Инверторные мини-электростанции в последнее время пользуются всё более высоким спросом, особенно у «частников» (физических лиц). Такие генераторы имеют множество преимуществ по сравнению с традиционными с синхронным альтернатором. Основное преимущество — гораздо более высокое качество выдаваемого тока, что позволяет без опасений подключать к ним не только простые виды инструментов и техники, но и сложную электронику и аппаратуру. Однако и других преимуществ немало. Все такие станции компактнее и легче «синхронных», большинство оборудовано шумозащитными кожухами. Практически все инверторные генераторы допускают возможность параллельного подключения (совместной работы двух станций, при которой их выходная мощность суммируется), а также способны работать в двух режимах: обычный применяют при работах с инструментами и мощным оборудованием, создающим большие пусковые токи, в нём частота вращения вала двигателя фиксированная; экономичный актуален в тех случаях, когда суммарная электрическая мощность подключённой техники невелика. В нём частота вращения вала «подстраивается» под нагрузку.
Наибольшее распространение среди инверторных генераторов получили так называемые чемоданчики — мобильные генераторы с мощностью около 2 кВт. Чаще их приобретают для эксплуатации в полевых или походных условиях, реже как резервные генераторы. Более мощные модели чаще применяют для резервирования электроснабжения небольшого дома или другого объекта, а нередко — для коммерческих и производственных задач.
Ниже представлены некоторые разновидности инверторных мини-электростанций, имеющихся сейчас на российском рынке. Все эти модели объединяет одно — они полностью разработаны компаниями-производителями. Даже при внешнем сходстве ряда моделей они значительно отличаются друг от друга по дизайну, компоновке, техническим характеристикам. Разброс цен — от сверхнадёжных инверторов премиального класса до вполне бюджетных генераторов, отвечающих основным запросам потребителей.
Поставки инверторных генераторов таких производителей в Россию осуществляет компания «Астари» — официальный (по брендам Briggs&Stratton и Zongshen — эксклюзивный) дистрибьютор этих и целого ряда других торговых марок.
Honda EU 10i
Бензиновая инверторная мини-электростанция
Honda — первая в мире компания, выпустившая на рынок инверторные мини-электростанции: первый портативный генератор Honda с инверторной технологией был представлен ещё в 1987 году. К середине 1990-х компания выпустила модель EX500 со встроенным микропроцессором для производства синусоидального электрического тока такой же стабильности, как питание в обычной сети. В начале 21-го века компания представила инверторные установки EU 10i и EU 20i мощностью в 1,0 и 2,0 кВт, компоновка которых фактически стала «стандартом» внешнего вида для небольших инверторных генераторов. Honda EU 10i — модель, которая выпускается уже более 20 лет. Конечно, за это время она много раз модернизировалась. В частности, компании постоянно приходится совершенствовать конструкцию, чтобы минимизировать шум и вибрации и удовлетворять самым современным экологическим стандартам (сейчас — Евро-5). Но многие важные особенности остались без изменений. Например, возможность ручного выбора одного из двух режимов — максимальной мощности или экономичного, возможность параллельного соединения двух станций специальным кабелем, пробка топливного бака с рычажком-клапаном, развитая система контроля и защиты (светодиодные индикаторы низкого уровня масла, работы и перегрузки на панели управления).
Примерно так же выглядит большинство компактных «инверторов» других производителей. И многие из них являются упрощёнными и удешевлёнными копиями Honda. Впрочем, здесь мы не будем рассматривать такие «клоны» — далее представим только оригинальные модели.
Honda EU 22i
Бензиновая инверторная мини-электростанция
Эта модель появилась на рынке в 2018 году на смену генератору Honda EU 20i, так же выпускавшемуся ещё с начала 21-го века. Внешне, по массе и габаритам генераторы довольно сходны, но новинка имеет более высокую удельную мощность (на единицу веса). И внутренних различий между этими генераторами предостаточно, как крупных, так и сравнительно мелких.
На этой модели установлен другой двигатель: вместо верхнеклапанного (OHV) Honda GX 100 — «верхневальный» (OHC) Honda GXR 120, компактный, но при этом более совершенный и экономичный. Все двигатели Honda, в названии которых есть буквы GX (и GXR в том числе), рассчитаны на профессиональное и коммерческое применение. Кроме этого, у Honda EU 22i более совершенный и энергоэффективный альтернатор, обновлена система электронного управления и контроля, улучшена вентиляция корпуса, упрощён доступ к маслозаливной горловине, а также внесены изменения в ряд других элементов.
Появилась и новая функция — принудительная выработка топлива: топливный кран имеет отдельное положение, в котором возможна полная выработка всего топлива из бака (система Fuel Off). Это упрощает использование генератора при редкой эксплуатации, позволяя исключить работу на «старом» бензине, остававшемся в баке (даже чистый бензин через несколько месяцев начинает терять свои свойства).
Honda EU 30iS
Бензиновая инверторная мини-электростанция
Представленные на рынке инверторные мини-электростанции мощностью 3 кВт и более уже далеко не всегда выглядят, как чемоданчики. В таком классе инверторных генераторов нет какого-то устоявшегося стандарта внешнего вида: встречаются генераторы как в открытом, так и в закрытом (шумозащищённом) исполнении. Второе характерно для дорогих моделей премиального уровня. И логика производителей тут понятна: если уж инверторная станция даёт ток высокого качества, то премиальная модель должна соответствовать и всем другим критериям: дизайн, исполнение, качество, надёжность.
Honda EU 30iS — генератор, выполненный в шумозащитном кожухе, снабжённый транспортировочным комплектом и небольшими рукоятками на корпусе. Кроме этого, данная модель (одна из немногих, представленных на рынке в этом классе) оборудована системой электрозапуска — от ключа. Но, несмотря на разницу во внешнем виде, многие её особенности такие же, как и у менее мощных станций Hondа: поворотный топливный кран, ручное управление воздушной заслонкой, наличие выхода постоянного тока 12 В для подзарядки аккумуляторных батарей, три «контрольных» светодиода («работа», «перегрузка», «низкое давление масла»), а также возможность параллельной работы двух станций. В таком режиме два генератора соединяются специальным кабелем и их суммарная выходная мощность, разумеется, удваивается.
Honda EU 70iS
Бензиновая инверторная мини-электростанция
На сегодняшний день это самая мощная инверторная мини-электростанция премиального класса, имеющаяся на рынке. И самая «навороченная» с технической точки зрения. Впервые модель под этим названием появилась на рынке в 2015 году, с тех пор несколько раз модернизировалась. Двигатель у Honda EU 70iS (разумеется, серии Honda GX, то есть коммерческого класса) оборудован системой впрыска топлива с электронным управлением. Проще говоря, не традиционным карбюратором, а «инжектором»: более надёжным, экономичным и быстрее «подстраивающимся» при работе в переходных режимах. Станция имеет закрытое рамное исполнение — снабжена шумозащитными панелями, транспортировочным комплектом из колёс, опор и откидывающихся рукояток с фиксаторами. Воздушная заслонка с автоматическим управлением, основной тип запуска — электрический, от кнопки на панели управления. Также предусмотрена возможность ручного пуска (у современных станций Honda EU 70iS ручка вытяжного стартёра находится за боковой крышкой, у более ранних версий — была выведена на боковину) и дистанционного управления от проводного пульта (опция). На топливном баке имеется указатель уровня.
Все инверторные генераторы Honda оборудованы интеллектуальной системой адаптации оборотов двигателя к нагрузке (Eco Throttle), при активации которой частота вращения вала двигателя «подстраивается» в соответствии с заданной нагрузкой. Это позволяет экономить топливо и увеличить ресурс мотора. При выключении системы двигатель, как и у обычных электростанций, работает на «фиксированных» оборотах.
Yamaha EF 2000iS
Бензиновая инверторная мини-электростанция
Yamaha — одна из немногих мировых компаний, выпускающих оригинальные двигатели и конечную продукцию собственного производства и под собственным товарным знаком. По внешнему виду Yamaha EF 2000iS относится к традиционным «чемоданчикам», но по ряду особенностей, в том числе компоновке, является оригинальной моделью. Это легко заметить по расположению панели управления и элементов на ней. Кстати, у Yamaha есть и сходный «чемоданчик» мощностью в 1,0 кВА (Yamaha EF 1000iS), но у него органы управления расположены на другой боковине корпуса.
Станция имеет полный комплект особенностей, присущих «топовым» инверторным генераторам в этой мощностной категории.
Модель оборудована электрической розеткой 220 В и разъёмом для подзарядки любых аккумуляторов с напряжением 12 В. Для контроля параметров имеются три светодиода. При перегрузке в линии 220 В сначала загорается сигнализатор перегрузки, потом, если нагрузка не снизится, срабатывает автоматическая защита. Контур 12 В защищён тепловым предохранителем — «кнопкой» на панели.
Топливный кран на этой модели — поворотного типа, выключатель зажигания выполнен отдельно, в виде электрического переключателя. Аналогичным переключателем выбирают обычный или экономичный режим работы. Имеется и возможность параллельного подключения двух мини-электростанций (у Yamaha эта функция называется Twin Tech).
Продукция Yamaha стоит немного дешевле, чем аналоги от Honda, при этом также относится к премиальному классу.
Briggs&Stratton P 2400 Inverter
Бензиновая инверторная мини-электростанция
Компания Briggs&Stratton известна, прежде всего, как производитель четырёхтактных бензиновых двигателей малой и средней мощности, но, помимо этого, занимается и выпуском некоторых видов конечной продукции под собственным товарным знаком.
К таковым относится и серия инверторных мини-электростанций.
Эта модель — одна из двух переносных генераторов в линейке, выполненная в виде «чемоданчика» (вторая — Briggs&Stratton P 2200 PowerSmart мощностью 2,2 кВА). Впрочем, сходство с «чемоданчиками» других производителей здесь не очень выражено: слишком много мелких различий. Так, топливный кран совмещён с воздушной заслонкой и выключателем зажигания: кроме положения «открыт» и «закрыт», имеется промежуточное — для пуска холодного двигателя.
Такое совмещение упрощает эксплуатацию. Из других оригинальных особенностей стоит отметить наличие на панели управления не только выводов 230 и 12 В, но и двух гнёзд USB (1,0 А и 2,1 А) — для прямого подключения электронной техники. Все электрические выводы прикрыты защитными резиновыми колпачками.
Панель управления оборудована светодиодной подсветкой — оригинальная особенность, полезная в тёмное время суток. Транспортировочная рукоятка тоже оригинальная, Н-образная, позволяет переносить генератор как в одиночку, так и вдвоём.
Имеется и «джентльменский набор» инверторных станций: переключатель между экономичным режимом и режимом максимальной мощности и гнездо для параллельного подключения двух генераторов. Весной 2021 года эту модель тестировали сотрудники нашего журнала. Проверка показала очень высокое качество выдаваемого тока — генератор можно без опасений использовать для питания не только силовой, но и «тонкой» электронной аппаратуры.
Briggs&Stratton P 3000 Inverter | P 4500 Inverter
Бензиновые инверторные мини-электростанции
Эти два генератора появились на рынке в 2019 и 2020 году. Briggs&Stratton P 3000 Inverter внешне довольно схож с менее мощными моделями серии — «чемоданчик с Н-образной рукояткой» дополнительно оснащён парой транспортировочных колёс и ещё одной, выдвижной, рукояткой в нижней части.
Briggs&Stratton P 4500 Inverter (на фото) выглядит уже иначе — скорее как «сумка-тележка». Это самая «продвинутая» модель серии. Генератор относится к мобильным, оснащён не только ручным, но и электрическим запуском (от кнопки). Мало того, он снабжён крайне редкой для мини-электростанций функцией дистанционного запуска и выключения с пульта управления, размещённого в брелоке, который поставляется в комплекте с генератором. Кроме этого, на станции имеется ещё одна, уникальная защитная функция (CO Guard) — встроенный датчик, отключающий его при накоплении оксида углерода в рабочей зоне (актуально при работе в замкнутом пространстве).
Оба генератора могут функционировать в экономичных режимах и режиме полной мощности, допускают параллельное подключение. Из уникальных особенностей на Briggs&Stratton P 3000 Inverter отметим указатель уровня топлива, ЖК-дисплей — счётчик моточасов и указатель мощности подключённой нагрузки (в процентах), кнопку «перезагрузки», которую нажимают в случае срабатывания защиты.
Briggs&Stratton P 4500 Inverter снабжён цифровым счётчиком моточасов, подсветкой панели управления и двумя светодиодными «столбиками» — указателями уровня топлива и уровня подключённой нагрузки.
Briggs&Stratton Q 6500 Inverter
Бензиновая инверторная мини-электростанция
Следующая модель, появившаяся на рынке весной 2020 года, — самая мощная в инверторной линейке генераторов Briggs&Stratton. Но даже такой генератор за счёт применения инверторного альтернатора может легко транспортироваться одним человеком. Если необходимо, его вполне реально загрузить в машину и выгрузить из неё даже в одиночку (хотя удобнее вдвоём). А для перемещения на небольшие расстояния генератор снабжён парой колёс и выдвижной телескопической ручкой.
Как и все остальные модели в этой серии, генератор имеет свой оригинальный дизайн и отличную от своих «собратьев» компоновку. Органы управления и силовые выходы для подключения потребителей скомпонованы на одной боковине корпуса. В основном они такие же, как и у других моделей линейки: вытяжной стартёр, поворотный топливный кран, переключатель между экономичным режимом и режимом полной мощности и силовые выводы, защищённые предохранителями. Кроме двух обычных розеток, на этой модели имеются одна розетка 230 В «на 32 А» и два USB-вывода. На панели генератора находятся четыре светодиода, указывающие на мощность подключённой нагрузки, кнопка «перезагрузки», которую нажимают при срабатывании защиты от перегрузки, индикатор низкого уровня масла и несколько светодиодов, освещающих панель управления. Большую часть площади второй боковины корпуса занимает крышка, сняв её, пользователь получает доступ к двигателю.
Zongshen BQH 2000 | BQH 2200 | BQH 2200 E
Бензиновые инверторные мини-электростанции
Эти инверторные «чемоданчики» производства национальной китайской корпорации Zongshen можно считать «бюджетными». При аналогичном функционале и сопоставимых характеристиках их цена более чем вдвое ниже, чем у рассмотренной выше Honda EU 22i. При этом они не являются «клонами», это собственная разработка компании Zongshen, способная составить конкуренцию более именитым брендам. Первая модель в этой линейке появилась на российском рынке в 2019 году. Две другие — в 2020.
Генераторы отличаются высокой удельной мощностью — это первые в мире модели мощностью порядка 2 кВА, весящие менее 20 килограммов. Мало того, Zongshen BQH 2200 E — первый в мире инверторный генератор на 2 кВт, оборудованный системой электрозапуска. Ранее электростартёр у инверторных генераторов применялся только на некоторых моделях мощностью от 3 кВт.
Все элементы контроля и управления расположены на передней панели (особенность, свидетельствующая об оригинальной компоновке), включая поворотный топливный кран, вытяжной рычаг «подсоса» у моделей с ручным пуском и кнопку электрозапуска у генератора с электростартом (воздушная заслонка на нём управляется автоматически). Сами устройства контроля и управления в принципе такие же, как у «именитых» конкурентов. Розетки 230 и 12 В, защищённые предохранителями, три светодиода («работа», «перегрузка», «низкий уровень масла»), гнездо для параллельного подключения. Особенно удивляет уровень шума работающих даже под нагрузкой инверторных генераторов серии Zongshen BQH 2000 и 2200 — 66 дБ! Все рабочие параметры генераторов соответствуют заявленным — это было подтверждено тестом, проведённым несколько лет назад сотрудниками нашего журнала.
Zongshen BQH 3500 | BQH 3500 E | BQH 4000 | BQH 4000 E
Бензиновые инверторные мини-электростанции
Модели в этой группе различаются по электрической мощности и по наличию либо отсутствию электрозапуска. Компоновка у всех станций одинакова: шумозащищённое исполнение, генератор можно транспортировать, используя колёса и выдвижную рукоятку либо вдвоём — взявшись за две ручки в его верхней части. Топливный кран расположен на боковине, у моделей с ручным запуском он используется и для управления воздушной заслонкой, на генераторах с электрозапуском управление заслонкой автоматическое, пуск производится «от кнопки». Органы контроля и управления скомпонованы на передней панели. Важная особенность этих моделей — многофункциональный электронный блок контроля параметров, снабжённый дисплеем и светодиодами. Кроме уже привычных светодиодов «работа», «перегрузка» и «низкий уровень масла», на этом блоке имеются светодиодные указатели мощности подключённой нагрузки и уровня топлива в баке, а также небольшая кнопка сброса нагрузки — для восстановления работы при срабатывании защиты по перегрузке. На дисплей выводятся данные о напряжении, частоте тока и отработанных моточасах.
Кроме двух розеток 230 В и одной 12 В (с отдельной тепловой защитой каждой розетки), есть USB-порт — для прямого подключения электронной техники. Также предусмотрена возможность параллельного подключения и работы в двух режимах: «экономичном» и «полной мощности».
Zongshen BPB 4000 | BPB 4000 E | BPB 4500 | BPB 4500 E
Бензиновые инверторные мини-электростанции
В отличие от всех других представленных здесь генераторов, выполненных в шумозащитных кожухах, эти модели имеют рамное исполнение и внешне лишь незначительно отличаются от традиционных генераторов с синхронными альтернаторами. Конечно, такие станции более «шумные», но открытое исполнение даёт множество других преимуществ. В частности, это лёгкость доступа ко всем узлам, хорошая защита от механических повреждений и невысокая цена. А применение инверторной технологии обеспечивает не только высокое качество тока, но и значительно снижает вес и габариты. Стоимость инверторных генераторов лишь незначительно отличается от цены рамных моделей схожей мощности и класса, но при этом их вес примерно в полтора раза меньше. Такие модели реально переносить даже в одиночку.
Генераторы в этой группе различаются по мощности, оборудованы ручным либо ручным и электрическим запуском. На панели управления размещены две розетки 230 В (с отдельным предохранителем на каждую), вывод 12 В (тоже с предохранителем), электронный указатель напряжения, частоты и времени наработки, светодиодный индикатор мощности подключённой нагрузки, переключатель между обычным и экономичным режимами и замок зажигания с ключом. На всех станциях замок используется для включения-выключения зажигания, на моделях с электрозапуском — ещё и для пуска двигателя.
Автор: Максим Грибоедов
Август 2021 года