Мы провели тест трёхрежимного бесщёточного аккумуляторного перфоратора SDS-Plus DCH417 от DeWALT (это часть большого редакционного теста аккумуляторных перфораторов SDS-Plus). Публикуем отзывы.
DeWALT DCH417
Аккумуляторный трёхрежимный бесщёточный перфоратор SDS-Plus
Аккумулятор и ЗУ
Рабочее напряжение двигателя у этого перфоратора — 54 В, работает он только на батареях серии FlexVolt. Мы его тестировали на аккумуляторе с заявленной ёмкостью 2 А*ч (точнее, заявлено 6 А*ч, на корпусе батареи написана именно эта цифра), но эти данные относятся к режиму работы 18 В. На 54 В ёмкость пропорционально уменьшается, так что получаем именно 2 А*ч.
Реальная ёмкость батареи на момент подготовки статьи ещё не была известна, батарея проходила стендовые испытания. Предварительно не менее 1,95 А*ч, но точные данные будут опубликованы во второй части теста, в следующем выпуске журнала.
Результаты испытаний
Это единственный на сегодняшний день представитель семейства «тяжёлый SDS-Plus». Поэтому сравнивать его с другими участниками теста можно, но надо делать поправку, что он существенно тяжелее (и дороже, конечно же). Без учёта этих моментов результаты выглядят впечатляюще, и это закономерно: энергия удара вдвое выше, чем у других представленных здесь моделей, и понятно, что скорость бурения тоже выше. Бур диаметром 12 мм для него — максимум лёгкая разминка, но мы ведь решили, что на 12‑миллиметровых бурах будем тестировать все модели без исключения, чтобы у нас был хотя бы пункт, по которому можно сравнить любые модели из числа протестированных. Так вот, по тесту на бурах 12 мм видно, что скорость у DCH417 высокая, но и расход энергии значительный, больше тратит только Greenworks, Ну так… если мешок картошки везти на легковой машине и на грузовике, то грузовик в любом случае сожжёт больше топлива, несмотря на одинаковую нагрузку.
А вот на больших диаметрах DCH417 уже вполне экономичен. Можно сравнить, например, с DeWALT DCH263 — ёмкость у них отличается не сильно (5 и 6 А*ч в пересчёте на 18 В), а вот количество пробуренных отверстий диаметром 18 мм — почти на 70% (6,3 и 10,5 соответственно). На отверстиях диаметром 12 мм разница меньше 10%. В общем, это перфоратор для серьёзных задач — но разве кто-то в этом сомневается?
Ему недолго пребывать в одиночестве, в ближайшие месяцы мы планируем испытать ряд моделей других брендов, в том числе аналогичных «тяжеловесов». Тогда уже и у DeWALT DCH417 появится серьёзный конкурент или даже конкуренты.
Разбор и анализ конструкции
Тот образец, что попал к нам на тест, — это даже не серийный экземпляр, а прототип. У него нет заводских этикеток, скорее всего, это инструмент из опытной партии. Приятно думать, что такая крупная компания проводит исследования своих инструментов, в том числе и на российском рынке, прежде чем запустить их в продажу. Начало продаж запланировано на апрель 2021 года.
При внешнем осмотре отмечаем многие важные особенности. Например, антивибрационные рукоятки: на основной (1) весьма эффективная конструкция с металлическим подпружиненным элементом в верхней части и шарнирным сочленением с корпусом в нижней. Все стыки и щели закрыты резиновыми манжетами. Дополнительная рукоятка тоже имеет защиту от вибрации.
Крышки, которые закрывают рычаг изменения режимов работы и ответную на обратной стороне перфоратора, визуально очень напоминают металл, но на самом деле это пластик (2). Эти же крышки соединяют верхнюю и нижнюю части пластикового корпуса перфоратора и принимают участие в формировании воздушных потоков для охлаждения корпуса редуктора воздухом, уже прошедшим через двигатель. Контактная группа состоит из двух силовых и четырёх сигнальных контактов — вероятнее всего, такое большое их число обусловлено работой от батарей FlexVolt.
В нижней части перфоратора (3) есть ниша, предназначенная для установки энергонезависимого модуля передачи сигнала. Это отличная новость для тех, кто много работает с химическими анкерами — раз есть блок для сигнального модуля, значит, этот перфоратор сможет синхронизироваться с пылесосами, как аккумуляторными, так и сетевыми. А это позволяет применять аккумуляторный перфоратор для работы беспыльными бурами, что ускоряет рабочий процесс — меньше нужно времени на очистку отверстий от пыли.
Знакомство с внутренним содержимым начинаем с патрона, который тут снимается без помощи инструмента, простым поворотом кольца на самом патроне (4). Быстрая смена патрона — это не только дополнительные функции (если в комплекте есть трёхкулачковый патрон с фиксацией на перфораторе), но и повышенная ремонтопригодность — легко сменить переднюю часть ствола перфоратора. Это особенно важно при использовании инструмента на строительных площадках, перфораторы часто приносят в сервис при износе внутренней части ствола в районе крепления оснастки. Здесь она быстросъёмная и расположена внутри патрона.
Откручиваем восемь саморезов и располовиниваем основную рукоятку. Перед нами кнопка «Пуск» (5) с интересной конструкцией: она не силовая, но силовой элемент в ней есть. В зелёной термотрубке (6) располагается некий дополнительный датчик, впаянный между плюсом силового контакта колодки и пусковой кнопкой. Когда перфоратор в сборе, этот датчик находится в нижней части корпуса инструмента и полностью разрывает питание при срабатывании — скорее всего, он является частью электронной системы защиты от заклинивания. И при этом здесь есть механическая муфта защиты от заклинивания, которая стоит в промежуточном валу привода вращения ствола перфоратора (7).
В нижней части основной рукоятки, в районе крепления аккумулятора, внутри есть отверстие (8), предназначенное для снятия стопора крюка, который крепит инструмент на поясе. Крюка в комплекте с этим перфоратором не было, но есть основания полагать, что его легко можно снять и вставить обратно без применения отвёртки. Сам крюк дополнительно фиксируется стальной пружиной, расположенной в глубине отверстия. Контактная площадка подпружинена, чтобы обеспечить максимально плотный контакт между клеммами инструмента и аккумулятора. Любопытно, что ряд контактов не припаяны, а приварены с помощью ультразвуковой сварки.
Из четырёх контактов передачи данных в контактной колодке используются только три. Вероятно, разработчики предусмотрели возможность дальнейшей модернизации блока электроники.
Основной блок электроники смонтирован на статоре (9). В задней части статора установлен блок с тремя датчиками Холла (10). На роторе, за задним опорным подшипником, стоит фероидное кольцо (11) для определения электроникой положения ротора двигателя.
Оригинально реализована система движения воздуха внутри всей системы. Крыльчатка ротора создаёт разрежение, воздух засасывается с боковых отверстий в корпусе статора, которые расположены возле крыльчатки, далее он огибает статор и проходит параллельно якорю, как у всех двигателей. Получается двойной обдув статора, после этого воздух ударяется в пластиковый внешний корпус и по системе рёбер на внешней части внутреннего металлического корпуса проходят, по сути, внутри перфоратора, выходя наружу через верхнюю решётку и частично — через боковую.
Теперь о механике, где тоже немало интересного. У переключателя режимов работы есть центральный винт, который следует открутить для снятия переключателя, под ним крышка, тоже скрепляющая половинки пластикового корпуса (12). Переключатель имеет шестерёнчатый привод (13). Внутри ведомой шестерни стоит сапун (14), он предназначен для компенсации расширения воздуха внутри герметичного редуктора. Сапун тут такого же типа, что и на предыдущей модели, — отверстие, забитое фетром. Важно, что на шестернях стоят метки для правильного их позиционирования при сборке. Если их поставить с разворотом, режимы не будут переключаться правильно.
Мы открутили крышку редуктора и сняли её вместе с ротором двигателя (15). На крышке остаются ротор, на котором нарезана ведущая шестерня, и ведомая шестерня на промежуточном валу привода вращения ствола перфоратора (16). На этом валу смонтирована роликовая муфта защиты от заклинивания (17). Оба опорных подшипника этого вала шариковые (18). Рядом расположен вал привода удара, его нижний опорный подшипник роликовый (19), а верхний шариковый, но в специальном исполнении (20) — на нём есть две проточки, куда вставлены кольца для герметизации и защиты от проворота внешней обоймы подшипника в посадочном месте.
Механизм переключения состоит из уже описанной шестерни с сапуном внутри, она приводит в действие рычаг, который одним концом сдвигает по оси ствола ведомую шестерню привода вращения ствола (21), включая или отключая вращение, а вторым концом поднимает или опускает вилку привода удара.
Любопытно, но ствол не имеет шариковых опорных подшипников, только втулки (22), (23), (24). Правильно подобранная по зазору и шероховатости поверхности втулка при ударных нагрузках служит дольше любых других типов опор. Только вот изготовить такую опору сложнее, чем установить подшипник качения.
Сверху корпуса редуктора, как и положено, есть лючок (25) для демонтажа поршня и обслуживания редуктора, в первую очередь добавления в него смазки. Хотя эта процедура делается крайне редко, что совершенно напрасно — обслуживать инструмент необходимо регулярно для продления его нелёгкой службы в строительстве. Лючок открывается без инструментов. Поршень алюминиевый (26), шатун, как и положено, пластиковый. Пластик используется для защиты механизма в случае его поломки, пластиковые обломки не могут повредить стальные закалённые шестерни или опоры. Внутренняя поверхность цилиндра хонингованная (27) до высокой степени качества поверхности. В механизм блокировки ствола в положении чистого удара встроена пластиковая промежуточная муфта (28), она тоже нужна для защиты механизмов от дальнейшего разрушения при повреждении этого воспринимающего нагрузки элемента. Положений для долота в этой системе 12 — более чем достаточно.
Вывод: инструмент без каких-либо компромиссов в плане конструкции или ограничений в плане работы в режиме чистого удара, как на младших моделях. Долбить может так же долго, как и бурить. Совершенно полноценная замена самым достойным сетевым моделям.
Официальный российский сайт DeWALT: ru.dewalt.global
Тест провели Алексей Меснянкин и Дмитрий Сидоров.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Январь 2021 года