Мобильные строительные бригады уже успели оценить по достоинству преимущества аккумуляторного инструмента. Но батареи надо заряжать, а значит, при выездных работах не обойтись без генератора. Этим летом наша редакция совместно со столярной командой «Механические деревянные шестерёнки» испытывала прототип нового инверторного генератора Zongshen — модель BQH3500. Сначала мы в редакции провели лабораторные испытания, а затем «Шестерёнки» уехали с ним в Крым, на длительный монтаж своего очередного объекта. Месяц эксплуатации на стройке в жарком Крыму — думается, это достаточно серьёзное испытание для генератора. Публикуем характеристики, описание и отзывы.
Zongshen BQH 3500
Бензиновая инверторная мини-электростанция
Чемодан с электричеством
У строителей, активно использующих аккумуляторный инструмент, свои специфические требования к генераторам. Когда подключаешь сетевой инструмент, то подбирать электростанцию необходимо по мощности. Берёшь самый мощный электроинструмент из своего арсенала, добавляешь запас 15– 20% — вот тебе и минимальные требования к генератору. При этом время работы такого инструмента может исчисляться минутами, так что генератор с высокой долей вероятности будет в основном работать вхолостую. И явно не в экономичном режиме — сам инструмент будет включаться время от времени, эпизодически, а вот генератор должен работать постоянно.
Если же инструмент аккумуляторный, картина совершенно иная. Мощность подбирают исходя из энергопотребления зарядных устройств, а оно даже у самых быстрых обычно не превышает 400–500 Вт. И режим работы у такого генератора совершенно другой: он работает только во время зарядки батарей, с серьёзной нагрузкой, холостые «пробеги» практически исключены. Когда все батареи заряжены, нет смысла жечь топливо. Так что «аккумуляторным» бригадам достаточно станции меньшей мощности, но очень желательно, чтобы с высоким качеством электроэнергии, без паразитных гармоник. Ведь подсоединяют к генератору в основном электронные устройства, а они более требовательны к форме синусоиды. Получается, что лучший вариант — это инверторный генератор. Дополнительным бонусом окажется сниженный по сравнению с традиционными рамными уровень шума — «чемоданчики» работают гораздо тише.
Безусловно, есть у инверторов и недостатки — как обычно, прямое продолжение достоинств. Про более высокую стоимость можно, наверное, и не упоминать — это само собой разумеется. Есть ещё чисто техническое ограничение — инвертор нуждается в перерыве на охлаждение после выработки полного бака топлива. У него закрытая конструкция, потому-то он работает тише, но и охлаждение соответственно хуже. Правда, для «аккумуляторных бригад» это как раз не критично — запаса топлива более чем достаточно для подзарядки батарей, так что у них естественный рабочий цикл (завёл генератор — зарядил аккумуляторы — выключил генератор) очень удачно совпадает с техническим регламентом работы инверторного генератора. Они, что называется, нашли друг друга!
Весной прошлого года мы испытывали новый на тот момент инверторный «чемоданчик» Zongshen BQH2000, и до сих пор он казался нам оптимальным вариантом в качестве мобильной зарядной станции. Номинальная мощность 1,7 кВА позволяет спокойно запитать как минимум три мощных ЗУ одновременно, генератор компактный, очень тихий и к тому же имеет экономичный режим работы, когда мощность ограничена 0,8 кВА, но и расход топлива минимален. Однако новая модель, BQH3500, заставила нас поменять мнение. Она сохраняет практически все достоинства предшественницы, но имеет гораздо более обширную сферу возможного применения.
Теперь от общих рассуждений перейдём к описанию новинки — BQH3500. Ещё раз напомним, что на тест нам попал прототип, но он отличается от серийной продукции только цветом боковых панелей. На прототипе они чёрные, одного цвета с остальными пластиковыми деталями. На серийных экземплярах будут оранжевые. Всё, других отличий нет.
«Транспортабельность»
Первое впечатление от BQH3500: «чёрт возьми, как легко он помещается в багажнике!». Одна из машин, на которых ездят наши сотрудники,— это Nissan Tiida, седан. Мягко говоря, не самый удобный вариант для перевозки крупногабаритной техники, а генератор — как раз крупногабаритная. И до сих пор, когда нам для теста нужен был генератор, мы брали свой рамный мощностью те же самые 3,5 кВА, загружали его в салон (в проём багажника он не проходит) и возили на заднем сиденье, пристегнув ремнями. Как нетрудно догадаться, радости от этого мало: заднее сиденье занято фактически полностью, в салоне попахивает бензином, плюс неизбежная грязь. А ещё к машине от места хранения генератор приходится возить на тачке, если некому помочь,— весит он порядка 45 кг.
И вот сравним его с BQH3500 (напомним, мощность у него такая же). За счёт более узкого корпуса тот без проблем поместился в багажник. И даже места там занял не так уж много. До машины легко транспортируется с помощью собственных колёс и телескопической ручки — как большой туристический чемодан (7-летний ребёнок с этим справляется без проблем, проверено — невозможно оказалось удержать детей от попытки исследовать новую «игрушку»). И сама операция погрузки-выгрузки не вызывает никаких сложностей. Корпус компактный, рукоятки удобные, и его 32 кг веса на фоне «предыдущих» 45 — просто радость для позвоночника. С рамным генератором всё иначе, у него не только вес больше, ещё и габариты, и баланс таковы, что поднимать его в одиночку на уровень хотя бы сиденья автомобиля крайне неудобно. Ну мы-то вынуждены были научиться это делать, но теперь, сравнив с BQH3500, не испытываем ни малейшего желания возвращаться к этому «сакральному знанию», буквально вымученному нами когда-то.
Телескопическая рукоятка изготовлена из стального шестиугольного профиля, даже по окончании теста никаких намёков на люфты и расшатывание конструкции мы не заметили.
Мощность
Zongshen BQH3500 без проблем «тянет» любой сетевой электроинструмент, рассчитанный на работу от однофазной сети. «Болгарка» на 230-й диск мощностью 2,8 кВт — легко. Строительный пылесос и менее мощная УШМ под 125-й диск — тоже нормально, хотя в момент запуска слышно, как мотор «проседает». Пусковые токи у инструмента очень высокие. Компрессор — тоже без проблем. Разве что сварочный аппарат мы не проверяли — всё-таки для сварки нужен генератор мощностью от 5 кВт. Но… и тут есть шанс. У BQH3500 есть редко встречающаяся функция — возможность параллельной работы сразу двух генераторов. Для этого нужен, понятное дело, второй такой же генератор и специальный кабель синхронизации. И тогда вы получаете электростанцию мощностью уже свыше 7 кВт, которая при необходимости легко превращается в два отдельных генератора половинной мощности — очень гибкое решение.
Особенности конструкции
Внешний корпус изготовлен из толстого и при этом эластичного противоударного пластика. В корпусе есть ряд технологических отверстий и лючков, предназначенных для обслуживания генератора.
Все органы управления сосредоточены на лицевой и левой боковой панелях. Сбоку — рукоятка привода стартёра: любопытно, что вокруг ниши рукоятки установлено кольцо из полированной нержавеющей стали, чтобы тросик не соприкасался с пластиком и не перетёрся. Ниже тросика установлена единая четырёхпозиционная рукоятка управления запуском. В первом положении — «Стоп» — перекрыт топливный кран карбюратора и разомкнута цепь зажигания. Во втором положении — «Выключено» — перекрыт кран карбюратора, но зажигание включено и генератор работает до вырабатывания остатков топлива в карбюраторе. По данным наших измерений это около трёх минут на холостом ходу. Третье положение — рабочее (Run), в этом положении рукоятка находится всё время при работе генератора. Четвёртое положение — «Дроссель» (Choke) — для холодного запуска генератора, когда перекрыта воздушная заслонка. Все это подробнейшим образом описано в виде пиктограмм сбоку.
Разумеется, после вырабатывания топлива из карбюратора перед новым запуском его необходимо наполнить, вытянув плавно тросик несколько раз. Нам, кстати, хватило двух. Притом, что двигатель «схватил» практически с первого раза, а со второго раза уверенно завёлся.
На правой боковой панели есть небольшой лючок, он закрывает место для хранения какой-нибудь мелочовки, например провода USB. В верхней части расположена заливная горловина для топлива (кстати, бак тут внушительного объёма, 7,8 л). Пробка с клапаном для стравливания паров топлива (традиционное решение для «чемоданчиков»), а вокруг пробки на корпусе есть специальное углубление с жёлобом. Если вы при заправке пролили бензин, он не попадёт внутрь, а стечет по жёлобу на землю. Вот это уже встречается не у всех аналогов, это хороший пример общей продуманности конструкции.
Также в верхней части предусмотрено четыре места для захвата при транспортировке. Одно из них — уже упомянутая телескопическая рукоятка, как у чемоданов. Между рукоятками расположено технологическое отверстие для доступа к свече зажигания (колпачок свечи — с защитой от помех) и к головке блока. О продуманности конструкции свидетельствует также тот факт, что головка имеет прилив в верхней части — он предназначен для демонтажа, чтобы было за что схватиться.
Слева, помимо рукоятки управления и рукоятки стартёра, есть большой технологический люк. Под ним находится заглушка пробки для слива масла. Под пробкой — встроенная воронка с отверстием, так что можно подставить низкий поддон и аккуратно слить масло из картера. Технологический люк закрыт большой крышкой из относительно эластичного противоударного пластика, на крышку наклеена защита от вибрации и звука в виде плотного пенополиуретана. Даже конструкция клипс крышки вызывает ощущение продуманности и надёжности, инженеры тут поработали на славу. Верхняя часть крышки крепится двумя винтами, их можно отвернуть как отвёртками двух типов, шлицевой и крестовой, так и рублёвой монетой, в шлиц она влезает спокойно. Эта же крышка открывает доступ к карбюратору, системе его питания, тягам управления, воздушному фильтру и масляной горловине с щупом. Щуп, кстати, достаточно длинный и информативный. Забор воздуха в фильтр идёт снизу по серии каналов, сам фильтр из плотного полиуретана, его можно промывать.
Лицевая панель оборудована двумя розетками 230 В на 16 А с классом защиты IP44. На каждой стоит отдельный предохранитель, что необходимо при одновременном питании, например, аппаратуры и инструмента: замыкание в одной линии не отключает вторую. Выше блока розеток на 230 В расположен блок USB-розеток, их две: одна на ток 1 А, вторая — на 2,1 А, все закрыты единой резиновой заглушкой. Можно заряжать любые гаджеты.
Левее расположен блок питания 12 В на ток 8,3 А, он защищён отдельным предохранителем и представлен в виде стандартной автомобильной розетки и ниже — параллельными контактами, все с резиновыми заглушками. Ещё ниже выведен контакт заземления.
Сверху справа закрытый резиновым колпачком переключатель с пиктограммами в виде силуэтов зайца и черепахи. «Заяц» — нормальный режим работы генератора с любыми потребителями, «черепаха» — режим экономии топлива, когда генератор снижает обороты, меньше расходуя горючего. В этом режиме можно подключать относительно маломощное оборудование, не создающее высоких пусковых токов. Зарядные устройства для аккумуляторов, к слову, прекрасно подходят под эту категорию.
На расположенный рядом многофункциональный дисплей можно, нажимая последовательно кнопку, вывести параметры напряжения, частоты или счётчик моточасов. При заведённом двигателе горит зелёная лампа рабочего состояния, слева от неё — лампа перегрузки. Она, кстати, начинает загораться на короткое время, если в экономном режиме включать потребители мощностью 1500 Вт. В нормальном режиме она не включается.
Правее расположена лампа индикации низкого уровня масла в картере. Слева от экрана — линейная индикация мощности подключённой нагрузки: при уровне менее 25% горит лампа Output, а далее идёт рост по процентам: 25, 50, 75 и 100. Индикация точная, это проверено при помощи измерителя мощности на разных режимах работы.
Качество тока
Исследование качества электричества мы проводили с помощью сотрудников компании «Техкам-Сервис», которая уже много лет занимается в том числе изготовлением и монтажом систем автоматического резервного энергоснабжения. Проверяли, как положено, форму синусоиды на разных режимах работы, наличие паразитных гармоник на высоких частотах, общий уровень шума. Итог исследования: синусоида очень чистая, лишь на высокой нагрузке отмечены незначительные пики, которые удалось зафиксировать только после переключения осциллографа в режим повышенной дискретности. В общем, этими пиками можно смело пренебречь. Максимум, что они могут сделать, это создать помехи в работе расположенного рядом радиоприёмника, не более.
Паразитных гармоник на частотах порядка 17-18 кГц, характерных для многих китайских инверторов, здесь нет. Но это как раз ожидаемо — ещё предыдущая модель, BQH2000, показала такой результат. Компания Zongshen, в отличие от других китайских производителей, не стала копировать «Хонду», а разработала альтернатор собственной конструкции, и очень удачный в плане качества вырабатываемой энергии. Понятно, что на BQH3500 он тоже собственный, так что другого результата мы и не ожидали.
Уровень шума (сила звука) от работающего генератора не превышает 80 дБ. Стоять рядом с работающим генератором — примерно как находиться на городской улице (но без «экстремизма» в виде непрерывно сигналящих машин).
Инженеры «Техкам-Сервис» указали на один недостаток — отсутствие указателя уровня топлива. Индикатор на крышке здесь не разместишь, потому что крышка у «чемоданчиков» выполняет ещё и функцию сапуна. Но щуп не помешал бы… однако его здесь нет. Судить об остатке топлива в баке сложно, но большой объём бака компенсирует этот недостаток. А в остальном даже специалисты, собаку съевшие на генераторах, не нашли к чему придраться. Прекрасные технические характеристики, полностью подтверждённые в ходе лабораторного теста, отлично продуманная конструкция в плане технического обслуживания… словом, твёрдая «пятёрка»!
Впечатления от работы на стройке
Чеслав Швайков, основатель столярной мастерской «Механические деревянные шестерёнки»
Этим летом мы строили арт-объект на побережье Капсельской бухты в Крыму. Здесь регулярно проходят фестивали, встречи людей искусства (музыкантов всех направлений, художников, дизайнеров, архитекторов). Это к генератору отношения не имеет, зато понятно, зачем нам понадобилось строить такой масштабный объект, причём именно здесь.
Объект реально большой — в плане 4х4 м, высотой 6 м. Изготовлен из клеёного дерева, мы работали над ним почти месяц, минимум по 10–12 часов в сутки. Это для понимания, какой была нагрузка на генератор.
Первое, что удивило,— компактный размер и очень продуманная с точки зрения удобства транспортировки конструкция. Один человек без особенных усилий может откатить его на любое расстояние — штатные колёса прочные, надёжные, легко катятся как по асфальту, так и по неровной площадке. Телескопическая рукоятка оказалась удобной, в целом генератор по условиям транспортировки мало чем отличается от большого туристического чемодана.
Поднять его и загрузить в багажник тоже легко, особенно порадовало, что аппарат без проблем помещается даже в малолитражке и что запаха бензина при транспортировке не ощущается. Лежащая в багажнике бензопила даёт устойчивый «аромат», а от генератора не пахнет совершенно, крышка топливного бака хорошо держит пары топлива.
Наши повседневные задачи — это постоянная подзарядка большого количества аккумуляторов, потому что работаем в основном аккумуляторным инструментом и в очень интенсивном режиме. Так что три-четыре зарядных устройства были включены практически непрерывно. Плюс иногда возникала необходимость использовать сетевой инструмент — цепную электропилу или строительный пылесос в паре с ленточной шлифовальной машиной. У пилы потребляемая мощность около 2 кВт, у пылесоса с «ленточкой» суммарно больше, но генератор всё отработал «на пятерку». Никакой просадки, никакой нехватки мощности — будто от сети работаешь. Удобно, что розеток две — можно подсоединить два удлинителя и запитать столько устройств, сколько тебе нужно.
Кстати, ещё один момент, который порадовал,— очень тихая работа. Когда работаешь в подобном уединённом месте, не хочется слышать неподалеку от себя постоянное тарахтение бензинового мотора. Нам есть с чем сравнивать: в этой местности есть несколько кафе, которые используют генераторы в качестве резервного источника питания. Мы сравнили и поняли, что нам очень повезло — генератор достаточно мощный и при этом очень тихий, совершенно не беспокоит и практически не слышен.
Эксклюзивный дистрибьютор Zongshen в России — компания «Астари».
Тест провели Дмитрий Сидоров и Чеслав Швайков.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Лето-осень 2020» (№3’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Август 2020 года