Caiman 296x90

Интерскол 296x90

MITEX 2024 296x90

Deli 296x90


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Открыта продажа билетов на выставку ArtDom 2025! Получите скидку 50% по промокоду MEDIA
65
«Керамакс» – на ключевой металлургической выставке
114
АО «Керамакс» запустило производство порошковой металлургической проволоки в Челябинске
137
Журнал «Инструменты» + «GardenTools» серии «Потребитель» (объединённый выпуск «2024»)
478
На старт! Внимание! MITEX!
239
21 ноября в Ташкенте состоится независимая конференция продавцов инструмента и оборудования!
323
Промышленная группа «Керамакс» приглашает на выставку «Металл-Экспо’2024»
122
«Керамакс» принял участие в Международной выставке Weldex-2024
124
Инструментальный мир выставки MITEX: на волне трендов отрасли
201
Новинки от Kentatsu — газовые котлы Nobby Smart II. Обзор линейки, характеристики, преимущества
203
Пространство мастерства: деловая программа выставки MITEX 2024
145
Топ-блогеры в специальной зоне мастер-классов MITEX.DIY на выставке MITEX 2024
315
«Керамакс» примет участие в Международной выставке Weldex-2024
244
3 октября на ВДНХ начнёт работу выставка «Загородный дом 2024»
152
Датская компания FaunaMaster представляет мобильную технику для агробизнеса
304
17 сентября на мероприятии ArtDom Design Tour в Новосибирске выступит известный дизайн-дуэт Draga & Aurel
266
Перестаньте мечтать, начинайте строить! 3-6 октября в Москве на ВДНХ пройдёт 37-я выставка «Загородный дом»
327
Впервые выбирают MITEX: дебютанты выставки 2024 года
606
Объединяя идеи и таланты: региональная программа ArtDom Design Tour для дизайнеров и архитекторов России
244
29-я Международная выставка Aquaflame by Aquatherm Moscow пройдёт 4-7 февраля 2025 г. в Москве, в «Крокус Экспо»
299
Испанский производитель садового инструмента Grupo Sanz покупает OEM-завод в Китае
495
Новая эпоха в строительстве: Utech на смену Hilti
649
Продолжается регистрация на выставку «Загородный дом – 2024» (3-6 октября, Москва, ВДНХ, павильон 57)
3066
Облачный кондиционер Daichi Alpha — сплит-система, которая всегда на связи
505
Кондиционеры Kentatsu: инновации и качество по доступной цене
577
Инструмент для ландшафтного дизайна на MITEX 2024
415
АО «Экспоцентр» продолжит проводить выставки на Краснопресненской набережной до 1 июня 2025 года
481
Greenworks вышел в Премьер-лигу: знаковый момент в истории компании
517
Дизайнерские модели бытовых кондиционеров MIRacle: обзор новинок от бренда Daichi
520
Серые, зеленые и желтые обои: как выбрать и комбинировать для идеального интерьера
577
Дима Логинов — куратор выставки ArtDom 2025 (20-22 февраля, Москва, МВЦ «Крокус Экспо»)
3079
В начале был MITEX…
623
ВсеИнструменты.ру — крупнейший в России онлайн-ритейлер товаров для дома и ремонта — собирается на биржу
705
«Леруа Мерлен» в России сменит название на «Лемана про»
608
Чемпионат электриков IEK Group подтвердил квалификацию мастеров на международном уровне
452
«Керамакс-Электра» – шаг в будущее
1083
MITEX 2024. Выставка №1 в мире инструмента
853
Крупнейший центр профессиональной садовой техники принял гостей из разных регионов
782
IEK Group развивает рынок труда в электротехнической отрасли
623
Пескобетон оптом: рекомендации по выбору и применению
1241

Выставки

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

Дом и Сад 2019: 21-24 марта, Москва

Петербургская зелёная неделя 2019: 26-29 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2019: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

ПромЭкспо 2019: 15-16 октября, Волгоград

City Build Russia 2019: 29-30 октября, Санкт-Петербург

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Ремонт Экспо 2020: 14-16 февраля, Москва

Eisenwarenmesse 2020: 1-4 марта, Кельн (Германия)

ShymkentBuild 2020: 11-13 марта, Казахстан, Шымкент

Коттедж. Строй. Экспо-2020: 2-5 апреля, Хабаровск

Город 2020: 15-17 апреля, Владивосток

Архитектура ДВ 2020: 21-23 мая, Хабаровск

Spoga+Gafa 2020: 6-8 сентября, Кельн (Германия)

Строим дом. Осень 2020: 26-27 сентября, Санкт-Петербург

Энерго-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

ОСМ 2021: 26-29 января, Москва

КлиматАкваТЭкс 2021: 17-20 марта, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2021: 17-20 марта, Красноярск

Строительство и архитектура 2021: 17-20 марта, Красноярск

BREX 2021: 24-26 марта, Москва

Expo-Russia Uzbekistan 2021: 1 апреля - 31 мая, онлайн

City Build Russia 2021 Москва: 28-29 апреля

ДагСтройБилд 2021: 23-24 июня, Махачкала

Expo-Russia Kazakhstan 2021: 23-25 июня, г. Алматы, Казахстан

UzStroyExpo 2021: 27-29 октября, Узбекистан, г. Ташкент

Новогодний подарок 2021: 9-12 и 16-19 декабря, Санкт-Петербург

Загородный дом 2022: 7-10 апреля, Москва

Металлообработка-2022: 23-27 мая, Москва

Выставка Expo-Russia Kyrgyzstan 2022: 21-23 июня, г. Бишкек, Кыргызстан

Expo-Russia Serbia 2022: 7-9 сентября, г. Белград, Сербия

СтройЭкспоКрым 2022, 15-17 сентября, Симферополь

ExpoDrev Russia 2022: 21-23 сентября, Красноярск

Expo-Russia Armenia 2022: 5-7 октября, г. Ереван, Армения

Машиностроение: С и Т 2022: 18-20 октября, Москва

RusWeld 2022: 24–27 октября, Москва

Белорусский дом 2022 и ОВК 2022: 27-29 октября, Беларусь, г. Минск

Пром-Энерго-Volga-2022: 23-25 ноября, Волгоград

Expo-Russia Vietnam 2022: 7-9 декабря, г. Ханой, Вьетнам

AIRVent 2023: 14-17 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2023: 14-17 февраля, Москва

РСН и RosBuild 2023: 28 февраля - 3 марта, Москва

Мир Климата Экспо 2023: 28 февраля - 3 марта, Москва

Стройиндустрия Севера 2023: 1-3 марта, Якутск

Outdoor Dacha 2023: 21-23 марта, Москва

MosBuild 2023: 28-31 марта, Москва

MosWeekHome 2023: 4-8 апреля, Москва

Intelligent Building Expo 2023: 5-6 апреля, Казахстан, г. Астана

AtyrauBuild 2023: 5-7 апреля, Казахстан, Атырау

СПТО.Краны 2023: 5-7 апреля, Москва

Izbushka! 2023: 26-28 апреля, Челябинск

Строй-Volga-2023: 17-19 мая, Волгоград

Сибирская строит. неделя 2023: 23-24 мая, Омск

ЧеченСтрой Экспо 2023: 24-25 мая, Грозный

AstanaBuild 2023: 24-26 мая, Казахстан, Астана

DIY & Household Retail Russia 2023: 25-26 мая, Москва

Aquatherm Almaty 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

KazBuild 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

Всеросс. нед. охр. труда 2023: 26-29 сентября, Сочи

Expo-Russia Iran 2023: 10-12 октября, г. Тегеран, Иран

СТМ 2023: 17-19 октября, Новосибирск

BuildExpo Uzbekistan 2023: 28-30 ноября, Узбекистан, г. Ташкент

UzBuild 2024: 27 февраля - 1 марта, Узбекистан, г. Ташкент

BuildUral 2024: 23-25 апреля, Екатеринбург

Фестиваль Столярного Дела Москва 2024: 1-2 июня

MITEX 2024: 5-8 ноября, Москва

Опросы

Какое масло Вы используете для смазки пильной цепи цепной бензопилы (электропилы)?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...
-->

Двигатели Briggs&Stratton серий EXi и EX: сравнение

24387

Среди множества производителей двигателей лишь немногие компании занимаются не только их выпуском, но и разработкой новых моделей и модификаций. Одна из них — Briggs&Stratton (Бриггс энд Стрэттон), занимающая лидирующее положение на рынке двигателей для малой моторной техники. «В активе» этой компании за многие десятилетия накопилось немалое количество самостоятельных разработок и технических усовершенствований: первый в мере двигатель с алюминиевым блоком цилиндра, двигатель с прямым приводом клапанов (DOV), «тихие» глушители, системы лёгкого пуска, электрического запуска… Ряд этих усовершенствований теперь применяется буквально всеми производителями, другие — «фирменные» решения, защищённые патентами. Продукцию Briggs&Stratton используют большинство крупнейших мировых производителей садовой и силовой техники.

В 2016 году компания Briggs&Stratton вывела на рынок две новые серии двигателей — EXi-Series и iS-Series. Вообще это не совсем точное определение: тут всё зависит от того, как вести распределение по сериям. Модели двигателей Briggs&Stratton можно делить по конструкции, расположению коленвала, назначению, техническим решениям и другим критериям. Так что любой из них можно считать участником сразу нескольких серий.

Ниже мы рассмотрим один из двигателей новой серии EXi в сравнении с более ранней моделью серии EX, близкой к нему по техническим параметрам. Отличий между ними много, фактически это совершенно разные двигатели.

Про серию моделей iS с технологией InStart будет упомянуто в конце — один из двигателей EXi одновременно входит и в iS-Series.


двигатель Briggs&Stratton 675EX-SeriesBriggs&Stratton 675EX-Series
Бензиновый двигатель для садовой и силовой техники

  • ТИП: бензиновый 1-цилиндровый 4-тактный воздушного охлаждения с боковым расположением клапанов (L-Head) и вертикальным коленвалом
  • РАБОЧИЙ ОБЪЁМ: 190 см³
  • ДИАМЕТР ЦИЛИНДРА/ ХОД ПОРШНЯ: 68,3/ 51,8 мм
  • КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ (макс.; 2600 об/мин): 9,2 Н*м
  • ЗАЖИГАНИЕ: транзисторно-магнитное
  • ЗАПУСК: тяговый трос
  • ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 1,0 л
  • ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,6 л
  • ПОТРЕБЛЕНИЕ ТОПЛИВА (2600 об/мин): при полной нагрузке 1,55 л/ч; при нагрузке 50 % — 0,96 л/ч
  • ГАБАРИТЫ: 351.308.249 мм
  • ВЕС: 10,9 кг

двигатель Briggs&Stratton 675EXi-SeriesBriggs&Stratton 675EXi-Series
Бензиновый двигатель для садовой и силовой техники

  • ТИП: бензиновый 1-цилиндровый 4-тактный воздушного охлаждения с верхним расположением клапанов (OHV) и вертикальным коленвалом
  • РАБОЧИЙ ОБЪЁМ: 163 см³
  • ДИАМЕТР ЦИЛИНДРА/ ХОД ПОРШНЯ: 68,3/ 44,5 мм
  • КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ (макс.; 2600 об/мин): 9,8 Н*м
  • ЗАЖИГАНИЕ: транзисторно-магнитное
  • ЗАПУСК: тяговый трос
  • ОБЪЁМ ТОПЛИВНОГО БАКА: 1,1 л
  • ЁМКОСТЬ МАСЛЯНОГО КАРТЕРА: 0,47 л
  • ПОТРЕБЛЕНИЕ ТОПЛИВА (2600 об/мин): при полной нагрузке 1,42 л/ч; при нагрузке 50 % — 0,93 л/ч
  • ГАБАРИТЫ: 349.314.253 мм
  • ВЕС: 8,5 кг

ДВА МОТОРА

Полные названия двигателей — Briggs&Stratton 675EХ-Series Quantum и Briggs&Stratton 675EXi-Series. Двигатели серии Quantum выпускаются уже примерно 35 лет, повсеместно применяются на оборудовании для личного хозяйства и полупрофессиональной технике. За это время модели неоднократно модернизировались. Quantum — это общее название целого семейства двигателей.

За десятилетия производства Briggs&Stratton выпустила порядка 150 миллионов единиц таких двигателей. Для своего класса их можно считать лучшими: преимущества — чрезвычайно высокая надёжность, ремонтопригодность и неприхотливость к качеству топлива и масла. К примеру, такой дефект, как «зависание клапанов» (и сопутствующие ему поломки), возникающий от использования некачественных ГСМ, на моделях этой серии практически исключён. Значение наработки на отказ у некоторых разновидностей Quantum (с гильзованными цилиндрами) — до 1000 моточасов.

Наработка на отказ — это не «ресурс», это состояние, требующее ремонта силами специалиста, после которого можно работать ещё длительное время. Да и у более простых двигателей, сугубо для бытового использования, значение наработки на отказ было таким, что большинство пользователей меняли технику не из-за износа мотора, а из-за морального устаревания самой техники.

Но за последние годы на рынке появились новые тенденции. Пользователи стали предъявлять к двигателям ещё больше требований. «Лучшим», с их точки зрения, должен считаться мотор, который нуждается в простейшем и минимальном техническом обслуживании, легко заводится, шумит при работе «по минимуму», при этом ещё и экологически чист — «не пахнет» ни при работе, ни при хранении.

Разумеется, при этом двигатель должен быть ещё и лёгким, компактным, требования по надёжности тоже никуда не делись. И в придачу его цена должна быть минимальной. Некоторые из этих запросов реализовались и на двигателях Quantum (о некоторых основных из них — ниже). Стоит ещё заметить, что качество ГСМ в последнее время улучшилось: подходящие «фирменные» смазки тоже доступны.

Однако у любой техники есть предел совершенства — и кардинально улучшить качества двигателей Quantum уже просто некуда — всё, что можно, было модернизировано. Чтобы соответствовать требованиям, оставался только один выход — заменить конструкцию на более современную. Поэтому в начале 2017 года компания Briggs&Stratton планирует полностью отказаться от их производства и перейти на новые линейки. В частности — двигатели EXi-Series. Различия между ними — в конструкции и особенностях обслуживания.

ОБЩИЕ МОМЕНТЫ

Хотя двигатели относятся к разным линейкам, некоторые общие особенности у них есть. У двигателей Quantum это результаты постоянно проводившихся модернизаций, у новых двигателей уже есть «в базе».

Модели оснащены удлинённой горловиной для заливки масла, что упрощает обслуживание. Зажигание — электронное, Magnetron, глушители — «фирменные», Super-Lo Tone (конструкция была разработана Briggs&Stratton). Они не только обеспечивают низкий уровень шума, но и «убирают» из него высокочастотную составляющую, которая вызывает наибольшее неудобство. На обе модели опционально можно установить электростартёр.

Ещё две «фирменные» особенности обоих двигателей — система ReadyStart и гарантия запуска S2. Система ReadyStart автоматически дозирует соотношение поступающих в карбюратор воздуха и топлива.

Рычаг воздушной заслонки и праймер на двигателях с системой ReadyStart отсутствуют, вместо них на глушителе закреплён термостат, связанный с воздушной заслонкой через систему тяг. В зависимости от температуры глушителя положение заслонки регулируется автоматически, в результате в камеру сгорания попадает оптимально дозированная смесь, исключается возможность залить свечу.

Briggs&Stratton гарантирует запуск двигателей с системой ReadyStart не более чем со второго рывка стартёра. Технология ReadyStart и гарантия запуска S2 появились не так давно, но сейчас встречаются на большинстве серий новых двигателей Briggs&Stratton.

Также можно обратить внимание на круглую зелёную наклейку с буквой Е, которая имеется на обоих двигателях, и букву Е в полном их названии. Это признак того, что обе модели относятся к «экологическим» сериям — соответствуют самым строгим современным экологическим нормам. Причём учитывается не только «выхлоп», но и испарения топлива из бака. Первые серии подобных двигателей появились у Briggs&Stratton буквально пять лет назад. Сейчас «экологический комплект» присутствует на всех сериях компактных двигателей Briggs&Stratton с вертикальным валом.

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Хотя двигатели и относятся к одной категории, а названия различаются всего на одну букву, это принципиально разные моторы, что легко увидеть, если посмотреть на их переднюю часть.

У Briggs&Stratton 675EX-Series ниже кожуха виден свечной провод с наконечником и рёбра головки цилиндра, у Briggs&Stratton 675EXi-Series — штампованная стальная крышка с буквами OHV. Первый относится к двигателям с боковым расположением клапанов (их также называют «нижнеклапанными», или L-head). Второй — «верхнеклапанный», Оver Head Valve. Клапанный механизм у L-head располагается в блоке цилиндра, у OHV — перенесён на головку блока.

«Верхнеклапанные» разновидности, в частности OHV, совершеннее «нижнеклапанных». Тут достаточно сравнить технические характеристики двух представленных двигателей.

двигатель Бриггс энд Страттон сравнение

Значения крутящего момента сходны, но объём цилиндра у EXi меньше на 27 см³. Причём, как видно из диаграммы, крутящий момент в диапазоне «до 2600 об/мин» у него даже выше. Представим, что имеются две газонокосилки — с двигателями EX и EXi. Двигатели для косилок настраиваются на частоту 2800 – 3000 об/мин. Когда пользователь начинает косить траву, частота вращения двигателя несколько снижается. И у модели с мотором EXi крутящий момент окажется немного больше. Значит, и справляться с работой ей будет легче.

Диаметр цилиндра у двигателей одинаков, различаются они только ходом поршня. Заодно снизился вес пар «шатун-поршень». На модели Briggs&Stratton 675EX она весит 275 граммов, у Briggs and Stratton 675EXi — 240. Уменьшена также длина, а следовательно, и вес клапанов. Значит, меньше энергии понадобится двигателю на «собственные нужды» — преодоление сил инерции, в том числе при изменении режимов работы. В итоге двигатели EXi немного компактнее и к тому же значительно легче — настолько, что являются сейчас самыми лёгкими в своём классе.

РАЗНЫЕ «МЕЛОЧИ»

В программу обслуживания небольших четырёхтактных двигателей всегда входит смена масла, также время от времени надо чистить или менять воздушный фильтр и свечу, другие операции требуются редко. Причём масло полагается менять раз в год (или каждые 50 моточасов).

Основная изюминка двигателей новой серии — упрощение обслуживания. Для них замена моторного масла в течение всего срока службы вообще не нужна. Правда, с рядом оговорок, основная из которых указана в названии этой изюминки — технология Just Check & Add. Примерный перевод — «просто проверь и добавь». Проверку и при необходимости доливку масла следует проводить перед каждым запуском. Также раз в год нужно менять воздушный фильтр и свечу зажигания и не забывать об очистке двигателя.

Технология Just Check & Add — это целый комплекс решений, связанных с разными элементами двигателей. Масло приходится менять из-за того, что со временем оно теряет свои свойства. Основная причина этого — высокая рабочая температура, под воздействием которой молекулы компонентов масла распадаются и окисляются. Вторая причина — попадание в масло посторонних частиц: продуктов естественного износа и частиц пыли, которые проникают в него с топливом и воздухом.

Чтобы сделать двигатель, не нуждающийся в смене масла, нужно минимизировать воздействие этих факторов: снизить температуру, уменьшить попадание посторонних частиц. И применять масло, которое «не портится».

За счёт более совершенной конструкции двигатели OHV потребляют меньше топлива, так что и тепла выделяют меньше. Теплоотвод, напротив, лучше — детали невелики по размерам, охлаждать их проще. Улучшенная система охлаждения новых двигателей позволяет пропускать через рубашку охлаждения больший поток воздуха. Форма элементов рубашки охлаждения оптимизирована так, чтобы воздушный поток проходил через них, не создавая «застойных зон», с которых обычно начинается «зарастание» двигателя грязью.

Чтобы снизить трение и минимизировать износ, необходимо изначально обеспечить высокое качество обработки трущихся деталей и не допускать попадания в двигатель сторонних загрязнений. Для этого выпускающий двигатели завод был оснащён новейшим оборудованием, на котором изготавливаются блоки, головки цилиндра и поршни. Точность изготовления деталей такова, что «притираться» вообще нечему, загрязнение смазки продуктами износа деталей минимально.

Чтобы уменьшить попадание пыли и грязи с воздухом, двигатели Briggs&Stratton EXi-Series комплектуются воздушным фильтром коммерческого класса, с двойным уплотнением (на моторах EX-Series применяется плоский воздушный фильтр). Фильтр не просто вставляется в корпус, а надевается с натягом на трубки, по которым воздух подаётся к карбюратору. При такой конструкции подсос воздуха между корпусом и фильтром исключён.

Также пыль и грязь могут попасть в двигатель через бензобак и маслозаливную горловину. Для удобства заправки диаметр горловины бака увеличен, геометрия изменена так, чтобы снизить вероятность попадания грязи при проверке уровня и доливке.

И последний, но один из самых важных элементов, позволяющих маслу не терять своих свойств со временем, — само масло. Применяемое на двигателях Briggs&Stratton EXi-Series масло содержит до четверти объёма присадок, улучшающих его свойства: моющих, антиокислительных, снижающих трение и износ, модификаторов вязкости и других.

В комплексе с другими параметрами это позволяет добиться того, что менять смазку за весь срок службы не обязательно. Благодаря высокой точности изготовления деталей потери масла «на угар» невелики: расчётное значение составляет не более 2,5 мл за час работы (у «нижнеклапанных» — 8–11 мл/ч). Чтобы пользователь заметил изменение уровня масла на щупе, двигатель EXi-Series должен отработать не менее 40 часов. Впрочем, необходимости проверки уровня, хотя бы «на всякий случай», это не отменяет.

РАЗНОВИДНОСТИ

Здесь мы рассматривали два близких по параметрам двигателя из семейства «675-х». Также в настоящее время в серию входят ещё несколько моделей. Это двигатели Briggs&Stratton 650EXi-Series (отличается только настройками карбюратора) и Briggs&Stratton 675iS-Series InStart.

По параметрам он аналогичен рассматриваемому, но входит ещё в одну, новую серию InStart, представленную Briggs&Stratton в 2016 году. Особенность этой серии — электрический запуск с помощью съёмного литиево-ионного аккумулятора. После часа зарядки батареи можно провести до 50 запусков, зарядки в течение 10 минут хватит на десяток пусков. Пока что в серию InStart включены две модели двигателей, второй — Briggs&Stratton 775iS Series DOV InStart — представитель двигателей с прямым приводом клапанов (DOV, конструкция запатентована Briggs&Stratton).

Их назначение — установка на технику «для требовательных пользователей»: вместо того, чтобы заводить косилку, дёргая за шнур, на модели с двигателем InStart достаточно повернуть ключ зажигания или нажать кнопку запуска.

В дальнейшем планируется расширение линеек Briggs&Stratton и другими разновидностями двигателей EXi, как с электрозапуском, так и без него.


Автор: Максим Грибоедов

Статья опубликована в объединённом выпуске журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools» серии «Потребитель» Осень-зима 2016

Другие статьи по теме

Самое читаемое за месяц