На российском рынке уже давно одним из ключевых параметров, влияющих на выбор, является цена. На фоне многолетнего падения доходов населения и сокращения спроса вопрос цены стал ещё более злободневным. «Дайте дешевле» — пожалуй, ключевой тренд, с которым столкнулись все без исключения производители и продавцы.
«Волхв» сказал: «Поехали»!
В какой-то момент производители и поставщики техники пошли навстречу этим требованиям и начали экономить, чтобы снизить цены. Столь же естественно, эта экономия не могла не сказаться на качестве. Можно с пеной у рта доказывать, что цена низкая за счёт снижения маржинальности, а качество‑то ого-го какое — но сейчас в такие истории мало кто верит. Если говорить о культиваторах, то началось всё с замены двигателей мировых брендов на китайские, когда в Китае взялись за моторы для малой садовой техники. Они были намного дешевле «Бриггсов» и «Хонд», естественно, этот способ снизить стоимость продукции быстро стал популярен. Но поскольку бюджетные моторы появились у всех, то и цены в равной степени снизились у всех… надо экономить дальше, а на чём? Культиватор и мотоблок — изделие сложное, есть много деталей, которые можно «оптимизировать» по качеству, снизив стоимость.
В какой-то момент процесс зашёл в тупик — снижать дальше цену за счёт качества не получается. Откровенный обман покупателей уже не работает, большинство понимает, на что влияет низкая цена. Но качественный товар по-прежнему плохо продаётся, спрос низкий из-за низких доходов. Возникла необходимость предложить какое-то новое решение и снижать цену, не ухудшая качество.
Некоторые компании развернули у себя сборочные производства — таким образом удаётся экономить на логистике. Если грузить культиваторы в разобранном виде, то в стандартный морской контейнер их поместится почти вдвое больше. Да, нужно собрать, это дополнительные расходы, но всё равно выгодно за счёт экономии на доставке контейнера из Китая.
Дальнейшее развитие этой идеи предложила компания «Норма» — один из старожилов российского рынка садовой техники. Результатом стало появление в продаже двух моделей культиваторов серии «Волхв», подробное описание которых опубликовано на нашем сайте по этой ссылке. Главная их особенность — доступная цена, менее 20 000 рублей за машину с реверсом. Но качество при этом на очень достойном уровне, частному пользователю ресурса, заложенного в эти машины, хватит на много лет активной эксплуатации.
Рассказываем, на какие ухищрения пошла «Норма», чтобы добиться таких результатов.
Производство в России
В качестве прототипа для «Волхвов» была взята одна из моделей культиватора Texas. Она очень популярна среди китайских производителей, в продаже легко найти множество «клонов» под самыми разными брендами. И по своим параметрам она отлично сбалансирована для применения на небольших участках, а именно в этом сегменте самый массовый спрос. Для регулярной обработки стандартных шести-десяти «соток» не нужен большой и тяжёлый мотоблок, его возможности останутся не востребованы. А вот культиватор весом около 50 кг — в самый раз. Достаточно мощный и производительный, чтобы выполнять работу быстро, и при этом довольно лёгкий, чтобы было удобно маневрировать и доставлять его к месту работы и обратно.
Выбрав прототип, «Норма» разработала полный комплект конструкторской документации (КД) и электронных моделей и привлекла к участию в проекте ковровский завод им. В. А. Дегтярёва (ЗиД). Это один из старейших российских производителей мотоблоков и культиваторов (мотоблоки «Фаворит», культиваторы «Мастер» и «Лидер», а также многое другое). То есть опыт производства у ЗиД огромный. Совместными усилиями «Норма» и ЗиД изучили конструкцию будущего «Волхва» и определили список комплектующих — какие придётся заказывать в Китае, а какие проще и дешевле сделать на месте. И в 2019 году развернули производство в Коврове. Первая партия машин уже поступила в продажу в Центральном регионе России.
Рассказы о тщательном анализе конструкции и поиске слабых мест могли бы вызвать у нас определённый скепсис. Но мы получили весьма убедительное подтверждение, прямо во время поездки. Нам предложили понаблюдать за процессом испытаний одной из деталей. Естественно, отказаться мы не могли.
Это испытание — яркий пример того, как на ЗиД изучают и дорабатывают отдельные элементы конструкции «Волхва». По спецификациям, разработанным ЗиД, шкив должен выдерживать нагрузку 60 кгс и ещё дополнительно иметь запас прочности минимум 30%. Шкивы заказаны в Китае, пластиковое литьё в России обошлось бы гораздо дороже. Было подозрение, что новая партия шкивов сделана с нарушением технологии: увеличили температуру и уменьшили время её воздействия, чтобы быстрее выполнить заказ. Это могло снизить прочность шкива. Визуально это проверить невозможно, но не проверять нельзя — пока техника не покинула завод, потенциальный брак легко устранить. Однако для этого нужно быть уверенным, что данный конкретный узел — бракованный.
Испытуемый образец установили в разрывную машину. Натягивая ремень, смотрели, при каком усилии шкив сломается и что, собственно, с ним произойдёт. Опасения не подтвердились, шкив прошёл испытания даже с превышением требований, выдержав нагрузку свыше 100 кгс.
Оснащение испытательной лаборатории ЗиД — это предмет искренней зависти нашей редакции. Например, есть стенд для измерения технических характеристик двигателей (крутящий момент, обороты, расход топлива и т. д.). Мы даже некоторые редакционные тесты проводили с помощью специалистов завода. Так что, когда нам говорят, что по «Волхву» пристально изучалась и тестировалась каждая потенциально проблемная деталь, мы этому верим. Оснащение лаборатории и уровень квалификации сотрудников ЗиД позволяют это сделать, мы в этом убеждались уже не раз!
Интервью с Вадимом Задумовым, начальником бюро продаж гражданской продукции ЗиД
Кто из участников и за что отвечает в этом проекте?
«Волхв» — проект, реализуемый совместно компанией «Норма» и ЗиД. «Норма» составила техническое задание, исходя из требований рынка и запросов потребителей, далее разработала конструкторскую документацию (КД) и электронные модели. Все технологические карты и сметная калькуляция разработаны на ЗиД. Уже налажен серийный выпуск в двух вариантах — с реверсом и без, с небольшой разницей в цене. То есть у потребителя есть выбор.
Большинство деталей и комплектующих изготовлены на ЗиД: рама, руль, все кронштейны ручки руля, рычаги сцепления, троса. Мы выполняем все покрасочные операции, делаем фрезы с обязательной термической обработкой, что гарантирует их долговечность.
В этом году мы только начали производство, поэтому объёмы пока небольшие. У нас есть все необходимые технические возможности, чтобы увеличить объём выпуска в разы и при этом гибко подстраиваться под запросы «Нормы» и рынка.
Известно, что за основу взята популярная модель Texas, которая сейчас массово присутствует на рынке в виде китайских копий. Чем «Волхв» отличается от Texas?
Визуально конструкция почти не изменилась, внешне модели очень похожи, но разница есть, и существенная. Изменилась рама, редуктор установлен под оптимальным углом, руль по форме ближе к тому, что мы ставим на наш «Мастер». Фрезы нашего производства, с изменённым изгибом.
При анализе конструкции Texas мы определили слабые места, изменения в конструкцию вносились с целью устранить их, а не только для снижения стоимости производства. Самые нагруженные узлы мы постарались усилить. Вся эта работа велась совместно ЗиД и компанией «Норма».
А что насчёт мощности двигателя? Семь «лошадей» для культиватора весом менее 50 кг — не перебор?
Мы предложили использовать тот мотор, что мы ставим на «Фаворит». У нас большой опыт эксплуатации и обслуживания этих двигателей, отлично знаем их, нареканий к их работе нет. По данным нашей сервисной службы, процент отказа и поломок у них не выше, чем у Honda. Да, это мощный двигатель с объёмом 212 см3, что для культиватора, пожалуй, избыточно. Но экономически этот двигатель наиболее выгоден — мы уже покупаем его и, увеличив объём закупки, получаем дополнительное уменьшение цены. И у нас уже есть на него все необходимые запчасти и расходники.
Кто занимается сервисом, в том числе гарантийным?
По условиям контракта вся предпродажная подготовка, продажа и сервисное обслуживание, в том числе гарантийное, обеспечивает «Норма». Мы со своей стороны гарантируем наличие в необходимом объёме любых деталей и запчастей. С сервисом проблем не будет. Сейчас ещё рано об этом говорить, первые машины только поступили в продажу, но для сервисных мастерских у нас уже всё подготовлено.
Комментарий Оксаны Штефан, руководителя отделения продаж компании «Норма»
Технологические и производственные мощности наших заводов позволяют производить продукцию любого уровня сложности. Но основа производства — и это написано во всех учебниках — продажи. Причём сейчас это не просто локальные продажи, а выход на мировой рынок. Но для этого нужно создать рыночную стоимость, и вот здесь уже требуются глубокие знания техники, технологий, маркетинга, а также огромный опыт работы. В проекте «Волхв» мы попробовали всё это реализовать. Можно сказать, что это наша первая ласточка, уже есть и другие разработки, мы неуклонно движемся вверх.
Мототрансформер «Вьюга» от ковровского завода ЗиД
Репортаж подготовил Алексей Меснянкин
Август 2019 года