В настоящее время практически всё производство малой бензотехники массового спроса сосредоточено в Китае, и это факт. Однако с более мощными и технически сложными изделиями наблюдается другая картина. Их очень многие производители предпочитают выпускать в своих странах, поближе к потребителю. Или если не выпускать целиком, то хотя бы организовывать у себя сборку техники из отдельных компонентов. Это общемировая тенденция, Россия здесь не исключение.
Причин такой «политики производства» довольно много. Вот лишь две из них.
Чтобы «прийти к балансу», используют таможенные рычаги, то есть увеличенные пошлины. И тут снова в действие вступает экономика: «дорогую» технику, оказывается, выгодно делать у себя — следовательно, отказываться от её производства нет резона.
Это не значит, что абсолютно все детали и узлы техники должны быть исключительно собственного производства. Такого практически не бывает (разве что в Китае). Здесь свой «баланс»: какие-то детали проще выпускать у себя, какие-то удобнее заказывать на стороне. Применительно к моторной технике заказывать удобнее в первую очередь сами моторы.
Мы подготовили описания 5-ти моделей техники российского производства, оснащённых двигателями от компании «Бриггс энд Стрэттон» (Briggs&Stratton), которая является «локомотивом» отрасли с 1908 года. Читайте наш обзор и отзывы по следующим ссылкам:
Само собой, в данном обзоре представлены далеко не все российские производители, а весьма крупные и известные в нашей стране. Большинство из них занимается выпуском мотоблоков — это достаточно сложная и дорогая техника, рассчитанная на длительный срок службы. К тому же мотоблоки у нас «на селе» многие годы являются одним из самых популярных видов техники — и как сельскохозяйственные машины, и просто как грузовое транспортное средство. Многие модели мотоблоков выпускаются десятилетиями, лишь незначительно модернизируясь со временем. В подборку включены и другие виды техники отечественного производства — культиватор и мотобуксировщик.
Стоит заметить, что двигатель — это отдельная сборочная единица и на отечественную продукцию ставятся моторы разных марок. От класса двигателя зависит позиционирование техники в линейке. Недорогие китайские моторы идут на технику бытового назначения, двигатели Briggs&Stratton — на профессиональные и «топовые» модели (причём независимо от позиционирования мотора самой компанией Briggs&Stratton).
Здесь уместно сделать небольшой экскурс по ассортименту Briggs&Stratton.
Наиболее массовые серии Briggs&Stratton — это двигатели небольшой мощности с вертикальным расположением вала, так называемые газонокосилочные (в основном ими оснащают газонокосилки, реже — другие виды техники, в нашей подборке такой мотор установлен на мотокультиваторе).
В этой категории у Briggs&Stratton конкурентов просто нет. Двигатели небольшой мощности применяют обычно для «бытовых» серий техники, отсюда и их особенности — сравнительная простота и невысокая цена. Значение наработки на отказ — от 500 моточасов, при работе той же газонокосилки это значит не менее 10 лет при её использовании в «бытовом» режиме.
В последнее время эта линейка обновлена — ранее в ней были в основном представлены нижнеклапанные двигатели, сейчас она в основном включает в себя моторы с верхним расположением клапанов (OHV). Характерные особенности современных двигателей Briggs&Stratton этой линейки: простота запуска (технология электрозапуска InStart, технология ReadyStart), автоматическое управление воздушной заслонкой, сниженный уровень выброса вредных веществ.
С возрастанием мощности в линейке появляются и другие особенности, например чугунная вставка в гильзу цилиндра для увеличения ресурса, «тихие» глушители и множество различных «фирменных» разработок. В этой же линейке, в частности, есть двигатели с прямым приводом клапанов (DOV).
Более мощные «вертикальные» двигатели с верхним расположением клапанов применяют на самоходной технике вроде газонокосилочных тракторов. Эти моторы обозначаются «Series 3 — Series 8», снабжены чугунной гильзой цилиндра и системой снижения вибрации (AVS). В этой группе к названию мотора добавляются обозначения Powerbuilt, Intek, Professional или Commercial. У каждой серии свой комплекс особенностей, перечислять их можно долго, но стоит отметить общую тенденцию — чем мощнее двигатель, тем он сложнее и тем выше его ресурс. Тенденция вполне объяснима: обычную газонокосилку после износа двигателя проще даже не чинить, а сменить целиком, на мини-тракторе это нерационально — при длительной эксплуатации дешевле обойдётся при необходимости отремонтировать или, если ресурс выработан, поменять только двигатель.
Вторая обширная категория двигателей Briggs&Stratton — моторы с горизонтальным расположением вала. Такие ставят на садовые машины вроде большинства видов культиваторов и мотоблоков, на силовую технику — генераторы и компрессоры и множество иных видов оборудования.
Все модели — «верхнеклапанные» (OHV). Многие из них можно дооснастить системой электрозапуска, есть серия со встроенным альтернатором для питания «бортовой сети» техники. Отдельная серия — «снежные» двигатели Snow Series для снегоотбрасывателей, снегоходов и иной «зимней» техники.
Надо отметить, что «горизонтальные» двигатели очень популярны в мире, преимущественно их выпускают китайские производители. Но качество и ресурс «китайцев» обычно не стоит и сравнивать с «фирменными», от компаний «с именем».
И наконец, отдельная группа Briggs&Stratton — моторы Vanguard промышленного назначения (по определению самой компании — commercial engines). Дословно этот термин переводится как «коммерческие двигатели»: имеется в виду их предназначение для конечных устройств, участвующих в коммерческой деятельности. А это значит, что при их разработке нет никаких компромиссов с целью «специализации» или снижения цены.
«Коммерческие» двигатели обязаны работать в любых условиях, при любой температуре, при повышенных и неравномерных нагрузках, быть простыми в обслуживании, эксплуатации и ремонте и при этом иметь чрезвычайно высокий ресурс — работать при необходимости хоть по многу суток подряд с перерывами только на техническое обслуживание.
О соответствии Vanguard этим требованиям говорит простой факт — 3 года гарантии компании на них даже при коммерческом использовании.
В эту группу входят моторы мощностью от 5,5 до 37 л. с. с горизонтальным и вертикальным расположением коленвала.
Официальный российский сайт компании Briggs&Stratton: «Бриггс энд Стрэттон» (Briggs&Stratton)
Автор: Максим Грибоедов.
Статья опубликована в объединённом выпуске «Весна 2018»
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».
Архив всех выпусков в pdf-формате смотрите здесь.
Июнь 2018 года