В 2016 году на мировом рынке садовой техники произошло важное событие — бренд Subaru объявил о прекращении выпуска двигателей для малой садовой техники в связи с переориентацией на автомобильное производство. Это напрямую затронуло и Россию. Многие российские производители мотоблоков, буксировщиков и прочих средств малой механизации использовали двигатели Subaru, у бренда была большая аудитория поклонников.
Естественно, конкуренты не замедлили отреагировать на это событие. Главным соперником Subaru считается Honda, и кому как не этой компании логично было бы взять под своё крыло тех, кто хочет владеть техникой премиального сегмента, и потому выбирал Subaru, но теперь лишён такой возможности. Мы пообщались с Артёмом Бахтиным, техническим директором компании «Двигатели общего назначения», которая уже много лет является эксклюзивным дистрибьютором двигателей Honda в России.
Артём, как Honda сейчас ощущает себя на российском рынке? Как повлиял кризис на её деятельность и планы?
Я могу говорить лишь от лица отделения «Двигателей Хонда» в России. Под влиянием кризиса объёмы поставок двигателей заметно сократились. Но позиции Honda относительно конкурентов остались на том же уровне. Профессионалы по-прежнему выбирают наши двигатели. Более того, в целом настроение на рынке позитивное, пик кризиса уже преодолён, и уже в ближайшее время мы ожидаем начала роста. Так что обстановку в целом считаю стабильной и спокойной. Сейчас ключевое направлением нашей дистрибьюторской деятельности — поддержка постоянных партнёров и российских производителей.
Как развивается сотрудничество с российскими производителями моторной техники?
У нас с ними хорошие партнёрские отношения. С удовольствием выступаем с презентациями на мероприятиях, совместно принимаем участие в выставках, проводим технические тренинги, делаем тесты соответствия техники стандартам «Хонда». На наш взгляд, производителей можно разделить на две группы. Первые производят «от и до» самостоятельно, остальные занимаются лишь сборкой из иностранных комплектующих. Последние в текущих экономических условиях находятся в менее выигрышном положении, так как в значительной степени зависят от колебаний курсов валют.
Большая часть российских производителей сельхозтехники являются также предприятиями ВПК, и сейчас они сконцентрированы на выполнении государственных заказов. Думаю, что к 2020 году, по окончании реформы перевооружения, стоит ожидать всплеска производства товаров народного потребления на данных предприятиях.
Какие планы у компании в связи с уходом с рынка одного из основных конкурентов — Subaru? Как Honda планирует привлечь под свои знамёна поклонников этого бренда?
Конечно, мы сожалеем об уходе «Субару». За время работы на российском рынке двигатели зарекомендовали себя как надёжный и качественный продукт. Конкуренция полезна для развития, а «Субару» — очень достойный конкурент. Но, поверьте, нам есть что предложить клиентам Subaru. В наших активах, во‑первых, высококачественные двигатели, а во‑вторых, всё необходимое для долгой бесперебойной работы: обширная сеть авторизованных сервисных центров, доступность запасных частей, лояльная гарантийная политика, сильнейшая на рынке техническая поддержка (интернет-портал, каталоги запчастей, мануалы по ремонту). Поставки двигателей «Хонда» в Россию централизованные, то есть осуществляются через единого дистрибьютора. Такими мерами обеспечивается контроль рынка, равные условия торговли на всех уровнях, а также выполнение гарантийных обязательств.
Мы планируем переориентировать клиентов «Субару» именно на наши двигатели. Прежде всего, в числе новых партнёров мы видим производителей оборудования, готовы предложить весь спектр двигателей общего назначения, удобную скидочную политику и сервисную поддержку.
В конце октября вы открыли в Москве ещё один салон техники «Технодача». Но ведь до сих пор «Двигатели общего назначения» не занимались розничной торговлей.
Да, у нас открылся собственный салон силовой техники. Его открытие реализуется в рамках программы расширения нашего предприятия, он ориентирован на розничного покупателя. Место было выбрано не случайно — в 10 минутах езды от нашего центрального склада, в оживлённом месте на пересечении МКАД и Калужского шоссе. В салоне будут представлены наиболее известные мировые бренды во главе с Honda.
С недавнего времени наша компания является также и официальным дилером компании «Хонда Мотор Рус» по силовой технике. В следующем году мы планируем открыть ещё как минимум два салона. Надеемся, что в обозримом будущем наш проект превратится в успешную торговую сеть. Продажи будут подкреплены интернет-магазином, разработка которого уже близится к завершению.
На рынке электроинструмента и садовой техники бум аккумуляторных технологий. Высказываются предположения, что аккумуляторы будут вытеснять с рынка бензиновую технику. Что думает об этом Honda?
«Хонда» находится на острие технологического прогресса, вкладывает огромные средства в инновации. В аккумуляторных технологиях, несомненно, есть перспективы, поэтому в следующем году на российском рынке с высокой долей вероятности появятся аккумуляторные триммер и воздуходувка Honda.
Согласен, что аккумуляторные технологии из года в год захватывают всё новые виды техники. Но есть определённый предел рентабельности применения аккумулятора на устройстве. Имею в виду соотношение конечной стоимости изделия, его массы и продолжительности работы. Если взять, например, триммер или любой ручной инструмент, то оптимального соотношения достигнуть довольно легко, таких примеров масса. Но в случае с генератором, мотопомпой, садовым трактором или крупным снегоуборщиком ситуация обратная. Здесь двигатель внутреннего сгорания будет доминировать ещё долгое время. Тут, как говорится, «Хонда» на коне. Возможен лишь переход на альтернативные виды топлива.
Какие новинки планирует показать Honda в ближайшее время?
Как было сказано, в ближайшее время возможно появление на рынке нескольких новых аккумуляторных устройств, но это больше относится к разделу силовой техники. Что касается подразделения двигателей — это, как мы уже анонсировали в предыдущем впуске вашего журнала, очень интересная линейка, заточенная под работу на сжиженном природном газе.
Ещё появится «наклоняемый» двигатель, предназначенный для работы под увеличенным углом, а также несколько новых моделей двигателей мощностью 2 и 14 л. с. и двухцилиндровый двигатель с электронным впрыском топлива. Надеюсь, что скоро всё это можно будет встретить на просторах нашей необъятной страны.
Интервью подготовил Алексей Меснянкин
Статья опубликована в объединённом выпуске «Осень-зима 2016»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель»
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь