В предыдущем выпуске журнала и на сайте мы публиковали интервью с Владимиром Чуковым, знаменитым полярным путешественником. Мы встретились с ним в представительстве компании Makita, где он забирал аккумуляторный инструмент для нужд очередной экспедиции «Великий северный путь». Нас в первую очередь интересовал «инструментальный» аспект экспедиции – как аккумуляторные шуруповёрты и «болгарки» чувствуют себя в условиях Крайнего Севера и много ли от них пользы в столь экстремальных условиях.
Мы договорились встретиться с Владимиром Семёновичем после его возвращения в надежде услышать какие-то личные впечатления и интересные истории. В июне состоялась наша вторая встреча, на который мы смогли подробно обсудить все вопросы. Хотите узнать, почему сабельная пила незаменима, когда на улице мороз под минус сорок? Или как ведёт себя УШМ при такой температуре? Тогда читайте дальше.
Владимир Семёнович, что вы брали с собой в экспедицию?
Мы шли двумя машинами, и в каждой был собственный набор инструмента. Состав одинаковый: шуруповёрты, «болгарки», сабельные пилы, лобзики, а также полный комплект «расходников» к ним. Весь инструмент аккумуляторный, 18-вольтовый: генератор мы с собой не возим, поэтому электричество только от автомобильной сети. Для зарядки батарей достаточно, поэтому такой выбор.
В каждой машине поставили зарядное устройство, чтобы аккумуляторы всегда были готовы к работе. Кейсы немного переделали, чтобы в каждый помещался не один инструмент, а два – это позволило нам уменьшить занимаемый ими объём.
В прошлом году мы тоже брали с собой аккумуляторные инструменты, но с напряжением 14,4 В. В этот раз, повторюсь, 18-вольтовые: чувствуется, что мощность у них выше, а для нас это очень важно, потому что объём работы мог быть большим, и сделать её надо было быстро. Не только потому, что ехать надо – условия для ремонта, мягко говоря, не самые комфортные. Ведь работать приходилось иной раз прямо под открытым небом, вдали от цивилизации.
Часто ли возникала необходимость доставать инструмент?
Практически каждый день. Поломки случались регулярно, иной раз очень досадные. В основном с прицепами. Их было по два на каждую машину, и нагружены они были серьёзно, по 600–700 кг на каждом. Это очень существенная нагрузка на сцепное устройство, ведь даже когда идёшь по ровной местности, неизбежны рывки. А нам и на горки доводилось карабкаться, и просто по неровным участкам двигаться. Добавьте к этому экстремально низкие температуры… вот железо и решило нам показать, что существует предел его прочности и возможностей. Чаще всего ломались именно сцепные устройства.
У нас была история, когда мы просто потеряли один из прицепов и заметили это далеко не сразу. Едем, видимость практически ноль, но дорога хорошая, поэтому и скорость приличная, под 40 км/ч. Я вторым шёл. Останавливаемся пообедать, смотрим – а прицепа-то нет. А на нём продукты, которые нужны были именно сейчас, для обеда. Причём оторвало даже не сцепку, а заднюю часть переднего прицепа. Поэтому ещё и две бочки, что стояли на самом его краю, тоже потерялись.
Развернули машины и поехали обратно. Благо есть GPS, пишутся треки, и можно вернуться прямо по своим следам. Нашли, конечно, и обе потерянные бочки, и сам задний прицеп вместе с кормой от переднего. Условия для ремонта на месте были совсем некомфортными – сильный ветер, снег. Поэтому разгрузили наиболее пострадавший прицеп, погрузили всё на второй, и в таком виде поехали дальше.
И что из взятых инструментов оказалось наиболее востребованным?
На первом месте – «болгарки». Случаи, когда крепление второго прицепа вырывало «с мясом», были нередки. И каждый раз приходилось делать что-то новое из остатков. Тут без УШМ никак.
После них – шуруповёрты. Бывало, что у нас ломались ШРУСы, хлопот доставляли и колёсные редукторы. Приходилось высверливать обломанные болты, поэтому шуруповёрты чаще использовали в качестве дрели. Но и как гайковёрты они тоже пригодились – соответствующая оснастка у нас тоже была в запасе.
Бензопилы в этот раз не брали?
Нет. Они полезны в лесной зоне, а наш путь в этот раз лежал по местам, где леса нет. В лесу всё по-другому, там и костёр можно развести, благо сухостоя всегда полно. А сейчас вся экспедиция, её темп и «стиль жизни» были настроены на то, что готовим на борту, с помощью мультиварок. Кстати, удобно – такого уровня комфорта, как сейчас, у нас раньше не было. Я бы сказал, что он даже избыточный какой-то, этот комфорт. Сидеть в машине в шлёпанцах, когда за бортом мороз – это уже перебор. Генератор-то работает на пределе своих возможностей.
Классик полярных путешествий Амудсен, когда использовал технику, специально снимал двери. Только для того, чтобы народ не расслаблялся и понимал, что машина везёт тебя, и надо быть благодарным ей уже за это. Греть по дороге она всё-таки не обязана.
Ну, вы тоже могли срезать двери, ведь и «болгарки» с собой были, и даже сабельные пилы. Кстати, о «саблях» – при встрече зимой вы говорили, что этот инструмент раньше использовать не доводилось, это нечто новое. И как впечатления? Пригодился?
Ещё как. Несколько раз доводилось резать металл, когда прицепы отрывало – очень удобно. Но мы нашли сабельной пиле другое применение, где она оказалась просто незаменимой. Никакой другой инструмент не справился бы. Дело в чём… мы ведь изначально рассчитываем на полную автономность и берём с собой запас продуктов на весь маршрут. Но в той местности тоже живут люди, мы встречаемся с ними. И они всегда очень радушны и гостеприимны, одаривают нас кто чем – рыбой, свежим хлебом, мясом. Однажды нам подарили целую оленью тушу. И вот сидим мы вокруг неё – видит око, да зуб неймёт. Туша насквозь проморожена, нож её не берёт, разве что топором кромсать… Думали-думали, вспомнили про «саблю», решили попробовать – вещь! Моментально нарезали, пилит быстро и легко, даже вместе с костями. Наверное, это самый запомнившийся случай использования в экспедиции этого вида инструмента.
Мы поняли: стейк-вечеринка удалась исключительно благодаря аккумуляторным инструментам Makita. А как сами инструменты себя показали, в плане надёжности и способности работать в экстремальных условиях?
Прекрасно они себя показали. Если честно, не имею представления, что бы я хотел добавить или улучшить.
Был один момент в самом начале, когда мы решили, что у нас проблемы с «болгарками»: включаем и слышим металлический звон. Разобрали редуктор – а там смазки как будто и нет совсем. Подумали, добавили графитной – звон исчез, машинки дальше работали без нареканий. Потом поняли, что смазка-то была, но она же консистентная, рассчитана на разогрев в процессе работы. А у нас под минус сорок… она просто не предназначена для таких условий, не греется, а лежит комком в углу редуктора и не выполняет свои функции. Как я уже сказал, проблему решили, добавив немного смазки, приспособленной для низких температур… ну а остальные инструменты и без того работали прекрасно.
А что можете сказать об аккумуляторах?
Чудес не бывает: чем холоднее, тем меньше время работы от одного аккумулятора. Мы это понимаем, всё-таки не первый год ездим с аккумуляторным инструментом, и вопрос для нас был всего лишь организационным: как сделать так, чтобы запасной аккумулятор всегда был в тепле? Ведь при –60 °С металл меняет свои свойства, становится хрупким. Инструмент и в таких условиях работает нормально, но его надо беречь: не бросать на морозе, не оставлять с подсоединённым аккумулятором (потому что утечка всё равно идёт).
Батареи мы старались держать в тепле. Возили только в отапливаемом салоне, если нужно было выходить на улицу, то клали их в карманы, чтобы не сильно остывали. Сразу после работы ставили на зарядку, чтобы они всегда были в полной готовности. Такая стратегия себя оправдала, с аккумуляторами мы не испытывали никаких проблем. Ни разу не было ситуации, чтобы нам не хватало заряда. Уверен, что в следующую экспедицию я бы смело взял точно такой же набор инструментов.
Интервью подготовили Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин
Июль 2016 г.