В августе 2016 года Husqvarna торжественно открыла собственный завод по производству пильных цепей (наш эксклюзивный репортаж читайте здесь). Причём не где-нибудь в Китае, в духе современных традиций, а на своей исторической родине, в Швеции, в городе Хускварна. На том самом заводе, с которого более 300 лет назад началась история компании.
Завод полного цикла, здесь выполняются все технологические операции. На входе — металл, на выходе — полностью готовые и упакованные цепи. Никакой кооперации с посторонними поставщиками не предусмотрено, и в случае с «Хускварной» это понятно. Очевидно, что мировой лидер в производстве бензопил построил собственный завод для того, чтобы комплектовать свои пилы цепями соответствующего уровня. Добиться необходимого качества можно двумя способами: либо сделать всё самому, либо держать постоянного представителя на заводе, где заказываешь цепи. Первое решение, может, и сложнее, зато куда надёжнее.
Производство пильных цепей SP33G на новом шведском заводе компании Husqvarna
Проект по запуску нового завода получил название EDGE, а цепи имеют обозначение X-Cut. Пока что выпускается только одна разновидность цепи: с шагом 0,325’’ и ограничителем глубины реза, с хвостовиком 1,3 мм и зубом типа «полудолото». Такой тип цепей применяется на следующих моделях, представленных в России бензопил Husqvarna: 435 II, 440e II, 445e II, 450e II. Ранее режущие системы производились под контролем Husqvarna, но у других производителей, в частности, аналогичная по шагу и профилю цепь H30. Собственная цепь называется SP33G, и, что интересно, стоит она ровно столько же, сколько H30. То есть производитель приложил максимум усилий, чтобы пользователи охотно перешли на новые цепи, осталось сделать только один шаг — рассказать о том, чем они лучше прежних.
ПРЕИМУЩЕСТВА SP33G
Какие качества пильной цепи влияют на выбор? Мы изучили отзывы владельцев цепных пил. Для многих (но не для всех) это цена, но она, как мы уже выяснили, одинакова. Значит, надо рассматривать другие критерии — производительность и надёжность. И здесь «Хускварне» удалось добиться весьма достойных результатов. Собственная цепь SP33G режет быстрее и служит дольше, чем предшественница, ничуть не уступая в безопасности. Дело в том, что Husqvarna применяет на своём новом заводе целый ряд современных технологий, призванных улучшить рабочие характеристики собственной продукции. На зубья наносится твёрдое хромовое покрытие, а предварительно они подвергаются дробеструйному упрочнению и индукционной закалке. Визуально эффект от этих операций не отслеживается — человек не в состоянии увидеть глазами изменения в микроструктуре металла. Но на практике результат ощутим: цепь дольше держит заточку.
Ещё одна важная особенность новых цепей Husqvarna SP33G заключается в том, что она ещё на заводе предварительно вытягивается на специальном оборудовании. Это позволяет минимизировать удлинение цепи в ходе эксплуатации, увеличивает срок службы и способствует повышению безопасности — меньше риск того, что чрезмерно растянувшаяся цепь соскочит с шины в ходе работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Мы постарались проверить заявленные производителем возможности новой цепи. Для этого взяли бензопилу Husqvarna 450e II с двумя цепями — H30 и SP33G. Поочерёдно устанавливая то одну, то другую цепь, мы резали и сухую сосну, и сосновый брус 100×100 мм (по мнению продавца, сухой, но реально сырой настолько, будто дерево спилили вчера). Резали буквально вдоль и поперёк, засекая время, которое понадобится пиле для выполнения одинакового объёма работы. По итогам можем смело утверждать, что новые цепи действительно пилят быстрее примерно на 10–12%. Например, с H30 нам понадобилось больше минуты для того, чтобы сделать 10 резов соснового бревна. С SP33G на это ушло всего 49 секунд. Разница слишком заметная, чтобы оказаться погрешностью измерений, так что остаётся только признать более высокие характеристики новых цепей собственного производства Husqvarna.
Хотелось бы заметить, что качество работы у обеих цепей превосходное. Пилят очень мягко и ровно, без рывков — благодаря конструктивной особенности в виде выступа-амортизатора. Правда, здесь ещё и заслуга бензопилы есть — чем больше скорость движения цепи, тем ниже уровень вибрации.
Что касается безопасности, то обе цепи (и «старая» H30, и новая SP33G) зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Неоднократные «тестовые» попытки спровоцировать обратный удар не увенчались успехом, что подтверждает их очень низкую склонность к отдаче.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И УХОДУ
Можно ли визуально определить, острая цепь или уже затупилась?
Можно. Отличный критерий — форма опилок. Пока они крупные и по форме близки к квадрату, заточка в норме. Если уменьшились в размерах — пора доставать заточное приспособление.
Как часто нужно точить цепь?
Следует разделять понятия «точить» и «править». Заточка осуществляется в мастерской на специализированном станке с абразивным кругом. Правит цепь сам пользователь с помощью ручного инструмента. Правка — более деликатный процесс, проводится намного чаще, но каждый раз снимается очень небольшое количество металла.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Редакционный тест наборов для заточки цепей и станка опубликован по этой ссылке.
В идеале набор инструментов для правки всегда должен быть под рукой. И пользоваться им следует чаще. Чиркнул случайно концом шины по земле (абсолютно типичная ситуация при распиловке лежащих на земле брёвен) — подправь цепь. Распилил бревно с сильно загрязнённой песком корой (тоже типичная картина, особенно если раскряжёвываешь дерево, росшее недалеко от дороги) — подправь цепь. Любой контакт песка, земли или грязи с движущейся цепью приводит к её загрязнению и быстрому износу, поэтому очень важно поддерживать её в рабочем состоянии.
Стоит ли точить цепь в мастерской?
Сейчас такая услуга очень популярна, специальные заточные станки для цепей есть в очень многих мастерских. Но прежде чем отдавать свою цепь на заточку, посмотрите, как мастер точит другие цепи. Если абразивный круг прижимают к рабочей кромке надолго, с сильным снопом искр — лучше поищите другое место. При таком подходе зуб неминуемо перегреется в точке контакта с кругом, произойдёт так называемый отпуск металла, и его прочность резко понизится. Работать заточным кругом следует понемногу, чтобы кромка обрабатываемого материала успела остыть.
Что делать с новыми цепями?
Ранее Husqvarna рекомендовала править даже новую цепь из упаковки. Но при создании собственной технологии компания добилась уникальных результатов, когда ориентация, сборка и заточка цепи на заводе дают пользователю возможность сразу использовать цепь с гарантированно максимальной производительностью.
Что ещё важно?
Как и всякая техника, пильная цепь любит смазку. Даже не просто любит, а требует. Иначе она перегреется при движении по пазу шины. Шину и цепь смазывают специальным маслом. Все современные пилы, независимо от типа двигателя, снабжены насосом, подающим масло на цепь из отдельной ёмкости. Так что со смазкой всё достаточно просто — главное не забыть залить его в бак.
Какое масло использовать?
Без вариантов — специальное, «цепное». Оно же часто называется «биоразлагаемым». Всё это масло вместе с опилками уходит в почву, и понятно, что безвредное с точки зрения экологии биоразлагаемое гораздо лучше моторного. И уж совсем не сравнить его с отработкой, которую некоторые несознательные товарищи норовят залить из соображений экономии. Впрочем, экологическая безопасность для многих пользователей не является чем-то очень значимым, но в использовании специального масла для цепей есть и чисто экономический аспект. Адгезия у него намного выше, чем у моторного масла, и поэтому оно лучше удерживается на быстро движущейся цепи. Моторное масло попросту не обеспечивает должного качества смазки, что приводит к значительному сокращению ресурса пильного аппарата. Про «отработку» и упоминать не стоит — в отработанном масле содержится множество металлических частиц и стружки, образующихся в ходе эксплуатации двигателя, которые очень быстро выводят из строя привод масляного насоса бензопилы, и смазка на шину и цепь не поступает.
Как пользоваться регулировкой потока масла?
Сам по себе привод масляного насоса работает в автоматическом режиме: чем выше скорость, тем больший объём поступает на шину и цепь. Независимая регулировка подачи масла есть на профессиональных пилах, но «профи», как показывает практика, обычно сразу ставят регулятор на максимум. Стоимость нескольких грамм масла несоизмерима с выходом из строя шины или цепи. Недаром говорит пословица: «Кашу маслом не испортишь!»
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Дополнительная информация в виде ликбеза «Пильные цепи: ликбез, технические параметры, уход и обслуживание, заточка» доступна по этой ссылке.
Тест провёл Алексей Меснянкин
Апрель 2017 года