Любая новая технология привлекает внимание и активно обсуждается сама по себе. Но пока она не вошла в нашу реальную жизнь, этот интерес остаётся чисто академическим. Широкой аудитории она становится известна только после того, как сделанный на её основе или с её помощью продукт превращается в массовый.
Выпуск журнала «Лето 2016» мы считаем особенным. За время его подготовки мы провели множество редакционных тестов, тесно общались с производителями и дилерами, ездили на конференции и семинары… и на основе полученной нами информации считаем, что ситуация на рынке инструментов и садовой техники находится на пороге некоего перелома: где-то здесь и сейчас и, надеемся, с нашей помощью в том числе. Ещё чуть-чуть — и изменения примут необратимый характер. Мы говорим об аккумуляторных технологиях, которые уже дошли до такой стадии развития, что начинают наступление на рынок по всем фронтам.
Аккумуляторными перфораторами, УШМ, триммерами, газонокосилками или цепными пилами уже давно никого не удивить — всё это не новинки. Но до сих пор аккумуляторные инструменты воспринимались исключительно как дорогое решение для тех случаев, когда под рукой нет розетки. А такая садовая техника на российском рынке вообще считалась непонятной экзотикой, что подтверждали штучные продажи. Почему?
Ответ чаще всего звучал примерно так: «Дорого и неэффективно». Да, дорого. Да, в России кризис. А вот насчёт «неэффективно»… Может быть, мы вас удивим, но, поверьте, мир изменился! И теперь вместе с ним меняемся и мы, меняется отношение к новым веяниям. Естественно, всё это произошло не вдруг, но если технологии прогрессировали быстро, то отношение и заинтересованность в них со стороны потенциальных покупателей в России меняются с гораздо меньшей скоростью. Образно говоря, раньше ситуация на российском рынке аккумуляторной техники напоминала просмотр футбольного матча по телевизору: все сидят с пивом, смотрят, увлечённо обсуждают происходящее на экране… но никто даже не подумает встать и выйти хотя бы во двор погонять мяч.
Однако сейчас ситуация дошла до какого-то порога. Перефразируя известное высказывание американского астронавта Нила Армстронга, можно сказать, что ещё один маленький шажок в технологиях вызовет огромные изменения в сознании людей. И этим шажком может стать неизбежное грядущее удешевление аккумуляторов. Мы считаем, что российский потребитель уже внутренне практически готов к переходу на беспроводные технологии, не хватает небольшого усилия, чтобы «процесс пошёл». Это наше ощущение, постараемся объяснить, откуда оно взялось.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Первой ласточкой на пути снижения стоимости владения аккумуляторными инструментами стало объединение их в систему с возможностью продажи каждого инструмента по отдельности — без аккумулятора и зарядного устройства. Сама идея далеко не нова, первопроходец в этой области — Ryobi One+ — отпраздновала 20‑летие! Но по-настоящему интересными системы начали становиться лишь в последние годы, когда количество входящих в них моделей резко возросло. Когда в 2012 году наш журнал готовил обзор аккумуляторных систем, тогда даже в самую продвинутую из них входило не более 50 инструментов. И что теперь? У многих производителей счёт уже перевалил за сотню! Системы есть у всех ведущих инструментальных брендов: Bosch, DeWALT, Makita, Metabo, Milwaukee, Fein, AEG, Ryobi, Hitachi. На рынке садовой техники свой список систем: Husqvarna, Stihl, Ryobi, Gardena, Stiga, Bosch, Skil, Monferme. А два года назад российская торговая марка «Энкор» предложила рынку собственную систему AccuMaster. Как видите, выбор богатый.
«АККУМУЛЯТОРНОЕ РАБСТВО»?
Важно понимать, что, покупая аккумулятор и зарядник, вы сразу «попадаете в систему». Поэтому уже при первой покупке стоит правильно определиться с выбором бренда (и линейки, если у этого бренда их несколько), так как аккумуляторы и инструменты разных производителей не совместимы. По крайней мере, на данном этапе их эволюции.
ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ
Есть всё-таки один пример аккумуляторного инструмента, который популярен и в России, — шуруповёрты. Они уже давно получили массовое распространение, сейчас мало кто вообще вспоминает о сетевых вариантах, хотя такие тоже существуют. Причём шуруповёрты покупают как бытовые, так и профессиональные. То есть потребитель уже платит и за аккумуляторы, и за зарядные устройства, которые вносят существенный вклад в общую стоимость инструмента. При наличии системы можно считать, что психологический барьер преодолён, и покупатель готов к следующему шагу, но пока что большинство пребывает в сомнениях: сможет ли аккумуляторный инструмент конкурировать с сетевым? Наши тесты дают однозначный ответ — уже могут!
БЕСЩЁТОЧНЫЕ МОТОРЫ
Количество аккумуляторных инструментов с бесщёточными двигателями растёт как на дрожжах. Но ведь изначально этими моторами предполагалось оснащать сетевой инструмент. Эта тема не пошла… как думаете, почему? Представьте, что вы изобрели суперэкономичный бензиновый двигатель… стоит он дороже, но в эксплуатации обходится гораздо дешевле. Однако продать автомобиль с таким мотором в стране, где бензин стоит копейки, проблематично. Большинство покупателей более лояльно относятся к растянутым во времени расходам, чем к дорогой единовременной покупке, даже если общая сумма в конечном счёте одинакова.
Для сетевого инструмента экономичность не так уж принципиальна, поднять мощность можно было более простыми и дешёвыми способами. А вот аккумуляторный… здесь есть за что побороться. Заряд батареи ведь не безграничен, и далеко не каждому пользователю понравится перспектива часто заряжать её. Можно увеличить габариты аккумуляторов, чтобы впихнуть больше «банок» и тем самым поднять напряжение и ёмкость, но этот процесс тоже имеет свои границы — источники питания должны быть компактными. Остаётся бороться за каждый процент КПД. Тут-то и пригодились бесщёточные двигатели — они вывели аккумуляторный инструмент на совершенно новый уровень.
«ЗАВЕРНИТЕ МНЕ ДВА»
Впрочем, одним только внедрением моторов нового типа развитие технологий не ограничивается. Естественно, идёт процесс непрерывного совершенствования батарей. Но эволюция упёрлась в некий технологический барьер, который пока что не преодолён — нет источника питания, который был бы одновременно лёгким, компактным, имел бы высокие напряжение и ёмкость. Посмотрите сами — ведь есть очень чёткое разделение. Инструменты, которые при работе держишь руками (шуруповёрты всех видов, УШМ, перфораторы и т. д.) оснащают батареями напряжением 18 В, не больше. Там, где нагрузка от инструмента приходится не на руки (мотокосы с ременной подвеской, газонокосилки и т. д.), ставят батареи с более высоким напряжением. Чаще всего встречается 36 В, реже попадаются 40‑вольтовые экземпляры и даже 80‑вольтовые. Но у таких батарей и размер, и вес намного больше, на шуруповёрт их не поставишь. Разве что цепные пилы будут исключением — рабочее напряжение большое, хотя это ручной инструмент. Просто процесс пиления очень энергозатратный, 18 В для эффективной работы этому виду инструментов не хватит никак.
Есть, как модно сейчас выражаться, лайфхак — его предлагают некоторые производители, в том числе столь любимая российскими пользователями Makita. В наиболее энергоёмкие инструменты внедрена система «18+18»: два стандартных 18‑вольтовых аккумулятора, которые обеспечивают рабочее напряжение в 36 В. То есть все те аккумуляторы, что были проданы по всей стране за последние годы, подходят к новым моделям «Макиты», причём любым, включая газонокосилки. Очень простое, красивое и эффективное решение.
В такое «аккумуляторное рабство» народ пойдёт охотно — ведь батареи и ЗУ уже есть у многих, а разница в цене получается очень чувствительной. Все владельцы 18‑вольтовых аккумуляторных инструментов этого бренда, по сути, уже «попали в сети». Однако, протестировав новинки Makita (читайте материалы в этом же выпуске), мы уверены, что такое «рабство» станет абсолютно добровольным и вызовет только положительные эмоции.
Следует отметить, что это решение не является уникальным, аналоги есть и в модельных рядах других брендов. Однако у «Макиты», на наш взгляд, оно пока что наиболее массовое — из более чем полутора сотен моделей аккумуляторного инструмента, которые предлагает сейчас Makita на российском рынке, свыше двух десятков используют систему «18+18».
ТЕХНОЛОГИЯ DeWALT XR FLEXVOLT
В DeWALT создали систему XR Flexvolt, которая базируется на преобразуемом аккумуляторе с напряжением 18 или 54 В — разработка запатентована. Идея проста, как всё гениальное! Подробности об этой интереснейшей инновации вы можете прочитать в репортаже о конференции компании StanleyBlack&Decker. Мировая премьера состоялась в августе. Инструменты мы пока не тестировали, на момент написания статьи в России ещё не появилось ни одного рабочего экземпляра. Но технологию считаем очень интересной и перспективной.
9,0 А*ч, 18 В — ЭТО ПРОРЫВ!
Революционная новинка от Milwaukee — аккумулятор 9,0 А*ч, 18 В для системы M18 Fuel. С ним беспроводные инструменты уже ни в чём не уступают своим сетевым аналогам.
До недавнего времени Milwaukee комплектовала свои инструменты 5‑амперными батарями. Они хорошо знакомы отечественным потребителям. Новый аккумулятор ёмкостью 9 А*ч, по данным производителя, на 35 % мощнее и работает без подзарядки в пять раз дольше! Подробности читайте в репортаже с презентации, опубликованном в этом выпуске. Приведём несколько потрясающих фактов о новинке.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СМАРТФОНУ И ВЫХОД В ИНТЕРНЕТ
Ещё одна крайне интересная инновация для аккумуляторных инструментов — система One-Key от Milwaukee. Мы уже успели испытать её, смотрите статью, опубликованную в предыдущем номере «Весна‑2016». Это поистине революционное событие для инструментального рынка. Интегрированная непосредственно в инструмент электроника, плюс программное обеспечение для ПК, а также бесплатные мобильные приложения для гаджетов под управлением iOS и Android, плюс облачные решения в области хранения данных… и весь этот набор из сферы IT нужен для того, чтобы предоставить всем пользователям аккумуляторного инструмента Milwaukee новые возможности, а именно:
Полагаем, что данный список будет расширяться!
БЕЗ ПРОВОДОВ УДОБНЕЕ!
Основную массу аккумуляторных инструментов в этом сезоне (да и в предыдущих тоже) тестировал Алексей Меснянкин, ему и предоставляем слово.
До сих пор самая актуальная тема — сравнение аккумуляторного инструмента с сетевым, а самый распространённый вопрос — какой объём работы может быть выполнен на одном заряде аккумулятора. И все наши тесты показывают, что технологии сделали огромный рывок вперёд. Да, сейчас аккумуляторный инструмент покупается лишь тогда, когда нет доступа к розетке. Но накопилась некоторая «критическая масса» — как на уровне технологий, так и в области положительного личного опыта от применения. Уже скоро для потребителей станет важным совершенно другой аргумент — без проводов удобнее! Просто удобнее и всё! И это аргумент, с которым вряд ли поспоришь.
Хотя почему мы говорим об этом в будущем времени? Ведь за примером далеко ходить не надо — в летнем выпуске журнала есть статья с тестом аккумуляторной полировальной машины Milwaukee. Она предназначена для автосервисов, где проблем с электричеством не может быть по определению, но даже там она реально удобнее и выгоднее сетевых аналогов. Почему? Да потому что кабель оставляет следы на свежеотполированном кузове, их нужно убирать, а это дополнительные траты времени, «расходников» и т. д. Аккумуляторной машине заряда батареи хватает на полную обработку кузова, так что по производительности уже нет никакой разницы. Выгоднее? Безусловно. И подобных примеров с каждым днём будет всё больше.
По производительности беспроводной инструмент тоже уверенно соперничает с сетевым, и это тоже подтверждено в том числе нашими тестами. В этом выпуске мы сравнивали сетевую и аккумуляторную УШМ — скорость реза одинакова. Да, необходимо менять и заряжать батареи, но данный недостаток не всегда критичен. Ведь обычно никто не режет без остановки, и заряда хватает на такое время, что успевает зарядиться запасная батарея.
Даже наши любимые абразивы уже выпускаются с маркировкой «Для аккумуляторных УШМ» на этикетке. Мы испытывали такие круги, и склонны считать такое позиционирование в большей степени маркетинговым явлением, потому что логика сейчас довольно проста: чем тоньше круг, тем лучше он подходит для работы с беспроводным инструментом. Так что такая маркировка пока лишь иллюстрация к и без того очевидному критерию выбора оснастки. Но сам факт её наличия означает, что производители абразивов увидели новый для себя рынок сбыта и пытаются «прощупать», каковы его потребности и какая оснастка может пользоваться спросом у пользователей беспроводных УШМ. Думаем, что совсем скоро появятся новые продукты, более проработанные с технической точки зрения, способные выполнять больший объём работы без подзарядки. Очевидно, что усилия разработчиков будут направлены именно в эту сторону.
Целевая группа потребителей аккумуляторного инструмента — профессионалы: сантехники, электрики, монтажники кондиционеров, кровельщики, сборщики мебели и т. д. За удобство и мобильность приходится платить, а для нашей страны главным сдерживающим фактором и тормозом спроса до сих пор является цена. Такую технику покупают там, где вложения в неё оправданны и окупаются. Но цены на аккумуляторы неминуемо будут продолжать падать (да и китайские «Робин Гуды» не стоят на месте!), а технологии — развиваться, соответственно аккумуляторный инструмент будет становиться всё более массовым продуктом.
Начинается эпоха жёсткой конкуренции сетевых и беспроводных решений, и, уверен, в ближайшем будущем нас ждёт множество интересных новостей!
САДОВАЯ ТЕХНИКА
Этим летом мы протестировали огромное количество аккумуляторной садовой техники — настолько насыщенной программы испытаний у нас ещё ни разу не было. Причём всё, что попало к нам в руки, не какая-то лёгкая кавалерия, а тяжёлая артиллерия, действительно способная конкурировать по мощности с бензиновыми аналогами.
Во время тестов мы параллельно изучали вопрос, кто может быть реальным покупателем этих новинок в России? Кому нужны аккумуляторные газонокосилки, например? Мы задавали вопросы представителям компаний, следили за реакцией дилеров на конференциях, прислушивались к мнению друзей и соседей. И видим, что напрямую сравнивать их с электроинструментами не имеет смысла, у аккумуляторной «садовки» совсем другая аудитория и, соответственно, другой путь развития.
Для профессионалов вопрос мобильности не стоит — здесь до сих пор правит бал бензин, и никуда он в ближайшее время не денется. У коммунальщиков, которые обслуживают городские хозяйства, зачастую вообще нет ни времени, ни технической возможности заряжать аккумуляторы. Но и здесь есть исключение — какие-то специализированные территории, где нельзя применять бензин. Например, промышленные теплицы заинтересованы в приобретении аккумуляторных опрыскивателей, культиваторов и секаторов. Санатории, отели, дома отдыха… и даже зоопарки, где есть ограничения по уровню шума и выхлопу, тоже могут заинтересоваться аккумуляторной техникой. Но всё-таки основная аудитория — частные пользователи.
Почти все тесты садовой техники в этом выпуске провела Любовь Балаболина. Почему? Так как тема считается женской, то и отдали её на откуп женщине. Ниже приводим её мнение.
Помните строчки:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать, Не надо ждать,
А можно взять И почитать!
Именно этот детский стишок пришёл в голову после первых проведённых тестов садовки. «Коллеги по цеху» делегировали меня на это мероприятие исключительно по гендерному принципу — чтобы сразу определить основную целевую аудиторию. Вот только кандидат на роль «она боится бензотехники» из меня никакой. После того как не стало папы, я вдруг поняла, как много хозяйственных вопросов он решал тихо и незаметно. Когда пришлось вникать в курс дела, неожиданно для себя увидела колоссальную проблему, о которой раньше и не подозревала, — ею оказалась… трава. Большой окультуренный газон в загородном доме — это полбеды. У нас ещё есть участок земли в другом месте. Не сразу, но выяснилось, что папа помогал соседям с обеих сторон, у которых была деревенская земля с обычной травой, никак не подпадающей под понятие «газон». Все соседи — люди преклонного возраста, сами не справлялись, мне сказать стеснялись, и без участия папы у них начал разрастаться бурьян, по осени и ранней весной становясь пожароопасным.
Суммарно площадь под выкос страшно даже подсчитать, пишу аккуратно, чтобы саму себя не испугать, — едва ли не полгектара, около 50 соток. И «геометрия» скашиваемых площадей такова, что садовый трактор не пройдёт. Про устройства с питанием от электросети не говорю, на таких больших да ещё вытянутых площадях никакой удлинитель не протянешь. Потребовалось в срочном темпе освоить бензиновые косилку и косу, а впоследствии ещё и культиватор. Так что моё восприятие ситуации изначально исходит из сравнения по принципу: хочу ли я перейти с бензина на аккумуляторные технологии, и вообще стоит ли эта техника своих денег? К тому, что выдали мне на тест, заранее отнеслась критически и скептически.
Зато ими сразу же заинтересовались моя мама и соседи, повторюсь, люди в возрасте. И вот что удивительно, в мощной аккумуляторной технике они увидели для себя огромную перспективу, более того — независимость от меня и своих детей. Сколько раз пыталась объяснить им, как пользоваться бензиновой техникой… что в косилку с четырёхтактным двигателем нужно лить бензин вот сюда, что для двухтактной бензокосы нужно вот в этой бутылочке приготовить смесь — налить бензин и добавить вот до такой рисочки вот это масло… До того, в каком положении должна быть воздушная заслонка, когда заводишь двухтактный двигатель, и куда её нужно переводить после того, как он завёлся, мы не доходили. Было ощущение, что вид канистры уже вводит «обучающихся» в ступор. Молчу про то, что весь мой контингент не ездит на автомобиле, а следовательно, доставка бензина с заправки для них целое приключение.
Кстати, о перевозке топлива. Это отдельная тема! Лично я люблю бензиновую технику и уже много лет вожу машину. Казалось бы, никаких проблем возникать не должно: заправку знаю, канистра есть. Но оказалось, что не все канистры «правильные». Понимание, что нужно контролировать, не подтекает ли бензин через неудачно завернутую крышку (например, почему-то пошла не по резьбе), приходит не сразу, а только со временем. Почти уверена, что не мне одной случалось пролить бензин в автомобиле. Перепробовала все советы из Интернета по запросу «как избавиться от запаха бензина», немного получилось нейтрализовать, но полностью он выветрился далеко не сразу. Ездить требовалось много, жизнь минимум на месяц превратилась в ад. Выхожу из машины, а от меня за версту пахнет бензином. Про головную боль от запаха вообще не говорю. Лишь через два, если не три месяца запах исчез. Но опыт был незабываемым. Даже для рьяного любителя бензотехники это веский повод подумать об «аккумуляторке»!
Что всегда настораживало меня в беспроводных моделях? Время! Как любой работающий человек, я решаю проблему с травой «наскоком». Нужно успеть «по-быстрому» приехать и откосить максимум возможного, вот и работаю с утра до позднего вечера с перерывом лишь на обед. И мне некогда гонять чаи в ожидании, когда зарядятся аккумуляторы. Мой темп работы подходит только для профессиональной бензокосы. И первая мысль была о том, что аккумуляторная техника всё-таки не для меня.
Вторая мысль — нужно взглянуть на ситуацию по-другому. Сразу же вспомнилась заинтересованность в глазах мамы и соседей, и тогда я воспользовалась «методом Тома Сойера». Раздала им тестовые образцы с предложением поработать. Результат — полный восторг. С этой техникой они легко справляются без посторонней помощи! Не надо звать, не надо ждать! А можно взять — и покосить в удобном для себя графике и ритме. Выкосил пару соток в своё удовольствие, потом поставил заряжаться аккумулятор и отдыхаешь. Ведь пенсионерам не нужно стараться выполнить всю работу экстренно за час.
Вот прекрасный бизнес-план! Основной фронт работ делегировать «домочадцам» и забыть о бешеном безостановочном ритме травокошения по выходным. Аккумуляторная техника — для тех, кто может позволить себе не спешить. Но зато при регулярной работе эффект будет лучше и участок ухоженнее, чем в случае подхода «наскоками».
Цепная пила, воздуходувка, кусторез, которые можно запитать от того же аккумулятора, тоже были восприняты «на ура». Время работы на одном заряде свидетельствует о том, что технологии шагнули вперёд, и мы можем говорить об аккумуляторной садовой технике как о реальной замене бензину в хозяйстве.
Поэтому, несмотря на цену, я говорю — да! Это того стоит!
Статью подготовили: Андрей Зборовский, Алексей Меснянкин и Любовь Балаболина
Статья опубликована в объединённом выпуске «Лето 2016»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель»
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь
Август 2016 г.