Представьте себе такую картину: просыпаетесь вы утром и обнаруживаете в своём огороде… слона. Точнее, нет — целое стадо слонов. Мирно так пасутся и выглядят абсолютно естественным элементом пейзажа. Вид у вас будет, наверное, слегка недоумевающий. Вот как-то так выглядели и мы, когда столкнулись с линейкой аккумуляторного инструмента MX Fuel от Milwaukee. Вроде бы инструментальный рынок мы знаем неплохо, навидались всякого, но MX Fuel удивила и нас. Один только аккумуляторный отбойный молоток чего стоит.
При подготовке этой статьи мы испытали три модели из новой линейки: аккумуляторную отрезную машину («бензорез»), установку алмазного сверления и отбойный молоток. Публикуем видео, характеристики, описание и отзывы.
ВИДЕО
КАКОЕ У НИХ НАПРЯЖЕНИЕ?
Это первый вопрос, который задают многие специалисты, увидев анонс новой линейки. Почему-то Milwaukee не очень афиширует этот параметр, на официальном сайте он не указан. Будь это какой-то другой бренд, мы бы заподозрили здесь подвох. Но именно Milwaukee уже успела не раз продемонстрировать, что способна делать очень мощные инструменты на базе низковольтных аккумуляторных батарей. Например, отрезная машина FCOS230 под диск 230 мм или цепная пила FCHS‑0 — обе из линейки M18 Fuel, то есть рабочее напряжение у них как у шуруповёрта, 18 В. А работают, не уступая моделям с более высоким напряжением. Так что само по себе напряжение ещё не является однозначной характеристикой, простое сравнение в духе «у этой пилы напряжение вдвое выше, значит, она вдвое мощнее» работает далеко не всегда. Milwaukee умеет обеспечить высокую мощность инструментов даже на низком напряжении, очевидно, за счёт более высокого тока. А вот как компания это делает — как раз и есть фирменное «ноу-хау».
Так что и у новой линейки будем оценивать не напряжение, а именно мощность.
ЗАЧЕМ ОНИ ВООБЩЕ НУЖНЫ?
Вопрос, задаваемый не менее часто, чем про напряжение… а может, даже более популярный. В самом деле — для чего нужен, к примеру, аккумуляторный отбойный молоток? В чём его преимущества по сравнению с электрическим, пневматическим или бензиновым? Причём наиболее интересно сравнение именно с электрическим конкурентом.
Начать придётся с аргумента, который многим нашим соотечественникам до сих пор, к сожалению, сложно понять. Milwaukee, как и многие глобальные бренды, активно выступает за экологию и сохранение природы. И линейка мощного аккумуляторного инструмента — это в том числе ответ на вопрос: «Что ты сделал для природы?» Согласно предоставленным компанией данным (есть в том числе на русскоязычном сайте https://ru.milwaukeetool.eu), отрезная машина в год выбрасывает в атмосферу CO2 примерно на 350 кг меньше, чем бензиновые аналоги. Отбойный молоток — почти на 2,5 тонны, а мачта освещения — больше чем на 4 тонны. Для сравнения приводят такие цифры: микроавтобус, проезжающий в год 10 000 км, выбрасывает за это время больше 907 кг. То есть общие цифры сокращения углеродного следа очень заметные.
Но, помимо экологии, есть и более убедительные даже для нашего рынка аргументы. В сравнении с бензиновыми аккумуляторные выглядят, наверное, особенно выигрышно — нет такого сильного шума (работают они, кстати, очень тихо), нет ядовитых выхлопных газов, поэтому можно работать даже в помещении, не заморачиваясь вопросами вентиляции. И по стоимости эксплуатации — уже немало есть подтверждений тому, что близкие по характеристикам бензиновые и аккумуляторные машины имеют совершенно разную стоимость владения —«аккумуляторка» гораздо дешевле в эксплуатации. Даже наша редакция проводила тесты, и их результаты полностью подтверждают это мнение. Ну и ещё надо отметит простоту эксплуатации — аккумуляторные машины не нуждаются в сложном техническом обслуживании, подготовке топливной смеси или замене масла, фильтров и т. д.
Если же сравнивать с пневматикой, то разница, пожалуй, ещё более заметна. Во‑первых, появляется шланг, который затрудняет работу. Во‑вторых, компрессор — вещь крайне шумная сама по себе. Даже современные модели в шумопоглощающем кожухе не назовёшь тихими, но сильный шум создаёт также и пневматический отбойник. Экологичность пневматики тоже под вопросом — ведь компрессор работает обычно от бензинового или дизельного двигателя. Ну или от генератора, хотя это уже не принципиально.
Если же сравнивать с сетевыми моделями, то надо учитывать, что далеко не всегда рядом с рабочим местом есть действующая электросеть. Значит, нужен генератор, причём с выходной мощностью, превышающей суммарную мощность подключённых потребителей хотя бы на 10–15%, — чтобы справляться с пусковыми токами. И генератор будет эффективно использоваться только в те моменты, когда инструмент включён и работает. В остальные периоды он работает вхолостую — надо поддерживать сеть в рабочем состоянии, даже если в эти минуты никто не работает.
Аккумуляторному инструменту генератор тоже нужен, например для подзарядки батарей. Но здесь уже нет таких жёстких требований к мощности — самое быстрое ЗУ потребляет всего лишь сотни ватт, даже если заряжает аккумулятор от очень мощного инструмента. И режим работы генератора никак не связан с работой инструмента, он гораздо более равномерный. Работает на одних и тех же оборотах, пока идёт процесс заряда, после чего его можно выключить.
Мы в ходе теста заряжали батареи от генератора Zongshen BQH3500 с максимальной мощностью 3,5 кВA. Для одного ЗУ его мощность избыточна, нам бы хватило и агрегата меньшего класса, BQH2000. Причём даже в экономичном режиме, где BQH2000 «выдаёт» всего 0,8 кВА. Расход топлива в этом режиме, как говорится, «нюхает, а не кушает», то есть ничтожный. Так что у аккумуляторного инструмента есть ещё и такое преимущество в виде гораздо более скромных требований к генератору (меньше расходы на топливо, на логистику и т. д.).
Специалисты компании Milwaukee уверенно заявляют, что, к примеру аккумуляторный отбойный молоток — прекрасный вариант для дорожных рабочих. Нужен только достаточный запас аккумуляторов, позволяющий работать в заданном ими темпе. На первый взгляд эта версия выглядит очень сомнительной — ни для кого не секрет, что батареи, мягко говоря, не дёшевы. Но аккумуляторный инструмент принципиально отличается от бензинового ещё и тем, что практически все расходы на него — это именно цена покупки. А потом: электричество недорогое, фильтры и прочие расходники не нужны, дорогостоящее ТО тоже не требуется. Поэтому высокая стоимость покупки компенсируется низкой стоимостью владения, и в итоге аккумуляторный инструмент оказывается выгоднее чисто экономически. Но это же надо уметь считать…
Milwaukee MXF COS350
Аккумуляторная отрезная машина
Совсем недавно мы тестировали похожую отрезную машину Milwaukee, только меньшего размера — под круг 230 мм. И вот появилась её увеличенная версия, которая работает уже кругами диаметром 350 мм. Практически то же самое, только мощнее и с увеличенной в полтора раза глубиной реза (125 мм против 85). Фактически — полноценный конкурент бензорезам.
Как и предыдущая модель, MXF COS350 работает и всухую, и с подачей воды, причём совместима с аккумуляторной системой Milwaukee М18 Switch Tank из линейки 18 В. Преимущества в сравнении с бензорезами — работает очень тихо, слышно только шуршание алмазного диска, сам двигатель на его фоне практически бесшумен. Также преимуществом можно назвать абсолютную нечувствительность инструмента к составу атмосферы: будет работать хоть в густом дыму, хоть в вакууме. Это бензиновому мотору нужен кислород, аккумуляторный же прекрасно обходится без него. Подобные агрегаты в ходу у спасательных служб, но до этого им приходилось довольствоваться только 230‑ми. И вот появилась машина с увеличенной глубиной реза. Полагаем, спрос на неё точно будет, и немаленький.
И главное — что она может сделать до разряда батареи? В нашем случае аккумулятора ёмкостью 6 А*ч хватило на 4‑метровый рез на полную глубину в неармированном бетоне, предположительно марки В20. Причём ушло на это не более 12 минут. Заряжается такая батарея, кстати, за полтора часа.
Тут сразу же возникает вопрос: а не маловато-ли? Бензорез явно сделает больше на одном баке топлива. Да, больше, но сравнение топливного бака и аккумулятора как некоей единицы измерения энергии нельзя считать корректным. Бензин вы будете покупать каждый раз по одной и той же цене, аккумулятор — покупаете за серьёзную сумму, а потом заряжаете уже за копейки. Про стоимость владения мы уже писали выше. Так что с аккумулятором корректен другой подход: заменил батарею и работай дальше. И кстати, не нужен перерыв на охлаждение двигателя, который требуется бензорезу. А если вспомнить про вполне распространённые ситуации, когда аккумуляторный инструмент работает в условиях, где не справляется бензиновый, то можно не сомневаться, что спрос на новую технику будет. Как и любой другой инструмент, она подходит не всем и не всегда, но своя целевая аудитория у неё, безусловно, есть, и довольно обширная.
Milwaukee MXF DH2528H
Отбойный молоток (бетонолом) с зажимом K‑Hex 28 мм
Увесистый (почти 30 кг) отбойный молоток с энергией удара 64 Дж — по своим характеристикам является практически полным аналогом сетевой модели Milwaukee K 2500 H. На одной батарее ёмкостью 6 А*ч мы полностью разбили бетонный блок размером 0,8х0,8х0,3 м — то есть где-то одну пятую кубометра. На это ушло примерно 20 минут, в батарее ещё оставался заряд. Скорее всего, в опытных руках отбойник показал бы более внушительный результат, но и без того очень неплохо.
В ходе работы отметили два ключевых преимущества. Во‑первых, работает инструмент очень тихо, а во‑вторых, с очень низкой вибрацией. Тяжеловат, естественно, что для отбойника скорее благо — во время работы. А вот переноска с места на место — это та ещё физкультура. Но тут тоже есть решение — в качестве опции Milwaukee предлагает специальную тележку с большими колёсами и удобной системой фиксации инструмента, рассчитанной именно на этот отбойный молоток.
Milwaukee MXF DCD150
Аккумуляторная установка алмазного сверления
Единственный инструмент, у которого мы не измерили именно ресурс — какой объём работы он выполнит на одном заряде аккумулятора. Уже понятно, что это малоинформативная характеристика — тот, кто будет покупать и использовать эти инструменты, вряд ли ограничится одной батареей. Куда интереснее было посмотреть, насколько работоспособна такая машина в аккумуляторном исполнении. Сетевых много, а вот «батарейных» пока не было, это первая.
Сначала пытались сверлить кирпичную кладку «с рук», не используя направляющую, алмазной коронкой диаметром 54 мм. Это тяжело физически: сама дрель даже без направляющей весит больше 12 кг, плюс длинная коронка, из-за которой ещё и балансировка меняется, центр тяжести уходит вперёд. И всю эту конструкцию надо держать строго вертикально к стене, если хочешь успешно её просверлить. Сразу признаемся, что сделать сквозное отверстие нам не удалось — при небольшом перекосе срабатывает муфта защиты от заклинивания. Но тут претензия не к инструменту, а исключительно к опыту и физическим возможностям оператора. И подтверждением этому стал второй этап эксперимента, когда мы той же коронкой сверлили бетон, но уже с использованием направляющей. Тут же выяснилось, что если нет перекосов, то установка прекрасно работает под нагрузкой. На корпусе есть индикатор нагрузки, и нас очень удивило, насколько сильно можно давить на коронку, оставаясь в пределах разрешённого диапазона. Не то чтобы «висеть» на рукоятках подачи, но давить на них, оказывается, допустимо всерьёз. По мощности, пожалуй, можно уверенно говорить о сопоставимом с сетевыми моделями уровне.
Два сквозных отверстия глубиной 40 см, из которых одно ещё и через два арматурных прута. «Маленькая» батарея разряжена где- то наполовину, судя по индикаторам. Так что объём выполняемой работы здесь приличный, и это не учитывая тот факт, что вряд ли реальные пользователи новой линейки инструментов Milwaukee ограничатся только одной батареей — для максимального эффекта нужно иметь несколько.
Напоследок осталось упомянуть, что этими тремя устройствами линейка не ограничивается. На сайте российского представительства Milwaukee упоминается также аккумуляторная осветительная мачта (сразу вспоминается анекдот про «Фонарь мне на лоб, чтобы и ночью мог работать»). А на европейских сайтах есть также прочистная машина, и (а вот это уже даже нас удивило) — мощный пауэрбанк, предназначенный для питания от аккумуляторов сетевых устройств, в том числе мощных, вроде торцовочной пилы. Две батареи серии MX Fuel, преобразователь на 220 В — и можно работать сетевым инструментом там, где нет электричества. И генератор не нужен! И если заряжать от сети, то выбросы парниковых газов стремятся к нулю, особенно если в сети будет «зелёное» электричество.
К сожалению, у нас гораздо больше внимания обращают на стоимость первоначальных вложений, забывая о стоимости владения. И при таком подходе все эти новинки выглядят, конечно, нереальной фантастикой. Но запросто может оказаться, что даже в России эта фантастика будет выгодной, нужно лишь правильно всё просчитать.
Официальный российский сайт Milwaukee (Милуоки): www.milwaukeetool.ru
Официальный аккаунт в Instagram: milwaukeetoolru
Тест провели Любовь Балаболина и Алексей Меснянкин.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Лето-осень 2020» (№3’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Сентябрь 2020 года