Для организации продаж любой сложной техники недостаточно бывает «привезти её в магазин, красиво поставить и повесить ценник». Ещё необходимо как минимум обеспечить возможность её гарантийного и технического обслуживания, ремонта, поставки запасных частей. А для этого необходимо «где-то взять» квалифицированных специалистов и консультантов. Причём многим специалистам, в частности сотрудникам сервисов, вовсе не обязательно сразу обладать энциклопедическими знаниями, которые всё равно приходят только с опытом. В их работе не меньше ценятся знание, где получить необходимую информацию, и умение ею воспользоваться. Кстати, этому тоже необходимо учиться.
Что касается компании Briggs&Stratton (Бриггс энд Стрэттон), то основные вопросы по обучению специалистов различного уровня на территории России и стран СНГ можно решить, обратившись в её московское представительство. Помимо технической и информационной поддержки, представительство проводит очные семинары для специалистов, а также занимается поддержкой российского сегмента сайта Briggs&Stratton. Если знать, «где» и «как», на сайте можно найти информацию, полезную и для специалистов, и для обычных пользователей. Это небольшое интервью заодно можно считать «заочным семинаром», посвящённым особенностям работы с сайтом компании для обычных пользователей. В роли лектора, как и на очных семинарах компании, — Виктор Иванович Данилов, кандидат технических наук, региональный менеджер по техническому сервису компании в России и странах СНГ.
Виктор Иванович, время от времени сотрудники нашей редакции посещают проводимые вами семинары: мы, хотя и не «сервисники», но и нам необходимо иметь представление об особенностях техники. Но один из видов ваших семинаров, кажется, никто из нас не посещал — это работа с интернет-ресурсами. Неужели тема настолько сложная, что требует особого обучения?
Обучающие семинары, посвящённые конкретным разновидностям двигателей и конечной продукции, обычно рассчитаны на два-три дня. Отдельная тема — семинары, посвящённые интернет-ресурсам, работе с технической документацией и оформлением гарантийных талонов. Как показывает практика, эти «мелочи» в итоге вызывают не меньше вопросов, чем семинары по устройству, обслуживанию и диагностике. Мало того, работа «с бумагами» в настоящее время для сотрудников сервисов не менее важна, чем умение перебрать двигатель. Чтобы заказать запчасти, нужно знать, что заказывать, правильное оформление документации тоже требует некоторых знаний. Всю необходимую информацию и документацию по технике можно найти на сайте Briggs&Stratton, русскоязычная версия сайта — www.briggsandstratton.com/eu/ru/. Но найти сам сайт в Интернете недостаточно — надо знать, где и что искать.
А какие трудности могут возникнуть у покупателя или сотрудника сервиса при поиске, скажем, руководства по эксплуатации двигателя или любых иных доступных документов? Ведь на сайте многих производителей подобная документация выложена в открытый доступ, проблем в том, чтобы её скачать и посмотреть, в общем, нет.
Дело в том, что у производителей обычно можно найти документацию на современные модели техники. Но она постоянно обновляется, документация устаревает, да и сами пользователи не всегда хранят документы на оборудование. К примеру, двигатели Briggs&Stratton Quantum выпускаются примерно 35 лет и за это время множество раз модернизировались. Разумеется, даже «пользовательские» инструкции к моделям разных годов выпуска различаются. Так что если в интернет-поисковике сделать запрос вроде «скачать инструкцию Briggs&Stratton Quantum», результат будет, на сторонних ресурсах такая документация встречается. Но далеко не факт, что она подойдёт к конкретной модели двигателя. Такая же ситуация и со всеми иными модификациями двигателей Briggs&Stratton. Сервисным специалистам ещё сложнее: чтобы заказать необходимые запчасти, им нужно знать точную модификацию. Всего у Briggs&Stratton имеется более 500 разновидностей двигателей, запомнить их все ни один человек не в состоянии. Ровно те же вопросы встают и перед пользователями продукции — даже для заказа каких-то простых запчастей, вроде воздушных фильтров, надо знать точную модификацию оборудования. Впрочем, запоминать ничего и не надо — для поиска достаточно обратиться к электронной базе данных компании Briggs&Stratton. Документацию можно найти практически на любую модель — но перед этим нужно указать, какая именно имеется в виду.
И каков алгоритм? Предположим, у нас уже есть двигатель Briggs&Stratton в составе какого-либо оборудования. Или техника Briggs&Stratton, то есть конечная продукция под этим брендом. Инструкция и другие документы, как обычно и бывает, утрачены. Как пользователь или сотрудник сервиса должен поступать, чтобы получить актуальную информацию?
Чтобы начать работу, достаточно знать индивидуальный серийный номер или модель, тип и код. Это набор цифр и букв, выбитый на металлических деталях двигателя или оборудования. В этих символах зашифрована вся необходимая информация о нём.
Модель двигателя — пять или шесть символов, указывающих на рабочий объём (в кубических дюймах) и основные особенности конструкции: исполнение, наличие и тип стартёра и т. д.
Тип — следующий набор символов: четыре символа, затем тире или пробел, затем ещё два. Первые четыре указывают на цвет, частоту вращения и производителя конечного оборудования. Ещё пара символов обозначает уровень эмиссии вредных веществ.
Код — восемь символов: год, месяц и день сборки, а также линия сборки и завод.
Набор «модель-тип-код» аналогичен VIN у автомобиля — по нему можно найти всю необходимую информацию, техническую документацию, расходные материалы и запасные части для каждой конкретной модели. Кстати, у конечной продукции Briggs&Stratton тоже есть свой номер модели и серийный номер — он состоит из шести или семи знаков. Так что перед тем как обращаться в сервис, необходимо найти и записать этот номер. Практика показывает, что основные проблемы у пользователей возникают именно на этом этапе — они просто не знают, где его искать.
В зависимости от конструкции двигателя места расположения номера могут различаться. Есть несколько мест на разных двигателях:
— на «верхнеклапанных» (OHV), как правило, он находится на клапанной крышке;
— на новых газонокосилочных двигателях (OHV, с вертикальным валом) — под карбюратором;
— на «нижнеклапанных» газонокосилочных (L‑head) — на кожухе над свечой зажигания либо на площадке над глушителем. В некоторых случаях, чтобы найти номер двигателя, придётся снять верхний защитный кожух;
— на двухцилиндровых двигателях Vanguard крепится специальная алюминиевая табличка, обычно где-то на видном месте на корпусе двигателя.
На новом оборудовании и двигателях Briggs&Stratton необходимую информацию можно найти на наклейке — на самом оборудовании и двигателе. Если наклейки нет или она не читается — модель, тип и код двигателя можно найти непосредственно на нём
Примеры расположения номера на различных типах двигателей Briggs&Stratton
Кроме этого, на новых двигателях Briggs&Stratton на кожухе имеется наклейка, где указан серийный номер двигателя, по которому можно определить его модель и тип. Конечно, наклейка не настолько долговечна, но считать и записать информацию с неё удобнее.
Дальше всё просто. Достаточно зайти в Интернет, выйти на сайт www.briggsandstratton.com/eu/ru/, затем в раздел «Поддержка» на закладку «Руководство пользователя» и выбрать тип изделия (двигатель или конечный продукт Briggs&Stratton). После этого на открывшейся странице ввести модель и тип оборудования — и получить доступ к руководствам по эксплуатации, каталогам запчастей и иной документации. Обычно для этого бывает достаточно ввести модель и первые четыре цифры кода двигателя.
И ещё вопрос, который важен в первую очередь для покупателей. Что должно быть заполнено в документах, прилагаемых к новой продукции?
Вместе с двигателем или конечной продукцией Briggs&Stratton при продаже обязательно прилагается руководство по эксплуатации. Известно, что продавцы далеко не всегда горят желанием заполнить его полностью — нередко они просто ленятся. Этот вопрос лучше проконтролировать отдельно. Дело в том, что в руководстве, помимо прочей информации, должны быть указаны номера двигателя и техники. В общем, сэкономив время продавца, можно в дальнейшем потерять собственное, занимаясь поиском нужного номера самостоятельно.
А нужно ли покупателю вообще заниматься поиском номера? Ведь если возникнет необходимость в ремонте, технику придётся везти в сервисную организацию, где, можно надеяться, найдутся специалисты, которые сами всё посмотрят и закажут…
Одно дело привезти в ремонт небольшую газонокосилку, другое — портативный генератор. Более крупную технику обычно «ставят на обслуживание», и при возникновении проблем в работе не она едет в ремонт, а к ней вызывается специалист. Но в любом случае подобные вопросы удобнее предварительно решить «дистанционно». Сотрудники сервиса, зная номер двигателя, уже как минимум смогут сказать, есть ли у них необходимые запасные части, сколько времени может занять их поиск и собственно ремонт.
И даже на этапе поиска запчастей у сервисов бывают ошибки. Наиболее частая из них связана с тем, что сотрудники «скачивают» документацию на один двигатель, а потом пытаются использовать её при работе с «такими же». На деле и сами двигатели, и база данных по ним постоянно обновляются, и, чтобы не ошибиться, нужно не лениться и искать документацию для каждого двигателя отдельно.
Вообще, вопрос заказа и получения запасных частей — очень обширный, ему посвящена значительная часть однодневного семинара по работе с интернет-ресурсами. Кстати, с помощью раздела «Поддержка» на сайте www.briggsandstratton.com/eu/ru/ можно найти дистрибьютора сервисных и запасных частей и ближайшего официального дилера, через которого легко провести заказ необходимого. Для поиска дилера в разделе «Поддержка» надо выйти на закладку «Сервисные дилеры». Также сотрудники сервисных служб могут ознакомиться с расписанием ближайших семинаров и выбрать интересующие. Обучение бесплатное, нужно только послать предварительную заявку на адрес Danilov.Victor@basco.com.
Интервью подготовил Максим Грибоедов
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2016»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель»
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь