Предлагаем Вашему вниманию описание мотокультиватора «Тарпан» ТМЗ-МК-03 B&S, подготовленное в рамках нашего обзора некоторых моделей техники российского производства, оснащённых двигателями от компании «Бриггс энд Стрэттон» (Briggs&Stratton). Другие части статьи, а также отзывы читайте по следующим ссылкам:
ООО «Туламаш-Тарпан» — одна из двух десятков дочерних компаний, входящих в состав производственного объединения «Туламашзавод» — производителя широчайшего ассортимента продукции как для военных, так и для гражданских нужд. Специализация компании — выпуск бензиновых и электрических мотокультиваторов и мотоблоков под маркой «Тарпан», дополнительного оборудования к ним, мобильных пожарных установок, дизель-генераторов, дизель-насосных агрегатов, деталей и узлов к продукции машиностроительного назначения.
Тарпан — предок некоторых пород современных лошадей, вымерший около века назад. Впоследствии порода была восстановлена (хотя, конечно, не до исходного вида). История марки в чём-то напоминает историю «тёзки». Культиватор «Тарпан» был разработан на Тульском машиностроительном заводе в 1991 году, через два года начал выпускаться серийно, а в 1995 году «вымер» в связи со сложной экономической ситуацией.
Обновлённая «порода», «Тарпан 03», выпускается с 1997 года и с тех пор не раз модернизировалась, хотя компоновка модели осталась без существенных изменений.
«Тарпан» ТМЗ-МК-03 B&S
Мотокультиватор среднего класса
Почти все мотокультиваторы и многие мотоблоки, представленные на рынке, имеют более или менее сходную конструкцию: двигатель с горизонтальным расположением вала установлен поперёк машины, связан с редуктором через ременную передачу.
Конструкция культиваторов «Тарпан» принципиально иная: двигатель с вертикальным валом соединяется с червячным редуктором посредством сухого центробежного сцепления: две полукруглые колодки, стянутые пружинами, при увеличении числа оборотов расходятся, прижимаются к барабану и передают крутящий момент на редуктор. Сходную форму сцепления используют, к примеру, на бензопилах.
Такое сцепление обладает куда более высоким ресурсом, чем ременная передача, и к тому же очень компактно. Особенность культиваторов подобной конструкции в том, что мотор легко снять для удобства хранения или перевозки. Так что перевозить его можно не только в багажнике машины, но и в «люльке» мотоцикла или даже просто в садовой тачке.
В комплект входят две сдвоенные фрезы, но к ним можно добавить ещё и третью пару, увеличив ширину обработки до метра. Третью пару фрез, кстати, реально поставить и прямо на выходной вал — получится машина с небольшой шириной обработки для использования на компактных участках сложной формы.
Также в список дополнительного оборудования входят защитные диски, грунтозацепы, рама с транспортировочными колёсами, окучник, картофелевыкапыватель и даже плуг — в общем, всё то, что не всегда предлагается и к более мощным моделям. Мало того, двигатель культиватора готов агрегатироваться и с другим оборудованием, в частности со специально разработанными приставками-косилками.
Двигатели Briggs&Stratton ставили на многие модели культиваторов «Тарпан». На новой модификации установлен мотор серии EXi, появившейся у B&S буквально пару лет назад. Эта серия за счёт более совершенной конструкции легче и компактнее предшественников, имеет меньший рабочий объём цилиндра при той же мощности, оснащена автоматической системой управления воздушной заслонкой, соответствует современным экологическим требованиям.
Мало того, менять на двигателе моторное масло не обязательно (при условии выполнения остальных операций по обслуживанию: контроля уровня масла, периодической замены свечи зажигания и воздушного фильтра). Эта особенность — технология Just Check & Add («Просто проверь и добавь») — представляет собой целый комплекс технических решений. Двигателям EXi не требуется обкатка и «притирка», их трущиеся детали изготовлены с очень высокой точностью. За счёт малых размеров и эффективного отвода тепла двигатель не перегревается — следовательно, и масло в нём не окисляется (к слову, масло тоже специальное, содержит до четверти объёма присадок, улучшающих его свойства). Попадающий в цилиндр воздух проходит тщательную очистку, подсос запылённого воздуха через уплотнения исключён. В общем, сам двигатель и культиватор с ним в сравнении с другими моделями требуют минимального технического обслуживания.
Официальный российский сайт компании Briggs&Stratton: www.briggsandstratton.com/eu/ru
Автор: Максим Грибоедов.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Весна 2018»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Июнь 2018 года