Российский рынок профессиональных бензопил всего за год претерпел кардинальные изменения. Лидеры рынка – Stihl и Husqvarna – фактически ушли, и освободившееся место начали занимать совершенно другие бренды. Зачастую неизвестные, нередко по возможностям и качеству не дотягивающие даже до базовых моделей ушедших брендов, но на фоне дефицита пользователи уже были готовы рассматривать варианты типа «две или три бензопилы вместо одной, лишь бы было чем работать».
В этой статье рассказываем о новом, пока что практически неизвестном в России бренде профессиональных бензопил, у которых уже была история успешной работы в нашей стране. Согласитесь, звучит интригующе – бренд новый, мало кому известный, а пилы почему-то успели поработать? Всё так, здесь история, можно сказать, с двойным, если не с тройным дном. И начиналась она в конце «нулевых» — начале «десятых».
ВИДЕО
СТАТЬЯ
Предистория
Начать следует с рассказа о бренде Solo. Была в Германии небольшая семейная компания, которая выпускала под этим брендом бензиновую садовую технику, в том числе бензопилы. И техника эта была весьма достойного качества, бензопилы смело могли составить конкуренцию Husqvarna и Stihl. В 2012 году автор этой статьи принимал участие в испытаниях бензопил Solo на валке леса, мы с представителями компании ездили в Иркутск и Красноярск, в самый разгар морозов – столбик термометра на делянках тогда опускался до -41 ℃. Это практически предел, на таком морозе работать уже запрещено (в разных регионах нижняя граница температуры колеблется от -40 ℃до -42 ℃). И запрещают не потому, что пилы не заводятся – с ними проблем нет. Но работать уже слишком опасно, пар от дыхания висит таким плотным облаком, что сильно ухудшает видимость. Работа лесоруба и без того одна из самых опасных, и совершенно ни к чему создавать дополнительные риски. Это я к тому, что пилы мы испытывали в предельно сложных условиях, и они прекрасно работали, заслужили высокую оценку со стороны лесорубов. И у Solo открывались очень хорошие перспективы потеснить лидеров на российском рынке, забрать себе какую-то его долю и вполне успешно развиваться дальше.
Репортаж об испытаниях бензопил Solo в России
Но история распорядилась иначе. В 2014 году стало известно, что компанию Solo приобрела другая немецкая компания – AL-KO. Приобрела частично, например, опрыскиватели и бензорезы остались у прежнего владельца, а вот бензопилы перешли к новому хозяину. Речь не о готовой продукции, конечно, а о производственных линиях и технологиях. Если честно, то мы предполагали, что вектор развития останется прежним, просто поменяется название пил (Solo by AL-KO, такое название после завершения сделки получила продукция, ранее выпускавшаяся на Solo). Однако этого не произошло, компания решила не ввязываться в борьбу на новом для себя рынке профессиональных бензопил, а сосредоточиться на привычных направлениях. И в Россию поставлялись бензопилы Solo by AL-KO хоббийного класса, те, что подходят для дачников, жителей сельской местности, максимум фермеров. Но именно в Россию, для Европы AL-KO выпускали в том числе и профессиональные бензопилы.
После покупки Solo производство было перенесено на резервные площадки бренда AL-KO в Китае, конструкция пил претерпела некоторые изменения дизайна, но при этом, по словам представителей компании, были сохранены все отличительные конструктивные особенности профессионального сегмента бензопил (что в целом подтверждается изучением конструкции – примечание редакции).
Дальше линейка профессиональных пил развивалась под брендом Solo by AL-KO.
Новость о покупке компании Solo компанией AL-KO (2014 год)
В таком режиме прошло 8 лет, настал 2022 год… и тут вдруг внезапно «торжище опустело». А спрос-то остался, и тут российское представительство AL-KO вспомнило и о той давней покупке, и о том, что технику нужного уровня компания делает до сих пор. Так что у AL-KO были возможности очень оперативно отреагировать на резко изменившиеся условия. Образец пилы передали нам на испытания, с комментарием, что «легендарные бензопилы Solo возвращаются, просто под другим названием». С 2020 года в РФ поставляются 3 модели легких профессиональных пил.
Возвращение легенды?
Насколько применим к Solo статус легендарных пил – вопрос, на наш взгляд, несколько дискуссионный. Мы видели их в работе, знаем их конструкцию, так что в высоком качестве и отличной работоспособности сомнений нет. С этой стороны – вполне заслуживают звания «легенды». Но вот необходимую известность они всё же не успели завоевать, на это нужны годы и десятилетия, которых у Solo не было. Так что «легенда» в чисто техническом плане – да, в плане известности – скорее нет, но… есть же ещё такой вопрос — а насколько новые пилы соответствуют старым? Они даже визуально смотрятся иначе, что вполне закономерно – за десяток лет конструкцию и дизайн поменяли практически все производители, некоторые не по одному разу. Но тем не менее, статус легенды надо подтверждать, одного только прежнего названия недостаточно.
И вот здесь уже у нас нашёлся «кролик в рукаве» в виде именно того эксперта, с которым я мёрз в иркутской и красноярской тайге на испытаниях тех, старых бензопил Solo. Юрий Викторович Меньшов – известнейший среди профессионалов эксперт, инструктор с огромным опытом. В свои 75 лет продолжает работать в лесу. Мы передали ему новую пилу и попросили ответить на два вопроса:
— Какие есть сходства и отличия между новой и старыми моделями Solo?
— Можно ли рекомендовать новую модель для профессиональной работы в лесу? Если да, то для каких конкретно работ?
Почему Geos?
И прежде чем перейти к описанию самой пилы и результатов испытаний, следует упомянуть, что называться она будет Geos CSP351. В 2022 году компания провела ребрендинг, и на российский рынок техника будет поставляться именно под этим брендом. Уже не AL-KO и не Solo by AL-KO, а Geos. Так что пусть вас не удивляет несоответствие шильдика на тестовой модели и блока технических параметров. Отныне – Geos.
Интервью c Евгением Полотнянщиковым, ООО «АЛ-КО Кобер». Новый бренд — Geos. Те же AL-KO…
А теперь рассмотрим этот Geos в деталях, и посмотрим, к каким выводам пришёл эксперт, поработав в лесу новой пилой.
Конструкция
На испытания нам передали пилу с ещё прежним названием Solo by AL-KO, модель 6651. В ассортименте Geos она будет называться CSP351. Двигатель объёмом 51 куб.см и мощностью около 3 л.с., с магниевым картером и никель-хромовым покрытием цилиндра. Антивибрационная система на стальных пружинах, которые одинаково эффективны во всём диапазоне рабочих температур – проще говоря, не дубеют на морозе и не теряют эффективность. У пружин достаточно большой ход и средняя жёсткость – если положить пилу на горизонтальную поверхность и слегка нажать сверху на корпус, то видно, что блок двигателя качается относительно рукояток на довольно большое расстояние. В общем, «подвеска» здесь не слишком жёсткая, и пила в работе весьма комфортна, высокочастотная вибрация на руки не передаётся.
Пильная гарнитура – «орегоновская», что с одной стороны прекрасно, как-никак это один из ведущих мировых производителей, с гарантированно высоким качеством и широчайшим ассортиментом. Серийные модели и в дальнейшем будут оснащаться шинами и цепями Oregon.
Есть ещё ряд интересных конструктивных решений, характерных именно для профессиональной техники. Регулировка натяжения цепи – боковым винтом, фиксация – двумя невыпадающими гайками. Карбюратор Walbro на амортизирующем подвесе, профессиональный воздушный фильтр в виде гофрированного кольца с большой площадью рабочей поверхности и высокой производительностью. Такой фильтр способен длительное время обеспечивать достаточную для мощного двигателя подачу воздуха, даже будучи изрядно загрязнённым.
И ещё несколько деталей… Заслонка «зима-лето» — для стабильной работы при любых температурах. Праймер, декомпрессионный клапан и стартер с обратной пружиной – для лёгкого запуска.
Результаты испытаний
Теперь, собственно, слово эксперту. Юрий Меньшов несколько дней работал в лесу новой пилой, по результатам высказал следующие соображения:
— От старых моделей Solo пила, естественно, отличается и внешне, и по характеристикам. Она чуть тяжелее в сравнении с аналогичной по мощности Solo 651, у неё никель-хромовое покрытие стенок цилиндра, а не никасиловое. Новая пила нуждается в обкатке, нужно сжечь два-три бачка топлива, не сильно нагружая двигатель, и потом отрегулировать карбюратор с помощью тахометра – тогда она выйдет на нормальный рабочий режим;
— Пила легко заводится, стабильно держит обороты даже до завершения обкатки и регулировки, имеет достаточно спокойный характер и производительность, соответствующую заявленной мощности. Работает уверенно, заводится легко, вибрация не сильная – по всем характеристикам её вполне можно считать профессиональной;
— Новая пила вполне применима для любых работ в лесу с деревьями первой и второй категорий таблицы (это на профессиональном сленге, переводим для тех, кто не разбирается в нём: первая категория – это деревья толщиной с ногу человека, вторая – с телеграфный столб – прим. редакции);
— Новая пила штатно укомплектована слишком длинной 16-дюмовой шиной. В средней полосе России просто нет такого леса, для которого бы был нужен такой «кладенец», вполне достаточно 14-дюймовой. Так что обязательно нужен ассортимент шин и цепей к ним, чтобы было из чего выбирать;
— Одной только этой бензопилы недостаточно для покрытия всех потребностей вальщиков. Нужны ещё как минимум две модели, более мощные – старшая с двигателем объёмом около 65 куб.см. При наличии линейки бензопил, а также всех необходимых аксессуаров, инструментов и защитной экипировки, Geos имеет все шансы занять место ушедших с рынка Husqvarna и Stihl.
Комментарий компании Geos
Бензопила Geos CSP351 – это первая модель в планируемом нами ассортименте. Ближе к осени ожидаются ещё две пилы, как раз с более высокой мощностью. Над инструментом, аксессуарами и защитной экипировкой мы также работаем, всё это будет в программе Geos. Сроки поставок пока что непонятны, ситуация на рынке действительно изменилась практически моментально, и за месяцы выстроить всё то, что другие бренды выстраивали годами и десятилетиями, не так-то просто, тем более в условиях затруднённой логистики. Но мы понимаем, что и как нужно сделать, чтобы успешно развиваться в новом для нас сегменте, и активно работаем над этим.
Тест провели Алексей Меснянкин и Юрий Меньшов
Март 2023 года