1-й, везде

2-й, везде

3-й, везде

4-й, везде


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Сотрудничество ТМК и «Мэшинстор»
0
148
Выставка Batimat Russia 2018 подтвердила статус одного из лидеров в строительных технологиях и интерьерных решениях: пост-релиз
0
89
27 июня вступит в силу постановление о сертификации отопительного оборудования. Итоги общего собрания АПРО
0
109
27-28 сентября в Санкт-Петербурге состоится очередная выставка-переговоры City Build Russia
0
62
Всё для строительства дома от фундамента до крыши – на выставке «Малоэтажное домостроение 2018»: Красноярск, 16-19 мая
0
132
Почему без чистой воды не бывает крепкого здоровья
0
121
Открыта регистрация на 11-ю Международную выставку инструментов, оборудования и технологий MITEX-2018
0
794
В Москве пройдёт «Чемпионат паркетных специальностей» (Сокольники, 20-21 апреля 2018 года)
0
121
Редакция «Потребитель» зарегистрировала канал в Telegram
0
249
Выставка ОСМ-2019 пройдёт с 29 января по 1 февраля на прежнем месте – в ЦВК «Экспоцентр»
0
94
3M и Festool объявляют о начале стратегического сотрудничества с целью оборудования предприятий авторемонта
0
412
Акция «Ольмакс»: «Весна – время обновления!» (до 31 мая 2018 года)
0
330
Ножницы электрика Knipex 95 05 155 – теперь и с функцией опрессовки до 6 кв.мм
0
188
Конференция гринкиперов и новый проект компании Unisaw Group – «Футбольные поля»
0
212
Компания «Технониколь» купила Izovol
0
146
14-18 мая в ЦВК «Экспоцентр» пройдёт 19-я Международная выставка «Металлообработка-2018»
0
270
Компания Grundfos наращивает объёмы продаж насосов в России. Итоги 2017 года
0
201
DIY-сеть «Бауцентр» объявила о планах выйти в Московский регион
0
259
Уникальные индустриальные клейкие ленты 3М VHB теперь доступны и в розницу – на «ВсеИнструменты.ру»
0
237
Робот для прополки клумб и грядок – уже реальность! Husqvarna приобрела 25% Franklin Robotics
0
832
Viessmann показал проточный водонагреватель Vitotherm EI2 и инфракрасную панель Vitoplanar EI2
0
160
Новые сварочные щитки 3M 9002NC и 9100XXI на выставке SAPE 2018 в Сочи (10-13 апреля)
0
145
Компания 3М представила технологию герметизации швов, альтернативную жидким герметикам
0
177
Кто и что закупал в Интернете в 2017 году? B2B-Center подводит итоги
0
430
Что, не ждали? В ассортименте LG появилась газонокосилка-робот!
0
523
Компания «ИТА-СПб» представляет новый ленточнопильный станок для деревообработки Powermatic PWBS-14CS
0
401
На производстве Viessmann запущен один из крупнейших гелиопарков Германии
0
196
«Фестиваль столярного дела» 2018 (#ФСД18): 21-22 апреля, Москва, Сокольники
0
856
Струбцина Bessey GearKlamp GK для пространств, недоступных другим зажимным инструментам
0
480
Новый двигатель Vanguard – новый класс от Briggs&Stratton!
0
493
Защита 3М от падения с высоты: семинар и обучение
0
136
13 апреля в «Ремесленном дворе» Екатеринбурга пройдёт встреча мастеров и любителей столярного дела «Уральский Wood-Мастер»
0
210
Краткий каталог Oventrop 2018 с новыми розничными ценами
0
167
Лидерство в инновациях: Husqvarna поделилась планами на ежегодной дилерской конференции. Официальный пост-релиз
0
389
3-5 апреля в Волгограде состоится выставка «Строй-Volga-2018. Благоустройство. Комфортная среда. ЖКХ. Капитальный ремонт»
0
171
6-7 июня в Нальчике состоится многопрофильная строительно-промышленная выставка Unibuild 2018
0
180
Переставные клещи Knipex 86 серии: улучшенная классика
0
233
Основам крепёжных технологий можно обучиться бесплатно – в апреле 2018 г. стартуют вебинары компании Fischer
0
272
Немецкий бренд Gardena запустил российскую страницу в социальной сети Instagram
0
199
Sika локализуется в Татарстане
0
211

Лучшие
мастер-классы /все

Акции /все

Акция «Ольмакс»: «Весна – время обновления!» (до 31 мая 2018 года)
До 31 мая 2018 года
0
330
Компания Patriot объявила о старте масштабной акции «Миллион за триммер»
С 2 апреля по 22 июля 2018 года
0
618
Gardena открывает набор участников – опытных садоводов – на второй сезон реалити-шоу «Мой сад»
Заявка на участие до 10 апреля 2018 г.
0
319
Акция Overtime на профессиональный инструмент Knipex и Wera
До 30 марта 2018 года
0
521
Акция компании «Оптулс»: «Бесконтактный тестер – бесплатно»
С 01 октября 2017 по 31 мая 2018 года
0
424
Выиграйте 11000 $ в конкурсе «Я и Briggs&Stratton» в честь 110-летия компании! Такой приз получит и покупатель, и магазин
1 марта - 31 августа 2018 года
0
864
С началом весны De Dietrich снижает цены
С 1 марта 2018 года
0
276
Продавать и монтировать оборудование Viessmann стало выгоднее
До мая 2018 года
0
395
Специальное предложение на Knipex и Wera – акция продолжается!
До 30 июня 2018 года
0
2224
Акция Bessey Door-Openers в «Оптулс»
До 29 июня 2018 года
0
759
Выиграй поездку на Formula 1 вместе с Hajdu!
С 20 ноября 2017 по 30 июня 2018 года
0
792
Инструменты Red Bull Racing by Wera: ограниченная серия
До окончания акционного товара на складе
0
6095
Впервые в России! Новые пильные цепи Husqvarna X-Cut SP33G 64, 66, 72 по уникальным ценам!
Цены действуют до объявления компанией Husqvarna об их изменении
0
7612
Honda – это не всегда дорого! Коса с 4-тактным двигателем UMK 435 T всего за 25 900 рублей
До окончания акционного товара. Предложение ограничено
0
10506
Распродажа показной техники – скидки до 50%!
До окончания акционного товара. Предложение ограничено
0
10575
Покупателю бензинового культиватора Caiman Neo – телескопический опрыскиватель в подарок
До окончания акционного товара на складе. Предложение ограничено
0
10308

Лучшие репортажи /все

Лучшие тесты /все

Опросы

Каким аккумуляторным инструментом Вам приходилось работать?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Выставки

Белорусский дом. Осень-2016 - 3-5 ноября 2016

Фестиваль Столярного Дела: 15-16 апреля 2017, Москва

Spoga+Gafa 2017: 3-5 сентября, Кельн (Германия)

Фестиваль Столярного Дела 2017: 23-24 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2017: 22-24 октября, Шанхай (Китай)

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ремонт Экспо 2018: 2-4 февраля 2018, Москва

Aquatherm Moscow 2018: 6-9 февраля, Москва

City Build Russia 2018: 26-27 февраля, Москва

Мир климата 2018: 27 февраля - 2 марта 2018

Дом и Сад 2018 - 1-4 марта, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Eisenwarenmesse 2018: 4-7 марта, Кельн (Германия)

Дом. Дача. Дизайн 2018: 15-17 марта, Беларусь, г. Могилев

Строй-Volga-2018: 3-5 апреля, Волгоград

MosBuild, WorldBuild Moscow 2018: 3-6 апреля, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

КлиматАкваТЭкс 2018: 16-19 мая, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2018: 16-19 мая, Красноярск

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

ExpoDrev Russia 2018: 4-7 сентября, Красноярск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

City Build Russia 2018: 26-27 февраля, Санкт-Петербург

MITEX 2018 - 6-9 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Строительство и архитектура 2019: 22-25 января, Красноярск

Металлообработка и сварка 2019: 29-31 января, Красноярск

ОСМ 2019: 29 января - 1 февраля, Москва

Механорыба, гламурная рыба, железная, ореховая, маяк… Создание кинетических скульптур, или искусство в механике

0
1661

Участники художественной группы ArtMechanicus.com Борис Баженов и Александр Бомбин совместно работают уже очень давно — больше пятнадцати лет. Их интересы и область деятельности подобны параллельным прямым, и в них непросто отдать предпочтение искусству или технике — они всегда были на грани того и другого. Так, в середине 90‑х, исполняя заказ компании «Тиги-Knauf» по изготовлению двухэтажного выставочного стенда, соорудили его в виде дома в разрезе с демонстрацией технологий и элементами реальной кровли. Разрабатывая и строя винтовую лестницу, будущие соавторы создали технологию гибки полноформатных листов гипсокартона. Здесь ещё нужно упомянуть главного конструктора проекта — Генриха Дмитриевича Баландина, обладающего способностью увязывать в конструкции кажущиеся порой несовместимыми вещи и предлагающего по каждому узлу простое и технологичное решение.

кинетическая скульптура рыба искусство создание механизм

Потом был период работ, связанный с художественным оформлением выставочных стендов, ресторанов и других объектов. В частности, художники придумали и воплотили в «Елисеевском» стенд для производителей напитков «Смирновъ», выполненный в стиле модерн. К слову, этот образ впоследствии стал фирменным стилем компании. И опять, как при проектировании, так и при изготовлении, пришлось решать множество технических и художественных задач. И художественное отнюдь не притеснялось техническими ограничениями и невозможностью осуществления, а располагалось среди технического, вдохновляясь его возможностями.

При этом художникам хотелось чего-то другого — не подчинения искусства технике или техники искусству, а техники, растворённой в искусстве, и искусства, свободно парящего среди строгих законов техники. «Вряд ли нам хотелось «поверить алгеброй гармонию», скорее, мы сразу находили гармонию в алгебре — семь цветов радуги, семь нот в гамме… Разве нужно их считать? — говорит Борис Баженов и тут же добавляет: — Семь невест ефрейтора Збруева!» Они оба, Борис и Александр, заразительно смеются. Поди пойми их, художников. Где грань между смешным и серьёзным? Между фактом и мистификацией?

Из этого периода авторы вынесли понимание красоты инженерных решений, которое сформировало будущий проект, связанный с искусством в механике. Так родилась художественная группа ArtMechanicus.com, а идея механики как искусства, идея поиска прекрасного в движении стала воплощаться в реальность.

В мире с давних времён существует стремление к созданию чудесных вещей, рождающихся на сопряжении искусства и техники. Развивая этот проект, участники группы впитывают и изучают традиции великих мастеров. Они делают то, что видится им наиболее близким и интересным. Так, Леонардо да Винчи изобретал разнообразные машины, будучи художником. Его захватывала идея создания того, чего ещё нет в существующем мире, о чём человечество, его современники, только мечтали…

ИДЕЯ

«Мы тоже обратились к природе, — подхватывает мысль Александр. — Объектом нашего внимания стали обитатели мирового океана. Так появилась серия кинетических скульптур «Механические рыбы». Нами был получен некий «магический кристалл», грани которого оказываются проекциями граней человеческого общества…».

«Мы не копируем каких-то конкретных рыб, — присоединяется Борис. — Они нам что-то подсказывают, а мы придумываем, сочиняем их, движимые нашей фантазией».

Почему именно рыбы? Причин множество, начиная с того, что они сами по себе вертикально-плоские и позволяют устроить механизм так, что он виден с разных сторон, и заканчивая символизмом этих водных существ, вытащенных в чужеродную для них среду. Уже не говоря о том, что рыба — один из древнейших символов, появившихся ещё в шумеро-аккадской мифологии.

«Впрочем, мы не имели в себе высокомерия сравняться с создателями мифов в демиургическом акте… — улыбается Борис. — Скорее, мы считывали и сочиняли современный миф, давая свободу нашей фантазии, обращённой к человеческому обществу, в надежде соприкоснуться с его детскими мечтами…».

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыбы

1. Механорыба

Первая механорыба (1), точнее её макетный механизм, была сделана из простых материалов: мебельных уголков, палочек для суши, проволочек от сломанного трансформатора. Рычаги вырезали из липы при помощи ножа, оси — из шпажек для шашлычка и зубочисток, а шестерни выпилили ручным лобзиком. Эта скульптура так и осталась в мастерской, как бы дав начало «заводскому Морскому музею». Но на ней было отработано изготовление основных узлов, а также композиционные и технические решения.

Преодолев стадию конструирования прототипа, который наконец-то зашевелил плавниками, авторы сосредоточились на художественных об

разах, идеи которых порой происходили от одного слова. К примеру, от словосочетания «гламурная рыба» появился эскиз, идея о красоте, а потом и сама скульптура (2), ставшая экспонатом «Музея мирового океана».

«Газгольдерная рыба» получила направление в один из «газгольдерных» офисов. «Ореховая рыба» пережила уже три реинкарнации. Самая же капризная «Железная рыба» (3) стала воплощением идеи воина, рыцаря и рождалась в течение девяти месяцев! Она, кстати, была первой в коллекции.

Наконец, «Рыба-дом» — собирательный образ стремления человека к созданию своего пристанища в любых условиях — побывала более чем на двадцати выставках, неизменно радуя и удивляя посетителей.

ВОПЛОЩЕНИЕ

Работа над очередным произведением начинается именно с определения того, что хочется символически отобразить. Затем постепенно прорисовывается художественный образ, который детализируется разными частями механизмов. Зарождённый совместными поисками и обсуждениями объект в эскизах Бориса обретает визуальный образ. Далее авторы обсуждают эскиз, вносят в него поправки и населяют разнообразными деталями. И так несколько раз, приближая желаемый образ.

Художники-механики подчёркивают, что они не изобретают, а конструируют свои произведения на основе уже известных механических узлов, из которых и создаётся образ движущейся, кинетической скульптуры.

Следующая стадия — макетирование основных механизмов и узлов в, так сказать, черновых материалах вроде фанеры и МДФ. Тут к работе подключаются мастера-резчики Сергей Филатов и Михаил Волков. И наконец, когда всё заработает, эскиз дорисовывается, подбираются материалы для самой конструкции и отделки для полного раскрытия художественного образа.

Затем делается чистовой вариант произведения. Сначала — каркаса и механизма. Последний долго подгоняется и притирается, ведь дерево — материал «живой» и склонный менять свои размеры от колебаний температуры и влажности. Иногда, для того чтобы механизм заработал идеально, дорабатывается и дополняется художественный образ. Например, у «Железной рыбы» нижняя челюсть получилась весом почти 5 кг! Мотор от графопостроителя не справлялся с её подъёмом, поэтому она обрела свинцовые противовесы, отчего установилось равновесие относительно оси качания и скульптура стала двигаться, как хотели авторы. Причём противовесы были отлиты с вкраплениями ракушек, камушков и монет — в виде наростов на жабры, которые эффектно дополнили образ морского скитальца.

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыба искусство создание механизм

4

После того как произведение закончено, художники берутся за новый объект.

Конечно, какие-то узлы с небольшими вариациями переходят из одного произведения в другое. Примеры — кулисный механизм (4), управляющий движением хвоста, или последовательность рычагов (5), приводящих в действие плавники рыбы.

В связи с большим объёмом практически исключительно ручной работы, все произведения становятся уникальными, обладая индивидуальной авторской природой. И каждый участник проекта оставляет в нём свой след.

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыба искусство создание механизм

5

Работа над каждым экземпляром занимает два-три месяца. Точнее сказать нельзя, ведь вдохновение авторов сопрягается с решением технических задач. На момент нашего общения две рыбины находились в мастерской: одна в ожидании отправки к своим будущим обладателям и ещё одна — рыба-светильник — в работе.

Создание подобных произведений и применяемые технологии очень трудозатратны, отчего деятельность Александра и Бориса, а также мастеров Сергея Филатова и Михаила Волкова остаётся художественным творчеством, а не бизнесом как таковым.

РЫБА-СВЕТИЛЬНИК

Проследим за созданием рыбы-светильника (или рыбы-маяка) с ирисовой диафрагмой.

Сначала была такая задумка: лепестки диафрагмы, приводимые в движение, закрывают и открывают свет. Затем диафрагма дополнилась силуэтом рыбы.

Сама по себе кинематика диафрагмы проста. Тщательно зачернённые серповидные лепестки из тонкого металла закреплены на двух кольцах с прорезями так, что при их взаимном вращении (обычно одно кольцо жёстко связано с корпусом объектива, а второе, подвижное, — с кольцом установки диафрагмы) происходит изменение размера отверстия между лепестками.

Но этот механизм не очень нагляден, так как скомпонован исходя из того, чтобы при максимальном открытии отверстия ширина его «в свету» была бы поменьше — чтобы корпус объектива получился не слишком толстым.

Получившееся бра не копирует в точности устройство диафрагмы. От неё позаимствована только сама идея нескольких лепестков, схождение которых перекрывает отверстие, а расхождение — открывает. Приводной механизм видоизменился так, что стал носителем отдельного художественного образа, а не нагромождением деталей сложной формы.

Первичной была красота выставленного напоказ механизма. Поэтому приводное колесо с рычажками привода диафрагмы стало почти втрое большего диаметра, чем «относительное отверстие», сами же резные изогнутые рычажки привольно расположились между неподвижным кольцом с осями и подвижным, закреплённым между пятью небольшими шестерёнками, которые служат опорами для большого кольца.

Промежуток между кольцевой шестерёнкой и неподвижным кольцом вокруг отверстия, в котором ходят рычажки и лепестки, не остался без художественного дополнения: позади рычажков — кольцевой витраж в викторианском стиле. Он подсвечивается той же лампой, что и центральный «иллюминатор».

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

  • Рейсмус, ленточная и дисковая пилы, сверлильный станок, резчицкий и слесарно-монтажный инструмент, электромонтажные принадлежности, ЧПУ-фрезер.
  • Различные породы дерева (в основном орех, дуб, липа).
  • Стильный латунный крепёж, разработанный и выточенный на заказ исключительно для данной скульптуры.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Первая стадия — рисование эскиза рыбы в натуральную (к слову, весьма немалую) величину (6). После того как прорисованы, смоделированы и изготовлены главные элементы механизма диафрагмы, его «прилаживают» к эскизу (7). Тем самым авторы уточняют образ, дополняя рыбу глазами, плавниками, челюстью, чешуёй и т. д.

Каждую деталь перерисовывают на шаблон из жёсткого пластика и выпиливают по нему ленточной пилой (8) из подходящего по цвету и свойствам дерева (в данном случае — из липы и ореха). Затем заготовки шлифуют по контуру и передают резчику, который и вырезает их в окончательном виде.

Теперь из ореха склеивают щит, раскладка которого есть на вышеупомянутом эскизе.

После склейки силуэт рыбы выпиливают той же ленточной пилой и ручными резчицкими инструментами доводят до желаемого вида.

На фото (9) — основание подвижной части лежит на предварительно выпиленной из орехового щита основе рыбы. На следующем фото (10) — в прорези основания вставлена часть рамок витража заднего плана. Видно, что главная шестерня состоит из пяти секторов, соединённых на «ласточкин хвост» (11).

На этой выкладке (12) видны составная главная шестерня, лепестки диафрагмы и передаточные рычаги. А здесь (13) изображён практически весь механизм — маленькие опорные шестерёнки, накладки, соединяющие части главной шестерни, и окантовка «иллюминатора».

После выкладки, когда становится ясно, что все детали изготовлены в соответствии с замыслом, резчик полностью обрабатывает основание рыбы. Затем закрепляют на нём части механизма, сначала начерно, для более точной подгонки. Дальше механизм тонируют, покрывают воском, отделывают поталью и собирают начисто.

Потом окончательное декорирование — набивка чешуек и декоративных медно-кожаных накладок-латок. Монтируют светильник и всё вместе устанавливают на декоративную подложку.

РЕЗУЛЬТАТ

Рыба-маяк готова к плаванию (14). Этот новый образ обогатил рыбную коллекцию ArtMechanicus.com.

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыбы

14. Готовая рыба-маяк


⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Автор Алексей Алесковский.

Статья опубликована в журнале «Инструменты» выпуск «Лето 2013».

Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.

Другие статьи по теме

Самое читаемое за месяц

1-й, везде

2-й и 3-й, СДВОЕННЫЙ, везде

4-й, везде