1-й, везде

2-й, везде

3-й, везде

4-й, везде


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

28-31 января 2020 года в столичном «Экспоцентре» пройдёт 21-я выставка «ОСМ (Отечественные строительные материалы)»
0
31
Модуль удаления запахов для систем инсталляции Geberit Duofresh
0
26
Новый бюджетный газовый котёл Baxi Eco Nova
0
33
Конкурс «Моя история успеха вместе с выставкой MITEX»
0
64
Заряжены на успех. Новинки аккумуляторной садовой техники Oleo-Mac сезона «Лето 2019»
0
57
Новинки-2019 от «Белмаш» – фуговальные станки Belmash J155/1170A, J155/1170AH, J200/1800AMR и J200/1800AMRH
0
119
Viessmann объявляет конкурс для продавцов и монтажников бытового отопительного оборудования
0
50
Журнал “Инструменты” + “GardenTools” + “Всё для стройки и ремонта” серии “Потребитель” (объединённый выпуск “Весна 2019”)
0
470
Выставку-конференцию Baxi Expo Moscow 2019 посетило 500 участников со всей России
0
80
Генеральный директор Stihl Александр Эрнандес о бизнесе в России
0
217
Стенд компании Patriot стал одним из самых посещаемых на фестивале внедорожников 4х4 Fest 2019
0
184
Просто для профессионалов, или новая базовая линейка сетевых углошлифовальных машин (УШМ) Metabo
0
247
«Петрович» вытеснил Obi
0
302
Husqvarna представляет новую товарную группу – бензиновые мини-электростанции G 1300P, G 2500P, G 3200P и G 5500P
0
309
Сколько инструментов One+ поместилось в системе хранения Ryobi? Угадай – и одна из них может стать твоей!
0
365
Новинки 2019 года от Caiman: профессиональные газонокосилочные тракторы Rapido 2WD и Rapido SD 2WD
0
187
Oventrop Profi 2019 – конкурс для специалистов по монтажу
0
186
Бренд Caiman выступил официальным призовым партнёром Национальной премии «Автомобиль года в России 2019»
0
232
Bosch: годовая пресс-конференция 2019. Курс на локализацию и ультрасовременное производство в России
0
388
Котёл + бойлер = выгода до 15 000 руб.!
0
134
В России появились Buderus Центры. В чем их преимущества?
0
139
Впервые – двухдневная выставка-конференция Baxi Expo Москва 2019!
0
301
Hart: инструмент для ударной работы
0
307
Viessmann Group укрепляет партнёрство с монтажными организациями
0
169
Soudal запускает строительство завода — первого в России и 20-ого в мире
0
179
Газонокосилка-робот Husqvarna Automower 435X AWD награждена престижной премией Red Dot Design Award 2019
0
345
Фестиваль инструмента ToolFest 2019 (18 мая, Москва, БЦ Румянцево). Организатор: МВ Групп
0
320
15-16 октября пройдёт «Волгоградский форум промышленной автоматизации и цифровизации. ПромЭкспо»
0
149
В Санкт-Петербурге на выставке City Build Russia закупщики проведут прямые переговоры с поставщиками по более 400 направлениям
0
203
Конференция Milwaukee 2019 в Дублине. Рабочая станция «Новое аккумуляторное оборудование M18 Fuel для деревообработки»
0
307
Чтобы косить легче всех! Тест бензокосы Caiman WX 21 в Новой Зеландии, в рамках конференции Unisaw Group 2019
0
371
Репортаж о мировой премьере-2019 новинок Milwaukee (Дублин, Ирландия, февраль 2019 г.)
0
894
Известные бренды строительных и отделочных материалов на выставке Astanabuild 2019: Казахстан, г. Нур-Султан, 22-24 мая
0
561
Мойки высокого давления Husqvarna прошли тест-драйв в рамках Национальной премии «Топ-5 Авто»
0
443
Конференция Milwaukee 2019 в Дублине. Рабочая станция «Новости аккумуляторной технологии M18 Fuel»
0
286
Конференция Milwaukee 2019 в Дублине. Рабочая станция «Новое оборудование общестроительного назначения»
0
250
Конференция Milwaukee 2019 в Дублине. Рабочая станция «Новые ручные инструменты: рулетки STUD, система Packout, ножи, перчатки и др»
0
331
Конференция Milwaukee 2019 в Дублине. Рабочая станция «Новые принадлежности: пилки, коронки, буры, долота, свёрла и др.»
0
238
Конференция Milwaukee 2019 в Дублине. Рабочая станция «Новинки M12: гайковёрт, энергокомплекты, мачта освещения, мини-резак, заклёпочник»
0
214
Конференция Milwaukee 2019 в Дублине. Рабочая станция «Новые аккумуляторные инструменты Milwaukee для электриков и сантехников»
0
225

Лучшие
мастер-классы /все

Лучшие репортажи /все

Опросы

Каким аккумуляторным инструментом Вам приходилось работать?

  • • дрель-шуруповёрт (21%, 1 038 голосов)
  • • фонарь (12%, 594 голосов)
  • • перфоратор (10%, 497 голосов)
  • • УШМ (10%, 476 голосов)
  • • отвёртка (10%, 468 голосов)
  • • дисковая пила (8%, 392 голосов)
  • • рубанок (6%, 309 голосов)
  • • гайковёрт или винтовёрт (5%, 265 голосов)
  • • специализированный шуруповёрт (5%, 229 голосов)
  • • сабельная пила (4%, 217 голосов)
  • • мультитул (4%, 214 голосов)
  • • другое (4%, 180 голосов)
  • • пока никаким (1%, 30 голосов)

Проголосовало: 1 187

Загрузка ... Загрузка ...

Выставки

Фестиваль Столярного Дела: 15-16 апреля 2017, Москва

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Eisenwarenmesse 2018: 4-7 марта, Кельн (Германия)

Строй-Volga-2018: 3-5 апреля, Волгоград

MosBuild, WorldBuild Moscow 2018: 3-6 апреля, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Малоэтажное домостроение 2018: 16-19 мая, Красноярск

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

ExpoDrev Russia 2018: 4-7 сентября, Красноярск

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

CIHS-2018: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Новогодний подарок 2018: 6-9 и 13-16 декабря, Санкт-Петербург

Строительство и архитектура 2019: 22-25 января, Красноярск

ОСМ 2019: 29 января - 1 февраля, Москва

Ремонт Экспо 2019: 1-3 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2019: 12-15 февраля, Москва

Мир климата 2019: 4-7 марта, Москва

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

Строим дом 2019: 16-17 марта, Санкт-Петербург

City Build Russia 2019 Москва: 19-20 марта

Дом и Сад 2019: 21-24 марта, Москва

Белорусский дом 2019: 28-30 марта, Беларусь, г. Минск

Петербургская зелёная неделя 2019: 18-21 и 25-28 апреля, Санкт-Петербург

ЧеченСтрой Экспо 2019: 24-25 апреля, Грозный

Город 2019 - 25-27 апреля, Владивосток

КлиматАкваТЭкс 2019: 14-17 мая, Красноярск

Spoga+Gafa 2019: 1-3 сентября, Кельн (Германия)

ПромЭкспо 2019: 15-16 октября, Волгоград

City Build Russia 2019: 29-30 октября, Санкт-Петербург

MITEX 2019: 5-8 ноября, Москва

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Механорыба, гламурная рыба, железная, ореховая, маяк… Создание кинетических скульптур, или искусство в механике

0
4876

Участники художественной группы ArtMechanicus.com Борис Баженов и Александр Бомбин совместно работают уже очень давно — больше пятнадцати лет. Их интересы и область деятельности подобны параллельным прямым, и в них непросто отдать предпочтение искусству или технике — они всегда были на грани того и другого. Так, в середине 90‑х, исполняя заказ компании «Тиги-Knauf» по изготовлению двухэтажного выставочного стенда, соорудили его в виде дома в разрезе с демонстрацией технологий и элементами реальной кровли. Разрабатывая и строя винтовую лестницу, будущие соавторы создали технологию гибки полноформатных листов гипсокартона. Здесь ещё нужно упомянуть главного конструктора проекта — Генриха Дмитриевича Баландина, обладающего способностью увязывать в конструкции кажущиеся порой несовместимыми вещи и предлагающего по каждому узлу простое и технологичное решение.

кинетическая скульптура рыба искусство создание механизм

Потом был период работ, связанный с художественным оформлением выставочных стендов, ресторанов и других объектов. В частности, художники придумали и воплотили в «Елисеевском» стенд для производителей напитков «Смирновъ», выполненный в стиле модерн. К слову, этот образ впоследствии стал фирменным стилем компании. И опять, как при проектировании, так и при изготовлении, пришлось решать множество технических и художественных задач. И художественное отнюдь не притеснялось техническими ограничениями и невозможностью осуществления, а располагалось среди технического, вдохновляясь его возможностями.

При этом художникам хотелось чего-то другого — не подчинения искусства технике или техники искусству, а техники, растворённой в искусстве, и искусства, свободно парящего среди строгих законов техники. «Вряд ли нам хотелось «поверить алгеброй гармонию», скорее, мы сразу находили гармонию в алгебре — семь цветов радуги, семь нот в гамме… Разве нужно их считать? — говорит Борис Баженов и тут же добавляет: — Семь невест ефрейтора Збруева!» Они оба, Борис и Александр, заразительно смеются. Поди пойми их, художников. Где грань между смешным и серьёзным? Между фактом и мистификацией?

Из этого периода авторы вынесли понимание красоты инженерных решений, которое сформировало будущий проект, связанный с искусством в механике. Так родилась художественная группа ArtMechanicus.com, а идея механики как искусства, идея поиска прекрасного в движении стала воплощаться в реальность.

В мире с давних времён существует стремление к созданию чудесных вещей, рождающихся на сопряжении искусства и техники. Развивая этот проект, участники группы впитывают и изучают традиции великих мастеров. Они делают то, что видится им наиболее близким и интересным. Так, Леонардо да Винчи изобретал разнообразные машины, будучи художником. Его захватывала идея создания того, чего ещё нет в существующем мире, о чём человечество, его современники, только мечтали…

ИДЕЯ

«Мы тоже обратились к природе, — подхватывает мысль Александр. — Объектом нашего внимания стали обитатели мирового океана. Так появилась серия кинетических скульптур «Механические рыбы». Нами был получен некий «магический кристалл», грани которого оказываются проекциями граней человеческого общества…».

«Мы не копируем каких-то конкретных рыб, — присоединяется Борис. — Они нам что-то подсказывают, а мы придумываем, сочиняем их, движимые нашей фантазией».

Почему именно рыбы? Причин множество, начиная с того, что они сами по себе вертикально-плоские и позволяют устроить механизм так, что он виден с разных сторон, и заканчивая символизмом этих водных существ, вытащенных в чужеродную для них среду. Уже не говоря о том, что рыба — один из древнейших символов, появившихся ещё в шумеро-аккадской мифологии.

«Впрочем, мы не имели в себе высокомерия сравняться с создателями мифов в демиургическом акте… — улыбается Борис. — Скорее, мы считывали и сочиняли современный миф, давая свободу нашей фантазии, обращённой к человеческому обществу, в надежде соприкоснуться с его детскими мечтами…».

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыбы

1. Механорыба

Первая механорыба (1), точнее её макетный механизм, была сделана из простых материалов: мебельных уголков, палочек для суши, проволочек от сломанного трансформатора. Рычаги вырезали из липы при помощи ножа, оси — из шпажек для шашлычка и зубочисток, а шестерни выпилили ручным лобзиком. Эта скульптура так и осталась в мастерской, как бы дав начало «заводскому Морскому музею». Но на ней было отработано изготовление основных узлов, а также композиционные и технические решения.

Преодолев стадию конструирования прототипа, который наконец-то зашевелил плавниками, авторы сосредоточились на художественных об

разах, идеи которых порой происходили от одного слова. К примеру, от словосочетания «гламурная рыба» появился эскиз, идея о красоте, а потом и сама скульптура (2), ставшая экспонатом «Музея мирового океана».

«Газгольдерная рыба» получила направление в один из «газгольдерных» офисов. «Ореховая рыба» пережила уже три реинкарнации. Самая же капризная «Железная рыба» (3) стала воплощением идеи воина, рыцаря и рождалась в течение девяти месяцев! Она, кстати, была первой в коллекции.

Наконец, «Рыба-дом» — собирательный образ стремления человека к созданию своего пристанища в любых условиях — побывала более чем на двадцати выставках, неизменно радуя и удивляя посетителей.

ВОПЛОЩЕНИЕ

Работа над очередным произведением начинается именно с определения того, что хочется символически отобразить. Затем постепенно прорисовывается художественный образ, который детализируется разными частями механизмов. Зарождённый совместными поисками и обсуждениями объект в эскизах Бориса обретает визуальный образ. Далее авторы обсуждают эскиз, вносят в него поправки и населяют разнообразными деталями. И так несколько раз, приближая желаемый образ.

Художники-механики подчёркивают, что они не изобретают, а конструируют свои произведения на основе уже известных механических узлов, из которых и создаётся образ движущейся, кинетической скульптуры.

Следующая стадия — макетирование основных механизмов и узлов в, так сказать, черновых материалах вроде фанеры и МДФ. Тут к работе подключаются мастера-резчики Сергей Филатов и Михаил Волков. И наконец, когда всё заработает, эскиз дорисовывается, подбираются материалы для самой конструкции и отделки для полного раскрытия художественного образа.

Затем делается чистовой вариант произведения. Сначала — каркаса и механизма. Последний долго подгоняется и притирается, ведь дерево — материал «живой» и склонный менять свои размеры от колебаний температуры и влажности. Иногда, для того чтобы механизм заработал идеально, дорабатывается и дополняется художественный образ. Например, у «Железной рыбы» нижняя челюсть получилась весом почти 5 кг! Мотор от графопостроителя не справлялся с её подъёмом, поэтому она обрела свинцовые противовесы, отчего установилось равновесие относительно оси качания и скульптура стала двигаться, как хотели авторы. Причём противовесы были отлиты с вкраплениями ракушек, камушков и монет — в виде наростов на жабры, которые эффектно дополнили образ морского скитальца.

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыба искусство создание механизм

4

После того как произведение закончено, художники берутся за новый объект.

Конечно, какие-то узлы с небольшими вариациями переходят из одного произведения в другое. Примеры — кулисный механизм (4), управляющий движением хвоста, или последовательность рычагов (5), приводящих в действие плавники рыбы.

В связи с большим объёмом практически исключительно ручной работы, все произведения становятся уникальными, обладая индивидуальной авторской природой. И каждый участник проекта оставляет в нём свой след.

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыба искусство создание механизм

5

Работа над каждым экземпляром занимает два-три месяца. Точнее сказать нельзя, ведь вдохновение авторов сопрягается с решением технических задач. На момент нашего общения две рыбины находились в мастерской: одна в ожидании отправки к своим будущим обладателям и ещё одна — рыба-светильник — в работе.

Создание подобных произведений и применяемые технологии очень трудозатратны, отчего деятельность Александра и Бориса, а также мастеров Сергея Филатова и Михаила Волкова остаётся художественным творчеством, а не бизнесом как таковым.

РЫБА-СВЕТИЛЬНИК

Проследим за созданием рыбы-светильника (или рыбы-маяка) с ирисовой диафрагмой.

Сначала была такая задумка: лепестки диафрагмы, приводимые в движение, закрывают и открывают свет. Затем диафрагма дополнилась силуэтом рыбы.

Сама по себе кинематика диафрагмы проста. Тщательно зачернённые серповидные лепестки из тонкого металла закреплены на двух кольцах с прорезями так, что при их взаимном вращении (обычно одно кольцо жёстко связано с корпусом объектива, а второе, подвижное, — с кольцом установки диафрагмы) происходит изменение размера отверстия между лепестками.

Но этот механизм не очень нагляден, так как скомпонован исходя из того, чтобы при максимальном открытии отверстия ширина его «в свету» была бы поменьше — чтобы корпус объектива получился не слишком толстым.

Получившееся бра не копирует в точности устройство диафрагмы. От неё позаимствована только сама идея нескольких лепестков, схождение которых перекрывает отверстие, а расхождение — открывает. Приводной механизм видоизменился так, что стал носителем отдельного художественного образа, а не нагромождением деталей сложной формы.

Первичной была красота выставленного напоказ механизма. Поэтому приводное колесо с рычажками привода диафрагмы стало почти втрое большего диаметра, чем «относительное отверстие», сами же резные изогнутые рычажки привольно расположились между неподвижным кольцом с осями и подвижным, закреплённым между пятью небольшими шестерёнками, которые служат опорами для большого кольца.

Промежуток между кольцевой шестерёнкой и неподвижным кольцом вокруг отверстия, в котором ходят рычажки и лепестки, не остался без художественного дополнения: позади рычажков — кольцевой витраж в викторианском стиле. Он подсвечивается той же лампой, что и центральный «иллюминатор».

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

  • Рейсмус, ленточная и дисковая пилы, сверлильный станок, резчицкий и слесарно-монтажный инструмент, электромонтажные принадлежности, ЧПУ-фрезер.
  • Различные породы дерева (в основном орех, дуб, липа).
  • Стильный латунный крепёж, разработанный и выточенный на заказ исключительно для данной скульптуры.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Первая стадия — рисование эскиза рыбы в натуральную (к слову, весьма немалую) величину (6). После того как прорисованы, смоделированы и изготовлены главные элементы механизма диафрагмы, его «прилаживают» к эскизу (7). Тем самым авторы уточняют образ, дополняя рыбу глазами, плавниками, челюстью, чешуёй и т. д.

Каждую деталь перерисовывают на шаблон из жёсткого пластика и выпиливают по нему ленточной пилой (8) из подходящего по цвету и свойствам дерева (в данном случае — из липы и ореха). Затем заготовки шлифуют по контуру и передают резчику, который и вырезает их в окончательном виде.

Теперь из ореха склеивают щит, раскладка которого есть на вышеупомянутом эскизе.

После склейки силуэт рыбы выпиливают той же ленточной пилой и ручными резчицкими инструментами доводят до желаемого вида.

На фото (9) — основание подвижной части лежит на предварительно выпиленной из орехового щита основе рыбы. На следующем фото (10) — в прорези основания вставлена часть рамок витража заднего плана. Видно, что главная шестерня состоит из пяти секторов, соединённых на «ласточкин хвост» (11).

На этой выкладке (12) видны составная главная шестерня, лепестки диафрагмы и передаточные рычаги. А здесь (13) изображён практически весь механизм — маленькие опорные шестерёнки, накладки, соединяющие части главной шестерни, и окантовка «иллюминатора».

После выкладки, когда становится ясно, что все детали изготовлены в соответствии с замыслом, резчик полностью обрабатывает основание рыбы. Затем закрепляют на нём части механизма, сначала начерно, для более точной подгонки. Дальше механизм тонируют, покрывают воском, отделывают поталью и собирают начисто.

Потом окончательное декорирование — набивка чешуек и декоративных медно-кожаных накладок-латок. Монтируют светильник и всё вместе устанавливают на декоративную подложку.

РЕЗУЛЬТАТ

Рыба-маяк готова к плаванию (14). Этот новый образ обогатил рыбную коллекцию ArtMechanicus.com.

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыбы

14. Готовая рыба-маяк


⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Автор Алексей Алесковский.

Статья опубликована в журнале «Инструменты» выпуск «Лето 2013».

Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.

Другие статьи по теме

Самое читаемое за месяц

1-й, везде

2-й и 3-й, СДВОЕННЫЙ, везде

4-й, везде