Количество разновидностей мотоблоков «Целина» (бренд принадлежит пермской компании «Академия инструмента») исчисляется десятками. И большинство из них относится к двум большим группам — сериям МБ и МБР.
Кроме этого, компания выпускает ещё несколько линеек других серий мотоблоков и культиваторов, дополнительное оборудование к ним и другую садовую технику под торговой маркой «Целина», а также строительную и силовую технику — под вторым собственным брендом «Вымпел». Некоторые модели из этих линеек представлены ниже. Публикуем обзор, фото, характеристики и отзывы.
«0» — шины 4,0–10»
«1» — шины 19х7–8», дополнительные крылья, брызговики, бампер
«2» — шины 19х7–8», дополнительные крылья, брызговики, бампер, электрозапуск, аккумулятор 12 V; буква Ф в названии — дополнительная комплектация фарой удлинители колёсных осей; сошник; кронштейн для навесного оборудования
Целина МБ
Мотоблоки
Целина МБР
Мотоблоки
Мотоблоки нередко выпускаются производителями в большом количестве разновидностей. Технически это несложно: любой мотоблок, по большому счёту, состоит из нескольких основных узлов и деталей: двигателя, редуктора, рамы, рукоятки управления, колёс… Новую модификацию в простейшем случае можно получить, всего лишь заменив один из узлов на другой.
ОБОЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛЕЙ
В общем случае полное наименование рассматриваемых моделей мотоблоков «Целина» включает в себя минимум две буквы и три цифры: например МБ‑601, также к ним могут добавляться буквы Ф и Р, к примеру МБ‑912 ФР. Расшифровать технические особенности конкретной модели довольно просто. МБ — это, разумеется, мотоблок. Первая цифра указывает на максимальную мощность установленного двигателя, вторая — на тип редуктора, третья — на комплектацию. Ф — оснащение фарой, Р — наличие разблокировки выходного вала.
Двигатель. Ранее мотоблоки «Целина» чаще всего комплектовались двигателем от известного китайского производителя — компании Lifan. Это двигатели бытового назначения, применяющиеся на множестве видов техники. Сейчас на «Целину» ставят двигатели другой торговой марки — «Вымпел». Как и «Целина», этот бренд принадлежит пермской компании «Академия инструмента», двигатели «Вымпел» заказывают на заводе Lifan (сами мотоблоки собирают в России). Подобная замена имеет логичное объяснение — так удаётся снизить закупочную стоимость двигателей при сохранении того же уровня качества. Технические параметры двигателей одной мощности всё равно одинаковы — большинство подобных моторов для садовой техники, независимо от марки, и снаружи, и внутри различаются очень незначительно.
Мотоблоки «Целина» могут комплектоваться двигателями с максимальной мощностью в 6,5, 7,0, 8,0, 9,0 и 13,0 л. с. (последним комплектуется только одна модель — МБ‑1301). В линейке «Вымпел» на текущий момент есть четыре из пяти двигателей требуемой мощности, так что мотор Lifan сейчас ставят только на модели с мощностью в 8,0 л. с.
Комплектация. Напомним — на неё указывает третья цифра в полном наименовании модели (о второй поговорим ниже). Здесь есть такие варианты.
Цифра 0 обозначает самую простую комплектацию — мотоблок и пару небольших колёс. Цифра 1 — комплектацию колёсами большой ширины и размера (аналогичные применяются на квадроциклах), а также дополнительными съёмными крыльями с брызговиками (их ставят, если мотоблок будет работать с культиваторными фрезами или на колёсах с удлинителями осей), а также защитным бампером и декоративной панелью на рукоятке управления. Цифра 2 — это комплектация «1», при этом мотоблок дополнительно оборудуется разновидностью двигателя с электростартом и аккумулятором для его запуска.
Буква Ф в названии — «полный электропакет»: к электрическому запуску прибавляется ещё и фара для работы в тёмное время суток.
Вторая цифра указывает на тип редуктора: 0 — стандартный редуктор, используется на мотоблоках МБ, 1 — редуктор с разблокировкой вала, ставится на мотоблоки серии МБР (буква Р, напомним, обозначает как раз разблокировку).
МОТОБЛОКИ «ЦЕЛИНА» МБ
Эти модели укомплектованы шестерёнчатым редуктором, в верхней части которого имеется вытяжная ручка. Перемещая её, выбирают передачу — низкую, высокую или нейтральную. Сцепление на этих моделях с двумя ремнями, на ручке рукоятки управления установлены два рычага — отдельно для переднего и заднего хода. Рычаги связаны с соответствующими натяжителями ремней. На другой ручке закреплены рычаг установки оборотов двигателя и кнопка аварийного отключения. Рукоятки управления у моделей этой серии могут регулироваться по высоте и поворачиваться вправо‑влево. Навесное оборудование крепится на кронштейн в передней части мотоблока, его привод производится от ведущего шкива. Этот же кронштейн используют при работе мотоблока со снежным отвалом. Практически всё остальное прицепное оборудование закрепляют, используя сцепное устройство в задней части мотоблока.
МОТОБЛОКИ «ЦЕЛИНА» МБР
На них установлен редуктор другой конструкции. Направление движения и нужную передачу устанавливают, поворачивая рычаг на корпусе редуктора. На рукоятке управления есть два рычага: один — сцепления, второй — для разблокировки выходного вала при маневрировании. Рычаг газа в этой серии — с функцией остановки двигателя (совмещён с электрическим выключателем зажигания). И конструкция рулевой колонки в этой серии другая: высота регулируется в соединении стойки и рукоятки управления, поворот — между рамой мотоблока и стойкой. Все остальные особенности одинаковы у всех моделей линейки.
Кстати, заметим, что существует и ещё одна, упрощённая линейка — «Целина Стандарт». В неё входят четыре модели: МБ‑600, МБ‑700, МБ‑600 Р и МБ‑700 Р. Они отличаются ещё более простой конструкцией рулевой колонки (только с возможностью регулировки по высоте).
Эта модель, хотя и относится к серии мотоблоков «Целина» МБ, имеет другую конструкцию. К тому же сам по себе мотоблок компактнее и весит значительно меньше других моделей серии — буквально на уровне тяжёлого культиватора. Лёгкость — не недостаток. Тяжёлой техникой удобно обрабатывать большие площади, а на маленьких участках, особенно неправильной формы, предпочтительнее более лёгкие и маневренные аппараты.
Основная важная для пользователя отличительная особенность этой модели — запатентованная конструкция рулевой колонки. Руль, как и у многих мотоблоков, может регулироваться по высоте и углу поворота, но точек регулировки угла поворота здесь две — и в нижней, и в верхней части стойки рулевой колонки. Это создаёт дополнительное удобство при работе в междурядьях и с некоторыми видами навесного оборудования. Пользователь может развернуть колонку так, чтобы идти не за мотоблоком, а немного сбоку от него. При окучивании или вспашке это позволяет избежать затаптывания растений или обработанной почвы.
Ещё одна, вернее, даже целый комплекс особенностей технического плана — другая конструкция редуктора и другое расположение шкива отбора мощности. «Навеска» на этом мотоблоке приводится в движение от отдельного шкива, установленного с задней стороны машины, на оси редуктора, с другой стороны относительно ведомого шкива — примерно там, где у мотоблоков «Целина» МБ находится вытяжная ручка переключения скоростей. В случаях использования навесного и прицепного оборудования, которое должно ставиться «спереди» (например, снегового отвала, снегоотбрасывателя или косилки), рукоятку управления вместе со стойкой разворачивают на 180°.
Рычаг для переключения передач на этой модели перенесён ближе к пользователю, на поперечину рукоятки управления. Также на её ручках находятся рычаги газа и сцепления. Механизмы передачи с рычагов управления исполнены на тросах.
Целина НМБ‑601 | НМБ‑603 | НМБ‑901
Мотоблоки
«Целина» НМБ — серия мотоблоков с продольным расположением двигателя и шестерёнчатой трансмиссией. Это довольно редкая разновидность компоновки, такое исполнение присуще тяжёлым моделям, рассчитанным на постоянную работу с высокими нагрузками — буквально в «тракторном» режиме. Крутящий момент на выходные валы передаётся с помощью шестерён, сцепление — дисковое, точнее, многодисковое, корпусные элементы редуктора и коробки передач — литые. Легкоизнашивающихся приводных ремней конструкцией не предусмотрено, цепей, которые при эксплуатации могут вытягиваться, тоже нет. В общем, запас прочности тут солидный, следовательно, и ресурс трансмиссии очень велик. На подобных мотоблоках используется и соответствующее навесное оборудование — оно приводится в действие не от шкива, как на «классических» моделях, а от вала отбора мощности, выход которого расположен в задней части мотоблока, над сцепным устройством (при отсутствии необходимости в использовании вал закрывают специальной крышкой). Навесное оборудование для мотоблоков с приводом от шкива и от вала не взаимозаменяемы. Но подобрать его несложно — как и в случае с мотоблоками «Целина» серий МБ, вполне подойдёт «навеска» от других отечественных производителей. С прицепным оборудованием всё проще — привод ему не нужен, сцепные устройства у многих мотоблоков стандартизованы, также всегда есть возможность подобрать подходящий адаптер-переходник.
На всех мотоблоках в настоящее время устанавливают двигатели «Вымпел» максимальной мощностью 6,5 или 9,0 лошадиных сил. Модели различаются количеством передач, мотоблок НМБ‑901 также комплектуется колёсами большего диаметра. Рулевая колонка регулируется по высоте и повороту — вплоть до разворота на 180 градусов (так что сцепное устройство и вал отбора мощности оказываются «спереди»). Таким образом, необходимость в переднем сцепном устройстве отпадает — как и на модели «Целина» МБ‑501, всё что нужно ставится на одну «заднюю» сцепку.
Кроме мотоблоков, под брендами «Целина» и «Вымпел» предлагается ещё множество видов техники и дополнительного оборудования. Это, в частности, мотокультиваторы «Целина», большое количество прицепных и навесных приспособлений к культиваторам и мотоблокам разных производителей, включая мотоблочную приставку-снегоотбрасыватель, а также разнообразные лопаты. Примечательно, что многие позиции изготавливают в Перми, на собственном заводе компании «Академия инструмента». Ещё несколько видов техники «Целина» и «Вымпел» представлены в этой статье.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ К МОТОБЛОКАМ «ЦЕЛИНА»
Мотолебёдку можно использовать как альтернативу культиваторам и мотоблокам в деле механизированной обработки почвы, например вспашки и окучивания. Работать при этом нужно вдвоём. К раме устройства прикреплена поворачивающаяся опорная площадка со штырями, которые заглубляются в почву и удерживают аппарат от перемещения. На этой площадке при работе стоит оператор лебёдки. Второй работник контролирует прикреплённое к тросу прицепное оборудование, например плуг или окучник (они входят в комплект поставки).
Преимущества такого устройства, во‑первых, в том, что с его помощью обеспечивают более плотную и ровную посадку растений. Все грядки будут выровнены «по струнке» (точнее, по тросу), да и окучивать с его помощью гораздо удобнее: для работы культиватора с окучником надо заранее распланировать посадки так, чтобы колёса при обработке не задевали растения. С мотолебёдкой в этом отношении всё проще. Во‑вторых, лебёдку можно применять для перемещения по горизонтали разнообразных тяжёлых грузов, к примеру, для того чтобы в одиночку или вдвоём с минимальными усилиями подтащить на место строительства брёвна, брус и другие стройматериалы.
Целина КС‑01
Картофелесажатель
Устройство предназначено для упрощения посадки картофеля — все необходимые для этой работы манипуляции (нарезка борозды, собственно посадка и засыпка борозды землёй) производятся за один проход. В нарезанную борозду клубни попадают из бункера устройства при помощи элеваторного механизма — «бесконечной ленты с чашками». Для засыпки борозды после посадки предназначены регулируемые дисковые окучники.
Привод элеватора — от колёс машины, так что, несмотря на довольно высокую техническую сложность, этот аппарат относится к прицепному оборудованию. Его используют с мотоблоками «Целина» и других марок, а также с некоторыми культиваторами — вопрос только в совместимости сцепки культиватора или мотоблока со сцепным устройством (оно, кстати, регулируется по высоте). И даже если сцепки не совместимы, для прицепных устройств можно подобрать подходящий адаптер.
Целина КВМ‑01 | КВМ‑02
Картофелевыкапыватели вибрационные
Обычные картофелевыкапыватели, предлагаемые для работы с культиваторами и мотоблоками, конструктивно сходны с плугами-окучниками, только вместо лемехов у них установлены металлические прутки — «лучи». Устройства простые, значительно облегчают уборку, но для больших площадей удобнее применять более сложные вибрационные картофелевыкапыватели. Они отличаются увеличенной шириной обработки за один проход и заодно, за счёт вибрационного механизма, обеспечивают очистку клубней от налипшей земли. Соответственно, эта техника относится к навесному оборудованию, её использование возможно только с мотоблоками. Стоит заметить, что многие мотоблоки, особенно отечественного производства («Целина», «Каскад», «Нева» и ряд других), хотя и различаются по многим особенностям и параметрам, но имеют одинаковую конструкцию узлов для присоединения «навески». Так что эти картофелевыкапыватели реально приспособить для них без каких-либо переделок. Между собой модели различаются колёсами. «Целина» КВМ‑01 комплектуется металлическими колёсами с грунтозацепами, КВМ‑02 — пневмоколёсами. Сцепное устройство регулируется в двух плоскостях, регулируется также заглубление. Устройства оборудованы механизмами быстрого натяжения и ослабления ремня (его натягивают только во время работы, ослабляют — при транспортировке и на поворотах). Примерная производительность составляет от 500 до 2000 квадратных метров за час работы.
Целина ПМ
Прицепы к мотоблокам
В этой категории «Целина» предлагает четыре разновидности прицепов. Конструктивно они cходны, различаются размерами кузова и грузоподъёмностью. Все модели оснащены стальным самосвальным кузовом со светоотражающими элементами, оборудованы ленточным стояночным тормозом с управлением педалью, сиденьем и вещевым ящиком под ним. Прицепы комплектуются колёсами с усиленными пылевлагозащищёнными ступицами и пневматическими шинами 4,0–10’’ или 5,0–10’’. Рама прицепов изготовлена из профиля 60х40 мм толщиной 3 мм, рама кузовов — из профилей толщиной 1,5 мм, кузов — из листа 1,0 мм. Возможна и перевозка негабаритных грузов — задняя стенка кузова легко откидывается, а если понадобится, кузов вообще снимают и крепят груз прямо к раме.
В данной линейке есть ещё одно устройство, которое с некоторой натяжкой можно отнести к прицепам. Это транспортно-пахотный модуль «Целина» ПМ‑05. Он также представляет собой прикрепляемую к мотоблоку раму с сиденьем и колёсами, но кузовом не оборудован. Этот модуль рассчитан на работу совместно с плугом. Причём с помощью выведенного к пользователю рычага, плуг можно поднимать и опускать, не вставая с сиденья.
Дилерская конференция компании «Академия инструмента»: репортаж, новинки, производство мотоблоков «Целина» в Перми
Автор: Максим Грибоедов
Статья опубликована в объединённом номере журналов
«Инструменты», «GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта»
серии «Потребитель» №01’2018 (ВЕСНА 2018)