бензина, после подкачивания колпачка-праймера и переключения «подсоса» в закрытое положение завелась с третьего рывка. Будучи в хорошем смысле ортодоксами, мы потратили минут 15 на лёгкую обкатку двигателя — работу без нагрузки с периодическим кратковременным повышением оборотов. Делалось это, разумеется, на смеси с повышенным содержанием масла. Подобную процедуру мало кто проводит, но на самом деле она весьма полезна. Поначалу двигатель работал на повышенных оборотах («прихватывая» сцепление даже на холостых) и сильно шумел, но несколько «прогазовок» нормализовали работу — холостой ход выровнялся, мотор стал работать значительно мягче и тише. Проверили мы и воздушный фильтр — для доступа к нему нужно открутить пальцами винт с крупной оранжевой пластиковой головкой и откинуть крышку на шарнирной петле. Всё отлично — фильтр на месте и пропитан маслом. Не стоит пренебрегать его промывкой горячей водой с Fairy как минимум раз в сезон и лёгкой пропиткой после высушивания несколькими каплями любого масла («двухтактного», моторного, трансмиссионного — какое под руку попадётся).
Эффективность косы с двигателем 52 «кубика» и мощностью в три «лошадки» впечатляет. Про кошение травы головкой с полуавтоматической подачей 3‑миллиметровой лески даже говорить нечего — эластичная мощь, как она есть! Но гораздо интереснее идущий в комплекте 40‑зубый диск с твердосплавными напайками. В отличие от наиболее распространенного 3‑лопастного стального ножа (который тоже есть в комплекте), диск практически не создаёт вибраций, а ветки режет — как меч джедая. С такой косой можно идти через густой подлесок и прокладывать дорогу не то что для квадроцикла — для легкового автомобиля! Стволы деревьев и кустарника толщиной 50–60 мм Patriot PT555XT срезает запросто и хирургически чисто, а чуть более тонкие — вообще смахивает, даже не замедляя движения.
Patriot TR340XL
Patriot TR340XL, работающий с 2‑миллиметровой леской, — это уже триммер, машинка лёгкая и в хорошем смысле «смартфонная»: зарядил «батарейку», нажал на кнопку — и косишь. Никаких тебе подсосов, стартёров, топливных «коктейлей» и прочего. Конечно, мощность бензиновых кос в обозримом будущем аккумуляторным моделям не светит (ну, во всяком случае, в разумной ценовой категории), но это и не нужно, их достоинства — в ином.
Если бензиновый Patriot PT555XT — это машина во всех смыслах, то аккумуляторный Patriot TR340XL — натуральный гаджет! Конструктивно батарейный триммер весьма несложен — простая прямая штанга с двигателем внизу и аккумулятором сверху. Однако регулировок, позволяющих подогнать инструмент под косильщика, — даже больше, чем у полупрофессиональных бензиновых моделей.
Все настройки проводят без инструмента — ослаблением фиксаторов вручную.
Во‑первых, меняется длина телескопической штанги, которую можно укоротить на четверть для транспортировки. Сама штанга триммера — алюминиевая, с фрезерованной поверхностью.
Во‑вторых, отдельный фиксатор позволяет повернуть две части штанги относительно друг друга на 90 градусов — для использования косилки в вертикальном положении режущего «диска», образованного вращающейся леской. Такое положение применяют совместно с роликом для обработки кромок газонов. Также есть металлическая скоба для защиты растений
В‑третьих, меняется положение D‑образной рукоятки на штанге — ее можно передвигать вверх-вниз.
В‑четвёртых, меняется угол наклона косильной головки — пять положений наклона, ступенчато. Всё это делается просто и быстро, а главное — интуитивно понятно. Инструкция не требуется.
Триммер TR340XL — инструмент из 40‑вольтовой аккумуляторной линейки Patriot. В ней пока не так много позиций, но концепция «единого аккумулятора» позволяет расширить в дальнейшем свой арсенал как минимум вполне универсальной и постоянно находящей применение на даче цепной пилой Patriot CS402XL.В линейку также входят газонокосилки, цепная пила и цепная пила-высоторез, воздуходувка, кусторез и даже мотобур!. Для питания инструментов серии предлагается три вида аккумуляторов (2,5, 4,0 и 6,0 А*ч) и два типа зарядных устройств (обычное, с током зарядки 2, А, то есть, заряжающее батарею 2,5 А примерно за час, и быстрое — с током в 4 А и встроенной системой принудительного охлаждения). Ячейки («батареи») в аккумуляторах — производства Samsung.
Некоторые модели в 40‑вольтовой серии поставляются в «эконом-варианте», без батареи и зарядного устройства. Это обычное явление для «системного» инструмента. Впрочем, триммер Patriot TR340XL продаётся в готовом к использованию виде — с батареей 40 В, ёмкостью 2,5 А*ч, и соответствующим зарядным устройством. Есть и ремень-подвеска — но не такой сложный, как у бензиновой косы. Он выглядит, как лямка через плечо, с регулируемой длиной, плечевой накладкой и карабином. Такой «сбруи» для лёгкой косилки вполне достаточно. Косящая головка — несъёмная, с быстрой заменой лески без инструмента: после нажатия на пружинные фиксаторы снимается верхняя крышка и извлекается катушка. Клавиша пуска — двойная, в виде крупных лепестков, расположенных на рукоятке сверху и снизу. Один «лепесток» блокирующий, второй — пусковой.
Тест провёл Евгений Балабас
Август 2019 года