Культиваторы и мотоблоки — техника, которая применяется, прежде всего, для обработки почвы на небольших участках, чаще всего в личных и приусадебных хозяйствах. Однако только вспашкой их возможности не ограничиваются. Культиваторы весом более 50–60 килограммов могут использоваться с широкой линейкой дополнительного оборудования, предназначенного для выполнения тех или иных операций по обработке почвы. Мотоблоки — техника более тяжёлая, работать они готовы с таким же прицепным оборудованием, но отличаются от культиваторов наличием возможности установки и навесного, которое приводится в действие от двигателя машины. Именно в этом различие этих двух классов техники: у мотоблоков есть шкив или вал для отбора мощности на «навеску».
По сравнению с культиваторами количество существующих на рынке моделей мотоблоков невелико. Причём значительную часть предлагаемых моделей мотоблоков составляет техника, выпускаемая или разработанная у нас же. Культиваторы в этом отношении более интернациональны — полностью российских разработок сравнительно немного.
Одна из представленных на этом тесте моделей — мотоблок, вторая — культиватор. Мотоблок используется больше для сравнения, основной участник — именно культиватор. Как общих черт, так и различий между ними немало, но роднит их одно — модели были разработаны на московском предприятии АО «НПЦ газотурбостроения «Салют».
ИСТОРИЯ
Основная специализация «Салют» — производство авиадвигателей, чем завод успешно занимается вот уже более 100 лет. Выпуск садовой техники на имеющихся мощностях был налажен только в начале 90‑х годов прошлого века. Мотоблок «Салют‑5» комплектовался различными двигателями мощностью 3,5–6,5 л. с. и выпускался в течение более чем 20 лет с незначительными изменениями отдельных узлов и деталей. В 2013 году «Салют» представил новую, существенно изменённую и модернизированную модель мотоблока. По компоновке и основным конструктивным особенностям новинка была похожа на «Салют‑5», но количество крупных и мелких изменений и улучшений оказалось таким, что модель получила новое название — «Салют‑100» (в честь столетнего юбилея завода). Примечание: результаты теста «Салют‑100», который провела наша редакция в 2013-м году, читайте на нашем сайте по этой ссылке.
Обе эти модели хорошо известны, получили хорошие отзывы потребителей, нашли немало поклонников благодаря безотказной, надёжной работе и применяются как «частниками», так и коммунальными службами. Однако приобретать тяжёлый и многофункциональный мотоблок только для обработки почвы многим пользователям нет резона, им вполне достаточно и мощного культиватора. Именно для них конструкторами «Салют» был разработан «упрощённый вариант» — культиватор «Салют-К2». Эта модель — новинка, начало продаж запланировано на конец 2016 года. Мы провели тест, публикуем результаты испытаний, наши отзывы и обзор характеристик.
ДВЕ МАШИНЫ
Как можно увидеть на фото (1), мотоблок (слева) и культиватор (справа) довольно похожи. Есть что-то общее в компоновке, дизайне, «фирменном» красном цвете и «фирменных» серповидных фрезах. На деле между «Салют‑100» и «Салют-К2» более сотни отличий.
На тест была предоставлена модель «Салют‑100» с двигателем Briggs&Stratton Vanguard (модификация БС-В). Это одна из «топовых» версий. Она предназначена для профессиональной работы и эксплуатации в постоянном режиме, а при наличии «навески» — хоть круглогодично. Для «частника» такой двигатель избыточен, ему достаточно модификаций с двигателями «попроще», которые и стоят значительно дешевле. Выбор тут у производителя немаленький, перечислять все разновидности нет смысла. В частности, «Салют‑100» с двигателем Hwasdan H170F с заявленной мощностью в 7,0 л. с. стоит на 12 000–13 000 рублей дешевле. Заметим, что подбирать мотоблок лучше всего именно «по мотору» исходя из мощности и особенностей планируемой работы.
«Салют-К2» на текущий момент предлагается с одной модификацией двигателя — Shineray мощностью в 7,0 л. с. Говорить о других модификациях можно только в будущем времени, впрочем, «заменить мотор» — дело несложное, так что надеемся, что и тут у пользователя будет возможность выбора.
Салют‑100 (БС-В)
Мотоблок
Салют-К2 (Ш‑01)
Мотокультиватор среднего класса
КОМПЛЕКТАЦИЯ
Из оборудования в комплект культиватора включены три ряда салютовских «фирменных» серповидных фрез из пружинной стали с дисками для защиты полезных растений, съёмные щитки («крыpлья», применяемые при использовании дополнительных рядов фрез или втулок — удлинителей колёсных осей), инструменты и сошник со сцепным устройством. Фрезы полностью разборные — ножи крепятся на болтах, каждая фреза выполнена отдельно. С валами, дисками и друг с другом фрезы соединены при помощи стальных пальцев с защёлками.
Комплектация мотоблока богаче — к нему ещё прилагаются пневматические колёса, втулки — удлинители колёсных осей, щуп для проверки уровня масла в редукторе и сцепное устройство для крепления навесного и прицепного оборудования (конструктивно оно отличается от того, которое используется для крепления сошника). Это, конечно же, даёт прибавку к стоимости мотоблока. Впрочем, стоит заметить, что аксессуары несложно приобрести и по отдельности.
СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ
Мотоблоки — техника во многом уникальная. Разные производители применяют разные конструктивные схемы, особенно это касается трансмиссии. С остальными узлами мотоблоков и культиваторами «в сборе» всё немного иначе. Упрощённо говоря, если конструктору нужно создать культиватор или мотоблок, он обычно пользуется готовыми решениями. Каждый узел имеет несколько вариантов исполнения. Ограничения есть: часть решений избыточна для «весовой категории» разрабатываемой модели, другие, наоборот, не стоит использовать на тяжёлых разновидностях, какие-то обеспечат большее удобство при эксплуатации, но усложнят конструкцию и обойдутся дороже.
Две представленные модели можно считать представителями одной весовой категории, но большинство узлов у них различаются. Тут вступают в силу другие факторы, перечислять которые было бы слишком долго. Но стоит заметить, что при конструировании на «возможностях» не экономили — все узлы надёжны, просты в регулировке, выполнены «с запасом» и, что немаловажно, ремонтопригодны. Кстати, мощность двигателя и вес «Салют-К2» для культиватора довольно велики — эта машина рассчитана на серьёзную работу.
Самый важный элемент у любого культиватора и мотоблока — трансмиссия, то есть то, что находится «между двигателем и фрезами». У «Салют‑100» трансмиссия «своя», собственной разработки завода. Для передачи крутящего момента к редуктору предусмотрены два одинаковых ремня, шкивы и натяжной ролик с двумя ручьями (2). Механизм переключения передач смонтирован в литом корпусе шестерёнчатого редуктора. Выбор передачи производится рычагом на рукоятке управления, причём доступны две передние и одна задняя, разделённые «нейтральными» положениями (3). Перед работой сначала выбирают передачу, а потом выжимают единственный рычаг сцепления. Ведущий и ведомый шкивы допускают перестановку — фактически доступное количество передач, таким образом, удваивается. Управление переключением передач от рычага — тросовое, это сделано исключительно для удобства пользователя: на «Салют‑5» передачи переключались рычагом, расположенным прямо на редукторе.
У «Салют-К2» применено хорошо известное для культиваторов решение: раздельные ведущие шкивы переднего и заднего хода, два ремня, ведомый шкив один, с двумя ручьями (4). Чтобы включить передачу, выжимают один из двух рычагов на рукоятке управления (5), рычаги через тросы связаны с прижимными механизмами (рычаг и ролик). Редуктор здесь — в стальном корпусе, разборный.
Рычаги на рукоятках конструктивно разные, соответствуют современным требованиям безопасности — при их отпускании машина останавливается. У «Салют-К2» выжать их можно, только сдвинув специальные блокирующие рычажки, чтобы защитить пользователя от непреднамеренного действия. Управление оборотами двигателя также вынесено на рукоятки, причём реализовано автоматическое выключение двигателя при сдвигании рычага «газа» на минимум.
Рукоятка управления регулируется вверх-вниз и поворачивается вправо‑влево. Инструмент для этого не требуется — применены специальные ручки-воротки. У «Салют-К2» регулировочный узел один, у «Салют‑100» — их два, при работах с большинством видов навесного оборудования мотоблок эксплуатируют с развёрнутой на 180° рукояткой «сцепкой вперёд».
Дополнительная опора расположена спереди. У «Салют‑100» это подножка (6), у «Салют-К2» — транспортировочное колесо (7). Разница в конструкции обусловлена особенностями применения. Управление сходно: чтобы поднять или опустить опору, её выдвигают вперёд, после чего поворачивают. При отпускании опоры фиксируются в вырезах на раме за счёт усилия пружины.
Конструкция заднего сцепного узла, сошника и секций почвофрез с дисками для защиты растений у обеих моделей абсолютно одинакова. Кронштейн сошника крепится к задней скобе — подвеске культиватора, которая имеет такие же размеры, как и скоба — подвеска мотоблока, что даёт возможность унификации по присоединению навесных и прицепных орудий для обработки почвы.
К обеим машинам подходит одно и то же прицепное оборудование. Его список весьма обширен. Некоторые основные разновидности представлены на фото (8). Это колёса-грунтозацепы двух размеров, двухрядный и однорядный окучник, плуг, дисковый окучник, картофелевыкапыватель, универсальная сцепка. «Ёжики» справа — полольники-рыхлители.
ТЕСТ
Считается, что мотоблоки за счёт большей массы и мощности двигателя могут эксплуатироваться на более тяжёлых почвах. Впрочем, мощность моторов у обеих моделей почти одинакова, передаточное число на культиваторе такое же, как у мотоблока на второй передаче.
Проверяли возможности машин, разумеется, на одном и том же поле. Вспашки оно не видело очень давно, в последнее время используется для заготовок сена. Подобные территории приходится обрабатывать в несколько приёмов, постепенно увеличивая глубину. Для достижения результата достаточно обычно двух-трёх проходов. И в этом отношении что культиватор, что мотоблок «справились» практически одинаково. Запаса мощности у обеих машин достаточно, снижение оборотов под нагрузкой незначительно. Собственно, от мотоблока ожидать иного было бы странно, но более лёгкими культиваторами управлять в таких условиях куда сложнее: они норовят то «закопаться», то «выпрыгнуть». А вот тяжёлый «Салют-К2» приятно удивил — частота вращения фрез оптимальна, «корректировать» глубину не приходится, управлять легко.
В общем, наш отзывы по результатам теста такой. Если у пользователя есть значительные «пахотные» территории, а других задач, кроме обработки почвы, решать не требуется, то «Салют-К2» – прекрасный вариант «вместо мотоблока».
Автор: Максим Грибоедов
Статья опубликована в объединённом выпуске журналов
«Инструменты» + «GardenTools» + «Всё для стройки и ремонта»
серии «Потребитель» осень-зима 2016