В прошлом году, когда мы тестировали отрезные круги диаметром 230 мм, наблюдали интересную картину. Представители многих компаний-участников, увидев результаты по кругам 3М Cubitron II, сразу же начинали выяснять стоимость реза. Увидев, что она выше, чем у их продуктов, облегчённо вздыхали и говорили: «Это не наш конкурент!»
Спокойная жизнь закончилась! В этом году 3М предоставила круги с таким же впечатляющим ресурсом, но заявила цену, при которой стоимость реза оказалась минимальной. Поздравляем всех игроков рынка — у вас появился очень серьёзный соперник.
Когда мы вскрыли упаковку с присланными на испытания кругами 3М, то были сильно удивлены. Надпись Experimental на этикетке не то что наводила на мысль, а прямо указывала на то, что мы имеем дело явно не с серийным продуктом. Общая лаконичность этикетки подтверждала это предположение — практически никакой информации, которая обязательно должна быть согласно требованиям стандартов.
В тот день мы и не собирались тестировать эти круги: хотели только переписать общие данные и обмерить их (диаметр, вес, толщина, дисбаланс). Сам тест мы отложили на день запланированного визита представителей компании 3М, предоставившей эти образцы. И когда они приехали, мы параллельно с тестированием задали несколько вопросов по поводу кругов 3М Experimental Николаю Шишкарёву, директору по продажам и маркетингу направления «Абразивные материалы» компании 3М.
Николай, ситуация с кругами Experimental, на наш взгляд, в чём-то даже провокационная. Очевидно, что это случайное совпадение, но именно сейчас, когда у нас складываются непростые отношения с некоторыми известными игроками рынка и когда высказываются предположения о тестировании каких-то «специально изготовленных кругов», компания 3М демонстративно выставляет явно не серийный продукт. Мы уже понимаем, что это нечто очень «долгоиграющее», потому что видим зерно характерной треугольной формы. Предварительные результаты подтверждают эту версию. Но ведь у 3М уже есть отрезные круги Cubitron II с керамическим зерном точной формы, причём они тоже принимают участие в нашем тесте. Чем Experimental отличается от них?
Начну с небольшого вступления. Как известно, 3М — компания инновационная. Не буду долго говорить об этом общеизвестном факте и сразу перейду к теме абразивов. Именно с них начался бизнес компании более 100 лет назад. Сейчас у неё насчитывается 48 технологических платформ, начиная от оптических и адгезионных и заканчивая медицинскими. В производстве абразивов задействованы сразу несколько из них.
Керамическое зерно точной формы 3M и абразивы Cubitron II на его основе — сложный продукт, чтобы сделать его, недостаточно просто заниматься инновациями в абразивах. В производстве задействованы технологии микрорепликации, адгезионные технологии, технологии прецизионной формы. Вы точно подметили, зерно там правильной призматической формы. Эту технологию мы изобрели, когда делали световозвращающие плёнки на дорожных знаках. То есть работали в, казалось бы, совершенно другой, не смежной области. Но объединение нескольких технологических платформ позволило создать такой инновационный продукт.
В чём его особенность? Эти круги по результатам тестов (в том числе ваших) показывают существенно большее количество резов, чем абразивы с обычным корундом или даже керамическим зерном. То есть этот продукт более производителен, у него выше скорость обработки.
Сначала у 3М появилось обычное керамическое зерно — Cubitron, потом оно получило развитие в керамическое зерно точной формы 3M, на которое действует патент, и абразивы Cubitron II. «Второй Кубитрон» отличается тем, что все зёрна абразивного минерала имеют абсолютно одинаковую форму треугольной призмы. Если посмотрите под микроскопом, увидите.
Круги с этикеткой Experimental уже по меньшей мере полгода проходят испытания по всему миру. Сегодня они здесь, на вашем тесте, и это первый опыт применения нового продукта в России в промышленных условиях. В продажу он поступит в сентябре. Продукт уже готов, он полностью конкурентоспособен — это подтверждают результаты всех испытаний. В том числе и те, что мы сегодня наблюдали.
А испытания проходили в лабораториях или в ходе реальной эксплуатации у ваших клиентов?
Мы в обязательном порядке делаем и так, и так. Это принципиально важный для компании 3М момент — любая новая продукция испытывается в лаборатории, но она также обязательно должна быть апробирована у клиента. Нам очень важна обратная связь, ведь на этапе разработки есть возможность внести какие-то изменения в соответствии с пожеланиями клиентов. Крайне желательно, чтобы испытания проводились на разных рынках, чтобы исследование было более глубоким и учитывало их специфику.
Развитие любого индустриального продукта идёт в направлении улучшения потребительских качеств и повышения производительности. Это путь, которому следует компания 3М. Если говорить о новинке, которую мы сейчас обсуждаем, то наши ожидания таковы: круг Experimental будет производительнее нашего прежнего отрезного круга Cubitron II с таким же керамическим зерном точной формы не менее чем на 20%. В чём отличие Experimental от предыдущих кругов Cubitron II?
Если говорить о технической стороне вопроса, то модифицирована связка абразива. При этом с точки зрения экономики Experimental будет стоить так же, как и текущая серия отрезных кругов Cubitron II. То есть экономически он будет более эффективным для клиентов. Кроме того, цена на отрезные круги Cubitron II претерпевает изменения ввиду двух факторов. В последние полгода мы наблюдаем снижение курса евро и доллара, естественно, пропорционально снижается цена на абразивы Cubitron II. И наша ценовая политика меняется в ту же сторону. Итак, повторю, новинка будет стоить так же, как и Cubitron II и при этом будет производительнее. Предполагаем, что рынок распробует новый продукт и постепенно то, что мы сейчас называем Experimental, вытеснит с рынка старый «второй Кубитрон» — клиенты просто перейдут на новинку.
Кстати, а как она будет называться?
Название ещё не утверждено, обсуждаются разные варианты. Надеемся, что позже с помощью редакции «Потребитель» мы донесём новое название до широкой аудитории.
Мы знаем, что у кругов Сubitron II на основе керамического зерна точной формы есть своя специфика — они работают по-другому, не как обычный абразив. Есть ли у компании 3М рекомендации по выбору УШМ для работы с вашими кругами?
Абразивы Cubitron II не шлифуют, они именно режут. При их использовании образуется стружка, а не металлическая пыль. Поэтому круги Cubitron II необходимо устанавливать на мощных (хотя бы 1000 Вт) профессиональных УШМ. Машинам, например, на 700 Вт просто не хватит мощности, чтобы проворачивать эти круги. Они могут даже сгореть от перегрузки. Это вполне логично: у качественных абразивов производительность выше, соответственно, больше нагрузка на УШМ. Чем выше производительность абразива, тем более мощной должна быть машинка. Но у керамического зерна точной формы ещё и ресурс гораздо больше, можно намного дольше работать без остановки и замены круга.
На производствах часто используют пневматику, с инструментами этого типа никаких проблем не может быть в принципе.
Думаю, следующий вопрос вашей компании захотят задать все, кто будет смотреть результаты теста. Можно ли быть уверенным, что полученные в ходе нашего теста цифры отражают реальное качество тех кругов, что поступят в продажу осенью? Не получится ли, что осенью мы увидим совершенно другой продукт с иными свойствами?
Завод, на котором произведены круги 3M Expetimental и будет производиться серийная продукция, имеет сертификат ISO 9001. А он гарантирует именно стабильность качества. Пусть Experimental сейчас — это экспериментальный образец, но он получился не случайно, это результат длительной и кропотливой работы, целенаправленных усилий, он изготовлен по уже досконально отработанным рецептуре и технологиям. Мы точно знаем, как и что нужно сделать, чтобы получить любое количество абсолютно идентичных по своим свойствам кругов.
Если мы решили показать Experimental уже сейчас, значит, мы уверены, что этот продукт полностью соответствует нашим ожиданиям. Качество серийных образцов гарантированно будет не ниже того, что мы сейчас видим в тесте. Подтверждением тому служит система менеджмента качества.
Спасибо, с экспериментальными кругами теперь всё понятно. Расскажите, как компания 3М в целом чувствует себя на рынке, как она видит нынешнюю ситуацию? Какие имеет планы на будущее?
Своими клиентами компания 3М видит те предприятия, которые стремятся к увеличению производительности труда или выработки, серьёзно относятся к охране труда. Причём это касается не только абразивов, не только средств индивидуальной защиты (СИЗ), а вообще всего профиля деятельности.
Если говорить об абразивах, то они являются источниками шума и вибрации. Кроме того, они потенциально травмоопасны. Поэтому на предприятиях, где заботятся об охране труда, абразивы 3М присутствуют в обязательном порядке.
Динамика развития компании такова, что по сравнению с прошлым и позапрошлым годом мы видим двузначный рост объёма. При этом теряем много сегментов, но одновременно приобретаем другие. Например, автомобилестроение: в 2015 году рынок упал в два раза по сравнению с 2014 годом, пропорционально снизилось и потребление абразивов в автомобилестроении. Но одновременно начали бурно расти новые направления и инфраструктурные проекты, в которых инвестором выступает государство. Развиваются трубные заводы, прокладываются газо- и нефтепроводы, растёт сегмент, который мы называем «литьё и ковка», например производство турбинных лопаток для авиационных двигателей. Есть много наукоёмких отраслей, которые сегодня переживают второе рождение. Во всех этих сегментах продукция 3М востребована, потому что там предприятия загружены, им действительно необходимы скорость, эффективность и безопасность. И они находят выгодным для себя использование абразивов 3М. С помощью таких предприятий мы растём, продолжаем развивать инновации, повышать эффективность и безопасность производственных процессов, где задействованы наши продукты.
Интервью подготовили: Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин
Интервью опубликовано в объединённом выпуске «Лето 2016»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель»
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь
Август 2016 г.