Компания «Мобил К» известна как один из старейших и наиболее известных в России производителей навесного оборудования для культиваторов и мотоблоков. Выпускает как «пассивную» навеску (фрезы, плуги, окучники, колеса с грунтозацепами и т.д.), так и «активную» (снегоуборщики и щетки для подметания) к многим машинам как отечественного, так и зарубежного производства. Как правило, импортные мотоблоки оснащают отечественной навеской — оригинальные обходятся значительно дороже, поэтому спросом не пользуются. Так что, какой бы культиватор вы ни купили, вероятность того, что на нем установлены фрезы отечественного производства, весьма высока.
«Мобил К» — не единственное предприятие на территории России, выпускающее подобную продукцию. Однако оно лидирует по объемам производства, и потому наиболее известно. И поэтому мы с радостью приняли приглашение посетить завод – было очень интересно оценить степень «производства». Ведь не секрет, что порой под «производством» в России понимается максимум сборка готовых изделий из импортных комплектующих. От редакции «Потребитель» на завод, расположенный в Смоленской области, практически в черте города Гагарин, ездили Алексей Меснянкин, редактор журналов «Garden Tools» и «Инструменты», и Максим Грибоедов, корреспондент этих же изданий. Поездка состоялась в ноябре 2010 года.
Производство мотоблоков и культиваторов. Репортаж с завода «Красный Октябрь – Нева» в Санкт-Петербурге
Историю предприятия можно отсчитывать c 1988 года, когда ее директор, Григорий Михайлович Кораблев, организовал при Гагаринском машиностроительном заводе кооператив по производству тренажеров. Примерно в те годы государство пыталось стимулировать производство товаров народного потребления на оборонных предприятиях, и кооператив удачно воспользовался открывающимися возможностями. Переход к навесному оборудованию произошел позже, когда в продаже появились первые мотоблоки. Их едва ли не одновременно начали производить в Калуге (на заводе «Калужские Двигатели»), Москве («Салют»), Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде («Нева») и Перми («Каскад»). По сути, это была единая конструкция, которую разработали и «спустили» на эти предприятия «сверху»… лишь по прошествии какого-то времени на заводах заработали конструкторские бюро по разработке подобной техники, и началась модернизация, причем у каждого завода – в своем направлении.
Покупка мотоблока МБ-1 для личного пользования и попытки разработать и сделать для него необходимую «навеску» (купить которую было почти невозможно), чтобы проще было сажать, окучивать и убирать картофель, и стала тем самым стартовым толчком, который привел «Мобил К» к нынешнему положению.
В позапрошлом году, на осенней выставке «Митекс», компания представила очередную новинку – на сей раз уже собственный мотоблок Lander («Пахарь»). Он производится на базе целого ряда двигателей: Robin-Subaru, Honda, Kohler-Lamborgini, Briggs&Stratton, Lianlong (что выгодно отличает его от многих конкурентов) и омского редуктора (такие же используются на выпускаемых в Коврове мотоблоках «Фаворит»).
Двигатели и редукторы предприятие не производит, что неудивительно – отечественные «движки» все равно не выдерживают конкуренции даже с «китайцами», не говоря уж о более именитых брендах, а организовать производство редукторов – задача сложная и затратная. Однако в мотоблоке важны не только двигатель и редуктор, просто о многих тонкостях, влияющих на работоспособность этой техники, не осведомлены ни пользователи, ни сотрудники магазинов, продающих такую технику. Не так просто, как кажется, подобрать оптимальную скорость движения с плугом, чтобы он работал эффективно. Форма рулевой колонки, вид и расположение рычагов включения передач – все это немаловажные факторы, оказывающие существенное влияние на эргономику… но оценить по достоинству эти «мелочи» может только тот, кто работал машиной. Вот именно в таких «тонкостях» и следует искать отличие «Пахаря» от конкурентов – многие из них многократно проверены экспериментальным путем, с целью выявить наилучший вариант.
В ходе визита нам удалось пообщаться с руководством завода – директором Григорием Михайловичем Кораблевым, и записать небольшое интервью.
Примечание: другое эксклюзивное интервью Григория Михайловича Кораблёва нашей редакции читайте на нашем сайте по этой ссылке.
Что вы можете предложить тем, кто хочет сотрудничать с вашей компанией?
Нашим потенциальным партнерам мы можем предложить оптовые цены, для дилеров — дилерские цены. Возможна разработка и изготовление новой продукции по заказу клиента.
Для всех наших клиентов доступны консультации,техническое сопровождение продукции и обеспечение запчастями. Также регулярно проводятся семинары с участием поставщиков двигателей — компаний Robin—Subaru, Honda, Briggs&Stratton, Kohler—Lamborghini.
Отгрузку продукции мы производим собственным автотранспортом, контейнерами и вагонами по железной дороге, а также автотранспортом заказчика и транспортными компаниями. Поставляем мы свою продукцию по всей стране , а также в ближнее и дальнее зарубежье.
Как на вашей работе сказался кризис? С какими негативными последствиями пришлось столкнуться?
Кризис коснулся и нашего предприятия . На рынке появились подделки нашей продукции, в том числе и из Китая. Чтобы дистанциироваться от них, нам пришлось в срочном порядке модернизировать и разрабатывать новую продукцию, по потребительским свойствам гораздо выше производимой ранее, при этом сохраняя прежнюю цену. Так появились тележки из оцинкованной стали, новые сцепки, плуг и пахотный модуль. Мы запустили в феврале 2011 г. новый сборочный цех. Ввели в строй три обрабатывающих центра, автоматизированную установку по промывке деталей перед покраской, новую высокочастотную установку, расширили ассортимент выпускаемой продукции — снежные отвалы для мини-тракторов и квадроциклов, а также прицепные тележки к ним. Все эти мероприятия позволили нам улучшить качество выпускаемой продукции и упрочнить наши позиции на рынке.
Как обстоит ситуация с персоналом? Есть ли «кадровый голод», или наоборот, люди в очередь выстраиваются, чтобы получить работу?
Основная масса персонала – люди среднего возраста. С молодыми специалистами рабочих специальностей, например токарями, проблема – их очень мало. Молодежь предпочитает идти или в такси (порой складывается ощущение, что весь город передвигается только на такси, столько их в Гагарине), или в охранники, ездят на электричке в Москву. Со сварщиками чуть получше, в ходе обучения многие приходят к нам проходить практику, и некоторым мы предлагаем в дальнейшем работать у нас. Забота о кадрах – это не только стабильная зарплата на достойном уровне, это еще и нормальная организация труда (питание, медицинское обслуживание, наличие душевых и раздевалок, автобус, доставляющий рабочих на предприятие и обратно в город… даже тренажерный зал есть).
Вообще положение с рабочими специальностями выглядит едва ли не катастрофическим – это ведь проблема федерального уровня, что люди предпочитают идти в «менеджеры» или таксисты, нежели осваивать «непрестижную» профессию токаря или фрезеровщика. И каких-то иллюзий в отношении того, что ситуация переменится, мы не питаем. Поэтому планомерно переводим производство на более современный уровень, устанавливая автоматические обрабатывающие центры. Такой способ требует солидных инвестиций, но эти затраты оправдывают себя – мы расширим ассортимент, запустив производство собственных редукторов к культиваторам, причем с высоким качеством, которое обеспечивает автоматизированное производство, плюс снизим зависимость от ситуации на рынке труда.
Вы продаете мотоблоки разных производителей. Логично предположить, что покупка столь сложной техники на предприятии, где она производится, должна выглядеть по-другому, нежели в гипермаркете…
Разница в том, что мы обязательно проводим предпродажную подготовку. Но перед тем – консультация: мы выясняем у клиента, сколько земли у него, какие работы предполагает выполнять (косить, убирать снег, возить груз и т.д.). Исходя из этого, рекомендуем конкретную модель, потому что на рынке мотоблоков много, но не все одинаково хорошо работают в той или иной «сфере». Есть машины, которые легко работают «на земле», но при этом не столь эффективны в связке с коммунальной техникой. После оплаты механик вынимает машину из коробки, проверяет наличие масла (если его нет, обязательно заливает), заводит, проверяет работу двигателя, регулирует его при необходимости, проверяет работу коробки передач, натяжение ремней и тросиков управления. Затем обязательно предлагает покупателю попробовать завести мотор самостоятельно. Если он с этим справляется, упаковываем, грузим в машину, и клиент уезжает. Если же его что-то не устраивает, он может выбрать другую модель, у нас выбор большой.
Ваша компания – явный лидер на рынке прицепов к мотоблокам. Что можете сказать насчет «официальной стороны» эксплуатации этих прицепов? Нужны ли какие-либо «права» на эксплуатацию такой техники, если да, то какие?
С дорогами все просто – мотоблоку на них выезжать нельзя. Разве что по обочине, а на трассы и магистрали соваться не стоит вообще, даже на обочину. Это ведь не транспортное средство для дальних поездок. На своих тележках мы ставим все, что положено – светоотражающие элементы, рисуем надписи, что нельзя перевозить людей. Так поступают не все производители, особенно те, что подделывают нашу продукцию. Они просто копируют тележку, а на подобные «мелочи» внимания не обращают.
Традиционный вопрос – каковы дальнейшие планы?
В ближайшем будущем запустим в продажу новую модель транспортно-пахотного модуля, более простую и дешевую. Затем планируем выпустить двухрядную косилку, она будет отличаться от тех, что сейчас есть на рынке. Простая в эксплуатации, безопасная, с «верхним» приводом, она будет косить траву и укладывать ее в валок. Планируем сделать автономную щетку для подметания – навешиваемую на мотоблок, но с отдельным мотором. Смысл? Мотоблоков завозят много, а принцип отбора мощности у всех свой. Чем городить «переходник» на каждую новую марку, проще поставить отдельный движок. Вероятно, то же самое проведем и со снегоуборщиком, и с косилкой. Двигатели сейчас подешевели настолько, что проще и дешевле купить новый двигатель, чем сделать сложную трансмиссию. Да и технически такое решение вполне надежно. Это планы на ближайшие три года.
Вероятно, проведем модернизацию нашего мотоблока Lander – постараемся сделать его еще более удобным. В перспективе подумываем о том, чтобы ввести практику продаж в разобранном виде, в дополнение к обычной схеме. Чтобы пользователь смог собрать его сам, по инструкции. В Америке так можно приобрести и собрать даже самолет. Смысл этой идеи в том, что такое изделие будет стоит ощутимо дешевле, чем в собранном виде.
В еще более дальней перспективе, наверное, появится более крупный мотоблок. Потом, может быть, и до мини-трактора дойдем, на 16-24 л.с. Пока что мы присматриваемся к этой теме, изучаем японскую и китайскую технику. Кстати, для Shibaura мы уже делаем комплектующие – отвалы, причем с гидравликой. Еще делаем отвалы для квадроциклов, для «Ямахи» уже сделали около 300 штук.
Автор репортажа: редактор журнала «GardenTools» Алексей МЕСНЯНКИН
Февраль 2011 года