Сейчас при выборе лодочного мотора, мотокультиватора, даже бензокосы многие отдают предпочтение четырехтактному двигателю, хотя он тяжелее и дороже. Почему? Из-за экономичности? Нет, чтобы окупилась разница в цене моторов, надо отработать не одну сотню часов. Так в чем же дело?
Большинство потенциальных покупателей отпугивает постоянная «алхимия» с приготовлением топливной смеси. Можно, конечно, завести специальную тарированную емкость… Но что делать, если вам нужна не ровно канистра смеси, а чуть-чуть, чтобы одну грядку окучить? Ведь долго хранить смесь нельзя.
Конечно, отмерить нужное количество масла реально с помощью мерной емкости со шкалой, но от сложных расчетов они не избавляют. Вот, например, вы отмерили с помощью бутылки из-под газировки полтора литра бензина. Согласно инструкции мотору требуется смесь 1:64. Сколько нужно масла? Получить ответ без применения калькулятора не так-то просто.
В ноябре 2008 года в Москве проходила выставка MITEX. В основном на ней были представлены инструменты различных иностранных производителей, но на стенде одной известной торговой сети, продающей спецодежду и инструменты, мне попалось на глаза удобное и простое устройство для отмеривания нужного количества масла. Кстати, отечественного производства. Оно представляет собой стакан из прозрачного бензомаслостойкого пластика с крышкой-воронкой. На нем три шкалы. Точнее, две — объем бензина и объем масла — нанесены непосредственно на корпус, а третья — соотношение бензин/ масло — расположена на подвижном кольце. На кольце закреплены две стрелки. Одна из них, длинная, вращается вместе с кольцом, вторая, короткая, передвигается по кольцу.
Процесс расчета компонентов смеси занимает пару секунд и осуществляется следующим образом: перемещая короткую стрелку по кольцу, устанавливают нужное соотношение бензин/ масло; потом поворачивают кольцо так, чтобы короткая стрелка показывала нужное количество бензина; при этом длинная стрелка покажет нужное количество масла в миллилитрах. Впрочем, для приготовления смеси эти цифры не обязательны. Просто наливаем масло до уровня точки пересечения длинной стрелки и кривой линии, нанесенной на стенку емкости.
Отметим следующие «мелочи», из которых слагается удобство пользования устройством. Дно мерной емкости не плоское, а наклонное, что способствует более точному измерению малых объемов. Крышка-воронка по своим размерам совпадает… с верхней частью пластиковой бутылки, так что в случае ее потери легко изготовить замену из подручных материалов.
Конечно, пройти мимо такой многообещающей и гениально простой конструкции мы не смогли, и на следующих же выходных она подверглась испытаниям в «боевых условиях». Надо сказать, что доверие она полностью оправдала. Единственное, что вызвало некоторые затруднения, это приготовление малого количества смеси. Шкала не рассчитана меньше чем на один литр. Уменьшив полученное значение вдвое, можно отмерить пол-литра смеси. К тому же при столь малых объемах половина масла остается на стенках сосуда. Но эта проблема решается элементарно — надо ополоснуть емкость бензином, тем самым, из которого мы и делаем топливную смесь.
Так что испытания подтвердили — мы не ошиблись и приобрели очень удобное и полезное приспособление, заметно облегчающее работу с двухтактными двигателями.