Машины для уборки снега бывают специализированными – это снегоуборщики различных типов. А бывают универсальными – к таким относится, например, мотоблок с навесным снегоуборщиком. Плюсы и минусы обоих вариантов в принципе хорошо известны: узкоспециализированные машины, как правило, намного эффективнее универсальных в тех видах работ, на которые они рассчитаны. В свою очередь универсальные ценятся за способность работать в разных ситуациях.
ERID 2Ranymf3YgY | Реклама | ООО «Технопро» | ИНН 9715294235
В этой статье и в прилагающемся к ней видеоролике мы рассматриваем машины, являющиеся яркими представителями названных выше «школ». «Специалистов» представляет Caiman Edo 48YD – самый большой, самый мощный и самый дорогой из всех представленных на российском рынке двухступенчатый шнекороторный снегоуборщик. «Универсалы» — машины Baumech ML-02 и ML-03 — конструктивно практически одинаковы, отличаются только типом движителя: колёса или гусеницы. Посмотрим, что из себя представляют участники нашего очередного теста, как они работают в тех достаточно сложных условиях, которые мы им подготовили… и самое главное – кому и зачем они могут быть полезны?
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Caiman Edo 48YD (24)
Двухступенчатый шнекороторный снегоотбрасыватель
Caiman Edo 48YD(24)
Эта машина родом из Японии – это важно для понимания, почему и зачем она сделана именно такой. Япония – островная и при этом гористая страна, вокруг океан, мощные циклоны там бывают регулярно, и сильные снегопады уровня «метр за ночь» — явление совершенно обыденное. Вот японцы и сделали себе целую серию машин Edo, которые способны перекидывать снег десятками и сотнями тонн в час. Если говорить именно об Edo 48YD (24), то у него заявленная максимальная производительность – 167 тонн снега в час… или примерно 16 наполненных доверху «Камазов». Это машина именно для максимально быстрой уборки глубокого снега, и все её конструктивные особенности говорят об этом. Рабочий механизм с двумя шнеками, чтобы не допускать спрессовывания во время движения верхней части сугроба, до которой не дотягивается основной шнек: это тормозит работу машины, а если снег достаточно сырой и липкий, то может и вовсе остановить её. Во всяком случае, с обычными двухступенчатыми снегоуборщиками такое явление наблюдается нередко, не всегда даже подрезные ножи спасают. Ковш непривычного вида – фактически без боковых стенок, по внешним краям шнеков установлены тарелки, которые тоже вращаются во время работы и разрушают снежную массу. Это позволяет снегоуборщику гораздо легче вгрызаться в плотные сугробы.
Трансмиссия гидростатическая – на машине весом почти в тонну фрикционные диски смотрелись бы по меньшей мере странно. Угол наклона ковша регулируется в двух плоскостях: ковш наклоняется не только вверх-вниз, но и вправо-влево. Наклон вверх-вниз есть у всех гусеничных машин, ковш поднимают либо при транспортировке машины, либо для уборки высоких сугробов в несколько проходов. А вот наклон в стороны – это редкость. Он используется при работе на склонах в отдельные моменты, например, когда идешь вплотную к дороге, которая проложена, естественно, горизонтально, и ковш должен захватывать также часть дороги или хотя бы обочины.
В России такие погодные условия, при которых может понадобиться машина типа Edo 48YD(24), встретишь далеко не везде. В наибольшей степени им соответствуют горнолыжные курорты – там тоже снег выпадает в большом количестве за очень короткое время, и есть необходимость убирать его максимально быстро. В качестве альтернативы зачастую рассматривают трактор типа МТЗ или даже гусеничного ДТ, с навесным шнекороторным снегоуборщиком. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы, которые в каждом конкретном случае могут иметь разный «вес» — то, что для одного заказчика малозначительно, другому может быть крайне важным. Дальность выброса, например, не имеет особого значения, если кидать, условно говоря, некуда – есть узкая полоса вдоль дороги, например, и больше ничего. Но есть и вполне «универсальные» моменты, которые не зависят от ситуации. Ниже перечислим основные и наиболее заметные отличия, которые каждый потенциальный покупатель должен трактовать, примеряя их к своей ситуации и своим потребностям:
— Более высокая в подавляющем большинстве случаев дальность выброса. Несмотря на название «шнекоротор», большинство навесных машин к тракторам являются обычными шнековыми, то есть одноступенчатыми. И дальность выброса у них не превышает 15 м, в то время как двухступенчатый снегоуборщик без проблем кидает на 25 м;
— Сопоставимая «плюс-минус» производительность: судя по заявленным данным, навесные снегоуборщики к тракторам могут быть как существенно менее, так и более производительными. То есть однозначной картины «трактор работает быстрее» здесь нет в принципе, надо оценивать каждую конкретную модель;
— Работа на склонах – снегоуборщик Edo более устойчив и может работать на более крутых склонах за счет меньшего веса, более низкого центра тяжести и в целом приземистой конструкции;
— Простота маневрирования: за счёт меньших габаритов и способности разворачиваться на месте снегоуборщик способен легко маневрировать там, где трактор может ехать только по прямой;
— Простота хранения – снегоуборщик компактнее, ему не требуется такой же большой гараж, как трактору;
— Отсутствие необходимости в разрешительной документации: техосмотр, страховка и прочие бюрократические процедуры, характерные для тракторов, к снегоуборщикам не относятся. Их работа никак не регламентируется надзорными органами;
— Отсутствие необходимости в специально обученном персонале: снегоуборщику не нужен тракторист с соответствующими правами, работать им может практически кто угодно. А с учётом того, что физических усилий для работы с ними практически не требуется, оператором может быть даже женщина. Достаточно ознакомиться с управлением, времени для этого нужно совсем немного. С учётом складывающейся сейчас на рынке труда ситуации, при которой трактористы оказались востребованными в зоне боевых действий, и рынок явно испытывает значительную нехватку специалистов, это может иметь огромное значение;
— Простота перевозки на большие расстояния: снегоуборщик легко транспортировать на эвакуаторе или в грузовике с гидробортом, способным выдержать вес машины. Так что его можно достаточно легко и оперативно перемещать между площадками, нуждающимися в оперативной расчистке. Трактор может двигаться своим ходом, но это выгодно разве что при перемещении на относительно небольшие расстояния;
Есть у трактора и очевидное явное преимущество – универсальность: его можно использовать круглогодично и для решения разных задач. Снегоуборщик большую часть года не эксплуатируется. Опять же, это хоть и важное, но тоже относительное преимущество – не у всех есть «летняя» работа для трактора.
Baumech ML-02 | ML-03
Универсальные коммунально-строительные машины (погрузчики)
И вот теперь как раз логично посмотреть на машины Baumech – универсальные по своей сути, как тот же МТЗ, но в свою очередь имеющие ряд преимуществ перед трактором. Конструктивно это платформа на основе 4-тактного двигателя воздушного охлаждения Zongshen мощностью 17 л.с. Двигатель вращает только гидронасос, всё остальное, как движение, так и работа исполнительных механизмов, осуществляется с помощью гидравлики. Ну разве что на навесном шнекороторном снегоуборщике установлены электрические приводы поворота жёлоба и регулировки наклона козырька.
Две участвующие в тесте машины отличаются только типом шасси – колёса (ML-02) или гусеницы (соответственно ML-03). От этого зависит тяговое усилие – у колёсной машины оно составляет 6300 Н, у гусеничной – 7000 Н, то есть разница примерно на 100%. В остальном они совершенно идентичны. Рама изготовлена из прочной стали 09Г2С, есть светодиодные фары, есть удобное сиденье с регулируемой спинкой и подлокотниками.
Гидросистема здесь трёхконтурная, она позволяет одновременно и двигаться, в том числе с маневрированием, и работать гидроцилиндрами, например, поднимать ковш. Управление очень простое, два рычага отвечают за движение вперёд-назад и управляют одной стороной. Гусеницы или колёса – не имеет значения, поворот осуществляется за счет торможения или даже обратного вращения колёс (или гусеницы) с одной из сторон. Точно так же, как на погрузчиках типа Bobcat. Отдельные три рычага управляют гидроцилиндрами. Так что освоение управления машиной заключается в том, чтобы сначала запомнить, какой из рычагов за какую функцию отвечает (а это зависит от того, какое именно оборудование в данный момент установлено), а затем научиться дозировать усилие при движении рычага, чтобы движение было плавным, без резких рывков.
Собственно, машины Baumech уже заслужили неофициальное звание «российских Бобкэтов», потому что изготавливают их в Новосибирске. Импортные детали – двигатель и гидронасос, так что говорить о российском производстве здесь совершенно уместно, степень локализации очень значимая. Да, по характеристикам эти машины с погрузчиком Bobcat не сравнятся, в частности, высота погрузки при работе с ковшом у них ниже. Но зато и стоят они примерно вдвое дешевле. Зато универсальность у них превосходная, к ним выпускается около 50 моделей различной навески. И не только самой востребованной, к какой относятся, например, ковши, отвалы, подметальные щётки и снегоуборщики, но и достаточно редкой – есть, например, даже пересаживатели деревьев. А также гидровращатели для бурения ям, экскаваторные ковши, траншеекопатели… можно уверенно утверждать, что это и в самом деле абсолютно универсальные машины.
Интересно было бы сравнить Baumech не только с Bobcat, но и с тракторами типа МТЗ. И у машин Baumech в этом противостоянии тоже есть ряд преимуществ, причём их список во многом совпадает с аналогичным списком у Caiman Edo. Машины Baumech компактные, их легко перевозить, как и Edo, в грузовике с гидробортом или на эвакуаторе. Они способны разворачиваться на месте, легко маневрируют во дворах, плотно заставленных припаркованными машинами, где МТЗ может двигаться только вперёд или назад, и соответственно его производительность и функционал оказываются резко ограничены. Baumech может ехать по тротуарам и за один проход чистить их от свежевыпавшего снега сразу по всей ширине – повторить это могут либо специализированные коммунальные машины компактного класса, либо самые маленькие трактора. Но наиболее распространённые машины типа МТЗ 82 для такой работы обычно слишком велики. Наконец, машины Baumech не требуют регистрации, какого-либо оформления, не требуют специально обученного водителя с удостоверением тракториста. Так что коммунальным службам они, без всякого сомнения, должны быть очень и очень интересны.
Результаты испытаний
Испытания проходили в начале января 2024 года. Мы подобрали участок, где снег не только не трогали всё это время – более того, сверху ещё накидали его во время предыдущих тестов других снегоуборщиков. Условия были очень непростыми – снег глубокий, очень плотный, в середине – слой смёрзшегося до состояния рыхлого льда, толщиной около 7 см (привет от декабрьской оттепели, после которой последовали сильные морозы).
Caiman Edo 48YD(24) в этих условиях чувствовал себя, как рыба в воде. Настроить его удалось практически сразу же – подобрали оптимальную скорость движения и угол наклона ковша, и он пошёл вперёд абсолютно спокойно и равномерно. Те условиях, в которых мы его испытывали, для него оказались вполне обычной нагрузкой.
Очень понравилось предельно лёгкое управление – оператор только удерживал рычаг хода, который необходимо постоянно держать во время работы по соображениям безопасности. Больше не нужно было делать ничего. Кто работал снегоуборщиком, наверняка знает, что иногда приходится прикладывать значительные физические усилия. Особенно если надо пройти плотный высокий сугроб, или вал, который нагрёб трактор при расчистке дороги. Edo 48YD(24) любые подобные «трудности» проходит, не замечая их. Разве что в совсем глубоком снегу, когда высота сугробов существенно превышает 1 м, может понадобиться возвратно-поступательное движение в два прохода, когда сначала снимаешь верхний слой, а за ним уже нижний.
Baumech ML-03 в таком же снегу могла уверенно работать только в режиме «вперёд-назад». Что абсолютно ожидаемо: ковш здесь с одним шнеком, а не двумя, и примерно вдвое ниже по высоте. И производительность шнекороторного механизма, похоже, тоже ниже. Но при этом надо отдать должное машине – она в принципе справляется и с такой задачей, хотя для неё это явная перегрузка.
Учитывая в целом успешный опыт работы ML-03 в глубоком снегу, можно уверенно утверждать, что в нормальных условиях эксплуатации она будет работать весьма эффективно. Под нормальными условиями мы подразумеваем, что снег убирают не раз в сезон, как фактически было у нас, а хотя бы раз в несколько дней, как обычно делают коммунальщики. В этом случае и высота снежного слоя существенно меньше, и плотность не настолько велика – и как раз такие условия для Baumech будут оптимальными. Да, производительность и эффективность ниже, чем у Edo 48YD(24), но разница вполне обоснованная и ожидаемая, так что никаких сюрпризов мы здесь не видим.
ML-02 мы испытывали с ковшом. Машина свою работу выполняет, хотя чувствуется, что нагрузка была тоже очень серьёзной. Логично предположить, что гусеничная ML-03 вгрызалась бы в сугроб чуть лучше благодаря большей тяге и чуть большему весу. Но и ML-02 оказалась достаточно эффективной.
Выводы
Собственно, повторим то, что уже было сказано – тест наглядно подтвердил очевидное мнение, что специализированная техника в том деле, для которого она предназначена, лучше универсальной. То, что для Baumech – очень серьёзная нагрузка, Caiman Edo вообще не замечает. Но делать из этого вывод, что одна машина лучше, а другая хуже, нет никаких оснований – надо учитывать практику их применения. А практика такова, что для Caiman Edo такие вот сугробы как раз и являются нормальной штатной работой. Машины Baumech, очевидно, будут эксплуатироваться в совершенно других условиях, с меньшей нагрузкой и с регулярной сменой рабочих механизмов. И в таком варианте применения они, на наш взгляд, должны оказаться весьма успешны – у них есть явные преимущества как перед конструктивно схожими погрузчиками типа Bobcat, так и перед активно используемыми коммунальщиками тракторами типа МТЗ.
Где купить
Caiman Edo — https://gardengear.ru/catalog/dizelnye_snegouborshchiki/
Baumech — https://gardengear.ru/catalog/universalnye_mashiny_baumech/
Тест провёл Алексей Меснянкин
21 февраля 2024 года