В двух номерах журнала «Инструменты» была опубликована серия статей с экспертизой электроинструмента, приобретённого несколько специфическим способом — с рук у цыган. Результаты получились просто шокирующими — степень опасности этого «инструмента» превышает все мыслимые пределы. Подробные репортажи есть в журналах «Инструменты», а также на нашем сайте по этой ссылке.
Подобные «коробейники» в тёплое время года тучными стадами бродят по дачным посёлкам Подмосковья и соседних областей с разнообразными «наборами Хилти» и прочим «инструментом». Они же «пасутся» вдоль дорог и на парковках крупных сетевых гипермаркетов. Очень часто вместо электроинструмента предлагают другой вид техники, популярной у дачников, — бензопилу. Неудивительно, что нам было очень интересно добыть такую пилу и досконально изучить её.
Отметим, что среди всей садовой техники именно бензопила считается наиболее опасной, что неудивительно — пренебрежение правилами техники безопасности способно привести к очень серьёзным травмам, а то и вовсе к летальному исходу. Так что даже техника любого известного на весь мир бренда требует грамотного подхода к эксплуатации и неукоснительного соблюдения требований инструкции пользователя. А как поведёт себя «цыган-пила»? Вот на этот-то вопрос мы и начали искать ответ.
Однако справедливости ради стоит отметить, что настолько мрачной картины, как в случае с электроинструментом, мы не ожидали. Предполагаемое происхождение бензопилы было очевидно — конечно, Китай.
Однако если электродвигатели в Китае могут сделать не то что в любой подворотне, а едва ли не в каждом детском саду на уроках рукоделия, и качество зависит в первую очередь от «экономности» заказчика и готовности производителя гнать откровенный брак за копейки (а таких в Китае с каждым годом становится всё меньше), то с бензиновыми двигателями дело обстоит иначе — чтобы он мог завестись и поработать даже несколько минут (хотя бы клиенту показать, что пила работает), нужен все-таки какой-то минимальный уровень качества. Поэтому изначально было понятно, что пила как минимум заведётся и какое-то время отработает, вопрос был в том, на сколько её хватит. Ну и, конечно же, нас интересовала её безопасность — о степени опасности бензопилы, полагаю, распространяться не имеет смысла.
СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
Прежде чем переходить к результатам, хочется добавить еще пару комментариев. Интересна аудитория пользователей техники, продаваемой таким вот способом. Казалось бы, для готовности купить сложную и недешёвую технику с рук, без каких-либо гарантий должен быть веский повод — очевидно, что таковым в данном случае является сильно заниженная (по уверениям продавца) цена. То есть задача — убедить клиента, что покупает он конфетку известной марки, а не субстанцию характерного цвета и запаха с надписью «Конфета шоколадная», а сниженная по сравнению с магазином цена обусловлена совершенно нормальными причинами (зарплату выдали пилами, дескать). Здесь всё понятно — расчёт на человека неразбирающегося, который в лучшем случае где-то когда-то что-то слышал краем уха про «Хускварну», но понятия не имеет, как на самом деле пишется марка. Такому вполне реально «впарить» что угодно, лишь бы цветом было похоже.
Однако есть и другая категория покупателей и, судя по всему, довольно многочисленная. Они более или менее представляют себе, что именно покупают, осведомлены о вероятном низком качестве и отсутствии сервиса, но тем не менее выкладывают сумму, за которую в магазине можно приобрести недорогую фирменную бензопилу.
Основной мотивирующий фактор в этом случае, как ни странно, лень — ехать в магазин неохота, проще прикупить пилу по дороге на дачу, чтобы дров заготовить или одно-два дерева распилить. То есть работы для пилы немного, буквально на час-два. В таком случае в общем-то бесполезно что-либо доказывать, каждый имеет право отдавать свои деньги кому считает нужным. Но можно продемонстрировать некоторые моменты, о которых продавец умалчивает, — вдруг кто-то задумается.
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОСМОТР
Внешний вид характерен для пил из КНР, подобными машинами российский рынок просто завален. Должен заметить: сама по себе такая конструкция вполне неплоха, что неудивительно — история «китайского бензопилостроения» начинается с копирования одной из моделей профессиональной японской пилы Komatzu Zenoah. Однако «есть один нюанс», а то и не один — скопировать ведь ещё не значит воспроизвести.
Далеко не везде есть нужные технологии, далеко не на каждом предприятии правильно подбирают материалы — в итоге «копия» оказывается сделана с совсем другими допусками, из металла другого «сорта», и ресурс у неё соответственно гораздо меньше. А те китайские заводы, что делают качественную технику, продают её не за копейки. Отчего же тогда в общем-то достаточно мощную пилу с заявленным объёмом аж в 52 «кубика» можно сторговать за 2500 рублей, как в нашем случае (т. е. значительно ниже среднерыночной цены)? Варианты продажи себе в убыток мы рассматривать не будем, как бы этого ни хотелось продавцу. А значит, остаётся два пути — либо поставки «контрабасом», минуя таможню, без уплаты соответствующих платежей, либо упрощение конструкции до такой степени, чтобы продажа даже за такую цену была выгодной. Или, что ещё более вероятно, задействованы оба метода.
Проверять первый — это скорее задача прокуратуры, а вот со вторым мы попытаемся разобраться самостоятельно, благо для грубой оценки качества бензопилы достаточно опытного эксперта с напильником. Выступить в этом качестве мы попросили Юрия Услугина, инженера отдела сервиса компании «Хускварна».
ЮРИДИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ
Название пилы — Hushqwarna — свидетельствует о двойственности подхода. С одной стороны, производителю хочется выдать сию продукцию за пилу известного мирового бренда, но, с другой стороны, явно не хочется поплатиться за незаконное использование бренда. Отсюда такое вот искажение написания.
Искажён и логотип, и тут получается совсем уж смешная картина. Оригинальный логотип Husqvarna символизирует мушку оружейного прицела — когда-то компания была поставщиком шведской армии, выпускала оружие. Мушка и поныне символизирует в том числе высокую точность. На логотипе подделки мушка двойная, что наводит на забавные мысли — то ли в глазах двоится, то ли такой вот «прицел» специфический, для стрельбы дробью… в общем, прокол практически в духе «оговорок по Фрейду».
Для полноты картины мы обратились к юристам и попросили их прокомментировать эту ситуацию с точки зрения законодательства.
ОТВЕТ ЮРИСТА
Яна Брутман, юрист,
Юридическое Бюро «Знак-Защита»
С юридической точки зрения это, безусловно, контрафактный товар. Контрафактом является тот товар, на котором размещён зарегистрированный товарный знак без разрешения правообладателя или на котором размещено некое обозначение, сходное до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком.
Что такое обозначение, сходное до степени смешения? Согласно методическим рекомендациям, разработанным Роспатентом и широко применяемым судами, сходство до степени смешения определяется на основании трёх критериев: семантического, фонетического и графического сходства сравниваемых обозначений.
Несмотря на то, что словесное обозначение Husqvarna является названием города в Швеции, российскому потребителю данный факт малоизвестен, он воспринимает указанное словесное обозначение как фантазийное. Приведённое вами словесное обозначение Hushqgwarna также является фантазийным и не несёт никакой смысловой нагрузки.
Фонетическое сходство также представляется очевидным: сравниваемые обозначения имеют непривычное для фонетики русского языка произношение, и с большой вероятностью будут произноситься российскими потребителями одинаково.
Графическое сходство определяется на основании сравнения расположения букв в словесном обозначении и их последовательности. Сравниваемые обозначения имеют одинаково расположенные три буквы в начале и одинаково расположенные три буквы в конце. Различие в написании нескольких букв в середине сравниваемых обозначений не придаёт им различительной способности.
Кроме того, согласно установившейся судебной практике, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия, а также если существует опасность смешения в глазах потребителя.
Таким образом, товары, маркированные обозначением Hushqgwarna, являются контрафактными.
Введение контрафактного товара в гражданский оборот на территории РФ считается административным правонарушением или уголовным преступлением, в зависимости от обстоятельств дела. Соответственно к тем, кто производит, хранит, ввозит, реализует контрафактный товар, применяется ответственность, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 14.10 предусматривает штраф и конфискацию товара), или ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом РФ (ст. 180 предусматривает до 6 лет лишения свободы и конфискацию товара).
ОНО РАБОТАЕТ… НО НЕДОЛГО
Начать решили с проверки пилы в работе. Заправили и отправились с ней в лес — расчищать лесные дорожки в окрестностях Иваново, используемые для конных прогулок. Пила «показала себя» очень быстро — уже через пару минут от вибрации отлетела крышка воздушного фильтра — открутился фиксирующий винт. Закрутили его обратно и продолжили работу, но ещё через несколько минут слетела цепь во время обрезки сучьев с поваленного дерева, полностью срезав цепеуловитель и капитально «хлестанув» по лежащему стволу. Считаю, что мне в этот день повезло — не будь снизу бревна, цепь могла бы перехлестнуть через заднюю рукоятку и тут уже никто не смог бы гарантировать, что рука не пострадает. Во всяком случае, цепеуловитель срезало слишком уж легко, будто его и не было.
При попытке установить цепь обратно заметили, что сделать это непросто — «не лезет». Причина стала понятной при осмотре — на хвостовиках звеньев, которые движутся в пазу шины, обнаружился заметный расклёп. Цепь оказалась изготовленной из слишком мягкого металла, так что износостойкость у неё, очевидно, никакая. Кстати, производительность пиления тоже никак не соответствует заявленному объёму в 52 «кубика», цепь регулярно застревала в пропиле.
Возможно, это связано не только с малой мощностью двигателя, но и с плохим качеством цепи — зубья моментально затупились, что привело к резко выросшей нагрузке на мотор.
На фото видна несколько экзотическая форма концевой части шины — с подпружиненной носовой частью. Полагаю, это сделано для того, чтобы усилить сходство с профессиональными моделями — не зря же нанесли надпись «PROFESIONAL TOOLS» (орфография, как принято говорить, сохранена). Однако именно эта деталь и оказалась причиной того, что цепь слетела — конец шины «гуляет», и натяжение цепи меняется в ходе работы. При пилении в вертикальной плоскости это незаметно, а вот во время обрезки сучьев, когда пилу поворачиваешь, цепь и слетела. Зубья ведущей звёздочки «побили» хвостовики звеньев — отсюда и расклёп металла. Вывод — такой пильный агрегат явно неработоспособен и, если хочется работать дальше именно этой пилой, его нужно заменить. Вот только стоимость новой шины и цепи — как минимум несколько сотен рублей, и стоит ли такая овчинка выделки по сравнению с покупкой новой недорогой бензопилы в магазине? Сомневаюсь…
Вот они, последствия применения слишком мягкого металла для изготовления звеньев цепи. После того, как цепь слетела с шины в ходе испытаний, на звеньях образовался заметный наклёп металла. В нормальных условиях цепь должна была бы провалиться в паз под собственным весом, но это уже невозможно. Ресурс такой цепи почти нулевой | Крышка сцепления с лентой и рычагом тормоза цепи. От резинового уплотнителя, направляющего поток опилок вниз, уже оторвался кусок — качество резины не выдерживает критики. Вроде бы мелочь, но и она имеет значение — если так быстро пришёл в негодность элемент, на который не воздействуют нагрузки, то что будет с более важными деталями? |
Кнопка включения — обычный тумблер. На пилах известных мировых производителей такого уже не встретишь, обычно используют клавишу сложной конструкции, которая включена постоянно. Это позволяет избежать традиционной для малоопытных пользователей ошибки, когда пытаются завести пилу с выключенным зажиганием и в итоге заливают свечу | Собачки стартёра уже со следами износа… а заводили пилу всего-то несколько раз. Этот момент тоже весьма показателен — качество пластика явно недостаточное для такого узла, ресурс соответственно незначителен |
Цилиндр — как ни странно, даже хромированный. Конструкция древняя, простейшая, всего с двумя каналами | А вот и поршень — и есть подозрение, что на нём уже появились следы перегрева, хотя на фото это не так заметно, как вживую. И это после всего лишь пяти минут работы |
Механизм натяжения цепи — внешний, т. е. расположен с внешней стороны шины. Такой удобнее более распространённого варианта, когда винт регулировки находится между шиной и двигателем. Но и здесь есть к чему придраться — сам винт подобран неудобно, если поворачивать его штатным ключом-отвёрткой, то жало отвёртки плохо держится в пазу. Это мелочь, но она очень раздражает | Провод от пусковой кнопки к блоку зажигания — слишком длинный. Попадание крупного мусора, вроде ветки, под крыльчатку маховика может привести к тому, что его перебьёт крыльчаткой |
А вот это уже серьёзнее. Забор воздуха для двигателя — не через крыльчатку, которая фильтрует крупный мусор, а напрямую. Причём окно воздухозаборника расположено внизу — сделали бы его повыше, мусора бы летело меньше. Подобное упрощение конструкции приводит к ускоренному засорению воздушного фильтра, а если он недостаточно надёжен — к повышенному износу двигателя | Карбюратор FU HAI… не знаю такого бренда. Обычно в России встречаются или японские Walbro, или китайские Zama. Этот вроде конструктивно похож на них, но каков его ресурс?.. |
…Есть основания полагать, что не очень большой — открутить винт не удалось, слишком мягкий, шлицы сорвало сразу же, хотя большого усилия не прикладывали | Производственный брак — перекрутили винт при сборке. Значит, закручивали, как получится, а не со строго заданным крутящим моментом, как на нормальных заводах. Это предположение подтверждает и тот факт, что почти все винты откручивались с разным усилием — какие-то сидели совсем туго, какие-то, наоборот, свободно |
Плунжерный масляный насос — на вид серьёзный, даже с регулятором потока масла. Такие встречаются и на профессиональных пилах. Но вот каков его ресурс? Для этого надо оценить, закалена ли плунжерная пара… | …как выяснилось, нет. Буквально два движения обычным (не алмазным) надфилем — и вот результат, заметный пропил. Ресурс масляного насоса очень мал, а он в конечном итоге с высокой долей вероятности определяет ресурс всей пилы — сомневаюсь, что кто-то будет её ремонтировать… сервиса нет, ремонт в любом случае платный, да ещё надо найти сервисный центр, где возьмутся подыскивать аналоги по запчастям на пилу неизвестного производителя |
Ещё один очень важный момент — это один из наиболее серьёзных «косяков» во всей конструкции. У шатуна допустим осевой люфт (в направлении вдоль коленвала), но ни в коем случае не должно быть продольного (вдоль оси шатуна). А здесь он есть, и очень заметный. Это значит, что подшипник разобьёт очень быстро, ведь это один из наиболее нагруженных узлов в двигателе бензопилы. Уже одного этого достаточно, чтобы смело говорить о ничтожном ресурсе мотора | Ещё один интересный нюанс — пропил в шатуне. Он мог понадобиться по единственной причине — чтобы улучшить поступление смазки к подшипнику. Однако целесообразность такого конструктивного решения весьма сомнительна — смазка должна поступать через боковые зазоры, они здесь вполне достаточны. А этот пропил по центру приводит к повышению нагрузки на подшипник: пятно контакта меньше, удельная нагрузка, соответственно, больше. Значит, выше риск поломки подшипника, а это уже фатальная неисправность — для ремонта придётся разобрать всю пилу целиком, дешевле будет другую купить. А ведь есть ещё и люфт шатуна, о котором сказано выше… |
Показательный момент, что высокими технологиями производство, где выпустили эту модель, не обладает. Литьё получилось грязным, картер пришлось фрезеровать после него. У известных мировых производителей необходимости в этой процедуре нет, там уже после литья детали получаются с нужным качеством | Внутренняя поверхность головки шатуна… и здесь обычный надфиль оставил царапины, хотя не должен был бы. Это тоже наглядный показатель очень маленького ресурса |
Финал — поверхность коленвала в месте, где сидит подшипник. Здесь должно быть цементирование, иначе коленвал очень быстро выйдет из строя. Судя по глубокой царапине, оставленной надфилем, на цементации производитель сэкономил |
ВЫВОДЫ
Ну и напоследок, по традиции, выводы. Пила куплена, как уже было сказано, за 2500 руб., причём изначально за неё просили значительно больше — ценник «начинался» с суммы аж в 9000 руб., а там – кто как сторгуется. Добавим к этому расходы на покупку новой шины и цепи — еще около 1000 руб. Итого примерно 3500 руб. Можно ли за эти деньги купить что-нибудь в магазине? Без проблем — ассортимент недорогих китайских бензопил достаточно широк, в указанный ценовой диапазон вписываются многие бренды. Да, это будет пила начального уровня, с меньшей заявленной мощностью, но работать она будет лучше. Как уже было сказано, мощность у рассмотренной в этой статье пилы явно не соответствовала заявленному объёму двигателя.
На первый взгляд явных «косяков» здесь не так много (по количеству), но они «подобраны» таким образом, что в итоге моторесурс падает едва ли не до нуля. Наиболее нагруженные узлы, выполненные без должной закалки металла, свидетельствуют о том, что по самым оптимистичным расчётам эта пила вряд ли отработает больше 10 часов, и то при условии использования хорошего бензина и масла. По опыту сервисных центров Husqvarna, куда часто приносят подобные подделки, цифра получается куда меньше — там такую технику называют «пилами одного запуска», потому что очень часто эксплуатация выглядит примерно так: завёл пилу, чуток поработал, заглушил — и всё, больше не заводится, как ни колдуй. Выходит, что нам попался ещё и не самый худший экземпляр.
Автор: Алексей МЕСНЯНКИН
Статья опубликована в выпуске журнала «GardenTools» серии «Потребитель» №12’2011/2012 (ЗИМА 2012). Полный pdf-архив всех выпусков доступен по по ссылке: https://master-forum.ru/category/magazine/