Немецкая компания «Метабо» — один из главных «ньюсмейкеров» инструментального рынка. 2016 год не стал исключением — произошло поистине эпохальное событие, превращающее в реальность идею бескабельной стройплощадки: поступила в продажу аккумуляторная углошлифовальная машина под круг 230 мм.
Появление новинки такого уровня, само собой, вызывает множество вопросов. Зачем она нужна? Кто её основные потребители? Как она устроена? Каких новаций ожидать дальше? На эти и другие наши вопросы традиционно ответили глава компании «Метабо Евразия» (российское представительство Metabo) Андрей Канцеров (на фото справа) и начальник отдела маркетинга Константин Шорин (на фото слева). (Кроме того, новую аккумуляторную УШМ 230 мм любезно предоставили нам на тест, результаты которого читайте в по этой ссылке: https://master-forum.ru/akkumulyatornaya-ushm-metabo-wpb-36-ltx-bl-230/ — Прим. ред.).
Андрей, выход большой аккумуляторной «болгарки» — что это означает для Metabo?
Андрей Канцеров (далее А. К.): Техника, в том числе инструментальная, не стоит на месте, идёт постоянное развитие. При этом самым динамичным её «крылом» является аккумуляторный сегмент, ведь в силу объективных причин популярность беспроводного оборудования неуклонно возрастает. Рано или поздно каждый из видов сетевого инструмента получает аккумуляторного «двойника». И только вопросом времени было появление большой «болгарки», большого перфоратора и т. д.
Являясь одним из мировых лидеров в инновационной разработке углошлифовальных машин (с одной стороны) и аккумуляторных технологий (с другой), компания Metabo первой «доросла» до создания беспроводной УШМ 230 мм. C момента анонсирования процесс занял около двух лет — и в сентябре 2016 года наша революционная новинка поступила в продажу во всём мире и в России в том числе.
Таким образом, на данный момент Metabo — первый и пока единственный («пока» — так как я уверен, что вскоре «подтянутся» наши уважаемые конкуренты) производитель 230‑й аккумуляторной «болгарки». Кстати, её маркировка — WPB 36 LTX BL 230.
Выпускается новинка в Германии, на заводе Metabo в Нюртингене.
Константин, зачем нужна такая УШМ? Кто её основные потребители?
Константин Шорин (далее К. Ш.): Самыми главными целевыми группами мы видим спасателей, МЧС и другие организации, работа которых проходит в экстремальных условиях, когда нет времени и/или возможности использовать или разворачивать систему электроснабжения (генераторы, кабели и т. д.). Иными словами, наша УШМ незаменима, когда нужно сделать ограниченное количество резов «здесь и сейчас».
А как же бензорезы? Им ведь тоже не нужна розетка.
А. К.: Совершенно верное замечание! Но у нашей новинки по сравнению с бензорезами есть множество преимуществ. Она весит около 6 кг (с аккумулятором), тогда как бензорезы — раза в два больше. К тому же аккумуляторная УШМ пожаробезопасна, экологична (что очень важно для закрытых помещений) и не нуждается в обслуживании (подготовке топливной смеси, смазке и др.).
Каковы преимущества новинки в сравнении с сетевыми УШМ?
К. Ш.: Само собой, кроме аварийных служб, у нашей новой УШМ есть масса других целевых групп: высотные монтажники, энергетики, специалисты, работающие в замкнутых металлических пространствах (в качестве примера приведу шлифовку сварных швов внутри котлов, баков, трубопроводов) и др. И здесь она действительно конкурирует уже с большими сетевыми «болгарками», в том числе в плане электробезопасности.
«Внутренние» достоинства WPB 36 LTX BL 230 мы детально обсудим ниже, а пока приведу чисто «внешнее» — меньший размер редуктора. Как следствие, новинка характеризуется большей глубиной реза: 77 см (против 65–66 см у сетевых УШМ). Это очень важный «плюс».
Раз уж зашла речь о цифрах, приведите ещё какие-нибудь показательные результаты.
А. К.: Сами понимаете — всё очень сильно зависит от того, что резать и чем резать.
Тем не менее озвучу результаты, полученные специалистами Metabo в Германии (соответственно, речь идёт о материалах, применяемых немцами, — зачастую в России они не имеют прямых аналогов). На одном заряде батареи можно разрезать до 11 полос дорожного ограждения из листовой стали, более 75 элементов кровельной черепицы или выполнить отрезной пропил длиной около 5 м в бетонных плитках толщиной 5 см.
Перейдём к конструктивным инновациям, заложенным в большую аккумуляторную УШМ Metabo. С чего начнём?
К. Ш.: Тут очень уместно вспомнить тост из легендарной кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница»: «Чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!»
С момента первого внедрения аккумуляторных технологий в электроинструмент — ещё в 80‑е годы — производители пытались предлагать потребителям различные виды техники на батареях: УШМ, лобзики, степлеры и др. Так, программа Metabo 90‑х гг. включала около 20 различных видов аккумуляторных машин. Но энергетические возможности батарей того времени были, мягко говоря, скромны, а потребительские свойства инструмента невысоки. В результате хорошо прижились, пожалуй, только шуруповёрты.
С появлением литиевых аккумуляторов и ростом их ёмкости, аккумуляторный сегмент начал активно расти «вширь». Но всё равно о высоконагруженных инструментах мощностью выше 1000 ватт речи и тут не шло.
И только за последние пару лет аккумуляторные технологии Metabo достигли такого уровня, чтобы создать полноценную большую «болгарку» без проводов.
Расскажите подробнее об аккумуляторе новинки.
К. Ш.: Новые возможности появились с внедрением нового поколения аккумуляторных ячеек (банок). Они способны выдерживать высокую силу тока в течение продолжительного времени, имеют очень низкое внутреннее сопротивление и меньше греются при работе.
Кроме того, переработана внутренняя конструкция батареи. Использованы новые токопроводящие шины — это не просто медь, а специальный посеребрённый медный сплав. В итоге дополнительно снижено внутреннее сопротивление батареи. Поскольку в большой УШМ протекают мощные токи — до 100 А — данное решение оказывается весьма кстати, ведь такой аккумуляторный блок будет меньше греться и дольше прослужит.
Кроме «материальных» преимуществ, новая батарея имеет и «интеллектуальные», объединённые названием Ultra-M. Ни для кого не секрет, что современный литиево‑ионный аккумулятор — это устройство под управлением специализированного процессора, который следит за параметрами ячеек, обменивается информацией с контроллерами в зарядном устройстве и самом инструменте, регулирует процессы заряда и разряда и обеспечивает оптимальный режим работы каждой ячейки (чтобы она не перегрелась, не перезарядилась и т. п.).
Сильноточные батареи у Metabo получили «фирменное» имя LiHD и защищены патентом. Данная технология как раз и позволила создать большую аккумуляторную УШМ — инструмент, требующий для полноценной эксплуатации высокий выходной ток (до 100 А), а в долговременном режиме — более 60 А. Обычные литиевые батареи были способны продолжительно отдавать не более 50 А, чего явно не достаточно. Причём это справедливо для батарей ёмкостью 4,0 А*ч, а батареи ёмкостью 5-6 А*ч работают с токами до 30–35 А.
Кстати, по потребляемому току и по производительности наша новая аккумуляторная «болгарка» 230 мм соизмерима с сетевыми УШМ мощностью 2 кВт.
Что можно сказать о двигателе?
А. К.: На корпус новинки нанесена надпись Вrushless, чтобы пользователь сразу понимал, какой электромотор «спрятан» внутри — бесщёточный (бесколлекторный). Он обеспечивает инструменту ряд преимуществ. Самое главное из них: при преобразовании электромагнитной энергии в механическую сведены на нет все потери, вызываемые наличием щёток (на трение, на сопротивление контактов), а также отсутствует износ щёток и коллектора. Ещё немаловажно, что бесщёточный двигатель лучше поддаётся контролю и управлению со стороны электронных систем (в частности, схемы, отвечающей за поддержание постоянных оборотов).
Ровно такие же достоинства бесщёточных моторов декларируют и конкуренты Metabo. Есть ли отличия?
К. Ш.: Безусловно! Наш бесколлекторный двигатель обладает закрытой конструкцией — она похожа ну ту, что используется в новых маленьких сетевых «болгарках» Metabo. Благодаря этому полностью исключено попадание пыли в пространство между статором и якорем. Основная область применения углошлифовальных машин — металлообработка, а именно резка и шлифовка, при которых неизбежно образование металлической пыли. Вместе с потоком охлаждающего воздуха она проникает внутрь инструмента. В традиционной конструкции зазор между якорем и статором открыт, в результате пыль скапливается не только вокруг мотора, но и на статоре, что приводит к дополнительному износу или даже к заклиниванию. А поскольку она металлическая, то есть в большинстве случаев магнитная, удалить её со статора, представляющего собой постоянный магнит, обычным способом — продувкой — не получится. Единственный выход — полная разборка и механическая прочистка электродвигателя. Мотору WPB 36 LTX BL 230 такая проблема не грозит благодаря закрытой конструкции, внутрь которой воздух и пыль попросту не допускаются. Это очень большое и, пожалуй, даже решающее преимущество.
Но не последнее! В отличие от многих конкурентов, которые в своих аккумуляторных инструментах используют бесщёточные моторы сторонних производителей (в категории 18 В выбор достаточно велик), наш (повторюсь, «закрытый») двигатель на 36 В мы изготавливаем сами, на немецком заводе Metabo.
Что в новинке ещё заслуживает внимания?
К. Ш.: Из эксклюзивного упомяну защитный щиток. Это алюминиевая пластина, прикрученная к задней рукоятке и предохраняющая кнопку, служащую для снятия батареи, и саму батарею от искр, вылетающих из-под кожуха.
Передняя рукоятка — антивибрационная, а задняя — поворотная. Последнее гарантирует удобный хват как при резке, так и при шлифовании. Кроме того, в условиях стеснённого пространства данная возможность позволяет задать оптимальное расположение батареи относительно оси инструмента — чтобы УШМ «пролезла» в нишу, проём и т. д.
Защитный кожух переставляют с помощью защёлки (то есть без ключа).
Какова комплектация новой углошлифовальной машины?
А. К.: На данный момент в России доступен один вариант комплектации:
Цена такого комплекта в розницу — 81999 руб.
Замечу, что батареи не просто уложены в чемодан, а дополнительно упакованы в индивидуальные цветные картонные коробочки, на одном из торцов которых присутствует маркировка «Опасный груз категории 9», что влечёт определённые требования к транспортировке и хранению. В данный класс автоматически попадают все литиевые аккумуляторы ёмкостью свыше 100 Вт*ч, а у новых аккумуляторов Metabo она составляет 36 В х 6,2 А*ч = 223 Вт*ч.
Новый аккумулятор совместим только с новой УШМ 230 мм?
А. К.: Отнюдь нет! С точки зрения «системообразования» новая батарея, входящая в комплектацию «болгарки» WPB 36 LTX BL 230, расширила ассортимент аккумуляторов линейки 36 В. Теперь, кроме 5,2 А*ч, доступен также вариант 6,2 А*ч.
Батарея полностью совместима с нашими действующими 36‑вольтовыми инструментами — перфоратором SDS-Plus и кусторезом (садовыми ножницами).
Что дальше?
К. Ш.: Естественно, WPB 36 LTX BL 230 — это только начало. Следом пойдут другие высокоэнергетические инструменты, среди которых, скорее всего, будет и перфоратор SDS-Max.
Какие ещё новинки вышли у Metabo в 2016 году?
А. К.: Сначала важное замечание относительно общего подхода к новинкам. Metabo отличается от многих конкурентов тем, что все новые модели (за очень редким исключением) быстро и почти одновременно появляются на складах представительств, то есть становятся доступными для дилеров и покупателей. Иными словами, наши новинки — это реальные серийные продукты, а не пустые декларации.
В 2016 году мы полностью обновили линейку аккумуляторных дрелей-шуруповёртов с бесщёточными двигателями — BS и SB 18 LT и LTX BL. По нашим данным, в ультракомпактной категории они являются рекордсменами по крутящему моменту (как по «мягкому», так и по «жёсткому»).
Осенью 2016-го вышли новые сетевые перфораторы SDS-Plus Metabo 26 и 28‑й серии, в том числе универсальные двухскоростные модели Multi. Последние прекрасно справляются не только с бетоном и камнем, но и с другими материалами, требующими повышенных оборотов, например металлом. Новинки стали компактнее — длина корпуса у них самая маленькая на рынке. А энергия удара — наоборот — рекордно высокая для данного класса: от 3 до 3,4 Дж в зависимости от модели. Перфораторы снабжены традиционным для Metabo алюминиевым корпусом редуктора. Выпускает их немецкий завод компании в Нюртингене.
Из значимых новинок стоит также назвать торцовочную пилу 72 XACT Sym. Она штатно оснащена симметричным регулируемым упором, который позволяет получать идеально точные угловые соединения за считаные секунды. Кроме того, торцовка имеет скользящие направляющие, благодаря чему можно пилить не только узкие бруски и рейки, но и панели шириной до 300 мм. Но и это не всё: при работе её можно ставить вплотную к стене, тем самым экономя пространство.
Упомяну ещё аккумуляторную ленточную пилу MBS 18 LTX 2.5. Продукт нишевый и новый для России, а потому трудно предсказать уровень спроса. Хотя в США подобные инструменты весьма популярны в силу своей «всеядности» — они быстро и точно режут любой материал.
Внимания заслуживает и новый безмасляный компрессор Metabo с баком на 50 л. Здесь нужно напомнить, что в отличие от большинства конкурентов, ассортимент которых ограничивается исключительно электрической тематикой, у нас есть также линейка пневматических инструментов и компрессоров. Теперь она стала ещё шире.
Как отражается на развитии Metabo вхождение в холдинг Hitachi?
К. Ш.: Напомню, что сделка была закрыта в марте 2016‑го, так что с апреля Metabo — полноценная часть Hitachi. При этом в рамках концерна мы остаёмся самостоятельным брендом с собственным руководством и придерживаемся самостоятельной сбытовой и маркетинговой политики.
Обе компании при слиянии поставили цель не просто сложить, а приумножить положительные качества каждой. Само собой, такая синергия потребует относительно длительного времени, потому что объединились партнёры с достаточно разными производственными традициями.
Вернёмся в Россию. Что сейчас происходит с нашим инструментальным рынком?
А. К.: Российский рынок электроинструмента уже третий год сжимается, причём падение измеряется не несколькими процентами, а двузначными числами. Отсюда ужесточение конкуренции и уменьшение доходности бизнеса.
Слабые игроки уходят, а сильные — укрупняются. Эти процессы сопровождаются изменением структуры рынка, связанным с ростом двух сегментов.
Первый — онлайн-торговля. Практически все дилеры обзавелись собственными интернет-магазинами, причём это касается не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и самых отдалённых от центра регионов. Кроме того, здесь всё активнее начинают действовать универсальные игроки, которые не специализируются на инструменте, — Ulmart, «Ситилинк», Ozon и др.
Второй сегмент — сетевые DIY-гипермаркеты, год от года наращивающие количество своих магазинов.
Как следствие, основная часть наших традиционных дилеров, продающих профессиональный инструмент прежде всего через специализированные магазины, находится под давлением, которое ещё и нарастает. Кстати, такой сценарий реализуется во всех странах — Россия тут не исключение.
Когда ожидать восстановления российского инструментального рынка? Мы и многие наши конкуренты надеялись, что «дно» будет достигнуто в 2016 году. К сожалению, этого не случилось — падение пока продолжается.
Изменилась ли в нынешних условиях структура спроса на профессиональный инструмент в России?
К. Ш.: Общие тенденции остались прежние: основной двигатель развития — аккумуляторный сегмент. Какие бы ни были сложные времена, он либо растёт быстрее сетевого, либо падает медленнее.
До восстановления рынка ещё далеко, но мы надеемся на лучшее. Одним из драйверов роста должно стать увеличение темпов строительства в России.
Эту и другие новинки компания Metabo представит на выставке MITEX-2016. Номер стенда Metabo: А9
Российский сайт Metabo: www.metabo.ru
Интервью записал Андрей Зборовский
Интервью опубликовано в объединённом выпуске «Осень-зима 2016»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель»
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь
Октябрь 2016 г.