Прекрасно начиналась зима в этом году – полноценная, с пушистым белым снегом и морозной погодой. И главное – снега много, у нас было время изучить, что предлагает нам рынок снегоуборочной техники.
Интересную модель предложила компания Patriot. «Сибирь 999ЕКХ» с двумя шнеками резко отличается от множества конкурентов. Но насколько полезна эта конструктивная особенность? И если полезна, то в каких условиях?
Ответить на эти вопросы может только тест. Мы провели испытания и готовы рассказать о своих впечатлениях. А с Вас — отзывы.
⇒ ВИДЕО
Patriot «Сибирь 999ЕКХ» с двумя шнеками резко отличается от множества конкурентов. Но насколько полезна эта конструктивная особенность? И если полезна, то в каких условиях?
Как автор теста, обратил внимание, что очень часто подтаскиваю машину руками на себя, вместо того чтобы включить заднюю передачу. Задняя здесь есть, даже две — всё как положено для техники такого класса. Но подтянуть руками, даже против вращения колёс, на скользкой мёрзлой земле оказалось гораздо легче и быстрее, по крайней мере для меня. И это несмотря на то, что снегоотбрасыватель весит больше 100 кг. Со слежавшимся снегом тоже справляется очень неплохо, но тут заслуга большого веса и мощного двигателя, второй шнек включается в работу только при достаточной высоте сугробов. Примечание. Подписывайтесь на наш YouTube-канал: http://youtube.com/MasterForum
Патриот Сибирь 999ЕКХ
Двухступенчатый шнекороторный колёсный снегоотбрасыватель
По своим техническим параметрам снегоотбрасыватель «Патриот Сибирь 999ЕКХ» – типичный представитель обширного семейства двухступенчатых шнекороторных машин среднего класса мощности. Двигатель объёмом 270 кубических сантиметров с заявленной мощностью 9 лошадиных сил, снегозагребной ковш шириной 70 см – это основные параметры (есть и другие, весьма интересные, о них расскажем чуть позже). Моделей с аналогичными характеристиками на рынке немало. Однако двухшнековая конструкция нам попалась впервые.
«И входит… и выхо-о-одит…. Замечательно выходит». Добавим к этому – и весьма эффективно проходит даже такие сугробы. Этому способствуют не только оригинальная двухшнековая конструкция, но также солидная мощность и большой вес. Мотоблокам и снегоуборщикам явно не стоит сидеть на диете, они чем тяжелее, тем эффективнее в работе.
Маркировка «ЕКХ» в названии модели вызывает стойкую ассоциацию с автомобильными номерами одноименной серии, что принято расшифровывать «еду как хочу». Патриот Сибирь 999ЕКХ тоже едет куда направишь, даже через высокие сугробы.
Чтобы понять, зачем понадобилось такое конструктивное отличие, следует немного рассказать о принципе работы шнекороторного (именно его и называют двухступенчатым) снегоотбрасывателя. Внутри ковша расположен шнек – это первая ступень. Он сгребает снег в центр и внутрь ковша. За ним расположен ротор – колесо с лопастями, которое выбрасывает снег через выпускной жёлоб. Частота вращения ротора несколько выше, чем у шнека, чтобы снег на скапливался внутри ковша.
Обычно диаметр шнека – порядка 30 см. Понятно, что глубина снежного покрова может быть намного больше, для снегоуборщика это не является проблемой. Шнек просто «выгрызает» нижний слой, и верхний сам обваливается вниз, лишившись опоры.
Что обычно происходит, когда вгрызаешься в плотный высокий сугроб, обрушив его вниз? А происходит что-то вроде залпового сброса — в ковше оказывается очень большой объём снега, и шнекороторному механизму нужно какое-то время, чтобы «проглотить» этот объём и протолкнуть его через горлышко выпускного жёлоба. А колёса в это время продолжают толкать машину вперёд, потому что скорость поступательного движения снегоуборщика зависит только от выбранной передачи и никак не реагирует на нагрузку, возникающую на рабочем механизме. В такой ситуации неплохо бы на какое-то время отключить передачу, дождаться, пока машина освободит ковш и потом уже двигаться дальше. Если не отключать передачу, то есть риск обрыва приводного ремня. Подобные случаи прекрасно знакомы работникам сервисных мастерских.
И вот теперь становится понятно, зачем «Патриоту» понадобился второй шнек. Просто для справки: согласно заявленным техническим параметрам, он «предназначен для работы с твёрдым снегом в случаях, когда его глубина превышает 40 см». Он повышает производительность по доставке снега к ротору. В итоге, когда перед ковшом высокий сугроб, то эффект «залпового сброса» выражен в гораздо меньшей степени. А значит, машина не буксует, работает более уверенно и равномерно, и гораздо меньше риск обрыва приводного ремня – потому что нагрузка на шнек в такие моменты ниже.
Понятно, что и у такой конструкции есть свои пределы возможностей. Насыщенный влагой и потому тяжелый и липкий снег в любом случае придётся убирать очень аккуратно, на низкой скорости – просто потому, что он даёт огромную нагрузку на все узлы снегоуборщика, и даже второй шнек здесь полностью не спасёт. У нас снег был довольно рыхлый, не перемороженный, такой убирать намного легче, чем плотный и насыщенный влагой.
В наибольшей степени положительный эффект от второго шнека должен проявлять себя в условиях, когда погода какое-то время была неустойчивой, снег подтаивал и снова замерзал. Несколько дней небольшой оттепели, чередующейся с ночными заморозками, обычно приводят к тому, что снег становится намного более плотным. Сугроб из плотного слежавшегося или мокрого липкого снега труднее обрушить, даже подкопав снизу и подрезав по сторонам. Иногда (не всегда, конечно же, но бывает) получившийся «козырёк» спокойно висит и не падает под собственной тяжестью. При уборке такого снега ковш может оказаться забит в верхней части – снег налипает на стенки и крышу (несмотря на её наклон) и вниз не падает. И при этом он не даёт машине двигаться вперёд. В такой ситуации верхний шнек – отличное решение проблемы. Он на даёт снегу накапливаться внутри ковша.
С вторым шнеком разобрались, рассмотрим другие конструктивные особенности машины. Если присмотреться к видео, то можно заметить, что на колёсах цепи. Настоятельно рекомендуем как минимум иметь их в запасе, они здорово выручают при уборке глубокого снега. На видео хорошо заметно, что машина часто буксует, настолько велика нагрузка на рабочий механизм. Без цепей на колёсах она буксовала бы гораздо интенсивнее, а значит, скорость работы была бы намного ниже.
Регулировка направления выброса осуществляется «крутилкой» между панелью оператора и жёлобом. Угол выброса регулируется джойстиком с панели оператора. Менять настройки можно одной рукой, не прерывая работу – как и у других моделей, рычаг включения шнеков автоматически фиксируется во включённом положении, когда включён ход.
Панель управления. Рычаг над левой рукояткой включает ход, над правой – шнеки. Правый (если смотреть от оператора) «джойстик» переключает передачи, левым регулируют высоту выброса снега. Вращая ручку, расположенную перед панелью, поворачивают жёлоб, выбирая направление выброса. Плюс два переключателя электрических цепей, отвечающие за включение фар и подогрева рукояток
Есть также две очень полезные опции – светодиодные фары и подогрев рукояток. Фары нужны не только для работы в тёмное время суток, они пригодятся и днём – делают машину более заметной. Отнюдь не лишняя предосторожность, когда расчищаешь подъездные пути, по которым могут двигаться автомобили. Фары повышают шансы быть замеченным даже за завесой снежной пыли.
Что касается подогрева рукояток, то тут всё просто. Попробуйте на 20-градусном морозе подержаться руками за металлическую трубу на улице. Быстро ощутите, что даже самые высокотехнологичные зимние перчатки как-то не очень спасают от холода. Если у вас не сохранились дедушкины меховые рукавицы, то подогрев рукояток вам очень даже пригодится. Тем более что «минус двадцать» — отнюдь не предел, может и холоднее быть, а снег убирать всё равно надо.
Двигатель запускают либо электростартером с подключением к бытовой сети, либо вручную, пусковым шнуром. Электростартер обычно используют для холодного старта. Поскольку снегоуборщик чаще всего хранят в гараже, то подключить его к электросети – не проблема. А горячий двигатель легко заводится и вручную, проверено в ходе теста не раз. Кстати, понравился звук работы мотора – тихий, даже на полном газу. Это значит, что вряд ли вы сильно побеспокоите соседей или домочадцев, когда будете расчищать парковочную площадку у дома.
Мощность двигателя – 9 л.с., полный вес машины – больше центнера. Она прекрасно справляется с толстым снегом. Это прекрасный вариант, когда не живешь постоянно за городом, а приезжаешь на выходные или даже ещё реже, и приходится после каждого снегопада расчищать подъезд, парковку и дорожки. В такой ситуации, естественно, хочется раскидать всё, что навалило за неделю, максимально быстро, ведь приезжаешь не только ради уборки снега. На даче всегда найдётся много более интересных занятий, но когда всё завалено полуметровым слоем снега, до них ещё надо докопаться. Патриот Сибирь 999ЕКХ – прекрасный помощник в этой работе!
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Официальный сайт Patriot (Патриот): www.onlypatriot.com/ru/
Февраль 2019 года