В любой малой моторной технике основным элементом является двигатель: это самый дорогостоящий, сложный и ответственный узел. И хотя выпускают двигатели многие компании, тех из них, кто занимается разработкой новых моделей, можно буквально пересчитать по пальцам.
Один из ведущих производителей небольших двигателей — американская компания Briggs&Stratton с более чем вековой историей, множеством собственных разработок и огромным ассортиментом моделей и модификаций, которые постоянно модернизируются и обновляются. По оценкам аналитиков, продукция Briggs&Stratton занимает примерно половину всего мирового рынка малых двигателей. Одна из новинок 2016 года — серия Briggs&Stratton EXi. Техника с этими двигателями гарантированно будет востребована пользователями: простота пуска и эксплуатации здесь сочетается с чрезвычайной лёгкостью обслуживания.
Briggs&Stratton 650EXi-Series | 675EXi-Series
Бензиновые двигатели для садовой и силовой техники
ТИП: бензиновый 1-цилиндровый 4-тактный воздушного охлаждения с верхним расположением клапанов (OHV) и вертикальным коленвалом
РАБОЧИЙ ОБЪЁМ: 163 см³
ДИАМЕТР ЦИЛИНДРА/ ХОД ПОРШНЯ: 68,3/ 44,5 мм
КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ (макс; 2600 об/мин): 9,15 | 9,8 Н*м
ЗАЖИГАНИЕ: транзисторно-магнитное
ЗАПУСК: тяговый трос
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 1,0 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,47 л
ПОТРЕБЛЕНИЕ ТОПЛИВА (2600 об/мин): при полной нагрузке 1,35 | 1,42 л/ч; при нагрузке 50 % – 0,85 | 0,93 л/ч
ГАБАРИТЫ: 349х314х253 мм
ВЕС: 8,5 кг
В настоящее время двигатели Briggs&Stratton EXi Series предлагаются в двух разновидностях. Цифра в названии указывает на значение максимального крутящего момента (делим на 100 и получаем искомое, единицы измерения — «фунты на фут»).
Внешне двигатели различаются разве что верхними крышками, да и те взаимозаменяемы. Строго говоря, вся разница — в настройках карбюраторов. Такая «политика» тоже характерна для многих двигателей Briggs&Stratton. Пользователю проще подобрать себе оптимальный вариант, а ассортимент запчастей и «расходников» почти не увеличивается.
ПРИМЕНЕНИЕ
Двигатели такого типоразмера, с вертикальным валом, используются, прежде всего, на газонокосилках. Briggs&Stratton рекомендует устанавливать эти две разновидности на косилки, предназначенные для обработки площадей до 1000 м². Некоторую часть «вертикальных» двигателей также ставят на мотокультиваторы, незначительное количество — на более редкую технику вроде электрогенераторов и моек высокого давления.
Если говорить о газонокосилках и культиваторах, то техника эта, во‑первых, сезонная, а во‑вторых, и в течение сезона используется нечасто. При разработке двигателей «потребительского класса» у Briggs&Stratton расчётное значение наработки на отказ (до первого отказа, требующего вмешательства квалифицированного специалиста) составляет не менее 500 моточасов. Это очень высокий показатель. Даже тысячу квадратных метров с помощью газонокосилки можно обработать часа за два-три, и это с учётом частых разворотов. В средней полосе стрижку газона редко проводят более десятка раз в год. Получается, чтобы «выбрать моторесурс» двигателя, понадобится никак не менее 20 лет.За это время любая техника перейдёт в разряд морально устаревшей, скорее всего, чинить её не станут — просто купят новую. Для культиваторов «годовой пробег» ещё ниже — обычно почву вспахивают один-два раза в год. На двигателях новых серий ставятся карбюраторы с модифицированными корпусом и запорной иглой. Они адаптированы для работы на неровной местности: обеспечивают более равномерную подачу топливной смеси в сложных условиях эксплуатации — при постоянном перемещении, наклонах и тряске.
ВЫБРАТЬ НУЖНОЕ
Самые важные для двигателей потребительские качества — лёгкость запуска и простота обслуживания. Также учитывается ряд других параметров: шум и вибрация при работе, частота отказов и ремонтопригодность, вес, расход топлива и, разумеется, стоимость как самого двигателя, так и его обслуживания. Есть ещё такой параметр, как экологичность: более «грязный» двигатель при прочих равных условиях будет развивать меньшую мощность (и крутящий момент) по сравнению с «чистым». Практически все эти качества так или иначе взаимосвязаны. От любого пользователя в итоге требуется выбор оптимального для него варианта. Именно такими для многих окажутся новые двигатели Briggs&Stratton EXiSeries. И чтобы это показать, достаточно перечислить инженерные решения, используемые в них.
ОСОБЕННОСТИ
Их можно разделить на те, что используются в других сериях двигателей Briggs&Stratton, и на ту, которая позволила выделить новинки в отдельную серию.
Конструкция. Двигатели относятся к верхнеклапанным (OHV), то есть таким, которые сейчас наиболее часто встречаются в малой моторной технике. Существуют и другие конструкции, в частности Briggs&Stratton выпускает близкие по характеристикам серии двигателей с боковым расположением клапанов (нижнеклапанные, или L‑head), а также двигатели с прямым приводом клапанов (DOV, запатентованы Briggs&Stratton). Двигатели DOV ставят на технику профессионального уровня, для «домашнего» применения они избыточны, а вот сравнить новую серию с моторами L‑head вполне можно — у Briggs&Stratton есть серии, предназначенные для «частника».
Преимущества двигателей L‑head — техническая простота, невысокая стоимость, нетребовательность к качеству топлива и масла. Ранее они были весьма популярны (только Briggs&Stratton за несколько десятилетий выпустил более 150 миллионов единиц). Но сейчас двигатели L‑head постепенно вытесняются более современными OHV. Тут всё довольно просто, мы рассматриваем двигатели Briggs&Stratton EXiSeries с крутящим моментом 6,5 и 6,75 фунта на фут и объёмом цилиндра 163 см³. У аналогичных «по моменту» двигателей L‑head объём цилиндра составляет 190 см³. А это значит, что и габариты, и вес, и расход топлива, а заодно объём требуемой смазки в картере и уровень шума у OHV значительно ниже.
Лёгкость запуска. Её обеспечивает система ReadyStart, которая автоматически дозирует соотношение поступающих в карбюратор воздуха и топлива и исключает необходимость манипуляций с воздушной заслонкой и праймером при запуске. Эти элементы на двигателях с системой ReadyStart отсутствуют, вместо них на глушителе закреплён термостат, связанный с воздушной заслонкой через систему тяг. В зависимости от температуры глушителя положение заслонки регулируется автоматически. Компания Briggs&Stratton гарантирует запуск двигателей с системой ReadyStart не более чем со второго рывка стартёра. Эта технология сейчас применяется на большинстве серий новых двигателей Briggs&Stratton.
Тихая работа. Двигатели оснащают специальными глушителями Super LoTone. Они не только обеспечивают низкий уровень шума, но и «убирают» из него высокочастотную составляющую, которая вызывает наибольшее неудобство при работе.
Экологичность. О ней свидетельствует круглая зелёная наклейка на корпусе и буква Е в полном названии двигателей. Говорить о каком-то одном техническом решении тут нельзя — их тут целый комплекс. Первые серии подобных двигателей появились у Briggs&Stratton буквально пять лет назад. Сейчас «экологический комплект» присутствует на всех компактных двигателях Briggs&Stratton с вертикальным валом.
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Для небольших четырёхтактных двигателей периодичность ТО чаще всего определяется по формуле: «раз в 50 моточасов или раз в год, что наступит ранее». Фактически для «частника» это означает, что обслуживать двигатель нужно раз в год, 50 моточасов за это время он не отработает. В программу обслуживания всегда входит смена масла, время от времени также надо чистить или менять воздушный фильтр и свечу зажигания, другие операции нужны ещё реже.
Основная «изюминка» двигателей новой серии — серьёзное упрощение обслуживания. Они вообще не требуют замены масла в течение всего срока службы. Правда, с рядом оговорок, основная из которых указана в названии этой «изюминки» — технология Just Check & Add. Примерный перевод — «просто проверь и добавь». От владельца требуется только проверять и при необходимости доливать масло, вовремя менять воздушный фильтр и свечу, а также содержать внешние поверхности двигателя в чистоте. Периодичность операций указана в инструкции.
Технология Just Check & Add — это целый комплекс технических решений, связанных с разными элементами двигателей.
Причин того, что смазка со временем теряет свои свойства, несколько. Основная — высокая рабочая температура, под воздействием которой молекулы компонентов масла распадаются и окисляются. Нагрев двигателя при работе обусловлен теплом, выделяющимся при сгорании топлива, и трением в движущихся частях. Рабочая температура зависит от того, насколько эффективно это тепло отводится. Вторая причина — загрязнение масла продуктами естественного износа и мельчайшими частицами пыли, попадающими в него с топливом и воздухом.
Чтобы сделать двигатель, не нуждающийся в смене масла, требуется минимизировать воздействие всех этих факторов: снизить рабочую температуру, уменьшить попадание в масло посторонних частиц. И использовать масло, которое «не портится».
Снижение температуры. Рабочая температура у двигателей OHV в сравнении с нижнеклапанными, снижается уже за счёт конструкции: они более совершенны, потребляют меньше топлива, значит, и тепла выделяется меньше. Чтобы ещё снизить температуру, на двигателях EXiSeries используются дополнительные технические решения. Улучшенная система охлаждения позволяет пропускать через рубашку охлаждения больший поток воздуха, который заодно «сдувает» частицы пыли и грязи, не позволяя им «закрепиться» и создать препятствие отводу тепла. Форма элементов рубашки охлаждения оптимизирована так, чтобы воздушный поток проходил через них, не создавая «застойных зон», с которых обычно и начинается «зарастание» двигателя грязью.
Уменьшение трения и износа. Для снижения этих параметров нужно обеспечить высокое качество обработки трущихся деталей. Выпускающий двигатели завод был оснащён новейшим оборудованием для изготовления блоков, цилиндров и поршней. Точность изготовления деталей такова, что «притираться» вообще нечему, загрязнение смазки продуктами износа минимально.
Масло. От его качества напрямую зависит долговечность двигателя. Применяемое на двигателях этой серии масло содержит до четверти объёма присадок, улучшающих его свойства. В комплексе с другими параметрами это как раз и позволяет добиться того, что менять масло в течение всего срока службы не обязательно. Благодаря высокой точности изготовления деталей потери масла «на угар» невелики: расчётное значение составляет не более 2,5 мл за час работы (для сравнения: у нижнеклапан
ных — 8–11 мл/ч). Чтобы пользователь смог заметить изменение уровня масла на щупе, двигатель Briggs&Stratton EXiSeries должен отработать не менее 40 моточасов.
Внешние «загрязнители». Основной из них — пыль, попадающая с воздухом. Чтобы не допускать её проникновения, применяется бумажный фильтр с основанием из армированного нейлона. Фильтр надевается с натягом на трубки, по которым воздух подаётся к карбюратору. При такой конструкции подсос воздуха «мимо фильтра» исключён.
Небольшое количество пыли и грязи может попадать в двигатель через систему подачи топлива и горловину для заливки масла. В двигателях Briggs&Stratton EXiSeries учитываются и эти источники. Для удобства заливки топлива диаметр горловины бензобака увеличен,
геометрия маслозаливной горловины изменена так, чтобы снизить вероятность попадания грязи в масло при проверке уровня и доливке.
В 2016 году Briggs&Stratton представила ещё одну новинку — двигатели с электрозапуском и устанавливаемым прямо на корпус литиево‑ионным аккумулятором. По основным характеристикам и особенностям модель Briggs&Stratton 675EXiSeries Instart не отличается от такой же модели без электрозапуска, разве что вес чуть больше (двигатель весит 9,3 кг, батарея — 300 г). После часовой зарядки батареи можно провести до 50 запусков, зарядки в течение 10 минут хватит на десяток пусков. Назначение этих двигателей — установка на технику «для требовательных пользователей»: завести их можно, не дёргая за шнур, а повернув ключ или нажав кнопку.
В дальнейшем ассортимент Briggs&Stratton EXiSeries будет расширен и другими моделями с другим объёмом цилиндра, как с ручным, так и с электрическим запуском.
Дополнительную информацию смотрите на официальном сайте компании Briggs&Stratton: www.briggsandstratton.com/eu/ru
Автор: Максим Грибоедов
Статья опубликована в объединённом выпуске «Весна 2016»
журналов «GardenTools» + «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта»
серии «Потребитель»
Май 2016 г.