Интервью опубликовано в объединённом выпуске «Осень-зима 2018»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Январь 2019 года
Российский рынок садово-огородной техники поистине бездонный! Работая на нём с далёкого уже 1996 года, наш журнал тем не менее постоянно открывает для себя новые имена. И зачастую речь идёт отнюдь не о «свежеиспечённых» торговых марках, а о брендах, уже давно и успешно покоряющих сердца российских потребителей.
Впрочем, с учётом специфики компании, о которой мы собираемся рассказать, уместнее будет использовать слова «бороздящих сердца», ибо речь пойдёт о бренде сельскохозяйственной и коммунальной техники «Скаут». На наши вопросы ответил директор тульского филиала компании «Скаут».
Каждая компания начинается с идеи. Идеи сделать лучше, чем остальные; создать продукт, полезный и доступный каждому. Предложить товар, который станет неотъемлемой частью жизни человека, улучшит и облегчит её.
Компания «Скаут» появилась на российском рынке в 2008 году. Тогда для механизации труда на приусадебном участке использовались недорогие лёгкие мотоблоки или культиваторы, а для площадей больше 50 соток нужно было покупать дорогие тракторы…
Именно тяжёлые дизельные мотоблоки Garden Scout с водяным охлаждением стали тогда доступными и профессиональными помощниками владельцам обширных участков. С 2008 года в России, Белоруссии, Украине и Армении было продано свыше 20 000 единиц подобной техники.
В 2012 году произошёл ребрендинг, и название для российского рынка было адаптировано до привычного сейчас «Скаут» (современный логотип можно увидеть справа. — Прим. ред.).
В том же году инженеры компании разработали простую конструкцию рамного трактора, дополнив тяжёлый мотоблок шасси и передним мостом. Получив преимущество в цене и положительные отзывы даже на те первые — ещё «сырые» — образцы, компания уже шесть лет дорабатывает свои изделия, обновляя модельный ряд каждые шесть месяцев. К слову, с 2012 года было реализовано более 12 000 единиц ременных мини-тракторов «Скаут» на рамном шасси.
В настоящее время география нашей работы не ограничивается Россией — мы представлены в Белоруссии, Казахстане, Армении и Украине.
В 2018 году конструкция тракторов «Скаут» успешно прошла испытания в Евросоюзе, так что в 2019-м модельный ряд поступит в продажу в Польше, где для этих целей мы открыли офис. Для европейского рынка бренд получил латинское название — Scout (соответствующий логотип смотрите справа. — Прим. ред.).
Кстати, линейка моделей 2019 года получит самые масштабные обновления с 2012 года.
Наша техника полупрофессиональная, для частных хозяйств.
«Бытовой» её назвать нельзя, так как она выполняет все поставленные перед ней сельскохозяйственные задачи, просто на небольших площадях — до трёх гектаров.
С другой стороны, и «профессиональной» не назовёшь, поскольку используемые двигатели не рассчитаны на 8-часовую смену тракториста.
Здесь у нас очень широкая география.
Двигатели и КПП производятся в Китае на основе чертежей, создаваемых штатными инженерами нашей компании в головном офисе в Санкт-Петербурге.
Сборка шасси и порошковая покраска осуществляются в Санкт-Петербурге, а грунтовка и покраска облицовки для холодного влажного климата — в Туле.
Основная масса навесного оборудования специально разрабатывается, тестируется и выпускается в Украине. Фронтальные погрузчики и шнекороторные снегоуборщики с приводом от гидромотора производятся в Калуге.
Качество на китайской стороне контролируется штатными сотрудниками, живущими и работающими там на постоянной основе. Они посещают фабрики, которые выпускают комплектующие, и тщательно оценивают качество и уровень производства.
За своё навесное оборудование «головой отвечает» украинский филиал «Скаут».
Контроль качества шасси — непосредственно на месте при сборке.
Отмечу, что для всех позиций (тракторы, мотоблоки и навесное оборудование) доступны 3D-модели. Это даёт возможность, во-первых, проверять совместимость оборудования до запуска в серию, а во-вторых, создавать привлекательные рекламные материалы для торговых точек, дилеров. К примеру, то или иное изделие можно детально рассмотреть перед покупкой в 3D или установить его на виртуальную витрину с дополненной реальностью.
К слову, в 2017 году на базе факультета технических систем, сервиса и энергетики Санкт-Петербургского государственного аграрного университета мы провели ряд тягово-динамических испытаний мини-тракторов «Скаут». Их результаты вошли в инструкции по эксплуатации, а рекомендации по усовершенствованию будут реализованы нами в линейке моделей 2019 года.
Отвечу коротко, но предельно точно:
Отдельный проект — запасные части к китайским тракторам и мотоблокам. Их в наличии более 5000 наименований.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Наши тракторы — это машины для частного владения, доступные большинству желающих. Перечислю их основные достоинства:
Прим. ред.: в 2019 году произошло обновление модельного ряда тракторов «Скаут». Новые версии сохранили прежние маркировки — Т-15, Т-18 и Т-25, но с добавлением «Generation II». Основные изменения описаны здесь.
Тяжёлые дизельные мотоблоки «Скаут», в отличие от лёгких бензиновых моделей, действительно способны производить вспашку и работать на больших площадях.
Их внушительный вес — от 240 кг — гарантирует высокую агротехническую проходимость. При этом КПП с пониженными передачами (3+1)x2 обеспечивает медленный ход с соблюдением тягового усилия. Сам по себе дизельный мотор функционирует на малых оборотах, его перегреву препятствует жидкостное охлаждение.
Благодаря активной почвофрезе и отключаемому приводу каждого колеса, наша тяжёлая машина в эксплуатации удобнее, чем мотоблоки, у которых фреза ставится вместо колёс.
Наконец, вместе с почвофрезой мы поставляем сиденье-адаптер, то есть трудиться можно сидя, что гораздо комфортнее.
Акцентирую ваше внимание на том, что навесное оборудование «Скаут» разрабатывается и тестируется специально для тракторов и мотоблоков «Скаут». С Вашего позволения, я просто перечислю основные позиции ассортимента нашей «навески»:
Мы применяем одноцилиндровые дизельные двигатели с проверенных китайских заводов, а именно пять моделей моторов для всех наших тракторов и мотоблоков. Их главные достоинства — доступный ценник для агрегата мощностью до 20 лошадиных сил и высокое тяговое усилие на малых оборотах.
Кроме того, для трактора или мотоблока важен показатель массы. Чем она больше — тем выше КПД. Двигатели, которые мы используем, весят до 190 кг.
При заявленном моторесурсе в 1500 моточасов, статистически к первой замене поршневых колец клиенты приходят после 1300 моточасов — сказываются работа в грязи, качество российского дизельного топлива, несвоевременная замена масла. Для нашего «среднестатистического» клиента — обладателя 75 соток, использующего трактор круглый год, — это соответствует примерно семи годам работы без нареканий.
Отдельно замечу, что запасные части постоянно в наличии, а их стоимость весьма адекватная. К примеру, запчасти для капитального ремонта дизельного двигателя «Скаут» обходятся потребителю в 3500–4000 рублей. Наши клиенты осознанно покупают недорогой трактор или мотоблок, так что его обслуживание не должно быть дорогим!
Самой собой, мы рассмотрели множество вариантов. Назову лишь несколько альтернатив и причины, почему мы их отвергли.
Кстати, лабораторные испытания Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, о которых я рассказал выше, кроме всего прочего, показали, что увеличение мощности двигателя свыше 20 лошадиных сил на ременном мини-тракторе с рамной конструкцией шасси никак не влияет на его КПД или агротехническую проходимость. Выходит, что ставить мотор мощнее не имеет никакого смысла.
Мы считаем, на российском рынке у наших изделий конкурентов нет.
Да, существуют компании, которые покупают дешёвую продукцию на китайских заводах «в сезон», привозят в Россию, реализуют на рынках и забывают об этом до следующей весны. Их главная задача — купить дешевле и быстрее продать. При этом подобие таких продуктов с нашими только внешнее. Если «копнуть глубже» — на форме капота схожесть и заканчивается.
В частности, никто из этих компаний не задумывается о следующих факторах:
За шесть лет эволюции тракторов «Скаут» мы всё это прошли — в отличие от тех, кто каждый год «заново» закупает у новой китайской фабрики самые дешёвые модели мини-тракторов.
Кстати, с 2012 года наши инженеры провели ревизию больше 100 китайских фабрик!
К сожалению, да. И чем дальше, тем больше — нашу продукцию всё чаще подделывают. Недобросовестный продавец легко может прикрепить на облицовку самого дешёвого изделия наклейку «Скаут», особенно если он работает на стихийных рынках вдалеке от Москвы и Санкт-Петербурга. Подобным «предпринимателям» проще скопировать, чем вкладывать силы, время и средства в развитие продукта.
Обманутых людей, конечно, жаль. У нас уже была пара случаев обращения недовольных клиентов в сервисный центр, которым отказывали по причине того, что товар явно контрафактный…
Но, с другой стороны, это является лишним аргументом в пользу того, что мы находимся на правильном пути, ведь подделывают только самое лучшее!
Всех тех, кто хочет визуально познакомиться с особенностями тракторов и мотоблоков «Скаут» и узнать, как отличить их от подделок, отсылаю к видеоролику, который мы специально создали для этих целей:
Собственный штат инженеров позволяет нам не обращаться к сторонним проектным организациям.
Конечно же, дизельные двигатели разработаны задолго до нас. Тем не менее наши конструкторы добавили несколько простых изменений, в частности поменяли расположение элементов, добавили систему фильтрации топлива и магниты для сборки заводской стружки.
Коробки передач тяжёлых мотоблоков тоже уже существовали до 2012 года. Однако наши инженеры для использования подобных КПП на тракторе модернизировали конструкцию — добавили блокировку дифференциала и планетарный механизм, усилили полуоси. Всё это разрабатывалось в 3D, затем изготавливалось, тестировалось, исправлялось, снова тестировалось и только потом выходило в серию.
Честно признаюсь — многие детали и особенности наших тракторов мы «подсмотрели» на европейских моделях и адаптировали для «Скаут». Ничего зазорного в этом я не вижу — мы ведь хотели создать недорогие машины, которые действительно работают.
Навесное оборудование, в абсолютном своём большинстве, давно уже создано и проверено временем. Плуг, как и велосипед, заново не придумаешь! При всём при том конструкцию, которая оптимально функционирует на упрощённом одноточечном подвесе, мы разрабатывали с нуля.
Эксклюзивные позиции и ноу-хау через 12 месяцев появляются в предложениях на всех китайских фабриках. Мы привыкли к этому и не расстраиваемся — это реальность. Она учит не останавливаться на достигнутом и ещё… учит не раскрывать секреты до выхода нового модельного ряда.
К сожалению, контролировать наличие даже запатентованных узлов в чужой продукции и призывать «контрафактников» к ответу в России практически невозможно. Пока, по крайней мере.
В России хороший спрос на нашу продукцию — несмотря на то, что потребители слабо осведомлены о возможности приобрести «целый трактор» настолько недорого.
Нам на руку играет присутствие бренда в нескольких русскоговорящих странах. Радует, что, несмотря на разные политические и ментальные взгляды, люди из России, Украины, Армении, Белоруссии, Казахстана общаются и делятся отзывами о «Скаут» на тематических форумах. Они для нас — бесконечный источник усовершенствований техники и оценок результатов работы инженеров. Похвала радует, а отрицательные отзывы заставляют задумываться о дальнейшем развитии.
Из отрицательных факторов, влияющих на долгосрочное планирование перспектив в России, отмечу введение утилизационного сбора в 2016 году. При средней стоимости мини-трактора «Скаут» в 160 000 рублей, введение дополнительного сбора в 69 000 рублей катастрофично для нашего потребителя и сильно ограничивает покупательскую способность. При этом государство не защищает отечественного производителя (таковых в нашем классе просто нет) и не даёт развиваться, так как утилизационный сбор обязаны уплачивать даже российские производители! Скажу больше — при этом ограничении государство даже не получает больше денег в казну, ведь импорт и производство мини-тракторов внутри РФ почти остановлены. А если бы просто увеличили ввозную пошлину — рынок бы подстроился и поступлений в госбюджет стало бы в сотни раз больше. В общем, на фоне программ импортозамещения и поддержки отечественного фермера введение такого огромного сбора необъяснимо…
Отрицательно влияет и постоянное падение рубля относительно доллара США и китайского юаня. Россиян научили всё считать в рублях, и когда импортные товары дорожают из-за ослабления национальной валюты, они обвиняют продавцов в жадности. На данный момент 70 % комплектующих техники «Скаут» закупается за границей, так что стоимость нашей продукции, естественно, зависит от курса доллара и юаня.
Мини-трактор «Скаут» необходим:
О перенасыщенности российского рынка я слышу впервые. Имея офисы в разных странах, я чётко понимаю, что такое «насыщенность рынка».
К примеру, Беларусь — страна по территории и населению в десятки раз меньше России. А продажи ременных тракторов за год — больше, чем в России, в полтора раза!
В Украине продажи в три раза выше, чем в России. Частично это связано с ценообразованием, дополнительными сборами и пошлинами, которые ложатся на покупателя у нас в стране и которые отсутствуют там.
Моё личное мнение — рынок не может быть насыщен, если делаешь продукт с душой, вкладываешь все силы. Кстати, объём продаж нашей продукции скорее упирается в производственные ограничения — техники всегда не хватает.
Это отдельный проект компании «Скаут», на который мы выделяем очень много ресурсов.
Центральный сервисный центр и главный склад запчастей находятся у нас в Туле. Там же расположен call-центр с бесплатной горячей линией. Клиент всегда может позвонить и получить грамотную консультацию сервис-менеджера.
Наши дилеры формируют сеть аккредитованных сервисных мастерских по всей стране. Механики региональных дилеров приезжают на обучение и смотрят, как правильно выполнять работы и на каком оборудовании это происходит.
Вообще говоря, тракторы и мотоблоки «Скаут» конструктивно достаточно просты. Их можно отремонтировать и самостоятельно, не имея квалификации механика.
Резюмируя по сервису, озвучу наше правило, сформированное годами работы: мы предоставляем выездной сервис в тех регионах, где присутствует авторизованный сервисный центр «Скаут», либо оплачиваем транспортные расходы при удалённом гарантийном обслуживании.
Краткосрочные цели, которые мы ставили перед собой, уже достигнуты: тракторы «Скаут» успешно прошли испытания для продажи и эксплуатации в Евросоюзе. Этого мы добивались последний год работы, к этому шли. Пришлось многое поменять в конструкции, многое добавить, не меняя основного преимущества — доступной стоимости. Изменения затронут модельный ряд «Скаут» 2019 года, и во все страны поступит единая линейка тракторов.
Долгосрочные цели мы, конечно, можем ставить, но при нынешней ситуации в России далеко загадывать не приходится. Основные задачи у нас довольно «прозрачные»:
Тракторы, мотоблоки и навесное оборудование «Скаут»
Сайт: garden-scout.ru
Youtube-канал: youtube.com/channel/UC54Tf0uivOpQUzLGt_2LkvQ
Facebook: facebook.com/gardenscout
ВКонтакте: vk.com/scout_traktor
Instagram: instagram.com/tractor_scout
Интервью опубликовано в объединённом выпуске «Осень-зима 2018»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Январь 2019 года