ОАО «КАДВИ», или «Калужский двигатель», — один из основных российских производителей мотоблоков. Это предприятие выпускает их уже много лет, ещё с советских времён, а в последние годы на нём освоили и производство культиваторов «Садовник».
Одно из важных для пользователя преимуществ «КАДВИ» — как ни странно это звучит, масштабность предприятия. Его основная специализация — выпуск изделий в рамках государственного оборонного заказа и, как следствие, применение прогрессивных технологий при производстве садовой техники, что гарантирует её высокое качество и длительный срок службы. Большое предприятие может себе позволить солидные объёмы производства, а это означает и большой охват различных регионов, и постоянное наличие запчастей и расходников в сервисных центрах, и, что даже более важно, стабильность поставок этих запчастей.
Угра НМБ-1 Н1
Мотоблок
ДВИГАТЕЛЬ: 4-тактный КАДВИ ДМ-1 М
МОЩНОСТЬ: 8 л.с.
ТРАНСМИССИЯ: шестерёнчатые коробка передач и колёсный редуктор; сцепление — многодисковое; количество передач — 3 передние и 1 задняя
ВЕС (с фрезами/ пневмоколёсами): 91/ 90 кг; транспортировочный — 61 кг
ГАРАНТИЯ: до 2 лет
КОМПЛЕКТАЦИЯ: мотоблок; пневматические колёса
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: плуг; окучник; картофелевыкапыватель; сенокосилка; картофелесажалка; прицеп
ЦЕНА: 32 900 руб.
Сами по себе машины серии «Угра» выпускаются уже около двух лет. Тогда же на предприятии наконец-то отказались от маркировки готовой продукции в духе «МБ», «НМБ» с кучей цифровых индексов — не запутаться в этих аббревиатурах было весьма сложно, особенно если учесть, что примерно так же назывались модели, выпускаемые на других заводах. С вводом названий «Ока» и «Угра» ориентироваться стало гораздо проще.
В данной статье речь пойдёт о машинах серии «Угра». Это тяжёлые мотоблоки с шестерёнчатыми коробкой передач и редуктором привода колёс/фрез, с многодисковым металлокерамическим сцеплением и двумя валами отбора мощности (зависимым и независимым). Разница — в двигателях: в линейке есть модель как с собственным двигателем ДМ-1 М мощностью 8 л. с., полностью производимым на ОАО «КАДВИ», так и с импортными моторами — Briggs&Stratton, Honda, Robin-Subaru, Green Field, Lifan.
Качество техники «КАДВИ» постоянно совершенствуется, но для испытаний мы выбрали одну из моделей ранних серий, с двигателем ДМ-1М1 — было интересно посмотреть, как она поведёт себя в довольно жёстких условиях тест-драйва. Внешне она отличается от современных способом фиксации фрез и колёс на валах — с помощью длинной шпильки, пропускаемой через полые колёсные оси. В новых машинах применено более привычное соединение шплинтами. Кстати, мы бы не стали утверждать, что шплинты по всем статьям превосходят шпильку — если на фрезы намотает траву или корни, то сначала нужно убрать их, чтобы «докопаться» до шплинтов, а это порой не так-то просто, даже если под рукой есть нож. А вот для шпильки трава с корнями — не помеха.
Система управления включает в себя регулируемую по высоте и углу отклонения рулевую колонку с вынесенными на неё рычагами включения сцепления, управления дроссельной заслонкой (газ) и включения вала отбора мощности. Передачи переключают отдельным рычагом — всего их четыре, три передние и одна задняя. Включают их не как в автомобиле, последовательно, а сразу выбирают нужную в зависимости от поставленной задачи. Так, для пахоты обычно удобнее первая, культивируют почву на первой или второй, а вот возить прицеп быстрее всего на третьей.
Важный момент — для задней передачи предусмотрено отдельное дополнительное сцепление. Это сделано из соображений безопасности — мало радости, если эта в общем-то тяжёлая машина резко рванёт назад и наедет на пользователя.
Рулевую колонку можно развернуть на 180 градусов — такая конфигурация применяется при работе с активным навесным оборудованием, например сенокосилкой. Отметим, что процедуру разворота не назовёшь простой, уже хотя бы по той причине, что придётся отсоединить и подключить снова, а при необходимости и подрегулировать все приводы управления — и тросы, идущие от рычагов, и рычаг переключения передач. При обратной установке рычага не забывайте установить ограничитель — специальную пластинку, которая исключает возможность включения второй или третьей передачи переднего хода. Необходимость этого очевидна — ведь колонка-то развёрнута, и фактически это уже задний ход: машина рванёт на пользователя, а не от него.
Сама колонка установлена на специальном кронштейне, который тоже придётся снять, предварительно сняв саму колонку. Очевидно, что в первый раз вся эта процедура отнимет немало времени, но при наличии опыта займёт уже не более получаса–сорока минут при наличии необходимого инструмента (желательно иметь запас рожковых или торцовых гаечных ключей, а также комплект накидных головок с трещоткой).
Что тестировали? В первую очередь возможность косить траву — «КАДВИ» известно ещё и своими сенокосилками «Заря» и «Заря-1», которые, кстати, подходят и к другим мотоблокам отечественного производства. С «Угрой» агрегатируется «Заря-1» с безредукторным приводом ножей — это проще конструктивно, а значит, надёжнее. На нашем сайте www.master-forum.ru опубликованы видеоролики этих испытаний, в их числе есть и эпизод с сенокосилкой. Отлично видно, как она на полном ходу срубает кустарник… а стволы там, заметим, толщиной более чем в палец. Косилки подобного типа лучше всего подходят для работы на неудобьях — всевозможных пустырях, заросших бурьяном, молодым кустарником и покрытых кочками. Всё это безобразие они выравнивают буквально за один проход, срубают кустарник и кочки, и если не на следующий год, то через два года бывший пустырь становится отличным ровным сенокосом. А ведь подобных заброшенных земельных участков, в том числе официально считающихся сенокосами, в средней полосе России немало.
По опыту соседей могу сказать, что очень многих владельцев домашнего скота смущает именно степень заброшенности таких «угодий» — проблема ведь не только в наличии кустов, но и в отсутствии нормальной травы, вместо которой обычно растёт бурьян, пригодный на корм только козам. Регулярное кошение позволяет решить обе проблемы — и участок будет ровнее, и видовой состав растущей на нём травы изменится.
С мягкой луговой травой косилка тоже справляется «на ура» — это видно на видео. Срезает и, не измельчая, укладывает в валок — для заготовки сена очень удобно. Испытания машины в качестве культиватора проводили на целине, установив специальные фрезы типа «гусиные лапки».
Грунт был очень плотный, слежавшийся, с камнями — условия, надо сказать, не из лёгких. Тем не менее в два прохода удалось прокультивировать и эту почву на глубину около 20 см.
Ещё один проверенный момент — перевозка грузов. Мы попробовали проехаться с прицепом, оценить манёвренность мотоблока. На типовой двухполосной дороге (по одной полосе в каждую сторону) вполне можно развернуться с ходу, предварительно выехав на обочину, без включения задней передачи — это, кстати, тоже видно на видеоролике.
Установленный на тестируемой машине двигатель ДМ-1М1 уверенно запускался с третьего-четвёртого рывка (естественно, в прогретом состоянии) – весьма достойный результат для отечественного мотора, активно эксплуатируемого годами. Отметим, что основная масса нареканий обычно связана именно с трудным запуском, так что можно сделать вывод – при надлежащем уходе мотор ДМ-1М1 работает как часы в течение длительного времени.
Запаса мощности вполне хватает для всех поставленных задач, в том числе для культивации целины с широким захватом.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Открытое акционерное общество «Калужский двигатель»
248021, Россия, г. Калуга, ул. Московская, д. 247
Управление маркетинга и продаж:
тел.: (4842) 76-3300, факс: (4842) 76-3336, e-mail: marketing@kadvi.ru
Дополнительную информацию смотрите на сайтах www.kadvi.ru и http://кадви.рф
Тест провел Алексей МЕСНЯНИН
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» серии «Потребитель» №12’2011/2012 (ЗИМА 2012)
Январь 2012 года