Мотоблоки «Салют», разнообразные модификации которых выпускаются больше 20 лет, были разработаны на московском предприятии, история которого насчитывает уже более века. Завод по сборке авиадвигателей, предшественник нынешнего ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», был создан в 1912 году. За это время его основная специализация не изменилась, в отличие, разумеется, от выпускаемых двигателей.
Садовая техника в сравнении с авиадвигателем, конечно же, гораздо проще, но и спрос на неё достаточно велик. Даже сейчас, когда выбирать есть из чего, разработки оборонных предприятий имеют преимущества: большой ресурс и запас прочности, надёжность, простота, ремонтопригодность и отсутствие экономии «на мелочах».
Недавно предприятие представило новую модель, созданную на основе хорошо известных среди сельских жителей, дачников и коммунальных работников мотоблоков «Салют-5». Модификацией её назвать трудно — слишком много отличий от предшественников. Речь, скорее, идёт о глубокой модернизации: расширении возможностей даже в базовой комплектации, изменении элементов конструкции и внешнего вида. В честь столетия предприятия мотоблок получил название «Салют-100».
Основные конструктивные особенности мотоблока «Салют-100» по сравнению с «Салют-5» не изменились. Поперечно расположенный двигатель, привод сцепления с двумя ремнями, шестерёнчатый редуктор, шкив отбора мощности, регулируемая в горизонтальной и вертикальной плоскости рукоятка. Конструкция надёжная, проверенная временем, принципиально улучшить в ней что-то сложно.
Примечание: наша редакция уже протестировала «Салют-100», по этой ссылке на нашем сайте вы можете прочитать результаты теста, отзывы и обзор характеристик.
ДВИГАТЕЛЬ: Lifan 168F-2B, OHV; горизонтальный вал; 196 см³
МОЩНОСТЬ (макс.): 4,8 кВт (6,5 л. с.) при 3600 об/мин
ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 3,6 л
ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л
ТРАНСМИССИЯ: ременное сцепление; шестерёнчатый редуктор; количество передач — 4 передние, 2 задние, с возможностью перестановки ведущего шкива; отбор мощности с помощью шкива
СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ: 2,8–7,8 км/ч
ТРАНСПОРТНАЯ КОЛЕЯ: 360–650 мм
ДИАМЕТР ФРЕЗ: 310 мм
ШИРИНА ОБРАБОТКИ ПРИ КУЛЬТИВАЦИИ: 300/ 600/ 980 мм; глубина обработки — до 250 мм
КОМПЛЕКТАЦИЯ: 6 раздельных секций почвофрез, диски для защиты растений; съёмные щитки для фрез; 2 колеса, втулки — удлинители колёсных осей; сошник; кронштейн для навесного оборудования; щуп для проверки уровня масла в редукторе; инструменты
ГАБАРИТЫ (в состоянии для транспортировки): 1510×620×1335 мм
ВЕС: 95,0 кг (с комплектом поставки)
ЦЕНА (на июль 2013 г.): 25 500 руб.
ДВИГАТЕЛЬ
Сейчас мотоблок комплектуется двигателем производства китайской компании Lifan, достаточно известного производителя не только малых моторов, но и скутеров, мотоциклов и даже автомобилей. Кстати, так сложилось, что и установленный мотор тоже немного модернизирован производителем. Предубеждения к «китайцам» сейчас практически ни у кого не осталось, в этой стране уже давно выпускают технику любого уровня сложности и качества.
Кстати, и многие именитые компании-производители небольших двигателей давно уже разместили свои производства именно в Китае. При должном контроле качество от страны изготовления никак не зависит, но китайская сборка обходится дешевле.
Впрочем, двигатель — это как раз тот элемент техники, который проще всего заменить: посадочные размеры у примерно одинаковых моторов одинаковы — «один снял, второй поставил». В ближайшее время планируется производство мотоблоков и с моторами других фирм, например, Honda, Briggs&Stratton, Kohler… Все эти двигатели устанавливались и на «Салют-5».
Ожидается также выпуск модификации «Салют-100» с дизельным мотором. Для мотоблоков средней весовой категории «дизель» практически не применяется, так что такая новинка тоже вызовет интерес у покупателей.
РЕДУКТОР
Это вторая важнейшая часть любого мотоблока. Почти на всех достаточно мощных культиваторах и многих мотоблоках применяется передача крутящего момента в редукторе с помощью одной или нескольких цепей. Однако под высокими нагрузками цепи быстро растягиваются и изнашиваются — в общем, для мотоблоков это не лучшее решение. Гораздо надёжнее в этом отношении шестерёнчатый редуктор. Стоит заметить, что шестерёнчатый редуктор удобнее и с точки зрения установки разных двигателей. Его запас прочности позволяет применять более широкий ассортимент моторов с разными номинальными значениями мощности и крутящего момента. Служит такой редуктор долго, ремонтируется просто, но и стоит дороже, особенно если речь идёт о высококачественном исполнении.
Вот уж где-где, а на производстве редукторов сэкономить довольно просто: чуть упростить обработку элементов, использовать материалы и подшипники подешевле — внешне незаметно, а разница в стоимости производства налицо. Разумеется, у оборонного предприятия с его системой контроля качества такие фокусы не проходят. Применяемые на мотоблоках «Салют» всех модификаций редукторы рассчитаны на срок службы не менее трёх тысяч моточасов. Это заведомо выше расчётного срока службы большинства двигателей. Установленный редуктор соединён с коробкой передач в единое целое, что тоже важно с точки зрения надёжности. Имеются две передние и одна задняя передача. Для проверки уровня масла в редукторе в комплект входит специальный щуп.
СЦЕПЛЕНИЕ
Для передачи крутящего момента от двигателя к редуктору используется передача с двумя ремнями. Тут практически ничего не изменилось. Как и раньше, на валу двигателя установлен шкив с двумя парами ручьёв разного диаметра. Если перевернуть шкив и установить ремни на другую пару ручьёв, мы фактически получим удвоение доступных передач: четыре передние и две задние.
ВАЖНЕЙШИЕ ОТЛИЧИЯ
Потребительские качества любого изделия зависят не только от основных деталей. И даже не столько от них. Удобство пользования обеспечивает и множество разнообразной «мелочовки», на которой, к слову, многие производители как раз и экономят. Здесь же, напротив, продумана и комплектация, и надёжность, и эргономика.
В «Салюте-100» сохранены все преимущества «Салют-5», но машина получилась ещё более удобной и красивой.
Самое важное для пользователя отличие новой модели — система управления выбором передач. Рукоятка вынесена на рулевую колонку, к оператору. Редуктор для этого изменять не пришлось — вместо находящейся на нём рукоятки установили «качающуюся» кулису с тросовым управлением. Это особенно удобно при буксировке тележки-прицепа: не нужно тянуться переключать передачи, ручка — прямо «под руками».
Узел регулировки высоты рукоятки управления прикрыт пластиковой накладкой. Ещё одна накладка закрывает поперечину рукоятки управления, на которой теперь расположилась рукоятка выбора передач. Изменены также защитные кожухи сцепления и шкива отбора мощности — они практически полностью прикрывают эти узлы и обеспечивают лучшую грязе- и пылезащиту. Все эти детали выполнены в едином «обтекаемом» дизайне. Обновились и крепёжные элементы, например кожух крепления шкива отбора мощности крепится на винтах с широкими шляпками, «под крестовую отвёртку».
Рукоятка сцепления — современного типа, с переменным усилием: при нажатии сопротивление чувствуется, а в прижатом к ручке состоянии усилие удержания минимально.
И ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ…
В комплект входит набор фрез с дисками для защиты растений, два пневматических колеса, которые можно установить прямо на выходной вал редуктора, и пара втулок — удлинителей колёсных осей, которые используют, если требуется расширить колею.
Практически все производители сейчас изготавливают фрезы из штампованных стальных заготовок, порой даже обычной полосы. На «Салют-100» ножи фрез специально разработанной серповидной формы для оптимального вхождения в почву, к тому же изготовлены из пружинной стали — это гораздо надёжнее. Фрезы собраны наболтах, соединяются с помощью стальных пальцев, причём в комплект входит три пары фрез (многие объединяют две ближние к редуктору пары в единый узел). В общем, и этот элемент мотоблока выполнен качественно и «с запасом». Прочие крупные узлы принципиально не изменились, а перечислять мелкие улучшения можно ещё очень долго.
Новый мотоблок заранее комплектуется не только сошником, но и кронштейном для установки навесного оборудования (раньше он предлагался отдельно). Для передачи крутящего момента на навесное оборудование ремень можно установить на ведомый шкив сцепления (на нём три ручья, а ремней от двигателя, как было сказано выше, два) либо на одноручьёвый шкив с другой стороны ведущего вала редуктора.
Соответственно и ассортимент навесного оборудования (а тем более прицепного) весьма велик. В частности, ФГУП «Салют» предлагает к данной модели снегоотбрасыватель с дальностью выброса до семи метров, лопату-отвал, подметальную щётку, сегментно-пальцевую и роторную косилки, а также большой ассортимент навесного оборудования для обработки почвы.
Возможно также использование мотоблока с оборудованием многих других, в том числе отечественных, производителей.
Дополнительную информацию о мотоблоке «Салют-100» вы можете найти в интервью представителя завода — заместителя директора по продажам Дмитрия Юрченко, которое выложено на нашем сайте по этой ссылке.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Магазин «Мотоблоки»
Москва, Проспект Будённого, д. 14
Оптовые продажи: тел. (499) 785-8286 • Розничные продажи: тел. (499) 785-8992
E-mail: tnp@salut.ru • Сайт: www.salut.ru
Автор: Максим ГРИБОЕДОВ
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» ЛЕТО 2013