У нас в журнале нередко описываются новинки из числа «газонных» тракторов и другой сходной «тяжёлой» техники. Сельскохозяйственные «фермерские» машины встречаются реже, хотя они востребованы гораздо больше. Причём и моделей таких тракторов немало, и возможности у них куда выше, чем у «газонных». Что немаловажно — стоимость этих тракторов невелика, они предназначены для работы «в сельской местности» именно как универсальные помощники по хозяйству, и уже поэтому не могут быть дорогими.
Однако и тут есть свои «подводные камни». Подобные тракторы могут выглядеть очень похоже, но при этом серьёзно различаться по цене.
Для покупателя цена — один из определяющих факторов, но дальше начинается эксплуатация, а вместе с ней и «чудеса». Многие машины, особенно из числа недорогих (для этой категории), оказываются недостаточно приспособленными, чтобы выдерживать заявленные нагрузки: для снижения их стоимости просто сэкономили на прочностных характеристиках или оставили минимальный запас прочности. Результат — нередкие поломки, которые ещё и некому толком исправлять, — как после выясняется, уровень сервиса тоже оставляет желать лучшего. Очень многое, правда, можно исправить, улучшить и подлатать самому: подобные мини-тракторы хорошо поддаются модернизации. Конечно, покупать технику для того, чтобы её чинить, по меньшей мере странно, но многим покупателям дешёвых моделей именно этим и приходится заниматься. Тем более что продавцы им в этом особенно помочь не могут: сервис «от дилера» оказывается пустым звуком. В общем, перед покупкой неплохо бы поинтересоваться не только ценой, но и уровнем сервиса, а также возможностью приобретения дополнительного оборудования.
Если исходить из этих соображений, то в результате даже беглого анализа рынка нельзя не отметить модели мини-тракторов торговой марки «Скаут». Машины под этим брендом выпускаются более десяти лет — то есть компания не «однодневка», имеет налаженное сервисное обслуживание. Стоимость тракторов невелика, возможности дооснащения огромны, ассортимент дополнительного оборудования исчисляется многими десятками позиций.
Достоверный признак достойного качества любой техники — наличие её подделок. Это, так сказать, гарантия со стороны других производителей — никому не известный бренд с сомнительной репутацией для подделывания не интересен. И тут можно заметить, что подделки техники «Скаут» на рынке присутствуют. Метод борьбы прост — «покупать у официалов».
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Производители садовой техники нередко имеют в своих линейках садовые тракторы — обычно это высококомфортабельные «газонокосилки с сиденьем», сразу снабжённые косильной декой и колёсами с протектором, не портящим газон. Простые модели в таких линейках могут только косить, немного более сложные — использовать некоторые виды прицепного, а изредка и навесного оборудования. Прицепным считается то, которое не требует дополнительных приводов, — его достаточно просто физически прикрепить к трактору, отрегулировать — и можно начинать работу. Навесное оборудование в приводе нуждается, то есть на работающей с ним технике должно присутствовать устройство, с помощью которого происходит отбор мощности — шкив «под ремень», вал, шестерня или гидравлическая система. Или несколько из этих устройств.
«Топовые» садовые тракторы, способные работать с разной «навеской», встречаются у немногих производителей. Ассортимент дополнительного оборудования для них тоже невелик и нередко не совместим с техникой других торговых марок.
Есть и ещё одна важная особенность — садовые тракторы стоят дорого, специальное дополнительное оборудование к ним — тоже. Для работы в парках, садах, использования коммунальными службами, обслуживания «придорожных» объектов это не так существенно. В подобных случаях нередко основная задача таких тракторов — уход за газонами и лужайками. Для этого достаточно купить только сам садовый трактор — косильная дека к нему почти всегда идёт в комплекте, а прочее оборудование приобретается при необходимости. Но использовать такие модели для сельскохозяйственных нужд — нерационально. С учётом стоимости оборудования урожай получится слишком дорогим.
Сельскохозяйственные тракторы — это совсем иной класс техники. Речь, конечно, идёт не о мощных и высокопроизводительных аппаратах, которые могут позволить себе разве что крупные холдинги. «Фермерские» модели, используемые для обработки участков в несколько гектаров, не могут быть дорогими — иначе они не окупятся. Косить с их помощью газоны фермеру тоже нет резона — у него и газонов-то может не быть, а косильная дека «для газонов» не пригодна для скашивания «на сено». «Газонные» колёса тоже не годятся — нужны такие, чтобы обеспечивали высокую проходимость в любую погоду. Трактор должен быть прочным — и это относится не только к механизмам, но и к силовым элементам (раме), и к деталям обвеса. Тут тоже всё понятно, достаточно представить специфику работы.
Сельскохозяйственные тракторы обязательно должны иметь возможность доукомплектации разнообразнейшим дополнительным оборудованием — тоже недорогим. И ещё одно требование: «фермерский» трактор обязан быть ремонтопригоден — в случае поломки или выхода из строя каких-либо узлов или деталей должна быть возможность исправить всё максимально быстро и, конечно, с минимумом затрат труда и средств.
Прим. ред.: в 2019 году произошло обновление модельного ряда тракторов «Скаут». Новые версии сохранили прежние маркировки — Т-15, Т-18 и Т-25, но с добавлением «Generation II». Основные изменения описаны здесь.
Тракторы «Скаут» выпускаются в трёх разновидностях — модели Т-15, Т-18 и Т-25. Они оборудованы двумя шкивами отбора мощности (спереди и сзади), шестерёнчатым валом отбора мощности, гидросистемой с возможностью подъёма и опускания заднего одноточечного подвеса и одно-, двух- и трёхмагистральным распределителем соответственно. И хотя конструктивно машины во многом схожи и (с некоторыми ограничениями) способны работать с одними и теми же видами оборудования, назначение у них разное.
Трактор «Скаут» T-15 — это сельскохозяйственная машина для участков площадью до 1 гектара. Этот трактор в штатной комплектации предназначен для одновременного использования одного навесного или прицепного орудия (фрезы, плуга, косилки и т. д.). Машина оборудована двигателем полупрофессионального класса полным весом 98 кг.
Скаут Т-15
Сельскохозяйственный мини-трактор
Трактор «Скаут» T-18 — более мощная машина, функционально это универсальный трактор, способный выполнять и сельскохозяйственные, и частично коммунальные задачи. Двигатель — профессиональный, с чугунной гильзой и более высоким ресурсом. Сам двигатель весит 180 кг, это почти вдвое больше, чем у Т-15. «Скаут» T-18 может одновременно использовать два вида навесного оборудования (например, косилку и грабли, отвал и гидрофицированный прицеп), работать со снегоуборщиком (этот агрегат работает через гидромотор, для него нужно две магистрали гидравлической системы). И колёса на этом тракторе повышенной проходимости — более широкие и высокие, чем у Т-15.
Скаут Т-18
Сельскохозяйственный мини-трактор
Трактор «Скаут» T-25 — ещё мощнее и тяжелее, с трёхмагистральным распределителем и колёсами ещё большего размера. Он готов выполнять все виды сельскохозяйственных работ, найдёт применение и на строительных участках, и в коммунальных предприятиях. Этот трактор может быть оснащён фронтальным погрузчиком, щёткой, готов разравнивать щебень отвалом… если речь идёт о работах такого рода, то эта модель окажется предпочтительнее.
Скаут Т-25
Сельскохозяйственный мини-трактор
Для большинства основных видов работ это деление условно — почти вся «навеска» подходит ко всем тракторам, лишь отдельные её виды разрабатывались специально для Т-18 и Т-25, установить их на «Скаут» Т-15 без переделок не удастся (хотя можно и переделать, в частности, не так уж сложно заменить гидрораспределитель — «добавить магистралей»). При заказе оборудования нужно указать название модели трактора, например для подбора приводных ремней требуемой длины или иных аксессуаров.
Ассортимент прицепного оборудования, то есть не требующего привода «от трактора», у всех моделей сходен, в основном для всех тракторов подходят одни и те же его виды. (Более подробно о наиболее ходовых разновидностях дополнительного оборудования для тракторов «Скаут» будет рассказано в отдельной статье. – Прим. ред.)
Тракторы «Скаут» моделей Т-15 и Т-18 относятся к тяговому классу 0,2 — тяговое усилие от 1,8 до 5,4 кН; Т-25 — к классу 0,6 — усилие от 5,4 до 8,1 кН. Это отечественная система классификации «по ГОСТу», в зарубежной (ISO) ступеней меньше, все модели относятся к «первому классу».
Хотя тракторы и похожи принципиально, многие детали и узлы у них различаются — при конструировании моделей учитывается тот факт, что чем больше мощность двигателя, тем выше допускаемые нагрузки. Соответственно подбираются и комплектующие.
Сельхозтехника, в отличие от «садовой», всегда выпускается производителями по многу лет подряд — обновлять модельные ряды в этой категории нет резона. Улучшать, конечно, нужно — поэтому производители отслеживают пожелания пользователей, определяют «слабые места», изготавливают новые виды дополнительного оборудования. Тракторы «Скаут» выпускаются уже довольно давно, техника разных модельных годов может немного (а порой и существенно) различаться. Здесь, разумеется, речь пойдёт о самых новых модификациях 2018/2019 модельного года, у них имеется ряд особенностей, которых не было на технике более ранних выпусков.
Мини-тракторы выпускают многие производители. Особенно эта техника распространена в Китае — её изготавливают и на экспорт, и для собственных нужд. Бывает и так, что модели разных марок довольно похожи, но значительно различаются по цене. И здесь есть множество нюансов, причём не только в части оснащения.
Один из основных узлов трактора — его рама, к которой крепятся все остальные узлы. Про неё в описаниях если и упоминают, то вкратце. Для обычного пользователя особенности компоновки рамы, нагрузок, усиленных мест ничего не скажут, а те, кто в этом разбирается, и сами могут многое увидеть.
То же самое относится к другим силовым элементам, которые, по большому счёту, не должны изнашиваться, — «железка она и есть железка, что ей будет». Это, конечно, не совсем так. При проектировании любой детали проводятся прочностные расчёты, в том числе закладывается определённый запас прочности. Хороший способ сэкономить на производстве — снизить этот запас. Тогда и итоговую стоимость изделия можно будет уменьшить — а это «плюс» с точки зрения продаж. Но нагрузки на подобные «железки» идут немаленькие, «облегчённая» конструкция — это как минимум дополнительные вибрации, а впоследствии — и деформация из-за усталости металла и соединений. То же относится ко всем деталям и узлам, а не только к «железкам».
Соблазн сэкономить, удешевив производство, велик, но на сложной технике такие вещи выходят боком. «Выбросить эту и купить новую» тут не удастся — те же мини-тракторы «Скаут» рассчитаны («по паспорту») минимум на восемь лет эксплуатации. Поэтому производитель поддерживает обратную связь с пользователями. Их замечания и предложения учитываются, при необходимости в конструкцию вносятся изменения и улучшения. Если в процессе эксплуатации выявляется «слабое звено», разумеется, принимаются меры.
Большинство небольших тракторов многих производителей сейчас производится в Китае. Но китайские фабрики не способны обеспечить нужные показатели прочности, качества сварки и покраски, то есть действуют как раз по принципу: «чего ей будет». Для пользователя особенно неприятно то, что эти проблемы «вылезают» с течением времени и никакой гарантии на них, понятно, нет. Рама и шасси тракторов «Скаут» производятся в Санкт-Петербурге.
Именно подобные «тонкости» способны обеспечить длительную эксплуатацию. Компания-производитель отдельно подчёркивает — за всё время производства шагов, направленных на удешевление конструкции в ущерб механической прочности, не предпринималось.
И раз уж речь здесь шла о «железках», заодно отметим ещё одну особенность. Конструкция передней балки и задних осей у новых тракторов «Скаут» изменена — добавлена возможность регулировки транспортной колеи (расстояния между колёсами). Это как раз результат обратной связи с пользователями, изменение внесено по просьбам потребителей. Конечно, это усложнение, но оно окажется полезным для многих потенциальных покупателей. В частности, оно удобно для выращивания картофеля и других культур при расстоянии между рядами в 70 см: в этом случае колея регулируется до 140 см, всё навесное оборудование «для картофеля» смещается относительно центральной оси, и оказывается как раз «над рядами». Колёса трактора при этом оказываются в междурядьях. У «Скаут» есть множество разновидностей оборудования, которые позволяют обработать два ряда за один проход.
Для тракторов и вообще всей техники, рассчитанной на работу с высокими нагрузками, характерны дизельные двигатели. Причин тут несколько, основные из них — более высокий крутящий момент и возможность развивать его на низких, по сравнению с бензиновыми, оборотах. То есть тяга у «дизеля» лучше. При этом «дизели» долговечнее — низкие обороты заодно означают и то, что все движущиеся элементы меньше изнашиваются.
В первую очередь речь, конечно, о двигателе — поршнях с кольцами и цилиндрах, но и другие элементы трансмиссии, например валы, подшипники, шестерни, тоже вращаются с меньшей частотой, чем на технике, снабжённой бензиновыми моторами. При прочих равных это означает, что их ресурс окажется выше.
На тракторах «Скаут» устанавливаются одноцилиндровые дизельные двигатели. Эти агрегаты у каждой модели свои, чем тяжелее трактор, тем, разумеется, мощнее двигатель на него нужен. Но конструкция моторов сходна, да и сами «дизели» сложностью не отличаются.
Топливо из бака поступает в камеру сгорания с помощью топливного насоса высокого давления, его впрыск в нужное время и в нужном количестве обеспечивается инжектором. Воспламенение в «дизелях» происходит при ещё большем сжатии смеси — когда поршень поднимается вверх, уменьшая свободный объём камеры сгорания. Двигатели оборудованы системой электрозапуска, могут заводиться и вручную — если вкратце, то для этого нужно нажать рычаг декомпрессионного устройства (при этом камера сгорания соединяется «с атмосферой»), «раскрутить» мотор специальной рукояткой и отпустить рычаг. На небольших дизельных двигателях подобная система очень распространена. Масло подаётся к трущимся деталям посредством шестерёнчатого масляного насоса. Охлаждение — водяное, с радиатором системы охлаждения, вентилятором (приводится во вращение ремнём от двигателя) и расширительным баком. Для питания электрических потребителей имеется генератор — он, в отличие от «автомобильных», встроен в двигатель, то есть является его частью.
Немаловажно, что дизельный мотор при соблюдении несложных правил эксплуатации требует меньшего объёма технического обслуживания, чем бензиновый. Основные работы — периодическая очистка и при необходимости замена воздушного, топливного и масляного фильтров, а также смена масла. Да и в случае проблем в работе провести необходимый ремонт несложно — если понадобится, двигатель можно перебрать и отрегулировать хоть в поле.
Инструкция по эксплуатации тракторов «Скаут» содержит все необходимые деталировки и указания по ремонту и техническому обслуживанию. Впрочем, стоит ещё раз заметить, что дизельные двигатели имеют очень высокий ресурс. Так, для мотора, установленного на «Скаут» Т-25, заявленный ресурс составляет 2500 моточасов «до первой смены поршневых колец».
Для начала отметим различие конструкций тракторов и автомобилей.
У автомашин двигатель, сцепление и коробка передач конструктивно объединены в единый агрегат, сложный ремонт любого из этих узлов требует их снятия в сборе или как минимум довольно продолжительных работ по отсоединению узлов «на месте».
У тракторов «Скаут» всё проще. Их двигатель стоит в передней части машины, его коленвал расположен «поперёк». Сцепление и коробка передач находятся сзади, под сиденьем водителя. Соединение двигателя с трансмиссией происходит посредством шкивов и длинных ремней. Используется система постоянного натяжения: ремни натягивают, ослабив крепление двигателя к раме и перемещая его вперёд-назад, затем двигатель снова закрепляют. Дополнительно между шкивами двигателя и коробки передач на раме трактора закреплено натяжное устройство — подпружиненный кронштейн с роликом. Система проста, надёжна, требует минимального технического обслуживания. Заменить ремни при износе или обрыве можно максимум минут за двадцать, стоят они недорого, дефицитом не являются.
Механизм сцепления находится «в шкиве» коробки передач. Сцепление тут — двухдисковое, сухое, постоянного зацепления, то есть диски прижаты друг к другу, разъединяются только при нажатии педали сцепления. В случае экстремальных нагрузок сцепление и приводные ремни выполняют предохранительную функцию — проскальзывают, снижая нагрузки на прочие элементы и узлы.
Кстати, на очень многих видах садовой техники, в том числе и тракторах с механическими коробками передач, сцепление не предусмотрено в принципе, передачи можно переключать, только когда машина остановлена, переключение на ходу запрещено. Это тоже преимущество мини-тракторов «Скаут» — за счёт наличия механизма сцепления они допускают переключение передач во время движения.
Коробка передач — механическая, системы «(3+1)х2». Это значит, что имеется три передние, одна задняя скорость и в придачу возможность «удвоения» передач — включения «повышенной» или «пониженной» передачи. Итого — шесть передних и две задние скорости.
Далее от коробки передач крутящий момент передаётся к колёсам. И тут следует дать небольшое техническое пояснение. Дело в том, что колёса крайне редко должны вращаться с одной частотой, это возможно разве что тогда, когда техника передвигается по прямой ровной дороге. На поворотах, неровностях, да и просто при пробуксовывании частота всегда различается, а значит, каждое колесо должно приводиться отдельным валом, на который каким-то образом должен передаваться крутящий момент. В обычных условиях бывает достаточно, если момент передаётся хотя бы на одно колесо, но на бездорожье, влажном грунте, на снегу и льду этого мало: если ведущее колесо завязнет, машина остановится. Во избежание такой проблемы применяют блокировку дифференциала, чаще всего она управляется рычагом. При включении блокировки оба колеса начинают вращаться с одной частотой, и в этом режиме, если одно из колёс даже полностью потеряет сцепление с дорогой, второе всё равно «вытащит». Блокировку применяют при работах с высокой нагрузкой (вспашка, культивация, чистка снега), движении по бездорожью, мокрой почве и в других «нештатных» ситуациях. Постоянно ею пользоваться нельзя — это приведёт как минимум к очень быстрому износу протектора колёс.
Разновидностей технических решений и исполнений этих узлов очень много. У дешёвых китайских тракторов (и подделок «под Скаут») КПП по конструкции аналогична применяющейся на многих мотоблоках. Фактически привод у них есть только на одно колесо, при включении блокировки обеспечивается передача крутящего момента на оба, промежуточных вариантов распределения момента нет. У «Скаут» использована конструкция с планетарным механизмом.
Тракторы «Скаут» способны работать с разнообразным прицепным и навесным оборудованием. Собственно, навесное оборудование отличается от прицепного тем, что ему требуется отдельный привод — разумеется, «от трактора». И тут на всех тракторах «Скаут» предусмотрено три варианта его привода, конкретный зависит от типа навесного оборудования. О предлагаемых в настоящее время разновидностях дополнительного оборудования будет рассказано в отдельной статье, а здесь — в общих чертах.
Для отбора мощности можно использовать свободные ручьи на шкивах двигателя и коробки передач: очень многие навесные агрегаты на тракторах «Скаут» приводятся в движение именно от них. Тут всё просто — спереди или сзади на трактор ставится «навеска», на её шкив и шкив (двигателя или коробки соответственно) трактора ставится ремень — и можно работать. Механизмы натяжения ремня находятся на навесном оборудовании, тут всё индивидуально.
Ещё один вариант привода показан на фотографии ниже. Он применяется с некоторыми другими разновидностями навесного оборудования — в основном с теми, которые одновременно должны работать с очень высокими нагрузками и при этом иметь возможность перемещения вверх-вниз (к примеру, фрезы культиватора). Такое перемещение у тракторов «Скаут» реализовано на заднем сцепном устройстве — оно прикреплено к раме на двух кронштейнах, может подниматься и опускаться и при этом как раз рассчитано на большие нагрузки.
К мини-тракторам «Скаут» предлагается также ряд видов навесного оборудования, привод которых производится от гидромотора. К примеру, к ним относится снегоуборщик. Про гидравлику тракторов есть резон рассказать отдельно, подробнее.
Все рассмотренные выше агрегаты и узлы относятся к «механике». Но у тракторов «Скаут» для управления и работы с «навеской» есть ещё и гидросистема с распределителем, который, в полном соответствии с названием, распределяет жидкость по контурам. Вот эта система у разных моделей тракторов «Скаут» имеет различия.
Распределитель, как и многие другие элементы управления, расположен под правой рукой оператора, управление производится рычагами. С помощью гидравлики на всех трёх моделях тракторов «Скаут» реально управлять задним сцепным устройством — поднимать и опускать его, используя гидроцилиндр. На самом деле всё несколько сложнее: возможности распределителя не ограничиваются движениями «вверх-вниз». В общем, можно сказать, что для корректной работы разных типов оборудования необходимо оснащение тракторов гидравликой с возможностью работы в четырёх режимах. Гидравлические распределители всех тракторов «Скаут» модельного ряда 2018 года обеспечивают установку дополнительного оборудования во всех этих положениях.
Первое — подъём вверх, второе — принудительное давление вниз. Третье — фиксация в выбранном положении, тут тоже всё достаточно понятно.
Четвёртый вариант — плавающий режим. Он требует некоторых предварительных разъяснений. При настройке положения очень многих видов прицепного и навесного оборудования необходимо установить их «относительно почвы». К примеру, плуги заглубляют на заданную глубину, у косилок настраивают высоту скашивания и т. д. Но при перемещении по неровной поверхности возникает проблема — если оборудование закреплено жёстко, выдержать заданный размер невозможно: оно то поднимается, то опускается. Для ограничения опускания используют поддерживающие колёса на оборудовании. Ограничить возможность подъёма сложнее, она реализуется как раз включением плавающего режима. В нём оборудование заглубляется за счёт своего веса, и глубина остаётся постоянной. При этом сохраняется и возможность работы с принудительным давлением вниз (это необходимо, например, при работах по очистке снега и при перемещении сыпучих материалов с помощью фронтального отвала).
На тракторе «Скаут» Т-15 штатно установлен одномагистральный распределитель, на «Скаут» Т-18 — двухмагистральный, на «Скаут» Т-25 — трёхмагистральный. Возможности трактора сильно зависят от количества контуров магистралей распределителя. Здесь так: одна единица оборудования с гидравликой может управляться как минимум от одного контура. Или более. Одноконтурный распределитель способен функционировать только с одной такой единицей, двухконтурный — сразу с двумя (либо со сложной «навеской», одной единице которой для работы одновременно нужны две магистрали). То есть «Скаут» Т-15 можно оснастить одной «навеской», требующей гидропривод, а на тракторы «Скаут» моделей Т-18 и Т-25 одновременно поставить оборудование спереди и сзади и работать, не перенастраиваясь.
Также у «Скаут» существуют виды «навески» с двумя магистралями гидропривода, к ним относятся шнековый снегоуборщик, фронтальный погрузчик и некоторое другое оборудование. Для работы с ними соответственно понадобится и трактор с двумя магистралями.
Трёхконтурный распределитель трактора «Скаут» Т-25 позволяет ещё больше — к примеру, подключить с одной стороны двухмагистральную «навеску», с другой — одномагистральную (например, коммунальную щётку и прицеп с гидравликой).
Для управления работой коробки передач у пользователя имеется три рычага — основным переключают передачи, двумя другими выбирают повышенную или пониженную передачу и при необходимости блокируют дифференциал.
Рычаги находятся под правой рукой оператора, Гидравлические распределители на тракторах тоже управляются рычагами, ничего сложного тут нет. «Газ», «тормоз» и сцепление регулируют ножными педалями — тут всё так же, как на автомобилях. Тормоз на тракторах — барабанный, закрытого типа, с приводом на тормозные тяги от педали, его механизмы находятся «у задних колёс».
Рулевое управление — тоже автомобильного типа, полностью механическое, с приводом колёс через систему тяг и рычагов. Гидроусилитель руля на мини-тракторах с задним приводом не нужен.
Машины оборудованы устройствами световой сигнализации — фарами с переключением дальнего и ближнего света, габаритными огнями, стоп-сигналом и «поворотниками». Имеется и звуковой сигнал — клаксон, и зеркала заднего вида. То есть в принципе тракторы пригодны и для перемещения по дорогам общего пользования.
Приборная панель тракторов «Скаут» 2018 модельного года оборудована амперметром, указателями температуры охлаждающей жидкости и давления масла, счётчиком моточасов и цифровым вольтметром (на моделях более ранних выпусков счётчик и вольтметр штатно не устанавливались).
Также стоит отметить, что новые модели получили новую конструкцию глушителя — он выведен наверх. Причин тут несколько. Во-первых, при верхнем расположении глушителя выхлопные газы отводятся от водителя. Тракторы ездят не быстро, могут перемещаться и вперёд, и назад, в итоге при нижнем расположении глушителя водителю время от времени приходится дышать выхлопом. Удовольствия в этом мало, пусть даже выхлопные газы современных дизельных двигателей не слишком «ароматны». Ну а во-вторых, возрастает пожарная безопасность: глушитель при работе нагревается, к тому же при перебоях в работе двигателя из него возможен вылет искр. Теоретически низко расположенный глушитель способен даже поджечь оказавшееся рядом сено, да и другие легковоспламеняющиеся материалы. Так что такое нововведение явно оправдано.
Тракторы, мотоблоки и навесное оборудование «Скаут»
Сайт: garden-scout.ru
Youtube-канал: youtube.com/channel/UC54Tf0uivOpQUzLGt_2LkvQ
Facebook: facebook.com/gardenscout
ВКонтакте: vk.com/scout_traktor
Instagram: instagram.com/tractor_scout
Автор: Максим Грибоедов.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2018»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Февраль 2019 года