Caiman 296x90

Интерскол 296x90

MITEX 2024 296x90

Deli 296x90


Присоединяйтесь к нам в соцсетях

Главные новости /все

Открыта продажа билетов на выставку ArtDom 2025! Получите скидку 50% по промокоду MEDIA
61
«Керамакс» – на ключевой металлургической выставке
109
АО «Керамакс» запустило производство порошковой металлургической проволоки в Челябинске
132
Журнал «Инструменты» + «GardenTools» серии «Потребитель» (объединённый выпуск «2024»)
459
На старт! Внимание! MITEX!
231
21 ноября в Ташкенте состоится независимая конференция продавцов инструмента и оборудования!
319
Промышленная группа «Керамакс» приглашает на выставку «Металл-Экспо’2024»
119
«Керамакс» принял участие в Международной выставке Weldex-2024
118
Инструментальный мир выставки MITEX: на волне трендов отрасли
183
Новинки от Kentatsu — газовые котлы Nobby Smart II. Обзор линейки, характеристики, преимущества
195
Пространство мастерства: деловая программа выставки MITEX 2024
140
Топ-блогеры в специальной зоне мастер-классов MITEX.DIY на выставке MITEX 2024
309
«Керамакс» примет участие в Международной выставке Weldex-2024
242
3 октября на ВДНХ начнёт работу выставка «Загородный дом 2024»
148
Датская компания FaunaMaster представляет мобильную технику для агробизнеса
302
17 сентября на мероприятии ArtDom Design Tour в Новосибирске выступит известный дизайн-дуэт Draga & Aurel
263
Перестаньте мечтать, начинайте строить! 3-6 октября в Москве на ВДНХ пройдёт 37-я выставка «Загородный дом»
322
Впервые выбирают MITEX: дебютанты выставки 2024 года
605
Объединяя идеи и таланты: региональная программа ArtDom Design Tour для дизайнеров и архитекторов России
241
29-я Международная выставка Aquaflame by Aquatherm Moscow пройдёт 4-7 февраля 2025 г. в Москве, в «Крокус Экспо»
297
Испанский производитель садового инструмента Grupo Sanz покупает OEM-завод в Китае
492
Новая эпоха в строительстве: Utech на смену Hilti
641
Продолжается регистрация на выставку «Загородный дом – 2024» (3-6 октября, Москва, ВДНХ, павильон 57)
3053
Облачный кондиционер Daichi Alpha — сплит-система, которая всегда на связи
504
Кондиционеры Kentatsu: инновации и качество по доступной цене
575
Инструмент для ландшафтного дизайна на MITEX 2024
412
АО «Экспоцентр» продолжит проводить выставки на Краснопресненской набережной до 1 июня 2025 года
479
Greenworks вышел в Премьер-лигу: знаковый момент в истории компании
513
Дизайнерские модели бытовых кондиционеров MIRacle: обзор новинок от бренда Daichi
517
Серые, зеленые и желтые обои: как выбрать и комбинировать для идеального интерьера
566
Дима Логинов — куратор выставки ArtDom 2025 (20-22 февраля, Москва, МВЦ «Крокус Экспо»)
3067
В начале был MITEX…
619
ВсеИнструменты.ру — крупнейший в России онлайн-ритейлер товаров для дома и ремонта — собирается на биржу
695
«Леруа Мерлен» в России сменит название на «Лемана про»
606
Чемпионат электриков IEK Group подтвердил квалификацию мастеров на международном уровне
449
«Керамакс-Электра» – шаг в будущее
1073
MITEX 2024. Выставка №1 в мире инструмента
848
Крупнейший центр профессиональной садовой техники принял гостей из разных регионов
780
IEK Group развивает рынок труда в электротехнической отрасли
622
Пескобетон оптом: рекомендации по выбору и применению
1239

Выставки

Слёт Мастеровых #14 на MITEX 2017: 7-10 ноября, Москва

Interlight Moscow 2017: 7-10 ноября 2017, Москва

Ландшафт Экспо 2018: 2-4 марта 2018, Москва

Batimat Russia 2018: 3-6 апреля, Москва

Интерфлора 2018: 18-20 апреля, г. Москва, Гостиный Двор

Сибирская дача 2018: 26-29 апреля, Красноярск

Intertool Kiev 2018: 15-18 мая, г. Киев, Украина

Unibuild 2018: 6-7 июня, Нальчик

SibWoodExpo 2018: 11-14 сентября, Иркутск

Осень на даче 2018: 13-16 сентября, Красноярск

ФСД 2018 Санкт-Петербург: 28-29 сентября

China Machinery Fair 2018: 30 октября - 1 ноября, Москва

Агропромышленный форум Сибири 2018: 14-16 ноября, Красноярск

Электротехника. Энергетика 2018: 21-23 ноября, Красноярск

Дом. Дача. Дизайн 2019: 14-16 марта, Беларусь, г. Могилев

Дом и Сад 2019: 21-24 марта, Москва

Петербургская зелёная неделя 2019: 26-29 сентября, Санкт-Петербург

CIHS-2019: 10-12 октября, Шанхай (Китай)

ПромЭкспо 2019: 15-16 октября, Волгоград

City Build Russia 2019: 29-30 октября, Санкт-Петербург

Металлообработка и сварка 2019: 20-22 ноября, Красноярск

Ремонт Экспо 2020: 14-16 февраля, Москва

Eisenwarenmesse 2020: 1-4 марта, Кельн (Германия)

ShymkentBuild 2020: 11-13 марта, Казахстан, Шымкент

Коттедж. Строй. Экспо-2020: 2-5 апреля, Хабаровск

Город 2020: 15-17 апреля, Владивосток

Архитектура ДВ 2020: 21-23 мая, Хабаровск

Spoga+Gafa 2020: 6-8 сентября, Кельн (Германия)

Строим дом. Осень 2020: 26-27 сентября, Санкт-Петербург

Энерго-Volga-2020: 18-20 ноября, Волгоград

ОСМ 2021: 26-29 января, Москва

КлиматАкваТЭкс 2021: 17-20 марта, Красноярск

Малоэтажное домостроение 2021: 17-20 марта, Красноярск

Строительство и архитектура 2021: 17-20 марта, Красноярск

BREX 2021: 24-26 марта, Москва

Expo-Russia Uzbekistan 2021: 1 апреля - 31 мая, онлайн

City Build Russia 2021 Москва: 28-29 апреля

ДагСтройБилд 2021: 23-24 июня, Махачкала

Expo-Russia Kazakhstan 2021: 23-25 июня, г. Алматы, Казахстан

UzStroyExpo 2021: 27-29 октября, Узбекистан, г. Ташкент

Новогодний подарок 2021: 9-12 и 16-19 декабря, Санкт-Петербург

Загородный дом 2022: 7-10 апреля, Москва

Металлообработка-2022: 23-27 мая, Москва

Выставка Expo-Russia Kyrgyzstan 2022: 21-23 июня, г. Бишкек, Кыргызстан

Expo-Russia Serbia 2022: 7-9 сентября, г. Белград, Сербия

СтройЭкспоКрым 2022, 15-17 сентября, Симферополь

ExpoDrev Russia 2022: 21-23 сентября, Красноярск

Expo-Russia Armenia 2022: 5-7 октября, г. Ереван, Армения

Машиностроение: С и Т 2022: 18-20 октября, Москва

RusWeld 2022: 24–27 октября, Москва

Белорусский дом 2022 и ОВК 2022: 27-29 октября, Беларусь, г. Минск

Пром-Энерго-Volga-2022: 23-25 ноября, Волгоград

Expo-Russia Vietnam 2022: 7-9 декабря, г. Ханой, Вьетнам

AIRVent 2023: 14-17 февраля, Москва

Aquatherm Moscow 2023: 14-17 февраля, Москва

РСН и RosBuild 2023: 28 февраля - 3 марта, Москва

Мир Климата Экспо 2023: 28 февраля - 3 марта, Москва

Стройиндустрия Севера 2023: 1-3 марта, Якутск

Outdoor Dacha 2023: 21-23 марта, Москва

MosBuild 2023: 28-31 марта, Москва

MosWeekHome 2023: 4-8 апреля, Москва

Intelligent Building Expo 2023: 5-6 апреля, Казахстан, г. Астана

AtyrauBuild 2023: 5-7 апреля, Казахстан, Атырау

СПТО.Краны 2023: 5-7 апреля, Москва

Izbushka! 2023: 26-28 апреля, Челябинск

Строй-Volga-2023: 17-19 мая, Волгоград

Сибирская строит. неделя 2023: 23-24 мая, Омск

ЧеченСтрой Экспо 2023: 24-25 мая, Грозный

AstanaBuild 2023: 24-26 мая, Казахстан, Астана

DIY & Household Retail Russia 2023: 25-26 мая, Москва

Aquatherm Almaty 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

KazBuild 2023: 6-8 сентября, Казахстан, Алматы

Всеросс. нед. охр. труда 2023: 26-29 сентября, Сочи

Expo-Russia Iran 2023: 10-12 октября, г. Тегеран, Иран

СТМ 2023: 17-19 октября, Новосибирск

BuildExpo Uzbekistan 2023: 28-30 ноября, Узбекистан, г. Ташкент

UzBuild 2024: 27 февраля - 1 марта, Узбекистан, г. Ташкент

BuildUral 2024: 23-25 апреля, Екатеринбург

Фестиваль Столярного Дела Москва 2024: 1-2 июня

MITEX 2024: 5-8 ноября, Москва

Опросы

Каким аккумуляторным инструментом Вам приходилось работать?

  • • дрель-шуруповёрт (21%, 1 038 голосов)
  • • фонарь (12%, 594 голосов)
  • • перфоратор (10%, 497 голосов)
  • • УШМ (10%, 476 голосов)
  • • отвёртка (10%, 468 голосов)
  • • дисковая пила (8%, 392 голосов)
  • • рубанок (6%, 309 голосов)
  • • гайковёрт или винтовёрт (5%, 265 голосов)
  • • специализированный шуруповёрт (5%, 229 голосов)
  • • сабельная пила (4%, 217 голосов)
  • • мультитул (4%, 214 голосов)
  • • другое (4%, 180 голосов)
  • • пока никаким (1%, 30 голосов)

Проголосовало: 1 187

Загрузка ... Загрузка ...
-->

Сегментное точение: мастер-класс

23383

Сегментное точение своими рукамиТокарный станок по дереву, в отличие от его металлорежущего «собрата», издавна (изобретен Диодором Сицилийским примерно 2650 лет назад) использовался для создания поделок, предметов интерьера, мебели и деталей построек, например балясин для лестниц. С давних времен известны такие приемы декоративного точения, как смещение центров вращения (внеосевое точение), использование в сочетании с токарным станком делительной головки и узкого рубанка (в наше время вместо него применяется фрезер) для получения «витых» колонн или колонн с продольными канавками.

Понятие «сегментное точение» (или обточка набранной из сегментов заготовки для получения декоративных предметов интерьера или частей мебели), по-видимому, родилось во второй половине XX века, после появления современных клеев, ленточнопильных и ленточно-шлифовальных машин. (Некоторые специалисты приводят как контраргумент каменную вазу времен Петра Первого, имеющую диаметр около метра. Однако приклеенные к ее поверхности малахитовые сегменты не точились резцом, а полировались, поэтому этот шедевр нельзя считать продуктом сегментного точения.)

Трудоемкость сегментного точения выше, чем вытачивания из цельной заготовки: надо подобрать детали, точно разрезать их, подогнать соприкасающиеся поверхности и уж затем навинтить планшайбу на шпиндель. Зато эта технология имеет несколько неоспоримых достоинств, самое главное из которых заключается в том, что сегментная поделка, хотя бы та же ваза, смотрится красивее выточенной из цельного куска дерева.

Далее, сегментное точение стирает взаимосвязь размеров заготовки и конечного изделия, тогда как при точении из цельного куска материала диаметр поделки жестко задается размерами заготовки. Кроме того, цельную деталь из хорошо высушенной древесины не так-то просто найти. Конечно, можно начерно выточить из сырого материала, высушить, а потом уж обточить окончательно, но при таком методе надо искать место для хранения полувыточенных поделок. К тому же вес цельной заготовки может быть слишком велик для небольшого токарного станка.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Сегментным способом — из досок относительно небольшой ширины и толщины, например 25х100 мм после их распиловки на бруски и склейки — может быть создана чаша или ваза диаметром, который ограничивается только возможностями вашего токарного станка. На момент написания данной статьи я выточил чашу диаметром 300 мм и высотой 200 мм (1), используя в качестве заготовок доски не шире 80 мм и не толще 15–20 мм. В англоязычном Интернете попадаются фото чаш диаметром до 600 мм, изготовленных из 200–400 сегментов.

Несмотря на очевидность идеи, технологически сегментное точение требует большой аккуратности, чтобы заготовку не разорвало при обточке или на готовой поделке не появились щели на месте клеевых швов.

Режимы резания при обточке тоже могут отличаться от стандартных. Объем удаляемой стружки в этом случае меньше, как и дисбаланс заготовки. Поэтому, по мнению многих западных авторов, половины лошадиной силы (350 Вт) токарному станку по дереву вполне достаточно, а такую мощность имеют большинство настольных (хоббийных) станков.

Особенности режимов резания состоят в том, что при обточке заготовки из бруса резец работает поперек волокон, а волокна древесины параллельны оси вращения. При вытачивании углублений и полостей ваз из массива резец режет волокна с торца, что тоже, в общем-то, поперек. Но при сегментном точении волокна дерева в сегментах направлены вдоль главного движения (и по хордам к оси вращения), так что работа резца ближе к строганию рубанком или циклевке.

Так как волокна дерева в сегменте прямые, а вытачивается хорда, то половина сегмента точится «встреч волокнам», а половина — «по волокну», поэтому резец надо точить поострее, а подачу делать поменьше, чтобы не сколоть дерево (все равно объем снимаемого слоя при сегментном точении ниже).

По моему опыту, косой резец неприменим, основным инструментом для внешних поверхностей является полукруглый, для торцов — прямой, для внутренних — плоский овальный или специальный чашечный расточной (3). Не нужно увлекаться высокой скоростью вращения — меня, например, вполне устраивают 850 оборотов в минуту. Кроме всего прочего, меньшая скорость безопаснее в случае разрушения заготовки и ее вылета из станка.

После обточки поделка шлифуется прямо в станке наждачными бумагами 120 и 400 единиц, что дает очень гладкую поверхность.

 На момент написания данной статьи я выточил чашу диаметром 300 мм и высотой 200 мм (1), используя в качестве заготовок доски не шире 80 мм и не толще 15–20 мм. В англоязычном Интернете попадаются фото чаш диаметром до 600 мм, изготовленных из 200–400 сегментов  Некачественный клей или плохая склейка чреваты разрушением вращающейся сборки, что очень опасно (2) По моему опыту, косой резец неприменим, основным инструментом для внешних поверхностей является полукруглый, для торцов — прямой, для внутренних — плоский овальный или специальный чашечный расточной (3)

СКЛЕЙКА

Я использую для склейки водостойкий клей Titebond-2 (с синей этикеткой). На его полное высыхание уходит примерно 12–18 часов. Обращаю ваше внимание, что подобные клеи не переносят замораживания, и потому рекомендую покупать их в проверенных магазинах, где они хранятся при плюсовой температуре. Некачественный клей или плохая склейка чреваты разрушением вращающейся сборки, что очень опасно (2).

ШАГ ЗА ШАГОМ К НАМЕЧЕННОЙ ВАЗЕ

Для освоения технологии сначала стоит сделать простую чашу или подобную ей поделку с одним рядом из десятка-полутора сегментов. Для этого из доски нужно вырезать лобзиком круг для заготовки дна (или выпилить ножовкой восьмигранник). Кроме этой заготовки, надо сделать крепежную бобышку высотой 40–50 мм (склеить ее можно из двух кругов, выпиленных из доски 25 мм или обрезков щита 18 мм). Дно приклеиваем по центру стопки бобышек, а к ним привертываем шурупами планшайбу. По моим наблюдениям, планшайбы из комплекта настольных токарных станков по дереву имеют недостаточное количество крепежных отверстий, но это легко исправить 4-миллиметровым сверлом и дрелью (4). Пришурупливать лучше черными саморезами по гипсокартону (они лучше закалены, да и Ph2 более вынослив, чем «позидрайв») (5).

Дно приклеиваем по центру стопки бобышек, а к ним привертываем шурупами планшайбу. По моим наблюдениям, планшайбы из комплекта настольных токарных станков по дереву имеют недостаточное количество крепежных отверстий, но это легко исправить 4-миллиметровым сверлом и дрелью (4) Пришурупливать лучше черными саморезами по гипсокартону (они лучше закалены, да и Ph2 более вынослив, чем «позидрайв») (5) Накрутив планшайбу на станок, приступаем к обточке. Сначала убираем эксцентриситет, снимая внешние выступы на гранях (6)

Минимум на моей планшайбе — 8 отверстий, но избыток крепления всегда лучше, чем вылетевшая из станка заготовка, тем более что этот деревянный волчок способен натворить немало бед, не говоря уж о потерянном времени и испорченных материалах.

Теперь режем сегменты. В простейшем случае для разметки потребуется шаблон из картона. Циркулем чертим две окружности: одну с диаметром, чуть большим внешнего диаметра поделки (то есть с запасом), и вторую — на 20–30 мм меньше диаметра донышка. Проводим два радиуса, прикинув, чтобы угол между ними «разумное» целое число раз умещался в 360 градусах (например 30 или 45 градусов). Полученный шаблон (он имеет вид трапеции) накладываем на рейку попеременно узкой стороной то к себе, то от себя и размечаем рейку так, чтобы все резы были между сегментами и отходов не получилось вовсе (это будет небесполезно в дальнейшем, при работе с ценными породами дерева). Собственно, плоской должна быть только нижняя (при разметке и приклейке) сторона рейки, так как верхняя и боковые будут обточены. При отсутствии фуговального или рейсмусного станка достаточное выравнивание достигается обычным ручным рубанком.

Напилив сегментов мелкозубой ножовкой, лобзиком с мелкозубой пилкой или ленточной пилой, надо без зазоров склеить кольцо из сегментов. Поскольку точность и простота склейки прямо пропорциональны точности распиловки, западные токари предпочитают использовать ленточную пилу — она обеспечивает распил строго под прямым углом. Но и электролобзиком при достаточной аккуратности можно нарезать тонкие рейки под прямым углом. Для этого рейку нужно зажать в тиски верстака, чтобы ее верхняя плоскость была в плоскости стола, а отпиливаемый конец выступал в сторону. Электролобзик следует вести большей частью подошвы по столешнице. Мои опыты показали, что склейка кольца разом без зазоров, как правило, не удается, лучше поступить иначе.

Кладем на стол мягкую подкладку, на нее — кусок толстого стекла или стальную пластину, а сверху — абразивом вверх лист наждачной бумаги около 120 единиц и шлифуем склеиваемые поверхности, помечая карандашом складываемые сегменты. Склеиваем их по три-четыре и сжимаем струбцинами.

После высыхания подгоняем сборки одну к другой шлифовкой и склеиваем их в кольцо, скрепляя резиновым жгутом или скотчем (подойдет самый дешевый).

Дожидаемся высыхания клея и переходим к шлифовке кольца. Наиболее аккуратный способ — ручной, опять же с помощью листа наждачной бумаги (80–120 единиц), положенного абразивом вверх на ровную поверхность. Если для сегментов использовалась рейка со строгаными поверхностями, то объем шлифовки будет небольшой, и отшлифовать плоскость кольца удастся быстро.

При наличии запасной планшайбы можно сделать приспособление для шлифовки в виде фанерного круга с наклеиваемой двусторонним скотчем наждачкой, который привернут к планшайбе. Навертываем ее а шпиндель и проводим шлифовку на токарном станке. При наличии орбитальной шлифмашины такой метод тоже применим.

Ленточной или плоскошлифовальной (вибрационной) шлифмашиной кольцо отшлифовать, как правило, не удается — ленточная «зарывается», а плоскошлифовальная недостаточно производительна, да и вибрация вредна для суставов рук.

Отшлифованное кольцо приклеиваем на будущее донышко и прижимаем грузом до полного высыхания — если использовать сине-этикеточный (водостойкий) Titebond-2, на это уйдет приблизительно 12 часов (у других клеев время высыхания может быть другим).

Накрутив планшайбу на станок, приступаем к обточке. Сначала убираем эксцентриситет, снимая внешние выступы на гранях (6).

Тут надо быть аккуратным — вращающиеся выступы не видны, и резец надо подводить очень медленно, чтобы он внезапно не «зарылся» в заготовку. В противном случае он может вылететь из рук или погнуться (я однажды погнул резец, сделанный из полукруглой стамески), да и деталь легко испортить.

Итак, начерно с припуском обтачиваем деталь снаружи. Переставив подручник, обрабатываем внутреннюю сторону чаши: сначала резцом, а потом сразу шлифуем (7). Затем следует вторая перестановка подручника и чистовое выравнивание наружной поверхности поделки. Такая последовательность хороша тем, что сначала внешний многогранник оказывается обточенным до тела вращения, а затем многогранное отверстие превращается в круглое.

Итак, начерно с припуском обтачиваем деталь снаружи. Переставив подручник, обрабатываем внутреннюю сторону чаши: сначала резцом, а потом сразу шлифуем (7) Затем кладем сборку сегментами вниз и ставим груз на центр хвостовика планшайбы. После высыхания клея навинчиваем планшайбу на станок и выравниваем резцом торцевую поверхность сегментов до плоскости, проверяя ее стальной линейкой (8)

На этом этапе можно оценить реальную толщину стенки, которая иной раз оказывается меньше расчетной из-за неточной склейки или не вполне осевого крепления сборки на планшайбу. Но в первом опыте лучше чуть отклониться от запланированных размеров, чем прорезать стенку насквозь либо обнаружить невозможность вытачивания поделки. К тому же при окончательной наружной обточке предмета с готовой полостью можно получить более тонкие стенки, так как усилие от резца идет на сжатие, а не на разрыв клеевых швов.

Уже первый опыт в сегментном точении покажет вам, насколько трудно добиться тонких, незаметных и полностью склеенных швов при сборке кольца из 10–15 сегментов. Количество сегментов определяется несколькими соображениями. Во-первых, художественным решением будущего изделия, например сочетанием в каждом кольце разных пород дерева и сдвигом этих сборок на некоторый угол, отчего получаются наклонные ступенчатые узоры или узоры, подобные древнегреческим орнаментам. Второе соображение — ширина исходной планки относительно диаметра будущего изделия. Вписывание круга в восьмигранник отправит в стружку больше дерева, чем 16-сегментная заготовка. При диаметрах больше 200 мм и работе с ценными породами дерева это может быть весьма существенно.

ПРИМЕЧАНИЕ: если вы хотите сделать поделку из нескольких колец (уровней), то сначала нужно убрать эксцентриситет (обточкой выступов), а затем выровнять плоскости, к которым вы будете приклеивать следующие кольца.

ВАЗЫ С «ОКНАМИ»

На Западе, да и у наших любителей получило распространение вытачивание поделок с нарочно оставленными «окнами» между сегментами. Таким способом делают вазы для сухих цветов, чаши для чего-то сухого и крупного, плафоны для светильников, цилиндрические шкатулки и прочие негерметичные предметы. Сборка и склейка таких поделок имеют несколько отличий.

Сначала, как обычно, будущее дно поделки приклеиваем к крепежной бобышке, ее привертываем к планшайбе, а планшайбу навинчиваем на шпиндель. Обточив края дна до симметричности, подносим к его торцу карандаш и чертим круг (а лучше два) около края диска.

Затем приклеиваем следующий круг сегментов. Для уменьшения биения заготовки на шпинделе обтачиваем первый круг сегментов снаружи после высыхания приклейки третьего (9), однако при тяжелом станке или небольшой поделке этого можно и не делатьСнимаем планшайбу со станка, размечаем угломером или транспортиром кольцо на нужное количество секторов и приклеиваем сегменты (для их выравнивания как раз и нужны карандашные окружности). Затем кладем сборку сегментами вниз и ставим груз на центр хвостовика планшайбы. После высыхания клея навинчиваем планшайбу на станок и выравниваем резцом торцевую поверхность сегментов до плоскости, проверяя ее стальной линейкой (8). Затем приклеиваем следующий круг сегментов. Для уменьшения биения заготовки на шпинделе обтачиваем первый круг сегментов снаружи после высыхания приклейки третьего (9), однако при тяжелом станке или небольшой поделке этого можно и не делать.

Западные авторы рекомендуют приклеивать сегменты к донышку, заранее приклеенному на навернутую планшайбу, прямо на выключенном станке (особенно при очень большом количестве сегментов или конечных размерах поделки). Сам процесс приклейки сегментов при этом способе требует, по-хорошему, наличия делительной шкалы на планшайбе или между ней и корпусом станка. На подрезечник кладем магнит, на него — стальную линейку, сегмент кладем на линейку и приклеиваем, линейку отодвигаем, шпиндель проворачиваем на нужный угол, линейку примагничиваем обратно, по ней клеим следующий сегмент, и так по кругу. Выложив круг, его надо хорошенько прижать при помощи куска фанеры, поджатого к заготовке задней бабкой. После сушки фанерку убираем, торцевую поверхность сегментов выравниваем резцом или шлифбумагой на колодке и приклеиваем следующий круг.

⇒ ПРИМЕЧАНИЕ: будьте аккуратны — небольшое отклонение от плоскости торцевой поверхности предыдущего ряда приводит к плохой склейке и повышает вероятность разрыва поделки. Проверяя плоскость, используйте точные стальные линейки, а не деревянные или алюминиевые.

ВАЗЫ С УЗКИМ ГОРЛОМ

Узкогорлые вазы делаем в два этапа. Сначала собираем и обтачиваем нижнюю часть вазы до самого большого по диаметру участка и снимаем планшайбу со станка. Затем на другой планшайбе (и бобышке) собираем, в смысле склеиваем из сегментов, верхнюю часть вазы, начиная с горлышка и до толстой части. Плоскости стыков торцуем, верх вазы отрезаем от планшайбы и приклеиваем к нижней части, к горлышку прижимаем конусом задней бабки прокладку в виде фанерного круга, и место стыка обтачиваем до незаметности.

РЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ

Резцы в сегментном точении тоже имеют свою специфику. Первая их особенность — заточка на более острый угол, так как поделка менее прочная, чем цельное бревно, и лучше уменьшить усилие резания. Резцы желательно почаще подтачивать.

Вторая особенность — наиболее подходящим оказался не реер (полукруглый резец), а плоская стамеска с чуть закругленными углами. Для торцевания незаменим резец в виде скошенного влево косяка, изготовленный из плоской стамески и имеющий прямую режущую кромку.

Как правило, сегментным методом делают полые предметы, поэтому не обойтись без чашечного резца. В продающихся комплектах резцов его обычно нет, но его легко изготовить из 20-миллиметровой стамески при помощи УШМ и точила и снабдить самодельной рукояткой подлиннее — мне приходилось видеть резцы с почти полуметровыми рукоятками, хотя для настольного станка и 200-миллиметровой достаточно.

Еще один важный аксессуар, носящий английское название bowl rest (можно перевести как «кривой подручник»), очень облегчает обточку внутренних поверхностей.

В отличие от обычного подручника, у этого полочка изогнута в горизонтальной плоскости в виде латинской буквы S. Такой изгиб приближает точку опоры резца на подручнике к заготовке при расточке полостей, что уменьшает вибрацию, понижает шум и улучшает качество поверхности.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ТОЧЕНИИ ДРЕВЕСИНЫ

Очень рекомендую плексигласовый «щиток токаря», закрывающий все лицо. Направления разлета стружки с резца самые непредсказуемые, но одно направление известно точно — в лицо токарю. К тому же вращающаяся сегментная заготовка фактически является центробежным вентилятором с широкими лопастями и узкими прорезями, и стружка раздувается достаточно далеко — после работы всё в радиусе двух-трех метров оказывается покрыто стружкой. Очков недостаточно — деревянная пыль летит в глаза поверх стекол и снизу вверх, обходя стекла.

Еще следует опасаться разрушения заготовки или ее вылета из станка, поэтому стоять лучше между точкой резания и задней бабкой, а не нагибаться над деталью. (Хотя, по моему опыту, куда ни встань, вылетевшая из станка ваза все равно будет двигаться по непредсказуемой траектории. У меня однажды заготовка даже прокатилась вверх по стене!)

Остальные рекомендации по ТБ приводить не буду — читайте инструкцию к станку и учебники по столярке.


Автор: Алексей Алесковский

Май 2008 г.

Другие статьи по теме

Самое читаемое за месяц