Статья подготовлена при участии компании «Астари» —
официального дистрибьютора двигателей Briggs&Stratton в России.
Компания Briggs&Stratton была основана более века назад, в 1908 году, и, как многие тогдашние «стартапы», первое время представляла собой буквально гаражную мастерскую. Производство первых моделей двигателей внутреннего сгорания под этой торговой маркой началось ровно век назад — в 1920-м. Сейчас Briggs&Stratton — один из мировых лидеров в области выпуска компактных бензиновых двигателей малой и средней мощности. Вообще говоря, интересы компании давно уже шире, чем «моторостроение». Она выпускает и конечную продукцию — под своим именем и под именем нескольких других принадлежащих ей брендов. Но большинство производимых двигателей используются сторонними компаниями — производителями самой разнообразной техники.
В настоящее время ассортимент двигателей, выпускаемых компанией, охватывает буквально все возможные области применения: Briggs&Stratton предлагает как моторы «бытового» класса, так и двигатели, рассчитанные на профессиональную и даже промышленную работу. То же самое можно сказать и о типах выпускаемых двигателей — здесь также охвачены практически все возможные области. Попробуем выделить несколько групп. Кроме универсальных двигателей общего назначения, компания выпускает широкий ассортимент компактных двигателей для газонокосилок, а также более мощные для садовых тракторов и райдеров, и специализированные «снежные» двигатели для установки на «зимнюю» технику. Отдельную группу составляют двигатели коммерческого назначения (Briggs&Stratton Vanguard) — от сравнительно компактных моделей до мощных двухцилиндровых двигателей, устанавливаемых на силовую, строительную и самоходную технику.
В России все типы двигателей Briggs&Stratton представлены компанией «Астари», которая уже много лет является официальным импортёром двигателей для средств малой механизации, снегоуборщиков, а также бензиновых генераторов и газовых электростанций.
Briggs&Stratton 625EXi-Series | 675EXi-Series
Бензиновые двигатели для садовой и силовой техники
Двигатели такого типоразмера, с вертикальным валом, используются, прежде всего, на газонокосилках. И именно в этой области Briggs&Stratton является безусловным лидером, обеспечивая около половины мировой потребности в подобных двигателях. Вся «газонокосилочная» линейка Briggs&Stratton включает в себя разновидности двигателей от «300-й» до «950-й» серии. Цифра в названии указывает на значение максимального крутящего момента (делим на 100 и получаем искомое значение, единицы измерения — фунты на фут),
Конкретно эти модели относятся к наиболее популярной, средней мощностной категории, предназначены для косилок с площадью обработки до 1000 м². Двигатели относятся к верхнеклапанным (OHV), то есть тем, которые сейчас наиболее часто встречаются на малой моторной технике. Ещё недавно, буквально десяток лет назад, газонокосилки массово оснащались двигателями другого типа, более простой конструкции, с боковым расположением клапанов. Но ужесточившиеся экологические требования заставили производителей перейти на более совершенные и экономичные OHV. По значению крутящего момента двигатель 675EXi-Series с рабочим объёмом 163 см³ сопоставим с нижнеклапанным с объёмом в 190 см³ и взаимозаменяем с ним по присоединительным размерам. Так что вместо замены устаревшей газонокосилки пользователь вполне может просто сменить двигатель (в этом случае следует учитывать размеры выходной части коленвала, чтобы подобрать необходимую модификацию). Современные двигатели Briggs&Stratton этих серий соответствуют экологическим нормам Евро-5, гарантируют запуск не более чем со второго рывка стартёра, оснащены «тихим» глушителем и даже не требуют обязательной замены масла в течение всего срока службы — достаточно периодически менять только воздушный фильтр и свечу зажигания. Расчётный ресурс — не менее 500 моточасов, для бытовых газонокосилок это означает 10–20 лет интенсивной эксплуатации на приусадебном участке.
Briggs&Stratton CR750 | CR950
Бензиновые двигатели для садовой и силовой техники
Небольшие двигатели с горизонтальным расположением коленвала широко применяются и на садовой, и на силовой технике, в частности на большинстве разновидностей культиваторов и мотоблоков, мини-электростанций, моек высокого давления и водяных насосов. У каждого вида подобной техники есть свои особенности эксплуатации, связанные как с областью применения (бытовой или профессиональной), так и с характером нагрузки (постоянная или переменная). Поэтому «универсальных» моделей двигателей тут нет и быть не может. В результате в этой группе все крупные производители предлагают по нескольку линеек, оптимизированных под конкретные условия.
Двигатели Briggs&Stratton серии CR — линейка, предназначенная для установки на технику бытового назначения, преимущественно садовую, вроде культиваторов и лёгких моделей мотоблоков. Годовая наработка у подобных машин в домашнем хозяйстве обычно невелика — максимум несколько десятков моточасов. Условия эксплуатации тоже можно считать относительно щадящими: длительная работа бывает редко, нагрузка обычно более или менее стабильна, перегрузки почти исключены, температура эксплуатации, условно говоря, «комнатная». В общем, ничего экстремального от двигателя тут не требуется, покупателю такой техники нужен надёжный, простой и по возможности недорогой силовой агрегат. Модели относятся к верхнеклапанным (OHV), оснащены механическим регулятором оборотов, поплавковым карбюратором, кованым коленвалом, двойными шарикоподшипниками коленвала и чугунной гильзой цилиндра. Очистку воздуха обеспечивает бумажный «овальный» воздушный фильтр, двигатели комплектуются бензобаком и эффективным «низкотонным» глушителем.
Briggs&Stratton XR750 | XR950 | XR1450 | XR2100
Бензиновые двигатели для садовой и силовой техники
Эти четыре модели двигателей — наиболее популярные представители серии Briggs&Stratton XR. Вся линейка XR включает в себя семь «базовых» моделей — от «550-й» до «2100-й», цифры, как и у всех рассмотренных ранее моделей, указывают на значение максимального крутящего момента (в фунтах на фут). Несложно заметить, что в серии XR имеются модели, по характеристикам практически совпадающие с «бытовой» серией CR. Но сходство тут только внешнее. Briggs&Stratton XR — профессиональная серия, рассчитанная на частое и продолжительное использование в сложных рабочих условиях, при высоких и переменных нагрузках. По расчётам производителя, при равных условиях эксплуатации ресурс у двигателей Briggs&Stratton XR втрое выше, чем у «бытовых» CR.
Фактически двигатели Briggs&Stratton XR считаются универсальными, их можно ставить на садовую, силовую и малую строительную технику. Каждая модель выпускается в нескольких незначительно отличающихся друг от друга разновидностях (принципиально важное отличие у таких модификаций только одно — размеры и форма хвостовика коленчатого вала). При этом важные особенности XR и CR одинаковы, разве что XR оснащены более эффективным двойным воздушным фильтром (с поролоновым фильтрующим элементом, осуществляющим предварительную очистку). Начиная с «950-й» модели, двигатели могут поставляться в версиях «только с ручным» и «с ручным и электрическим» запуском.
Briggs&Stratton Vanguard 18.0 Gross HP | 23.0 Gross HP
Бензиновые двигатели для садовой, самоходной и силовой техники
Все двигатели производства Briggs&Stratton можно разделить на две большие группы: «обычные» Briggs&Stratton и Briggs&Stratton Vanguard. В первую входят двигатели разного назначения — от бытового до индустриального и коммерческого, во вторую группу включены только модели коммерческого класса.
В названии «обычных» двигателей Briggs&Stratton чаще всего присутствуют цифры, указывающие на максимальный крутящий момент (в фунтах на фут). У Vanguard система обозначений другая — обычно указывается полная мощность (в лошадиных силвх) при 3600 об/мин.
В этой группе выпускаются двигатели разной компоновки: с горизонтальным и вертикальным расположением коленвала, одно цилиндровые мощностью от 5,0 до 14,0 л. с. и двухцилиндровые — от 13,0 до 40,0. Кроме этого, каждый «базовый» двигатель имеет ряд модификаций, учитывающих особенности его применения на различных типах оборудования и техники.
Моторы такого уровня во всём мире в принципе выпускают очень немногие компании, а некоторые типы двигателей вообще не имеют сопоставимых аналогов. К таким относятся и представленные модели. Основное отличие этих двигателей от конкурентов — сохранение (на некоторых модификациях, включая представленные) возможности ручного запуска от вытяжного стартёра. В этой мощностной категории другие производители «убирают» его, оставляя только возможность электрозапуска от аккумуляторной батареи. К тому же эти двигатели комплектуются более мощным, чем у конкурентов, встроенным альтернатором (катушка 16 А) для питания бортовой сети оборудования, на котором они установлены.
Briggs&Stratton Vanguard 35.0 Gross HP
Бензиновый двигатель для самоходной, силовой и строительной техники
Как уже говорилось, двигатели Briggs&Stratton Vanguard выпускаются в нескольких различных линейках, слово «Vanguard» в их названии обозначает не тип двигателя, а «коммерческий» уровень исполнения. Двухцилиндровые двигатели Vanguard делятся на две размерные группы: Small Block мощностью до 23 л. с. и Big Block мощностью свыше 25 л. с.
Ближайшим и наиболее известным конкурентом Briggs&Stratton Vanguard можно считать двигатели Honda GX. Но их модельные ряды не совпадают. Максимальная мощность в модельном ряду Honda GX составляет примерно 25 л. с., то есть соответствует линейке Small Block.
Сопоставимых аналогов серии Big Block в настоящее время практически не существует. Об уровне исполнения двигателей Vanguard говорит следующий факт: на них предоставляется трёхлетняя гарантия даже при коммерческой эксплуатации. Другие мировые производители в этой мощностной категории ничего подобного предложить не могут, они выпускают моторы максимум профессионального класса, с меньшим ресурсом и худшими эксплуатационными характеристиками.
Стоит ещё заметить, что все двигатели Big Block фактически созданы на основе двух «базовых» моделей. Рабочий объём цилиндров двигателей мощностью 25–31 л. с. составляет 896 см³, мощностью 33–40 л. с.— 993 см³. Чаще всего все эти двигатели комплектуются высокоэффективным воздушным фильтром циклонного типа. Других особенностей в серии очень много, как общих, так и «индивидуальных» для отдельных моделей. Представленный мотор мощностью 35,0 л. с. можно считать «базовым», о некоторых его модификациях будет рассказано далее.
Briggs&Stratton Vanguard 37.0 Gross HP EFI
Бензиновый двигатель для самоходной, силовой и строительной техники
Очень многие технические особенности у всех двухцилиндровых двигателей Briggs&Stratton Vanguard сходны. Так, в частности, все они поставляются без топливного бака, но зато оборудованы топливным наосом и системой смазки автомобильного типа — под давлением, со сменным масляным фильтром (а заодно и выносным радиатором для охлаждения моторного масла). В последние несколько лет к этим особенностям прибавилась ещё одна, давно уже известная в автомобилестроении. Вместо привычного карбюратора на ряде двигателей начали устанавливать «инжектор» — то есть систему впрыска топлива в цилиндры под давлением, с электронным контролем управления параметрами Такая система, по сравнению с механическим карбюратором, оказывается надёжнее, экономичнее и удобнее. К тому же она способна быстрее и точнее корректировать подачу топлива при работе с переменной нагрузкой. Основной её недостаток для пользователя — возрастание цены всего двигателя. Но с учётом постоянного ужесточения экологических норм по выбросу вредных веществ очевидно, что инжекторные модели будут вытеснять карбюраторные. Уже сейчас многие производители предлагают инжекторные версии двигателей средней мощности, в дальнейшем их появления стоит ожидать и на двигателях малой мощности.
По своим характеристикам и особенностям данная модель мало отличается от рассмотренного ранее двигателя мощностью 35,0 л. с. Для карбюраторных версий Briggs&Stratton Vanguard это максимум. Но за счёт установки «инжектора» вместо карбюратора производителю удалось поднять максимальную мощность мотора и заодно существенно расширить ассортимент.
Briggs&Stratton Vanguard 35.0 Gross HP Marine
Бензиновый двигатель для самоходной и водной техники
«Морская» разновидность двигателя Briggs&Stratton Vanguard, адаптированная для установки на водную и «грязевую» технику, то есть маломерные суда, вездеходы и лодки-болотоходы. Тут сразу надо заметить, что деление довольно условно. Такой двигатель с успехом может использоваться на буквально любом другом оборудовании, «основа» у них у всех одна и та же, различия заключаются в некоторых «мелочах», которые, впрочем, иногда могут иметь принципиальное значение.
Для «стандартных» двухцилиндровых двигателей Vanguard характерна комплектация воздушными фильтрами циклонного типа, обеспечивающими эффективную очистку воздуха даже в условиях очень сильной запылённости, например при работе на стройплощадке. Конструкция циклонного фильтра такова, что большая часть пыли, попавшая в него, не доходит до фильтрующего элемента. Она оседает на внутренних стенках корпуса фильтра и впоследствии удаляется из него под собственным весом, через отверстия в нижней части корпуса. В итоге и фильтрующий элемент забивается гораздо медленнее, что позволяет обеспечить высокую мощность продолжительное время и реже проводить его очистку. «Морские» двигатели с этой точки зрения работают в более щадящем режиме, такой фильтр им не требуется, вместо него устанавливают более привычный низкопрофильный фильтр с плоским фильтрующим элементом. Но зато производителю приходится учитывать другой неблагоприятный фактор — повышенную влажность. Поэтому «морские» двигатели комплектуются коррозионностойкими глушителями из нержавеющей стали. Третье существенное отличие касается электрооборудования: на двигателе установлен более мощный альтернатор (катушка 20/50 А), способный обеспечить не только подзарядку аккумулятора, но и работу осветительных приборов, а также иного установленного на технике электрооборудования. Также на эти модели ставят более производительный топливный насос, способный обеспечить перекачку топлива из бака, расположенного на удалении от двигателя.
Briggs&Stratton Vanguard 37.0 Gross HP EFI Marine | 40.0 Gross HP EFI Marine
Бензиновые двигатели для самоходной и водной техники
В настоящее время эти модели считаются «топовыми» среди двухцилиндровых двигателей Briggs&Stratton Vanguard, в которых одновременно применены все описанные ранее «особые» технические решения. В качестве «основы» здесь точно так же используется двухцилиндровый двигатель объёмом 993 см³, максимальная мощность которого в карбюраторном исполнении составляет 35 л. с. Но благодаря применению инжекторной системы управления подачей топлива (EFI) мощность этих разновидностей удалось увеличить до 37 и 40 л. с. соответственно. Слово «Marine» в названии обозначает «морское» исполнение, то есть адаптацию этих моделей для установки на самоходную, водную и «грязевую» технику, в том числе используемую на заболоченных участках, мелководьях и даже на солёной воде. Эти особенности здесь такие же, как и у рассмотренной выше «морской» версии мощностью 35,0 л. с., оснащённой карбюраторным двигателем. Очистка воздуха осуществляется с помощью низкопрофильного воздушного фильтра, для обеспечения электроснабжения техники на двигатели установлены альтернаторы увеличенной мощности.
Также «морские» двигатели имеют антикоррозийное исполнение, в частности они укомплектованы глушителем из нержавеющей стали. Топливный бак в базовой версии двухцилиндровых Vanguard не предусмотрен, для подачи топлива эти модели укомплектованы насосами увеличенной производительности.
Официальный дистрибьютор двигателей Briggs&Stratton в России – компания «Астари».
Автор: Максим Грибоедов.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Лето-осень 2020» (№3’2020)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Сентябрь 2020 года