Под торговой маркой Iron Mole предлагается специализированная техника: мотобуры и режущее оборудование для них. В частном хозяйстве такие приспособления нужны далеко не каждый день. Зато, если понадобится установить забор, построить столбчатый или лёгкий ленточный фундамент, применение подобной техники способно заметно сократить затраты ручного труда. Поскольку грунты и требуемая глубина бурения бывают различными, мотобуры выпускаются в различных весовых и мощностных категориях. Нам на испытания достались самые лёгкие из моделей Iron Mole – механические Iron Mole E43 и Iron Mole С-5.
Для работы мотобура требуются три составляющие: сам бур, шнеки и участок земли, причём чем плотнее грунт, чем больше в нём камней, тем мощнее нужен бур. Даже в средней полосе наткнуться на находящийся в земле камень можно почти везде. Особенно, если проводить испытания в городе, где под слоем почвы часто встречается строительный мусор. Не знаю, как в других местах, но в верхнем течении Яузы в Москве этого добра оказалось предостаточно.
Что такое мотобур?
Любой мотобур состоит из привода, рамы и рабочего органа – приобретаемых отдельно шнеков различных диаметров. Простой мотобур, Iron Mole E43, предназначен для одного оператора, более мощным Iron Mole С-5 управляют вдвоём, в четыре руки. Эти модели – представители профессионального класса инструменов и пригодны для выполнения большинства земляных работ в строительстве, включая установку фундаментов. Конечно, выкопать одну-две ямы под столбы забора можно и лопатой, а вот огородить участок по периметру, когда речь идёт о десятках ям, уже не так просто. Можно нанять рабочих, но стоимость их услуг будет вполне сравнима с ценой мотобура. Справедливости ради заметим, что большинство «диких» бригад уже давно обзавелись мотобурами: быстро, просто, удобно и окупается почти сразу. Выкопать «под столб» одну яму глубиной в метр в сельской местности сейчас стоит рублей 200–300.
Более мощные типы мотобуров монтируются на раме с колёсами: отдельно двигатель, отдельно привод шнека. По внешнему виду они напоминают колодезный «журавель»: подкатил установку на место, прицелился, включил двигатель и начал опускать раму со шнеком. Нагрузки невелики, второй человек не нужен, возможный обратный удар гасится рамой. В этой категории вместо механической трансмиссии часто используют гидронасос и гидромотор: им не страшны перегрузки, возникающие при обратных ударах. Существуют и разновидности мотобуров для двух операторов с гидроприводом: они по возможностям лишь немного превышают аналогичные бензиновые, но удобнее, долговечнее и могут работать на более тяжёлых почвах. Такие типы техники также есть в ассортименте Iron Mole.
Не просто шнек
Рабочий орган любого бура – шнек, причём шнеки для «ручных» мотобуров конструктивно сложнее, чем их аналоги для более мощных моделей. Номинальный диаметр шнека считается по диаметру спирали (реборды). Снизу на шнек устанавливают два ножа: направляющий, по центру, и режущий, крепящийся на спирали шнека так, что его кромка выходит за диаметр реборды. На этот нож при работе приходится основная часть нагрузки, шнек нужен только для того, чтобы поднимать землю. В процессе работы режущая кромка ножа изнашивается, и рабочий диаметр уменьшается. При сильном износе шнек начинает «ввинчиваться» в землю ребордами, и нагрузки многократно возрастают. Именно в таком режиме чаще всего выходят из строя двигатель, редуктор и сцепление, да и «закопать» сам шнек гораздо проще. В общем, на состояние режущего ножа следует обращать пристальное внимание и не забывать о его своевременной замене.
Мы использовали шнеки Iron Mole для ручных мотобуров длиною 1000 мм, диаметром 150 и 200 мм и удлинитель длиной 450 мм. Оси шнеков в их верхней части составные, соединяются мощной пружиной, работающей на скручивание. При резком возрастании нагрузки пружина сглаживает возникающий обратный удар. Такие пружины (система Flex Coil) есть на всех шнеках Iron Mole диаметром от 150 до 350 мм. В стационарных моделях пружины не нужны, обратный удар амортизируется рамой.
Для тяжёлых моделей может использоваться шнековый удлинитель. У «ручных» мотобуров на одного или двух операторов удлинитель представляет собой обычную ось, шнековые удлинители не используют: если обратный удар произойдёт от заклинивания реборды удлинителя выше пружины, вся нагрузка придётся на двигатель и оператора, а они (особенно последний) на это просто не рассчитаны.
Iron Mole E43
Механический мотобур для одного оператора
ДВИГАТЕЛЬ: Tecamech; 2-тактный; 43 см3; 1,25 кВт (1,7 л. с.)
МАКСИМАЛЬНЫЙ ДИАМЕТР ШНЕКА: 250 мм
КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ: 130 Н*м
РАБОЧАЯ ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ: 250 об/мин
ГЛУБИНА БУРЕНИЯ: до 2 м
ВЕС: 8,5 кг
ЦЕНА: 10 900 руб.
Конструктивно модель довольно проста. Двигатель – лицензионная копия мотора Mitsubishi TE 43 – смонтирован на раме с двумя рукоятками и виброзащитой. Крутящий момент с вала двигателя через центробежное сцепление и понижающий шестерёнчатый редуктор с передаточным числом 1:30 передаётся на выходной вал. Шнек крепится на валу стальным пальцем, шайбой и пружинным шплинтом. Для испытаний установили шнек диаметром 200 мм.
После запуска и небольшого прогрева мотора всё, что требуется для работы, это крепко взяться за ручки и нажать рычаг «газа». Работать нужно на максимальных оборотах, время от времени немного приподнимая мотобур, чтобы шнек выбросил землю. При первой попытке на глубине около полуметра шнек начал скрести по камням. Однако пробурить яму глубиной около метра удалось довольно быстро. Это был едва ли не единственный раз, когда камни почти не мешали. При последующих попытках шнек натыкался на слой разнообразного строительного мусора толщиной в несколько десятков сантиметров. Предугадать, что находится под слоем почвы, нереально, каждая встреча с очередным камнем сопровождается сильным рывком, тут главное удержать бур в руках. За несколько попыток из земли в качестве «подарков» удалось достать несколько камней и вполне полноценный кирпич. Смотрите видео испытаний. Дёрн и некрупные древесные корни шнек проходил без затруднений, расположенный ниже слой сухой глины тоже не вызывал особенных неудобств.
ВИДЕО (Механический мотобур для одного оператора Iron Mole E43)
Iron Mole С-5
Механический мотобур для двух операторов
ДВИГАТЕЛЬ: Briggs&Stratton; 4-тактный; OHV; 190 см3, 3,7 кВт (5,0 л. с.)
МАКСИМАЛЬНЫЙ ДИАМЕТР ШНЕКА: 300 мм
ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО РЕДУКТОРА: 1:20
КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ: 240 Н*м
РАБОЧАЯ ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ: 180 об/мин
ГЛУБИНА БУРЕНИЯ: до 2,5 м
ВЕС: 28 кг
ЦЕНА: 27 000 руб.
Четырёхтактный двигатель, установленный на этом буре, имеет рабочую частоту вращения более чем в два раза ниже, чем двухтактный. Передаточное число редуктора тоже ниже (1:20), скорость вращения шнека заметно меньше, а мощность и крутящий момент – выше. Шнек диаметром 200 мм переставили с предыдущей модели. Крепление одинаково, только вместо стального пальца используются болты с «неотворачивающейся» гайкой, такие же, как применяемые для крепления амортизирующей пружины шнека. Гайки смяты с трёх сторон до небольшого изменения геометрии их резьбы. Пальцами по резьбе болта их не прокрутить, потребуется гаечный ключ. Это сделано для того, чтобы соединение не ослабло от вибрации, которая всегда есть во время бурения.
Условия работы не изменились: на глубине полуметра шнек всё так же «встречался» с камнями. Тут обнаружилось одно различие: при работе в одиночку, если шнек встречает противодействие, мотобур начинает вращаться, при этом пальцы отпускают рычаг газа, сцепление отключается. Вдвоём работать проще: больше рычаг, т. е. расстояние от оси шнека до рук, удержать бур легче. Однако стоит учитывать, что, когда двигатель работает, а шнек заклинен, сцепление начинает проскальзывать. Долго держать бур в таком режиме нельзя: можно «подпалить» фрикционные накладки.
Когда вращающийся бур начинают приподнимать, выброшенная земля буквально на секунду переходит в состояние «кипения» (псевдоожижения). Выглядит довольно интересно
ВЫВОДЫ
В качестве следующего эксперимента на бур установили шнек диаметром 150 мм. Пять сантиметров – вроде бы разница невелика, но площади отверстий отличаются почти в два раза, соответственно и нагрузки меньше, и работать не в пример легче. Напоследок этот же шнек использовали вместе с удлинителем. Для этого, не вынимая шнек из земли, нужно снять бур и поставить удлинитель между шнеком и буром. Никаких сложностей с этим не возникает. Слой глины после строительного мусора проходили просто «на ура».
Подводя итоги, можно сказать, что оба мотобура, хотя и не рассчитаны на такие перегрузки, успешно справились с задачами. Судя по следам на краске, пружина шнека поворачивалась на угол в 50–60°. На любой глубине при бурении любого грунта всегда встречаются камни, поэтому наличие пружины на шнеках – большой плюс для безопасности оператора и защиты трансмиссии мотобура. Заметим ещё, что испытанные модели выпускаются в нескольких разновидностях: Iron Mole С-5 может комплектоваться двигателями Honda и Kohler мощностью 6 л. c., а Iron Mole E43 – «родным» мотором Mitsubishi TE 43. Он также выпускается в «ледобурной» версии, с большей частотой вращения шнека и мотором, адаптированным под зимние условия.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Представительство компании Iron Mole: сайт www.motobur.ru. Тел.: (495) 661-6995 , 662-5802. E-mail: info@motobur.ru
Автор: Максим Грибоедов
Апрель 2012 года