Культиваторы в России пользуются огромной популярностью. Но далеко не все умеют правильно эксплуатировать эту технику. Причём ошибки иногда бывают настолько странными и неожиданными, что просто диву даёшься — ну как так можно, это же неудобно?
Наш небольшой мастер-класс посвящён культиваторам. На первый взгляд то, что здесь изложено, — общеизвестные истины. Но как ни странно, многие не в курсе и, даже имея за плечами некоторый опыт работы культиватором, повторяют одни и те же ошибки. Хотя достаточно внести совсем небольшие изменения в привычную схему действий, и работать будет намного легче.
В качестве образцов выбрали два новых культиватора от компании Husqvarna — модели TF 230 и TF 338. Конструктивно они практически идентичны, различаются лишь мощностью и весом. Кроме того, к TF 338 производитель предлагает широкий набор навесного оборудования, и здесь можно показать, на какие моменты нужно обращать внимание при выборе плуга или окучника.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как правильно установить и настроить (отрегулировать) плуг для мотоблока: ликбез, советы, отзывы
Мы считаем, что в этот раз нам очень повезло. Место, чтобы «поработать культиватором», нашли почти в центре Москвы, на ВВЦ. Оказывается, огромный и разрекламированный на всю страну ледовый каток, который там обустроили на зиму, погубил часть газонов. В том числе самые ценные, партерные, расположенные возле знаменитого фонтана «Дружба народов». И ранней весной специалисты занимались их восстановлением. Нам удалось присоединиться к этому процессу, поэтому статья оказалась полезной не только с информационной точки зрения, но ещё и с практической. И в той красоте, что снова расцветёт на газонах ВВЦ, есть и наш скромный вклад.
Культиваторы Husqvarna TF 230 | TF 338
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
Видео: сборка и эксплуатация культиваторов Husqvarna TF 230 и TF 338
КУЛЬТИВАЦИЯ
Следите за уровнем масла и состоянием воздушного фильтра
Это относится не только к культиваторам, а вообще к любой садовой технике. Следите за уровнем масла, меняйте его своевременно, выбирайте для замены соответствующее рекомендациям производителя культиватора или двигателя, и ваша техника прослужит намного дольше.
Воздушный фильтр — не менее важная деталь. Культиватор во время работы активно поднимает в воздух пыль, такая уж у него специфика. Поэтому фильтр желательно проверять каждый раз перед началом культивации. Если сильно загрязнён — почистить, при невозможности очистки лучше поменять.
У воздушных фильтров двигателей, установленных на эти машины, есть интересная особенность — так называемая масляная ванна. Небольшое количество моторного масла, залитое в корпус фильтра, служит эффективной защитой от пыли. Воздух, проходя через ванну, предварительно очищается и к фильтру подходит уже не таким «агрессивным».
«Выработал бак — отдохни»
Каждый раз, когда заканчивается топливо в баке, необходимо сделать небольшой перерыв, чтобы дать двигателю остыть. Эта рекомендация верна для всех двигателей воздушного охлаждения, а не только для культиваторов.
Не следует думать, что в таком режиме получится не работа, а сплошной отдых — запаса топлива в баке хватит минимум на час, а то и больше, в зависимости от нагрузки. Так что отдых не помешает не только технике, но и оператору.
Убирайте транспортировочное колесо
Как очевидно из названия, оно нужно только для доставки культиватора к месту работы. В процессе колесо обязательно нужно поднять вверх. Если этого не сделать, то у культиватора появится лишняя точка опоры и фрезы не смогут погрузиться на полную глубину. Удивительно, но в Интернете полно фотографий, где запечатлен процесс культивирования с такой вот ошибкой.
Настраивайте рукоятку под свой рост
Не забывайте об этой возможности, она сейчас есть практически у каждого культиватора. Оптимальная настройка — это когда во время работы руки не согнуты в локтях, а выпрямлены практически полностью, в таком положении устаёшь меньше всего.
Правильно работайте сошником
Оказывается, не все понимают, для чего нужен сошник и какую функцию он выполняет. Используют его неправильно, а из этого логически следует повышенная утомляемость, меньшая эффективность работы и т. д. Так вот, сошник — это, по сути, якорь для культиватора. Нажимая на рукоятки и загоняя сошник глубже в землю, вы заставляете культиватор молотить фрезами, не сходя с места.
А именно это и есть процесс культивации.
Если поднять сошник, то машина побежит на фрезах вперёд, как на колёсах. Поэтому работать нужно так: нажал на рукоятки вниз, остановил культиватор, немножко подождал, когда он разрыхлит весь объём вокруг фрез… затем приподнял рукоятки вверх, освободил сошник, дал машине проползти немного вперёд. Опять остановил, «перелопатил» ещё кусочек грядки. Приноровившись, легко добиться плавного течения процесса, когда культиватор движется вперёд равномерно, без остановок. Скорость его движения регулируется как раз сошником.
От положения сошника зависит и трудоёмкость работы. Он имеет загиб. Так вот, если установить сошник загибом в сторону «против движения», то регулировать процесс, чтобы культиватор «не выпрыгивал» из почвы, значительно проще.
Какой рычаг сцепления удобнее?
Движение фрез включается рычагом, расположенным на одной из рукояток управления. Иногда таких рычагов несколько — если у культиватора несколько скоростей и нет шестерёнчатой коробки передач, а вместо неё система шкивов и ремней. Но один или несколько — это не так принципиально, важнее конструкция самого рычага. У хорошего рычага сопротивление нажатию переменное — максимальное где-то в середине хода, а когда он полностью нажат, оно резко уменьшается, снижая утомляемость. Это дорогостоящее решение, которое встречается нечасто. Второй момент — если рычаг направлен вниз, приходится постоянно поджимать его пальцами. Даже если сопротивление нажатию небольшое, всё равно некое усилие нужно прикладывать постоянно. А вот когда он направлен вверх, то ты просто кладёшь поверх него ладонь, при правильной работе сошником этого достаточно. Утомляемость при этом минимальная. Надо ли говорить, что на новых культиваторах Husqvarna рычаги самые правильные — и с переменным
сопротивлением, и направлены в нужную сторону, и с блокировкой случайного нажатия… да и просто выполнены очень качественно.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
На что обращать внимание при выборе культиватора и мотоблока: советы, отзывы
Ставьте оптимальное количество фрез
Ещё одна распространённая ошибка — ставить сразу весь комплект фрез. При этом ещё и с сожалением: «Маловато будет!» Вот если бы ещё парочку секций… с каждой стороны… чтобы за один проход сразу полтора метра перекапывать.
На самом деле оптимальное количество фрез — величина переменная. Чем плотнее обрабатываемая почва, тем уже должна быть ширина обработки. И вероятнее всего, на производительности это скажется только положительно. Можно поставить все фрезы и выйти с ними на утоптанный до звона суглинок — эффект окажется совсем не таким, на который рассчитываешь. Культиватор будет подпрыгивать на фрезах, лишь слегка царапая почву — вот и всё. В таком случае снимайте лишние секции, и, хотя ширина обработки уменьшится, дело пойдёт быстрее. Но это обычно касается обработки в первый раз, как говорят в народе, «целины». А если участок обрабатывается систематически и сопротивления культивации не такие значительные, то можно смело ставить все фрезы, да ещё и «поддать газку».
Зачем нужны защитные диски?
Они необходимы, когда обрабатываешь землю вплотную к клумбам, дорожкам или другим подобным объектам, которые могут быть повреждены фрезами. Эти «тарелки» — не просто изолятор, но ещё и очень удобный визуальный ориентир для оператора. Потому что фрезы мелькают, их то видны, то нет. А диск отлично виден всегда. В общем, если не хотите случайно распахать клумбу любимой тёщи, установите диски.
О пользе задней передачи
Очень часто ключевым фактором при выборе культиватора является цена. В таких случаях приобретают машины с упрощённой конструкцией, например без задней передачи. Насколько оправдана такая экономия?
Если участок большой, имеет сложную конфигурацию (взаимное расположение грядок, клумб и других подобных объектов), то задний ход необходим. Что делать, когда культиватор упрётся в забор? Разворачиваться, очевидно. Если нет заднего хода, то вытягивать его на себя руками, а это не так уж легко. Машины категории «35 кг и выше» часто имеют реверс (а более тяжёлые — практически всегда) именно по этой причине, без реверса маневрировать ими или очень тяжело, или попросту невозможно. Чтобы вытащить руками на себя машину весом хотя бы 50 кг, нужно иметь немалую физическую силу. Тем более что она ещё и фрезами цепляется за грунт, как когтями. Так что наличие задней передачи здорово упрощает рабочий процесс, и иной раз лучше взять культиватор более высокой ценовой категории, потяжелее, зато с реверсом.
Кстати, задняя передача очень полезна не только при маневрировании, но и во время прямых «прогонов». Бывает, что фрезы попадают на более плотный участок и культиватор как будто прыгает на полметра вперёд. После чего, как правило, его «ловят» сошником, и он снова зарывается в грунт. Оставлять такие необработанные участки нежелательно, нужно отъехать назад и повторить обработку, уже будучи готовым к тому, что машина может резко рвануть вперёд.
Заранее определите оптимальную траекторию движения
Это в любом случае не будет лишним. Что делать, если обрабатываемый участок вплотную граничит, например, с забором? Задний ход, конечно, упрощает обработку — упёрся в забор, сдал назад, развернулся в дватри приёма, пошёл работать дальше. Но если сначала прокультивировать полосу вдоль забора, хотя бы в «один захват» шириной, то будет намного удобнее — появится дополнительное пространство для манёвра, это ускорит работу.
Используйте сапоги или высокие ботинки и перчатки
Надевайте высокую обувь типа сапог или «берцев». В идеале — с металлическими вставками в носках. Открытые шлёпанцы и прочая пляжная обувь не в состоянии защитить ноги, если на них наедет фреза. А это событие вполне вероятное. Как говорится, «случаи бывали», особенно при включении заднего хода.
И ещё очень полезная вещь — перчатки. Если работы много, да ещё и почва «тяжёлая» (плотная и давно не обрабатывавшаяся), то запросто можно от вибрации мозоли натереть. А к вечеру мучиться ощущением жжения в ладонях, не снимаемым ничем.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Когда мы работали на ВВЦ, компания «Хускварна» ещё не получила образцы нового навесного оборудования. Оно пришло буквально через два дня, и мы поехали на склад, чтобы познакомиться с ним. В первую очередь хотелось посмотреть на плуг — все ли необходимые регулировки там есть. Как выяснилось, есть всё… здесь мы покажем, на что нужно обращать внимание при выборе плуга и почему.
Вот как выглядит плуг в сборе со сцепкой (1). Рассмотрим его детально.
Стыковочный узел (2) — именно он соединяет сцепку и культиватор. Здесь видны сразу два важных момента. Во‑первых, соединение осуществляется одним штифтом. Ставить на два штифта, как иногда практикуется, — неверное решение. У сцепки должен быть небольшой люфт вправо‑влево в пределах 56 градусов. Зачем? Всё просто — при движении заглублённого плуга вперёд на него воздействует сила сопротивления со стороны почвы. Под действием этой силы плуг стремится отклониться в сторону. Если у сцепки нет возможности люфта, то отклоняться будет не только плуг со сцепкой, но и весь мотоблок целиком. То есть рабочему придётся постоянно прикладывать к рукояткам усилие для компенсации этого давления. Если же люфт возможен, то отклоняется только сцепка с плугом, а давление на плуг скомпенсирует давление со стороны невспаханной почвы на боковую часть полевой доски. Проще говоря, когда сцепка «болтается», работать намного легче.
А вот и боковая часть полевой доски (3). Как было только что сказано, именно на эту поверхность приходится давление со стороны невспаханной почвы, которое компенсирует давление на плуг. Бывают плуги без такой вот боковой поверхности, и поверьте — это неправильные плуги!
Здесь (4) можно обратить внимание на следующее. Во‑первых, предусмотрена регулировка глубины вспашки (ряд отверстий в стойке плуга). Во‑вторых, есть регулировка угла атаки (два болта, которыми устанавливают угол между сцепкой и стойкой). Правда, здесь явно не хватает контргаек, и в таком виде регулировки «уйдут» очень быстро. Но контргайки легко установить самостоятельно, так что это — мелкая проблема.
Этот механизм (5) понадобится, как только дело дойдёт до второй борозды. Когда тянешь первую, культиватор стоит ровно. А вот как только переходишь ко второй, он наклоняется, ведь одно из колёс идёт по борозде. Здесь нужно сначала поставить удлинители осей — они повысят устойчивость и немного уменьшат наклон.
Так как плуг должен стоять вертикально, даже когда сам культиватор кренится, вот этот-то регулировочный узел и поможет решить задачу.
Наиболее интенсивно изнашиваемая деталь — остриё лемеха (6). Здесь оно съёмное, при износе его можно заменить и продолжать эксплуатировать плуг дальше. Что, конечно же, гораздо выгоднее, чем покупать новый.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Нужна ли обкатка двигателю мотоблока или культиватора? Отзывы специалистов
Окучник (7) ставится на ту же сцепку, что и плуг, поэтому все необходимые регулировки здесь тоже присутствуют.
Ширину грядки при их нарезании можно регулировать (8) — для этого есть соответствующий механизм. Уже не на сцепке, а на самом окучнике.
Выкапыватель корнеплодов (9) — штука внешне простая и незатейливая. Но очень полезная — ну не вручную же картошку копать, когда есть культиватор. Он и с этой задачей успешно справляется, не только копать умеет.
При работе плугом, окучником или выкапывателем корнеплодов ставят эти колёса (10). За счёт высоких грунтозацепов они обеспечивают большое тяговое усилие, что позволяет культиватору эффективно «тащить» плуг. Также здесь заметны удлинители осей. Ширина колеи меняется в зависимости от того, как установить эти колёса на оси культиватора — ближе к редуктору или дальше.
И напоследок — специальные фрезы для работы по особо плотной почве (11). В обиходе подобные решения называют «фрезами для целины».
Редакция выражает признательность компании «Хускварна»
и сотруднице ВВЦ Ирине Владимировне Поповой
за поддержку в организации мастер-класса.
Авторы: Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин
Статья опубликована в объединённом выпуске «Весна 2016»
журналов «GardenTools»+»Инструменты»+»Всё для стройки и ремонта»
серии «Потребитель
Архив pdf всех выпусков смотрите по ссылке: https://master-forum.ru/category/magazine/