Caiman 296x90

Интерскол 596x90

MITEX 2024 296x90


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

MITEX 2025: площадка для диалога и развития инструментальной отрасли
91
На выставке Interlight | Smart City&Home 2025 впервые пройдут тематические туры для профессионалов отрасли
175
Решения для малой энергетики и майнинга. 21-23 октября в «Крокус Экспо» пройдёт юбилейная 10-я выставка Heat&Power
223
Открыта регистрация на климатическую выставку AIRVent 2026. Используйте промокод MASTER для бесплатного посещения
650
Умные решения для города и дома: в октябре в Москве пройдёт выставка Interlight | Smart City & Home
996
Инструментальные решения для благоустройства территорий на MITEX 2025
300
Благоустройство жизни начинается с инструмента. 11 ноября в МВЦ «Крокус Экспо» откроется 18-я выставка MITEX 2025
413
Оборудование HVAC/R в фокусе городского развития. Деловая программа выставки «Мир Климата Осень 2025» (Москва, 11-14 ноября)
1164
Кто формирует будущее светотехники и умных систем? Ключевые участники и тренды на Interlight | Smart City & Home 2025
1623
Главная строительная площадка Казахстана соберёт лидеров отрасли со всего мира: KazBuild 2025, Алматы, 3-5 сентября
360
Деловая программа выставки China Machinery Fair 2025: системный вектор развития российско-китайского промышленного партнёрства
529
Несырьевой экспорт и технологии Китая как стратегические ресурсы на выставках China Commodity Fair и China Machinery Fair
534
Деловая программа выставки Heat&Power-2025: майнинг на ГПУ, генерация на СПГ, собственная генерация в АПК и др.
490
31 июля Президент РФ В.В.Путин подписал закон, обязывающий владельцев земельных участков бороться с борщевиком
1530
25-27 августа в Москве пройдут две выставки в сфере ВЭД с Китаем – China Commodity Fair и China Machinery Fair
447
Будущее – здесь и сейчас! Выставка Interlight | Smart City & Home 2025: 21-24 октября, Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
377
Осенняя перезагрузка, или выставка «Мир Климата Осень»: 11-14 ноября 2025 г., Москва, МВЦ «Крокус Экспо»
365
AIRVent 2026 – выставка для лидеров климатической индустрии (3-6 февраля, Москва, МВЦ «Крокус Экспо»)
2349
Выставка KazBuild 2025 (3-5 сентября, Алматы) станет катализатором роста и инноваций в строительном секторе Казахстана
435
Карло Коломбо, Джулио Каппеллини и Drage&Aurel — новые амбассадоры выставки мебели, интерьера и искусства ArtDom 2026
1628
UtiliCon 2025: ключевая выставка решений для ЖКХ, строительства и городской инфраструктуры
313
Экспозицию «Интерскол» на выставке «Иннопром» 2025 посетили руководители Правительства России
373
«Дикий пляж» — новый летний проект от выставки «Русский дом»: 6 июля 2025 года
368
Объединённый выставочный проект «Мегаполис Экспо 2025»: город настоящего начинается с решений
391
Юбилей Greenworks: 10 лет на российском рынке электроинструмента и садовой техники
468
Готовьтесь к крупнейшему событию в сфере ЖКХ: 11-14 ноября 2025 г. в МВЦ «Крокус Экспо» состоится 2-я выставка UtiliCon
601
«Мир Климата ОСЕНЬ 2025»: премьера, которая меняет правила игры!
379
Международный демосалон Caiman на ВДНХ
470
20-22 мая в Волгограде пройдёт очередная межрегиональная выставка-форум предприятий «Строй-Volga. ЖКХ»
1724
Приглашаем на Независимый форум производителей и продавцов инструмента и оборудования стран СНГ: Москва, 29-31 мая 2025 г.
1087
Открытие года: выставка «Русский дом» соберёт 16 мая в Москве дизайнеров и архитекторов России и зарубежья
985
«Севергрупп» Алексея Мордашова выставила на продажу бывший завод Bosch
597
ArtDom Design Tour 2025: тур по России и другим странам СНГ стартует 28 апреля с Екатеринбурга
1225
Компания Robokos представила в России полностью беспроводные ИИ-модели роботов-газонокосилок
1599
Caiman представил проект «Сад будущего»: синтез технологий и клиентского опыта
1885
Выставка MITEX 2025: новый уровень в «Крокус Экспо»
1862
Выставка «Мир Климата 2025»: пост-релиз
518
Время поиска решений: объявлена деловая программа выставки-форума Hi-Tech Building 2025
390
Определение будущего строительного сектора: 16-19 апреля в Стамбуле пройдёт 47-я строительная выставка Yapi — Turkeybuild Istanbul
640
15-16 апреля в Москве пройдёт ежегодная профессиональная выставка-форум Hi-Tech Building
2513

Выставки

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

Дом и Сад 2019: 21-24 марта, Москва

Петербургская зелёная неделя 2019: 26-29 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2019: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

ПромЭкспо 2019: 15-16 октября, Волгоград

City Build Russia 2019: 29-30 октября, Санкт-Петербург

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Ремонт Экспо 2020: 14-16 февраля, Москва

Eisenwarenmesse 2020: 1-4 марта, Кельн (Германия)

ShymkentBuild 2020: 11-13 марта, Казахстан, Шымкент

Коттедж. Строй. Экспо-2020: 2-5 апреля, Хабаровск

Город 2020: 15-17 апреля, Владивосток

Архитектура ДВ 2020: 21-23 мая, Хабаровск

Spoga+Gafa 2020: 6-8 сентября, Кельн (Германия)

Строим дом. Осень 2020: 26-27 сентября, Санкт-Петербург

Энерго-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

ОСМ 2021: 26-29 января, Москва

КлиматАкваТЭкс 2021: 17-20 марта, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2021: 17-20 марта, Красноярск

Строительство и архитектура 2021: 17-20 марта, Красноярск

BREX 2021: 24-26 марта, Москва

Expo-Russia Uzbekistan 2021: 1 апреля - 31 мая, онлайн

City Build Russia 2021 Москва: 28-29 апреля

ДагСтройБилд 2021: 23-24 июня, Махачкала

Expo-Russia Kazakhstan 2021: 23-25 июня, г. Алматы, Казахстан

UzStroyExpo 2021: 27-29 октября, Узбекистан, г. Ташкент

Новогодний подарок 2021: 9-12 и 16-19 декабря, Санкт-Петербург

Загородный дом 2022: 7-10 апреля, Москва

Металлообработка-2022: 23-27 мая, Москва

Выставка Expo-Russia Kyrgyzstan 2022: 21-23 июня, г. Бишкек, Кыргызстан

Expo-Russia Serbia 2022: 7-9 сентября, г. Белград, Сербия

СтройЭкспоКрым 2022, 15-17 сентября, Симферополь

ExpoDrev Russia 2022: 21-23 сентября, Красноярск

Expo-Russia Armenia 2022: 5-7 октября, г. Ереван, Армения

Машиностроение: С и Т 2022: 18-20 октября, Москва

RusWeld 2022: 24–27 октября, Москва

Белорусский дом 2022 и ОВК 2022: 27-29 октября, Беларусь, г. Минск

Пром-Энерго-Volga-2022: 23-25 ноября, Волгоград

Expo-Russia Vietnam 2022: 7-9 декабря, г. Ханой, Вьетнам

AIRVent 2023: 14-17 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2023: 14-17 февраля, Москва

РСН и RosBuild 2023: 28 февраля - 3 марта, Москва

Стройиндустрия Севера 2023: 1-3 марта, Якутск

Outdoor Dacha 2023: 21-23 марта, Москва

MosBuild 2023: 28-31 марта, Москва

MosWeekHome 2023: 4-8 апреля, Москва

Intelligent Building Expo 2023: 5-6 апреля, Казахстан, г. Астана

AtyrauBuild 2023: 5-7 апреля, Казахстан, Атырау

СПТО.Краны 2023: 5-7 апреля, Москва

Izbushka! 2023: 26-28 апреля, Челябинск

Строй-Volga-2023: 17-19 мая, Волгоград

Сибирская строит. неделя 2023: 23-24 мая, Омск

ЧеченСтрой Экспо 2023: 24-25 мая, Грозный

AstanaBuild 2023: 24-26 мая, Казахстан, Астана

DIY & Household Retail Russia 2023: 25-26 мая, Москва

Aquatherm Almaty 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

KazBuild 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

Всеросс. нед. охр. труда 2023: 26-29 сентября, Сочи

Expo-Russia Iran 2023: 10-12 октября, г. Тегеран, Иран

СТМ 2023: 17-19 октября, Новосибирск

BuildExpo Uzbekistan 2023: 28-30 ноября, Узбекистан, г. Ташкент

UzBuild 2024: 27 февраля - 1 марта, Узбекистан, г. Ташкент

BuildUral 2024: 23-25 апреля, Екатеринбург

Фестиваль Столярного Дела Москва 2024: 1-2 июня

MITEX 2025: 11-14 ноября, Москва

Мир Климата 2025: 25-28 февраля, Москва

-->

Механорыба, гламурная рыба, железная, ореховая, маяк… Создание кинетических скульптур, или искусство в механике

9296

Участники художественной группы ArtMechanicus.com Борис Баженов и Александр Бомбин совместно работают уже очень давно — больше пятнадцати лет. Их интересы и область деятельности подобны параллельным прямым, и в них непросто отдать предпочтение искусству или технике — они всегда были на грани того и другого. Так, в середине 90‑х, исполняя заказ компании «Тиги-Knauf» по изготовлению двухэтажного выставочного стенда, соорудили его в виде дома в разрезе с демонстрацией технологий и элементами реальной кровли. Разрабатывая и строя винтовую лестницу, будущие соавторы создали технологию гибки полноформатных листов гипсокартона. Здесь ещё нужно упомянуть главного конструктора проекта — Генриха Дмитриевича Баландина, обладающего способностью увязывать в конструкции кажущиеся порой несовместимыми вещи и предлагающего по каждому узлу простое и технологичное решение.

кинетическая скульптура рыба искусство создание механизм

Потом был период работ, связанный с художественным оформлением выставочных стендов, ресторанов и других объектов. В частности, художники придумали и воплотили в «Елисеевском» стенд для производителей напитков «Смирновъ», выполненный в стиле модерн. К слову, этот образ впоследствии стал фирменным стилем компании. И опять, как при проектировании, так и при изготовлении, пришлось решать множество технических и художественных задач. И художественное отнюдь не притеснялось техническими ограничениями и невозможностью осуществления, а располагалось среди технического, вдохновляясь его возможностями.

При этом художникам хотелось чего-то другого — не подчинения искусства технике или техники искусству, а техники, растворённой в искусстве, и искусства, свободно парящего среди строгих законов техники. «Вряд ли нам хотелось «поверить алгеброй гармонию», скорее, мы сразу находили гармонию в алгебре — семь цветов радуги, семь нот в гамме… Разве нужно их считать? — говорит Борис Баженов и тут же добавляет: — Семь невест ефрейтора Збруева!» Они оба, Борис и Александр, заразительно смеются. Поди пойми их, художников. Где грань между смешным и серьёзным? Между фактом и мистификацией?

Из этого периода авторы вынесли понимание красоты инженерных решений, которое сформировало будущий проект, связанный с искусством в механике. Так родилась художественная группа ArtMechanicus.com, а идея механики как искусства, идея поиска прекрасного в движении стала воплощаться в реальность.

В мире с давних времён существует стремление к созданию чудесных вещей, рождающихся на сопряжении искусства и техники. Развивая этот проект, участники группы впитывают и изучают традиции великих мастеров. Они делают то, что видится им наиболее близким и интересным. Так, Леонардо да Винчи изобретал разнообразные машины, будучи художником. Его захватывала идея создания того, чего ещё нет в существующем мире, о чём человечество, его современники, только мечтали…

ИДЕЯ

«Мы тоже обратились к природе, — подхватывает мысль Александр. — Объектом нашего внимания стали обитатели мирового океана. Так появилась серия кинетических скульптур «Механические рыбы». Нами был получен некий «магический кристалл», грани которого оказываются проекциями граней человеческого общества…».

«Мы не копируем каких-то конкретных рыб, — присоединяется Борис. — Они нам что-то подсказывают, а мы придумываем, сочиняем их, движимые нашей фантазией».

Почему именно рыбы? Причин множество, начиная с того, что они сами по себе вертикально-плоские и позволяют устроить механизм так, что он виден с разных сторон, и заканчивая символизмом этих водных существ, вытащенных в чужеродную для них среду. Уже не говоря о том, что рыба — один из древнейших символов, появившихся ещё в шумеро-аккадской мифологии.

«Впрочем, мы не имели в себе высокомерия сравняться с создателями мифов в демиургическом акте… — улыбается Борис. — Скорее, мы считывали и сочиняли современный миф, давая свободу нашей фантазии, обращённой к человеческому обществу, в надежде соприкоснуться с его детскими мечтами…».

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыбы

1. Механорыба

Первая механорыба (1), точнее её макетный механизм, была сделана из простых материалов: мебельных уголков, палочек для суши, проволочек от сломанного трансформатора. Рычаги вырезали из липы при помощи ножа, оси — из шпажек для шашлычка и зубочисток, а шестерни выпилили ручным лобзиком. Эта скульптура так и осталась в мастерской, как бы дав начало «заводскому Морскому музею». Но на ней было отработано изготовление основных узлов, а также композиционные и технические решения.

Преодолев стадию конструирования прототипа, который наконец-то зашевелил плавниками, авторы сосредоточились на художественных об

разах, идеи которых порой происходили от одного слова. К примеру, от словосочетания «гламурная рыба» появился эскиз, идея о красоте, а потом и сама скульптура (2), ставшая экспонатом «Музея мирового океана».

«Газгольдерная рыба» получила направление в один из «газгольдерных» офисов. «Ореховая рыба» пережила уже три реинкарнации. Самая же капризная «Железная рыба» (3) стала воплощением идеи воина, рыцаря и рождалась в течение девяти месяцев! Она, кстати, была первой в коллекции.

Наконец, «Рыба-дом» — собирательный образ стремления человека к созданию своего пристанища в любых условиях — побывала более чем на двадцати выставках, неизменно радуя и удивляя посетителей.

ВОПЛОЩЕНИЕ

Работа над очередным произведением начинается именно с определения того, что хочется символически отобразить. Затем постепенно прорисовывается художественный образ, который детализируется разными частями механизмов. Зарождённый совместными поисками и обсуждениями объект в эскизах Бориса обретает визуальный образ. Далее авторы обсуждают эскиз, вносят в него поправки и населяют разнообразными деталями. И так несколько раз, приближая желаемый образ.

Художники-механики подчёркивают, что они не изобретают, а конструируют свои произведения на основе уже известных механических узлов, из которых и создаётся образ движущейся, кинетической скульптуры.

Следующая стадия — макетирование основных механизмов и узлов в, так сказать, черновых материалах вроде фанеры и МДФ. Тут к работе подключаются мастера-резчики Сергей Филатов и Михаил Волков. И наконец, когда всё заработает, эскиз дорисовывается, подбираются материалы для самой конструкции и отделки для полного раскрытия художественного образа.

Затем делается чистовой вариант произведения. Сначала — каркаса и механизма. Последний долго подгоняется и притирается, ведь дерево — материал «живой» и склонный менять свои размеры от колебаний температуры и влажности. Иногда, для того чтобы механизм заработал идеально, дорабатывается и дополняется художественный образ. Например, у «Железной рыбы» нижняя челюсть получилась весом почти 5 кг! Мотор от графопостроителя не справлялся с её подъёмом, поэтому она обрела свинцовые противовесы, отчего установилось равновесие относительно оси качания и скульптура стала двигаться, как хотели авторы. Причём противовесы были отлиты с вкраплениями ракушек, камушков и монет — в виде наростов на жабры, которые эффектно дополнили образ морского скитальца.

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыба искусство создание механизм

4

После того как произведение закончено, художники берутся за новый объект.

Конечно, какие-то узлы с небольшими вариациями переходят из одного произведения в другое. Примеры — кулисный механизм (4), управляющий движением хвоста, или последовательность рычагов (5), приводящих в действие плавники рыбы.

В связи с большим объёмом практически исключительно ручной работы, все произведения становятся уникальными, обладая индивидуальной авторской природой. И каждый участник проекта оставляет в нём свой след.

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыба искусство создание механизм

5

Работа над каждым экземпляром занимает два-три месяца. Точнее сказать нельзя, ведь вдохновение авторов сопрягается с решением технических задач. На момент нашего общения две рыбины находились в мастерской: одна в ожидании отправки к своим будущим обладателям и ещё одна — рыба-светильник — в работе.

Создание подобных произведений и применяемые технологии очень трудозатратны, отчего деятельность Александра и Бориса, а также мастеров Сергея Филатова и Михаила Волкова остаётся художественным творчеством, а не бизнесом как таковым.

РЫБА-СВЕТИЛЬНИК

Проследим за созданием рыбы-светильника (или рыбы-маяка) с ирисовой диафрагмой.

Сначала была такая задумка: лепестки диафрагмы, приводимые в движение, закрывают и открывают свет. Затем диафрагма дополнилась силуэтом рыбы.

Сама по себе кинематика диафрагмы проста. Тщательно зачернённые серповидные лепестки из тонкого металла закреплены на двух кольцах с прорезями так, что при их взаимном вращении (обычно одно кольцо жёстко связано с корпусом объектива, а второе, подвижное, — с кольцом установки диафрагмы) происходит изменение размера отверстия между лепестками.

Но этот механизм не очень нагляден, так как скомпонован исходя из того, чтобы при максимальном открытии отверстия ширина его «в свету» была бы поменьше — чтобы корпус объектива получился не слишком толстым.

Получившееся бра не копирует в точности устройство диафрагмы. От неё позаимствована только сама идея нескольких лепестков, схождение которых перекрывает отверстие, а расхождение — открывает. Приводной механизм видоизменился так, что стал носителем отдельного художественного образа, а не нагромождением деталей сложной формы.

Первичной была красота выставленного напоказ механизма. Поэтому приводное колесо с рычажками привода диафрагмы стало почти втрое большего диаметра, чем «относительное отверстие», сами же резные изогнутые рычажки привольно расположились между неподвижным кольцом с осями и подвижным, закреплённым между пятью небольшими шестерёнками, которые служат опорами для большого кольца.

Промежуток между кольцевой шестерёнкой и неподвижным кольцом вокруг отверстия, в котором ходят рычажки и лепестки, не остался без художественного дополнения: позади рычажков — кольцевой витраж в викторианском стиле. Он подсвечивается той же лампой, что и центральный «иллюминатор».

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

  • Рейсмус, ленточная и дисковая пилы, сверлильный станок, резчицкий и слесарно-монтажный инструмент, электромонтажные принадлежности, ЧПУ-фрезер.
  • Различные породы дерева (в основном орех, дуб, липа).
  • Стильный латунный крепёж, разработанный и выточенный на заказ исключительно для данной скульптуры.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Первая стадия — рисование эскиза рыбы в натуральную (к слову, весьма немалую) величину (6). После того как прорисованы, смоделированы и изготовлены главные элементы механизма диафрагмы, его «прилаживают» к эскизу (7). Тем самым авторы уточняют образ, дополняя рыбу глазами, плавниками, челюстью, чешуёй и т. д.

Каждую деталь перерисовывают на шаблон из жёсткого пластика и выпиливают по нему ленточной пилой (8) из подходящего по цвету и свойствам дерева (в данном случае — из липы и ореха). Затем заготовки шлифуют по контуру и передают резчику, который и вырезает их в окончательном виде.

Теперь из ореха склеивают щит, раскладка которого есть на вышеупомянутом эскизе.

После склейки силуэт рыбы выпиливают той же ленточной пилой и ручными резчицкими инструментами доводят до желаемого вида.

На фото (9) — основание подвижной части лежит на предварительно выпиленной из орехового щита основе рыбы. На следующем фото (10) — в прорези основания вставлена часть рамок витража заднего плана. Видно, что главная шестерня состоит из пяти секторов, соединённых на «ласточкин хвост» (11).

На этой выкладке (12) видны составная главная шестерня, лепестки диафрагмы и передаточные рычаги. А здесь (13) изображён практически весь механизм — маленькие опорные шестерёнки, накладки, соединяющие части главной шестерни, и окантовка «иллюминатора».

После выкладки, когда становится ясно, что все детали изготовлены в соответствии с замыслом, резчик полностью обрабатывает основание рыбы. Затем закрепляют на нём части механизма, сначала начерно, для более точной подгонки. Дальше механизм тонируют, покрывают воском, отделывают поталью и собирают начисто.

Потом окончательное декорирование — набивка чешуек и декоративных медно-кожаных накладок-латок. Монтируют светильник и всё вместе устанавливают на декоративную подложку.

РЕЗУЛЬТАТ

Рыба-маяк готова к плаванию (14). Этот новый образ обогатил рыбную коллекцию ArtMechanicus.com.

ArtMechanicus com кинетическая скульптура рыбы

14. Готовая рыба-маяк


⇒ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Автор Алексей Алесковский.

Статья опубликована в журнале «Инструменты» выпуск «Лето 2013».

Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.

Другие статьи по теме

Самое читаемое за месяц