Мы очень много пишем про садовую технику, инструменты, расходники к ним — про всё, что помогает сделать работу быстрее, лучше… да просто сделать её, потому что без инструментов много не наработаешь. Но мы практически никогда не писали о том, что делает работу комфортнее — а ведь это не менее важно. Исправляем столь досадное упущение и в этой статье расскажем о нашем опыте эксплуатации «аккумуляторной» одежды Makita.
«ЗИМНЯЯ КОЛЛЕКЦИЯ» — С ПОДОГРЕВОМ
Первое, что приходит в голову при упоминании одежды с аккумулятором, — это, конечно же, электрообогрев. К нашему удивлению, выяснилось, что некоторые люди неправильно понимают саму суть этой идеи — им почему-то кажется, что такая одежда «работает» только при включённом аккумуляторе, а без него она вообще не функциональна. Нам несколько раз задавали вопрос: «А что делать, если аккумулятор сядет?»
Вообще-то самый простой ответ звучит так: «К этому просто надо быть готовым». Собственно, как и с аккумуляторным инструментом — либо иметь запасную батарею, либо планировать работу с учётом имеющегося количества аккумуляторов, закладывая в график перерывы на подзарядку. Но применительно к одежде строить такие планы, наверное, сложнее — просто потому, что не все правильно представляют себе, как она «работает» и кому она может быть полезна. Надеемся, что наш тест заполнит этот информационный пробел.
Одежда с подогревом абсолютно функциональна и сама по себе. Более того, Makita предлагает очень неплохие модели, которые можно носить и как обычную одежду. А подогрев — это всё равно что запасной свитер, который всегда с собой на случай, если вдруг похолодает. Но если свитер нужно ещё надеть (на это понадобится время), а потом снять (опять время), то электрообогрев включается нажатием кнопки и начинает действовать практически мгновенно. Нити нагреваются буквально за минуту, но ощутить тепло сразу же вы сможете, только если под курткой будет разве что тонкая майка, не более. В этом случае в зонах нагрева будет даже жарко, там температура достигает 50 градусов на максимальном режиме. Но чем больше на вас обычной одежды, тем позже вы ощутите нагрев и тем слабее он заметен. Но согревающий эффект будет, даже если вы не почувствуете явного тепла от куртки. Нажимаешь кнопку и через какое-то непродолжительное время перестаёшь мёрзнуть. Нагревается верхний внешний слой одежды, и потери тепла вашего организма через него резко сокращаются. И вам тепло — собственно, что и требовалось!
Таким образом, одежда с подогревом наиболее полезна в двух ситуациях. Первая — если вам приходится проводить много времени на улице или в неотапливаемых помещениях, на ветру и/или морозе и при этом сохранять максимальную подвижность. Плотная тёплая одежда способна согреть практически в любых условиях, в меховой шубе вы вряд ли замёрзнете даже в Арктике зимой, но в шубе не так-то легко свободно двигаться. Кстати, активные занятия спортом (и вообще любая активная деятельность на улице) тоже подходят — в шубе не очень-то побегаешь, а в куртке можно бежать или тренироваться в том числе и на морозе, включая подогрев в перерывах.
Вторая ситуация — когда постоянно приходится перемещаться из отапливаемого помещения на улицу и обратно. Вышел на улицу — включил подогрев, зашёл — выключил. Интересно, что для такого режима более удачным решением может оказаться не куртка, а жилет. Вот с него мы и начнём!
Makita DCV200Z
Жилет с подогревом
Пожалуй, наиболее универсальный предмет «хайтековой» одежды. Жилет лёгкий, в сложенном виде занимает очень мало места, взять его с собой «на всякий случай» — не проблема, легко поместится даже в небольшой городской рюкзак формата «для ноутбука». Хорошо защищает от ветра (полиэстер всё-таки), а по горлу внутри, там где жилет касается кожи, будучи застёгнутым «наглухо», крайне предусмотрительно размещена флисовая вставка — шее не холодно, нет не слишком-то приятного ощущения прикосновения холодного нейлона к коже. Внутри прощупывается тонкий слой утеплителя — вероятно, что-то вроде синтепона. Он там явно есть, просто полиэстер сам по себе не давал бы такую защиту от холода.
Чисто внешне — вполне цивильный жилет, можно носить и как рабочую, и как повседневную одежду.
По бокам — эластичные вставки, благодаря которым жилет сидит плотно и при этом совершенно не мешает двигаться. На наш взгляд, эксплуатироваться может круглогодично. Летом, возможно, без подогрева, как запасная тёплая одежда на случай вечерней или ночной прохлады, а зимой, если надеть под тёплую куртку, то нагрев будет ощущаться сильнее, чем от куртки с подогревом. Жилет ближе к телу, и работу системы электрообогрева ощущаешь быстрее и сильнее.
Нагрев трёхрежимный (впрочем, он такой у всей греющей одежды Makita). Три зоны нагрева: одна на плечах и две изолированные — в районе поясницы. Нагрев работает от батарей напряжением 14,4 и 18 В. Два боковых кармана плюс один нагрудный — все закрываются на «молнию», можно рассовать всю необходимую мелочовку. На поясе внутри расположен накладной карман с клапаном на «липучке» — это, видимо, для хранения адаптера или даже адаптера с аккумулятором. Но в процессе работы батарею надо вешать на пояс, в этом кармане она будет только мешать..
Makita DCJ205Z
Куртка с подогревом
«И в пир, и в мир, и в добры люди» — это про эту куртку. Стильная внешне, чёрного цвета с тёмно-голубыми «макитовскими» полосками и застёжками, выглядит очень презентабельно. Удачный покрой — движения не стесняет, при этом сидит достаточно плотно — не поддувает снизу. Куртка непродуваемая, утеплённая, сверху водостойкая ткань (на ощупь — что-то похожее на неопрен), так что она ещё и от дождя неплохо защищает.
В повседневной городской жизни такую можно было бы носить с осени и до поздней весны, до морозов примерно до –10 °С при условии кратковременных выходов на улицу — это без подогрева, пододев снизу что-то вроде тонкого свитера. С включённым подогревом в ней можно гулять на таком морозе часами, как раз в декабре удалось проверить это на практике. Вот только отстёгивающегося капюшона не хватает, на случай ветреной погоды. Воротник хотя и высокий, и застёгивается под горло, но капюшон был бы не лишним. Рукава с застёжками-«липучками», снизу тоже можно затянуть резинку, чтобы меньше поддувало. Карманы — два боковых, два нагрудных, один снаружи, второй внутри, и все застёгиваются на «молнию».
Электрообогрев здесь более серьёзный, чем у жилета, пять зон нагрева — «отапливаются» плечи, поясница и грудь. Аккумулятор можно повесить на пояс либо положить в специально для него предусмотренный карман на пояснице. Если батарея ёмкая, например 6 А*ч, как в нашем случае, то оба варианта не совсем удобны. Если батарея в кармане, то уже не сядешь ни в машину, ни в кресло — аккумулятор давит в спину. На поясе — приходится задирать куртку. Поэтому с точки зрения удобства ношения два аккумулятора по 3 А*ч предпочтительнее одного на 6 А*ч.
При всей внешней «цивильности» куртка абсолютно не исключает ни рабочее применение, ни туристско-рыбацкое, например. Ведь тепла хочется всегда и везде, а не только при перемещениях из дома на работу и обратно. Но дизайн DCJ205Z позволяет использовать её и в качестве повседневной одежды.
Makita DCJ206Z
Светоотражающая куртка с подогревом
«Мечты сбываются… осторожнее мечтать надо»! Парой абзацев выше сетовали, что куртка прекрасная, капюшона только не хватает — пожалуйста. Как и заказывали — отстёгивающийся. Только пуговицы не перламутровые… впрочем, это из другой оперы.
DCJ206Z — яркая светло-зелёная куртка со светоотражающими полосами. В такой вас будет видно за километр, и это не преувеличение. Собственно, это прекрасный вариант для предприятий, где есть «дресс-код» (а как ещё назвать требование к сотрудникам носить яркую одежду со светоотражающими элементами?). Что касается заметности, то на расстоянии куртка полностью удовлетворяет стандартам ISO20471, ANSI107, JIS T 8127, CAN/CSA Z96–09, AS/ NZS 4602.1:2011 и может использоваться работниками, которые обязаны носить хорошо видимую одежду на дорогах и строительных площадках.
Помимо расцветки и наличия капюшона, 206‑я модель отличается от 205‑й составом ткани — как минимум сверху она другая, более жёсткая и «шуршащая», но тоже прекрасно защищает от ветра и дождя. Проверили с помощью пробной поездки на мотоцикле в холодный (около нуля градусов) день — и в самом деле не продувает. Не уверены, что именно мотоциклистам такая куртка подойдёт, разве что защиту надевать под неё… а вот для поездок на квадроцикле и тем более снегоходе она может здорово пригодиться. Особенно любителям снегоходов — вот уж где электрообогрев точно не будет лишним.
В остальном — практически точная копия 205‑й модели, только боковые карманы без застёжек. Как обычная гражданская одежда она может подойти не всем — есть риск, что вас перепутают с курьером Яндекс-доставки либо сотрудником ЦОДД или ГИБДД. Но тем, кого этот момент не смущает, куртка точно понравится. Тем более что для тех же покатушек на мототехнике яркая расцветка — это огромный «плюс».
Makita DFJ212Z | DFJ213Z | DFJ214Z
Куртки с охлаждением
Забавно тестировать одежду с эффектом охлаждения, находясь не в какой-нибудь пустыне, а в средней полосе России, да ещё в конце осени. Но летом подобная куртка может пригодиться и в наших широтах, а в южных регионах она ещё и весенне- осенний сезон захватит. Предназначена для интенсивной работы по жаре под открытым небом — а под это определение подходит огромное количество ситуаций, от стрижки газона до монтажа стропильной системы загородного дома.
Эти куртки вряд ли найдут применение в качестве обычной «гражданской» одежды — когда работает охлаждение, выглядишь в них как логотип «Мишлен». Разве что не включать, тогда можно было бы не отличить от обычной ветровки… вот только два плоских вентилятора на BL-моторах, расположенные на пояснице, выдают с головой. Когда они включены, то гонят воздух в пространство между подкладкой и внешней частью. Выходит он через пять отверстий, два из которых расположены в подмышках, ещё три — в воротниковой зоне. То есть за подкладкой буквально бушует шторм, она от этого охлаждается и, плотно прилегая к телу, создаёт ощущение прохлады. Идея выглядит очень привлекательной, когда проверяешь её при температуре +20 °С, интересно было бы проверить и на полноценной жаре, но не сезон. Кстати, куртки светлые, чтобы меньше нагревались на солнце.
Адаптеры у охлаждающих курток не взаимозаменяемы с таковыми у греющих, разъём отличается. И если у греющих управление осуществлялось мембранной кнопкой на груди, то здесь всё вынесено на адаптер. Это включение/выключение, регулировка интенсивности обдува (три положения) и отдельная кнопка включения «турбины» — максимально интенсивного обдува). Формат адаптера может быть разным — либо более компактный под батареи 10,8 В, либо покрупнее — под 14,4 и 18 В. В обоих случаях есть разъём USB, который можно использовать для подзарядки смартфонов.
Друг от друга модели отличаются дизайном, принципиально конструкция одна и та же: 212‑я — светло-зелёная, с капюшоном, двумя боковыми карманами, одним нагрудным и одним на рукаве, все застёгиваются на «молнию»; 213‑я из более плотной ткани, светло-серая с чёрными вставками, без капюшона, с четырьмя внешними карманами; 214‑я — ярко-зелёной расцветки со светоотражающими вставками, то есть подходит для ношения сотрудниками, которые обязаны носить на работе одежду, делающую их визуально заметными на большом расстоянии. Капюшона у неё нет, два боковых кармана не застёгиваются, нагрудный закрывается на «молнию», есть ещё небольшой карман с клапаном на рукаве.
Не сразу понятный в практике применения предмет. Слово «электроодеяло», конечно, очень радует — так и представляешь, что наконец-то выспишься в тепле. Но размер тут явно не «одеяльный» — 70х140 см.
Снаружи — полиэстер, от ветра одеялко защищает неплохо. Внутри — ворсистый материал, приятный на ощупь. Прогревается не вся поверхность, а примерно треть, в середине. Но нить нагревается до тех же температур, что и в куртках, — те же три режима с нагревом до 40, 45 и 50 °С. По одной из длинных сторон есть кнопки — одеяло можно надеть, как килт или как пончо — на шею. Судя по фотографиям, на Амазоне, где это одеяло уже продаётся, именно такое применение и предполагается: как одеяло, килт или пончо. А почему бы и нет? Можно сесть на какую-то холодную поверхность и ничего себе не отморозить; можно накинуть, как пончо, и тогда не мёрзнут спина и шея. В машине можно использовать как подогрев задних сидений, если нет штатного.
В комплекте к одеялу идёт удлинитель длиной примерно 1,5 метра. В комплект ни к курткам, ни к жилету такой не входит. Логику этого решения можно понять — если, допустим, использовать этот предмет именно, как одеяло, то логично тяжёлый аккумулятор держать где-то поодаль. Представьте, что ваше одеяло с одного угла придавили чем-то увесистым — удобно будет? Вряд ли… очевидно, поэтому и добавили сюда удлинитель.
Предмет, конечно, необычный и вид своему «носителю» придаёт забавный, но греет неплохо. Причём иногда даже включать не обязательно, достаточно защиты от ветра. Например, в морозный ветреный день на улице в джинсах, мягко говоря, зябко… а если сверху «килт» надеть — то уже и ничего, нормально.
АККУМУЛЯТОРЫ И АДАПТЕРЫ
В комплекте с каждым элементом «электрической» одежды идёт специальный адаптер для подключения аккумуляторов Makita. В основном эти адаптеры рассчитаны на батареи 14,4 и 18 В, но попадаются и те, что под 10,8 В — такой идёт к куртке с охлаждением. У неё более тонкий переходник, 18‑вольтовые батареи к этой куртке не подходят.
Адаптеры также снабжены крюком для подвешивания на ремне. В разных вариантах это может быть либо просто крюк, либо крюк со страховочным штифтом, который не позволяет адаптеру слететь с ремня даже при интенсивной тряске. Также на адаптере есть USB-разъём, благодаря чему его можно использовать как пауэр-банк для зарядки телефона. На одежде с охлаждением на адаптер вынесена также регулировка интенсивности обдува.
Поясное крепление адаптера с батареей в основном не очень удобно, особенно если подключать батарею максимальной ёмкости 6 А*ч. Идеально было бы сделать какой-то подсумок или что-то подобное, чтобы аккумулятор висел на 5–7 см ниже, чем сейчас. Тогда бы он располагался ниже края куртки и она бы не топорщилась. Приходится либо задирать край куртки и заправлять его между телом и аккумулятором, либо натягивать куртку на батарею. И то, и другое приводит к тому, что по батарее ощутимо поддувает, особенно в ветреный день. И ведь теоретически возможность повесить батарею ниже существует, спиральной провод от адаптера хорошо тянется. Но каких-то готовых решений нет, по крайней мере в данный момент.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
На сколько хватает заряда батареи? Здесь не может быть однозначной оценки, потому что вся система электрообогрева работает как термостат, расходуя энергию на поддержание постоянной температуры зон нагрева. В зависимости от выбранного режима нити греются до температуры 40, 45 или 50 °С. А вот с какой интенсивностью будет расходоваться энергия, зависит от множества факторов: выбранный режим, погодные условия (температура окружающего воздуха, ветер) и даже то, что ещё на вас надето. И чем интенсивнее остывает внешний слой куртки, тем больше будет расход энергии и тем быстрее сядет батарея.
Но с уверенностью можно утверждать, что батареи 6 А*ч хватит как минимум на восьмичасовую рабочую смену даже в суровых условиях. Мы провели такой эксперимент: оставили куртку фактически на улице при температуре +5 °С в месте, укрытом от ветра. Установили датчик температуры, включили нагрев на максимум и периодически проверяли, какова температура внутри. На аккумуляторе ёмкостью 6 А*ч в описанных условиях система проработала ровно 6 часов, всё это время — на максимальной температуре +50 °С. А теперь учтите, что это не реальные условия, потому что человек, как и любой теплокровный организм, неплохо согревает себя сам. Нет внутреннего нагрева — нити остывают гораздо быстрее — чаще включается нагрев — быстрее разряжается батарея. Но в реальности-то внутри куртки намного теплее, соответственно, и батарея будет разряжаться медленнее. В общем, всё крайне индивидуально и назвать точные цифры можно только применительно к каким-то конкретным условиям.
Приведём результаты других испытаний: двухчасовая прогулка на улице при температуре окружающего воздуха –10 °С с включённым на максимум подогревом приводит к тому, что гаснет один из четырёх светодиодных индикаторов заряда на аккумуляторе ёмкостью 6 А*ч. Заявляемые производителем цифры «до 35 часов работы», вероятно, получены при более тёплой погоде.
Означает ли это, что одежда с подогревом применима только до десятиградусных морозов? Конечно же нет — она и на –35 °С вполне сгодится. Просто надо понимать, что одеваться всё-таки лучше по погоде и электрообогрев — это не полное спасение от любых её капризов. Идти на мороз в футболке и «электрической» куртке определённо не стоит. Обогрев — это дополнительное тепло «по требованию», удобное, но слишком надеяться на него не стоит. Благо что одежда и сама по себе греет и защищает от дождя и ветра весьма неплохо.
С охлаждающей одеждой оказалось проще, у неё заявленное время работы не зависит ни от каких внешних переменных величин, только от ёмкости батареи. Проверили — цифры практически совпадают с заявленными, от 13 до 32,5 часа в зависимости от выбранного режима.
Официальный российский сайт Makita (Макита): makita.ru
Тест провели Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Зима 2020/2021» (№4’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Декабрь 2020 года