Участники художественной группы ArtMechanicus.com Борис Баженов и Александр Бомбин совместно работают уже очень давно — больше пятнадцати лет. Их интересы и область деятельности подобны параллельным прямым, и в них непросто отдать предпочтение искусству или технике — они всегда были на грани того и другого. Так, в середине 90‑х, исполняя заказ компании «Тиги-Knauf» по изготовлению двухэтажного выставочного стенда, соорудили его в виде дома в разрезе с демонстрацией технологий и элементами реальной кровли. Разрабатывая и строя винтовую лестницу, будущие соавторы создали технологию гибки полноформатных листов гипсокартона. Здесь ещё нужно упомянуть главного конструктора проекта — Генриха Дмитриевича Баландина, обладающего способностью увязывать в конструкции кажущиеся порой несовместимыми вещи и предлагающего по каждому узлу простое и технологичное решение.
Потом был период работ, связанный с художественным оформлением выставочных стендов, ресторанов и других объектов. В частности, художники придумали и воплотили в «Елисеевском» стенд для производителей напитков «Смирновъ», выполненный в стиле модерн. К слову, этот образ впоследствии стал фирменным стилем компании. И опять, как при проектировании, так и при изготовлении, пришлось решать множество технических и художественных задач. И художественное отнюдь не притеснялось техническими ограничениями и невозможностью осуществления, а располагалось среди технического, вдохновляясь его возможностями.
При этом художникам хотелось чего-то другого — не подчинения искусства технике или техники искусству, а техники, растворённой в искусстве, и искусства, свободно парящего среди строгих законов техники. «Вряд ли нам хотелось «поверить алгеброй гармонию», скорее, мы сразу находили гармонию в алгебре — семь цветов радуги, семь нот в гамме… Разве нужно их считать? — говорит Борис Баженов и тут же добавляет: — Семь невест ефрейтора Збруева!» Они оба, Борис и Александр, заразительно смеются. Поди пойми их, художников. Где грань между смешным и серьёзным? Между фактом и мистификацией?
Из этого периода авторы вынесли понимание красоты инженерных решений, которое сформировало будущий проект, связанный с искусством в механике. Так родилась художественная группа ArtMechanicus.com, а идея механики как искусства, идея поиска прекрасного в движении стала воплощаться в реальность.
В мире с давних времён существует стремление к созданию чудесных вещей, рождающихся на сопряжении искусства и техники. Развивая этот проект, участники группы впитывают и изучают традиции великих мастеров. Они делают то, что видится им наиболее близким и интересным. Так, Леонардо да Винчи изобретал разнообразные машины, будучи художником. Его захватывала идея создания того, чего ещё нет в существующем мире, о чём человечество, его современники, только мечтали…
«Мы тоже обратились к природе, — подхватывает мысль Александр. — Объектом нашего внимания стали обитатели мирового океана. Так появилась серия кинетических скульптур «Механические рыбы». Нами был получен некий «магический кристалл», грани которого оказываются проекциями граней человеческого общества…».
«Мы не копируем каких-то конкретных рыб, — присоединяется Борис. — Они нам что-то подсказывают, а мы придумываем, сочиняем их, движимые нашей фантазией».
Почему именно рыбы? Причин множество, начиная с того, что они сами по себе вертикально-плоские и позволяют устроить механизм так, что он виден с разных сторон, и заканчивая символизмом этих водных существ, вытащенных в чужеродную для них среду. Уже не говоря о том, что рыба — один из древнейших символов, появившихся ещё в шумеро-аккадской мифологии.
«Впрочем, мы не имели в себе высокомерия сравняться с создателями мифов в демиургическом акте… — улыбается Борис. — Скорее, мы считывали и сочиняли современный миф, давая свободу нашей фантазии, обращённой к человеческому обществу, в надежде соприкоснуться с его детскими мечтами…».
Первая механорыба (1), точнее её макетный механизм, была сделана из простых материалов: мебельных уголков, палочек для суши, проволочек от сломанного трансформатора. Рычаги вырезали из липы при помощи ножа, оси — из шпажек для шашлычка и зубочисток, а шестерни выпилили ручным лобзиком. Эта скульптура так и осталась в мастерской, как бы дав начало «заводскому Морскому музею». Но на ней было отработано изготовление основных узлов, а также композиционные и технические решения.
Преодолев стадию конструирования прототипа, который наконец-то зашевелил плавниками, авторы сосредоточились на художественных об
разах, идеи которых порой происходили от одного слова. К примеру, от словосочетания «гламурная рыба» появился эскиз, идея о красоте, а потом и сама скульптура (2), ставшая экспонатом «Музея мирового океана».
«Газгольдерная рыба» получила направление в один из «газгольдерных» офисов. «Ореховая рыба» пережила уже три реинкарнации. Самая же капризная «Железная рыба» (3) стала воплощением идеи воина, рыцаря и рождалась в течение девяти месяцев! Она, кстати, была первой в коллекции.
Наконец, «Рыба-дом» — собирательный образ стремления человека к созданию своего пристанища в любых условиях — побывала более чем на двадцати выставках, неизменно радуя и удивляя посетителей.
Работа над очередным произведением начинается именно с определения того, что хочется символически отобразить. Затем постепенно прорисовывается художественный образ, который детализируется разными частями механизмов. Зарождённый совместными поисками и обсуждениями объект в эскизах Бориса обретает визуальный образ. Далее авторы обсуждают эскиз, вносят в него поправки и населяют разнообразными деталями. И так несколько раз, приближая желаемый образ.
Художники-механики подчёркивают, что они не изобретают, а конструируют свои произведения на основе уже известных механических узлов, из которых и создаётся образ движущейся, кинетической скульптуры.
Следующая стадия — макетирование основных механизмов и узлов в, так сказать, черновых материалах вроде фанеры и МДФ. Тут к работе подключаются мастера-резчики Сергей Филатов и Михаил Волков. И наконец, когда всё заработает, эскиз дорисовывается, подбираются материалы для самой конструкции и отделки для полного раскрытия художественного образа.
Затем делается чистовой вариант произведения. Сначала — каркаса и механизма. Последний долго подгоняется и притирается, ведь дерево — материал «живой» и склонный менять свои размеры от колебаний температуры и влажности. Иногда, для того чтобы механизм заработал идеально, дорабатывается и дополняется художественный образ. Например, у «Железной рыбы» нижняя челюсть получилась весом почти 5 кг! Мотор от графопостроителя не справлялся с её подъёмом, поэтому она обрела свинцовые противовесы, отчего установилось равновесие относительно оси качания и скульптура стала двигаться, как хотели авторы. Причём противовесы были отлиты с вкраплениями ракушек, камушков и монет — в виде наростов на жабры, которые эффектно дополнили образ морского скитальца.
После того как произведение закончено, художники берутся за новый объект.
Конечно, какие-то узлы с небольшими вариациями переходят из одного произведения в другое. Примеры — кулисный механизм (4), управляющий движением хвоста, или последовательность рычагов (5), приводящих в действие плавники рыбы.
В связи с большим объёмом практически исключительно ручной работы, все произведения становятся уникальными, обладая индивидуальной авторской природой. И каждый участник проекта оставляет в нём свой след.
Работа над каждым экземпляром занимает два-три месяца. Точнее сказать нельзя, ведь вдохновение авторов сопрягается с решением технических задач. На момент нашего общения две рыбины находились в мастерской: одна в ожидании отправки к своим будущим обладателям и ещё одна — рыба-светильник — в работе.
Создание подобных произведений и применяемые технологии очень трудозатратны, отчего деятельность Александра и Бориса, а также мастеров Сергея Филатова и Михаила Волкова остаётся художественным творчеством, а не бизнесом как таковым.
Проследим за созданием рыбы-светильника (или рыбы-маяка) с ирисовой диафрагмой.
Сначала была такая задумка: лепестки диафрагмы, приводимые в движение, закрывают и открывают свет. Затем диафрагма дополнилась силуэтом рыбы.
Сама по себе кинематика диафрагмы проста. Тщательно зачернённые серповидные лепестки из тонкого металла закреплены на двух кольцах с прорезями так, что при их взаимном вращении (обычно одно кольцо жёстко связано с корпусом объектива, а второе, подвижное, — с кольцом установки диафрагмы) происходит изменение размера отверстия между лепестками.
Но этот механизм не очень нагляден, так как скомпонован исходя из того, чтобы при максимальном открытии отверстия ширина его «в свету» была бы поменьше — чтобы корпус объектива получился не слишком толстым.
Получившееся бра не копирует в точности устройство диафрагмы. От неё позаимствована только сама идея нескольких лепестков, схождение которых перекрывает отверстие, а расхождение — открывает. Приводной механизм видоизменился так, что стал носителем отдельного художественного образа, а не нагромождением деталей сложной формы.
Первичной была красота выставленного напоказ механизма. Поэтому приводное колесо с рычажками привода диафрагмы стало почти втрое большего диаметра, чем «относительное отверстие», сами же резные изогнутые рычажки привольно расположились между неподвижным кольцом с осями и подвижным, закреплённым между пятью небольшими шестерёнками, которые служат опорами для большого кольца.
Промежуток между кольцевой шестерёнкой и неподвижным кольцом вокруг отверстия, в котором ходят рычажки и лепестки, не остался без художественного дополнения: позади рычажков — кольцевой витраж в викторианском стиле. Он подсвечивается той же лампой, что и центральный «иллюминатор».
Первая стадия — рисование эскиза рыбы в натуральную (к слову, весьма немалую) величину (6). После того как прорисованы, смоделированы и изготовлены главные элементы механизма диафрагмы, его «прилаживают» к эскизу (7). Тем самым авторы уточняют образ, дополняя рыбу глазами, плавниками, челюстью, чешуёй и т. д.
Каждую деталь перерисовывают на шаблон из жёсткого пластика и выпиливают по нему ленточной пилой (8) из подходящего по цвету и свойствам дерева (в данном случае — из липы и ореха). Затем заготовки шлифуют по контуру и передают резчику, который и вырезает их в окончательном виде.
Теперь из ореха склеивают щит, раскладка которого есть на вышеупомянутом эскизе.
После склейки силуэт рыбы выпиливают той же ленточной пилой и ручными резчицкими инструментами доводят до желаемого вида.
На фото (9) — основание подвижной части лежит на предварительно выпиленной из орехового щита основе рыбы. На следующем фото (10) — в прорези основания вставлена часть рамок витража заднего плана. Видно, что главная шестерня состоит из пяти секторов, соединённых на «ласточкин хвост» (11).
На этой выкладке (12) видны составная главная шестерня, лепестки диафрагмы и передаточные рычаги. А здесь (13) изображён практически весь механизм — маленькие опорные шестерёнки, накладки, соединяющие части главной шестерни, и окантовка «иллюминатора».
После выкладки, когда становится ясно, что все детали изготовлены в соответствии с замыслом, резчик полностью обрабатывает основание рыбы. Затем закрепляют на нём части механизма, сначала начерно, для более точной подгонки. Дальше механизм тонируют, покрывают воском, отделывают поталью и собирают начисто.
Потом окончательное декорирование — набивка чешуек и декоративных медно-кожаных накладок-латок. Монтируют светильник и всё вместе устанавливают на декоративную подложку.
Рыба-маяк готова к плаванию (14). Этот новый образ обогатил рыбную коллекцию ArtMechanicus.com.
⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Автор Алексей Алесковский.
Статья опубликована в журнале «Инструменты» выпуск «Лето 2013».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.