На этот тест к нам попали два шуруповёрта, не имеющие ничего общего, кроме производителя — компании Patriot. Достаточно уже того, что один оборудован «литиево‑ионными», второй — «никель-кадмиевыми» аккумуляторами. Вроде бы при таких исходных сравнение невозможно. Зато, помимо обычного теста, можно сравнить, как они себя ведут в разных условиях. И тут, оказывается, есть нюансы.
Patriot BR 140 ТИП ИНСТРУМЕНТА: профессиональный |
|
Patriot BR 181H Аккумуляторная дрель-шуруповёрт с функцией удараТИП ИНСТРУМЕНТА: профессиональный АККУМУЛЯТОР: съёмный, Li-Ion, напряжение — 18,0 В, ёмкость — 1,5 А*ч, время зарядки — 1 ч; количество — 2 ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ (холостой ход): 0–350 и 0–1200 об/мин КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ (жёсткий/мягкий, макс.): 35/25 Н*м; 16‑ступенчатая регулировка; режим сверления; режим удара ПАТРОН: быстрозажимной, диаметр зажима — до 13 мм ГАБАРИТЫ (с батареей): 230х95х233 мм ВЕС (с батареей): 1,63 кг ЦЕНА: 8990 руб. |
Общие моменты
Оба шуруповёрта поставляются в пластмассовых чемоданчиках, запакованных в пластиковую плёнку. На картонную ленту, опоясывающую чемоданчики, нанесена основная техническая информация. Внутри, кроме шуруповёрта, зарядных устройств и двух батарей, есть комплект «расходки» — набор свёрл и бит. На обеих моделях нескользящее покрытие рукоятки, белые светодиоды, подсвечивающие рабочую зону, находятся на корпусе, над кнопкой включения. Скоростей — по две, переключатель расположен сверху. В общем, конструкция вполне привычная.
Аккумуляторы у обеих моделей «слайдерного» типа: вставляются в рукоятку спереди, вдвигаются по направляющим «до щелчка». Чтобы их снять, нажимают кнопку на передней части батареи.
Что удобно — оба шуруповёрта могут быть поставлены вертикально: для «никель-кадмиевых» это нормально, их аккумулятор обычно довольно габаритен, но многие «литиево‑ионные» шуруповёрты оснащают таким маленьким аккумулятором, что вертикально их не поставить, приходится класть набок. Здесь оба аккумулятора «полноразмерные». С моей точки зрения, при работе это удобно: ухватить «стоящий» шуруповёрт проще, чем «лежащий». Имеется тормоз двигателя (при отпускании клавиши вращение сразу прекращается) и блокировка шпинделя: выходной вал может вращаться только при нажатом выключателе и вставленном заряженном аккумуляторе. Это упрощает замену оснастки и позволяет «довернуть» крепёж, даже если батарея полностью разряжена или вообще снята.
Отличия
Не будем перечислять разницу в дизайне, оформлении, цвете «расходки» — это видно на фотографиях, да и не настолько важно. Остановимся на технических моментах.
Patriot BR 140. Аккумулятор — 14,4 В, никель-кадмиевый. Вес батареи — 573 г. Режимы ограничения крутящего момента и сверления выбирают при вращении кольцевого регулятора. К корпусу прикреплён небольшой ремешок, с помощью которого шуруповёрт можно повесить на руку.
Зарядное устройство — с зелёным и красным светодиодами: зелёный загорается при подключении к сети, красный — при установке батареи, в процессе зарядки мигает, по окончании — горит постоянно. Частое мигание указывает на ошибку зарядки.
Интересная особенность обнаружилась у системы подсветки. Шуруповёртами нередко приходится работать в условиях недостаточной освещённости, так что наличием светодиода для подсветки рабочей зоны сейчас никого не удивишь. Но на этой модели светодиод загорается, как обычно, при лёгком нажатии на пусковую клавишу и продолжает гореть в течение десяти секунд после её отпускания. Причём яркость светодиода в последние пару секунд снижается плавно. Получается эдакая «вежливая подсветка». Очень удобно.
Patriot BR 181H. Литиево‑ионный аккумулятор напряжением 18,0 В, весом 365 г. При большей ёмкости он компактнее и легче никель-кадмиевого, фактически вместе с батареями обе модели весят почти одинаково.
Батарея оборудована индикатором оставшегося заряда: «полоской» из четырёх светодиодов и кнопкой. Количество загоревшихся при нажатии кнопки светодиодов указывает на то, сколько осталось энергии. Двигатель — производства японской компании Mabuchi. Для выбора режима работы здесь имеется два кольца: одним выбирают сам режим — «сверление с ударом», «заворачивание шурупов» или «сверление». Вторым устанавливают крутящий момент на муфте (16 ступеней).
В придачу к битам и свёрлам «из чемоданчика» на боковине ручки, в специальном держателе, закреплён двусторонний бит («крестшлиц»), который можно поставить в патрон без переходника. На другой стороне рукоятки находится металлическая клипса для крепления инструмента на поясе. Светодиод загорается и гаснет при нажатии на клавишу, тут всё «как обычно».
Зарядное устройство, конечно, другое, «логика работы» отличается. Зелёный светодиод мигает при подключении к сети, гаснет, когда вставляется незаряженная батарея, снова загорается при её полной зарядке. Красный горит только во время зарядки.
Но, вообще говоря, ориентироваться на светодиоды зарядного устройства тут незачем. При зарядке загораются и мигают индикаторы на батарее, сначала мигает первый, потом он горит постоянно, начинает мигать второй, и так далее. Когда зарядка закончена, индикаторы гаснут.
Тестирование
Подготовка. Модели разные, но методика одна и та же. Далее кратко будем называть первые шуруповёрт и батарею «никелевыми», вторые — «литиевыми». Для начала обе батареи надо «раскачать» — несколько раз полностью зарядить и разрядить. Только после нескольких полных циклов, обычно рекомендуется не менее трёх, можно считать, что батареи «вышли на рабочую ёмкость», которую и будут «удерживать» весь срок эксплуатации. Для гарантии зарядку и разрядку батарей повторяем по пять раз, зарядку прекращаем, когда об этом сигнализирует ЗУ. Батареи всегда заряжаем полностью, некоторое время (не менее часа) они «отдыхают», после разряда — тоже перерыв. Если нужна какаято разовая проверка — берём вторую батарею. Разрядку проводим, включив шуруповёрт и зафиксировав клавишу, до момента остановки вращения.
Заявленная продолжительность зарядки для обеих моделей — час. Фактическая — чуть больше, примерно 70 минут для «никелевой», 65 для «литиевой». Но это при полном разряде в реальных условиях шуруповёртом можно работать меньше, чем «на холостом ходу», значит, и батарея будет заряжаться быстрее. К тому же у «литиевой» модели используется более сложная электроника: по достижении определённого разряда она сразу отключает батарею. Если немного подождать, шуруповёрт можно запустить снова. Ненадолго, буквально на секунды, зато «крутить» в эти секунды он будет довольно бодро, «как новый». Аналогичный эффект у «никелевого» шуруповёрта выражен слабее: если уж батарея разряжена — то полностью, восстановление ёмкости после перерыва незначительно, работает он недолго, «крутит» медленнее.
В работе
Первое тестирование — «ступеньки». Сухой еловый брус, первая (пониженная) скорость, саморезы 4,2х76 мм с широким шагом. Установленные ступени на муфтах шуруповёртов — «нечётные»: 1, 3, 5 и так далее. «Никелевая» модель полностью заворачивает такие шурупы на 17‑й ступени из 23 возможных, «литиевая» — на 11‑й из 16. Запас, в общем, есть, и немаленький. Надо сказать, что и на второй скорости «ступеньки» выглядят примерно так же: ведь муфты срабатывают «по моменту».
Что касается режимов сверления — тут тоже всё нормально. Если нужно, шуруповёрты уверенно просверлят и стальные заготовки, по крайней мере со сверлом 10 мм, и дерево сверлом в 32 мм. «Ударное сверление» по бетону, которое допускает «литиевая» модель, тоже вполне возможно, по ощущениям — сравнимо с лёгкой ударной дрелью ватт на 400–500 (для таких характерны очень частые, но несильные удары, с возрастанием мощности дрели обычно частота удара уменьшается, энергия растёт).
Следующий тест — довольно скучный. Первая скорость, такой же сухой брусок, один килограмм тех же саморезов, ступень — та, на которой происходит заворачивание «по шляпку с запасом» (18 и 12 соответственно). Темп работы — неспешный, но и без перерывов. На полностью заряженной батарее «никелевый» завернул 147 саморезов примерно за 50 минут, «литиевый» — 193 за час (как раз почти килограмм, в коробке их было 205). Но это не предел, в несколько приёмов, давая каждый раз батареям немного «отдохнуть», удалось завернуть ещё 6 и 10 саморезов соответственно. «Литиевый» работает «бодрее», у «никелевого» частота вращения к концу заряда несколько уменьшается.
«Батарейный» тест. Он не относится к «сравнительным», он, скорее, показывает возможности батарей в разных режимах. Вкратце: заряженную батарею ставим на шуруповёрт, выключатели блокируем, замеряем время работы без нагрузки. Разрядом для «никелевого» считаем момент, когда на первом положении муфты ограничения момента при зажимании патрона рукой муфта не срабатывает, шпиндель останавливается. «Литиевый» «до последнего» может работать и на более высоких ступенях, но потом срабатывает электроника, вращение прекращается. Во всяком случае, так происходит при комнатной температуре. Этот тест проводился в четыре приёма.
Первый: после полной зарядки и часового перерыва. Первая скорость вращения: «литиевый» — 54 минуты, «никелевый» — 67 минут. Данные округлены до минут, этот тест проводился трижды — крайние результаты отличались не более чем на две с половиной минуты. Точность была признана вполне достаточной, чтобы проводить тестирование далее.
Второй: то же самое, что и первый, но на второй скорости — 45 и 55 минут.
Далее все замеры проводим на первой скорости.
Третий: заряженные батареи и шуруповёрты положены в морозилку на ночь. Температура в морозилке — минус 11,5 градуса. Собираем шуруповёрты, ставим обратно, закрываем. Получаем моделирование работы «на морозе». Открывать морозилку, конечно, приходится, но температура воздуха в ней всё равно не поднимается выше 6–7 градусов мороза.
И вот тут начинается самое интересное.
«Литиевый» шуруповёрт «прокрутился» в таких условиях 38 минут, но уже через полчаса при блокировании патрона отключился (при комнатной температуре такого не было). А «никелевый» работал, «как обычно», выдержал 46 минут. Далее, после дня нахождения при комнатной температуре, остаточной ёмкости «никелевого» хватило ещё на 6 минут холостого вращения батареи, «литиевый» электроника в первый раз отключила сразу же после зажимания патрона, но после того как батарею вытащили, а потом вставили, он «проснулся» и «покрутил» ещё три минуты.
Четвёртый: то же самое, что и в первых двух, но заряженные батареи 10 дней вместе с шуруповёртами хранили при комнатной температуре. После такого перерыва «литиевый» отработал 48 минут, «никелевый» — 63 минуты.
Напомню: сравнивается не один шуруповёрт с другим, а то, как они ведут себя в разных условиях.
И вот что получается. Все производители часто рассказывают о преимуществах «литиево‑ионных» батарей. Они действительно налицо: небольшой вес, высокая ёмкость, «ровная отдача» даже при сильном разряде… Но очень редко упоминается о том, что ёмкость «литиевых» батарей со снижением температуры падает сильнее, чем у «никелевых». Ещё одно заявление о том, что «литиевые» батареи дольше держат заряд, тестом не подтвердилось: по крайней мере за 10 дней «литиевая» батарея в ёмкости потеряла даже немного больше, чем «никилевая». В общем, «никелевые» батареи и технику с ними не стоит считать устаревшими, да и стоят они пока заметно дешевле. Ну а уж что выбирать — зависит от желаний пользователя.
Автор: Максим ГРИБОЕДОВ
Дополнительную информацию о бренде Patriot смотрите на официальном сайте: www.onlypatriot.com
Статья опубликована в выпуске журнала «Инструменты» серии «Потребитель» ОСЕНЬ-ЗИМА 2015 (№09’2015)
Октябрь 2015 г.